![]() |
Новинки в «Моих статьях» Иерархические системы в которые мы впаяны Мои чувства как МОЯ ценность Шесть этапов формирования моей картины мира |
Свежие зарисовки О пределах психотерапии Роль стыда в твоей жизни Пусть будет много песен разных! |
Новинки в «Статьях других авторов» Гештальт-терапия как практическая философия Критерии выбора быть человеком Великолепие внутри нас |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
Александр Вакуров |
![]()
Сообщение
#1
|
![]() Хозяин форума Группа: Главные администраторы Сообщений: 26 548 Регистрация: 7.9.2006 Из: Иваново Пользователь №: 1 ![]() |
Провокативная терапия Фрэнка Фаррелли - один из необычнейших жанров психологического консультирования.
Консультация в духе провокации Цитата Елена Алеева Мог ли представить американец Фрэнк Фаррелли, психиатр госпиталя душевного здоровья "Мендота" в штате Висконсин, что через 40 лет опыт его работы с шизофрениками будут по всему миру осваивать психологи и бизнес-консультанты, успешно применяя его для работы с нормальными людьми? Скорее всего, он об этом не думал. Просто в один прекрасный день Фаррелли устал выслушивать жалобы своих пациентов и изобрел уникальное направление, которое назвал "провокативная терапия". Надувные человечки Фрэнку Фаррелли 72 года. Он родился в семье ирландских католиков и был девятым из двенадцати детей. О своей семье он никогда не забывает. О своих ирландских корнях говорит с нескрываемой гордостью и не устает их подчеркивать, когда его фамилию произносят на итальянский манер, с ударением на втором, а не на первом слоге, как нужно. Сейчас он почти не занимается частным консультированием, его основная работа -- проведение обучающих семинаров в самых разных странах. В России он не впервые. На мой вопрос о том, когда возникло понятие "провокативная терапия", мэтр отвечает: -- Это произошло во время 91-го сеанса с каким-то шизофреником, когда я уже был готов все бросить. Как и большинство психотерапевтов, я занимался "накачиванием" самооценки. Что обычно говорит клиент? Он говорит, что он ничего не стоит, что вся его жизнь полное дерьмо. Психотерапевт, как правило, пытается убедить его в обратном, и этот процесс сродни надуванию воздушных шариков. На том сеансе я сказал своему пациенту: ладно, я сдаюсь, ты действительно ужасный, безнадежный и никчемный. Давай не будем тратить время, отныне я буду во всем соглашаться с тобой. Я говорил с ним очень живо -- примерно так я общаюсь с друзьями. И вот уже через минуту он начал протестовать. Я продолжал дразнить его, а он краснел и посмеивался. Он оживал у меня на глазах, и это было как воскрешение из мертвых. Заметив столь разительную перемену в поведении пациента, Фаррелли стал применять тот же метод в частной практике. Нередко пациенты обвиняли доктора в небрежном отношении, недоумевали, почему они должны выслушивать все эти оскорбления, когда то же самое можно услышать дома от собственных жены или мужа, притом совершенно бесплатно. Бывало, что клиенты вставали и уходили. Но таких случаев было немного, на памяти господина Фаррелли -- всего три. Остальные приходили снова -- хотя бы для того, чтобы доказать "этому глуповатому доктору", что не такие уж они никчемные. Запрещенный прием Каждый из семинаров Фаррелли -- это настоящее шоу с элементами клоунады, когда зал смеется взахлеб. Фаррелли прекрасно пародирует интонации, мимику и жесты. Одним словом, он играет и вовлекает в свою игру всех участников. Фаррелли называют Отцом смеха в психотерапии, но, несмотря на веселье, царящее среди зрителей, тому человеку, который выходит для демонстрационного сеанса на сцену, часто не до смеха. В работе доктор затрагивает весьма болезненные моменты, такие как самооценка, физические недостатки, возраст, близость смерти, интимные отношения. Полная дама, усаживаясь в кресло рядом с доктором, может услышать что-то вроде "Наверное, это дирижабль отвязался и приплыл к нам сюда?" или "Сколько тысяч лис пошло вам на шубу?". Интеллигентному мужчине в очках достается: "Вас кто-нибудь обзывал Эйнштейном? Я был бы последним человеком, который стал бы вас в этом обвинять". Молодому мужчине: "35 лет -- дело к закату!" или "Ты можешь начинать выходить на пенсию. То, что между ушами, уже превращается в камень". Но и себя Фаррелли не забывает: "Старые люди, которые одной ногой в могиле (топает левой ногой), а другой в вечности (потом правой),-- они не спешат!" Все это называется провокативными интервенциями, цель которых -- перевести проблему в другое измерение, заставить говорить клиента о тех вещах, о которых он боялся и подумать, вовлечь его в эмоциональное переживание этого опыта. Руслан -- директор фирмы. "Очень часто, когда я принимаю какие-то решения, вместо одного я одновременно принимаю три. Почему я это делаю, я не знаю",-- говорит он. Фаррелли: "Отлично! Некоторые люди столько колеблются! И не могут принять ни одного. Вы как будто созданы противовесом этим нерешительным людям. Такое быстрое принятие решений -- эквивалент преждевременной ментальной эякуляции". Смеется переводчик, смеется зал, и, наконец, краснеет и смеется сам клиент. Это так называемый конфузионный транс. Многие участники на обсуждениях говорят, что временами проваливались в пустоту или засыпали, но при этом отвечали на вопросы. А некоторые просто ничего не помнят. Бывает, что участника демонстрационного сеанса потом спрашивают: "Что ты чувствовал, когда Фрэнк тебя оскорблял?" Человек говорит: "Как оскорблял? Когда? Наоборот, он так сочувствует! Он так меня понимает! Даже если я что-то не то говорил, он меня так ласково поправлял..." Существенная часть общения на сеансе происходит на невербальном уровне. Часто Фаррелли ведет себя как старый приятель, который, неожиданно что-то вспомнив, восклицает: "Послушай-ка!", подталкивает собеседника в бок или доверительно к нему наклоняется. Сам Фаррелли говорит, что такое общение больше всего должно напоминать перебранку между хорошими друзьями. Это отчасти объясняет впечатления пациента: он потом помнит в основном того самого "хорошего приятеля". Адвокат дьявола Формулируя основные принципы провокативной терапии, Фаррелли утверждает, что психотерапевту при общении с пациентом уготована роль адвоката дьявола. -- В Древнем Риме, когда хотели канонизировать какого-либо праведника, собирался совет, и кому-то приходилось играть такую роль, выискивая и раздувая всевозможные грехи в его жизни. Так и в провокативной терапии: врач, понарошку соглашаясь с мрачными и фаталистическими ожиданиями пациента, искушает его продолжать исповедовать пораженческую психологию. Алексей усаживается в кресло и в ответ на традиционный вопрос "В чем проблема?" сообщает: "Мне кажется, что я не умею отстаивать свое мнение". Уточнив, чем он занимается (Алексей -- бизнес-консультант московской консалтинговой компании), Фаррелли предполагает, что на самом деле проблема Алексея в его заторможенности. После чего начинается: "Ты приходишь туда, где от тебя ожидают помощи, и просто засыпаешь. Теперь я понимаю, почему в России кризис. Есть очень много компаний, которым надо помочь умереть!" Все это делается для того, чтобы выработать у человека устойчивый механизм защиты, научить его спорить и возражать своему собственному пессимистичному "я". Фаррелли говорит, что убедить человека на словах совсем не значит, что этот человек с тобой согласен внутренне. Именно внутреннее согласие помогает решить проблему. -- Как вы понимаете, за какую грань нельзя переступать? -- спрашиваю я. -- Интересно, что в провокативной терапии включается что-то вроде дальтонизма. Клиент как бы машет тебе красным или зеленым флажком, сигнализируя: "Стоп! Проход запрещен!" А ты все это игнорируешь и упрямо продолжаешь двигаться в намеченном направлении. Терапевт должен помочь клиенту близко подойти к тому, от чего он отшатывается и чего хотел бы избежать. Задача психотерапевта, говорит Фаррелли, спровоцировать клиента на пять основных видов поведения: утверждение собственного "я", способность эффективно решать задачи и общаться с людьми, умение распознавать признаки дискриминации и адекватно на них реагировать, на психосоциальную оценку реальности (дифференцированное восприятие) и, наконец, на проявление чувств по отношению к себе (теплоту, заботу, любовь, признание собственной сексуальной привлекательности). -- Как к вам приходят идеи, в какую область направить конкретного клиента с его конкретной проблемой? -- задаю я следующий вопрос. -- Я думаю трехмерными цветными голограммами, 17 телевизионных экранов вспыхивает у меня в голове, когда приходит клиент. Где я их беру? Легче сказать, что не знаю. Мы в семье так общались, постоянно использовали аналогии и метафоры, включали свое воображение. Не всегда поймешь, шутит ли Фаррелли или говорит всерьез; по крайней мере он утверждает, что именно юмор -- эксцентричный или поддерживающий -- помогает довести проблему до абсурда и посмеяться над ней вместе с пациентом. Тем самым он разрушает устоявшиеся стереотипы в поведении человека, когда-то загонявшие его в угол, ломает "панцирь, которым со временем обрастает человеческая душа". Часто он говорит, что дает клиентам не то, что они хотят, а то, что им нужно. Провокация в бизнесе С помощью провокаций Фаррелли предлагает взглянуть на проблему с новых, неожиданных точек зрения. Фаррелли уверен, что очень многое из провокативной терапии можно использовать в бизнесе -- например, при разрешении конфликтов, в мозговом штурме или для принятия решений. -- Вас считают одним из основателей коучинга (персонального тренинга, направленного на личностный и профессиональный рост клиента.-- "Деньги"). Какие компании пользовались вашими услугами? -- Я проводил семинары во многих компаниях самых разных стран: в голландской Dutch Telephone Co., австралийской Quantas Airways, вел семинар в Канберре для глав и консультантов правительственных комитетов по здравоохранению; работал с топ-менеджерами корпорации Mercedes Benz и других немецких автомобильных компаний, а также многих компаний из Англии, Франции, Италии и России. -- Можно ли считать провокативную терапию в контексте бизнеса самым эффективным инструментом для взаимодействия с клиентом? -- мой вопрос несколько провокативен. -- Я думаю, что наиболее эффективный метод коммуникации с клиентом -- это проникнуть в его суть с тем, чтобы заставить его изменить свое отношение и поведение. Я не питаю иллюзий по поводу того, что провокативная терапия наиболее эффективна в бизнесе. Это было бы слишком просто! Но я знаю, что тысячи специалистов, побывавших на моих семинарах за последние 40 лет, в состоянии чрезвычайно эффективно разрешать самые сложные проблемы в личностном общении на работе и в семье. Вот это я знаю. Словом, эта методика может принести самые впечатляющие результаты. В действительности те приемы, которые Фаррелли демонстрирует на своих семинарах, используют многие консультанты. Но вот делать это с таким же результатом мало кому удается. Поэтому стоимость часа индивидуального консультирования у него достаточно высока -- $400. Базовая стоимость одного дня семинара для группы -- $2,5 тыс. На одном из семинаров в Германии у Фаррелли спросили, что нужно для того, чтобы стать провокативным психотерапевтом. Тот сделал вид, что готов поделиться секретом мастерства: "Для того чтобы стать провокативным психотерапевтом,-- медленно начал он, и 40 человек склонились над блокнотами, боясь пропустить хотя бы одно слово гуру,-- нужно родиться ирландским католиком..." Благодарим за содействие Институт групповой и семейной психотерапии и лично Евгения Плисса. Экономический еженедельник "Коммерсантъ-Деньги", материалы номера 23(428) от 16.06.2003г. |
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 19.6.2025, 9:59 |