![]() |
Новинки в «Моих статьях» Иерархические системы в которые мы впаяны Мои чувства как МОЯ ценность Шесть этапов формирования моей картины мира |
Свежие зарисовки О пределах психотерапии Роль стыда в твоей жизни Пусть будет много песен разных! |
Новинки в «Статьях других авторов» Гештальт-терапия как практическая философия Критерии выбора быть человеком Великолепие внутри нас |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
Александр Вакуров |
![]()
Сообщение
#1
|
![]() Хозяин форума Группа: Главные администраторы Сообщений: 26 548 Регистрация: 7.9.2006 Из: Иваново Пользователь №: 1 ![]() |
Грегори Бейтсон оставил так много человечеству, и его мышление было настолько сложно и многогранно, и вопросов и тем, на которые стоит размышлять такое количество, что иногда кажется, что целой жизни не хватит, чтобы изучить всё его наследие. А ведь его наследие - это не только его идеи, это инструменты, которые помогают в этой жизни развиваться, совершенствоваться, совершенствовать своё мышление, категории, которыми мы мыслим и оперируем, оперируя этим миром.
Одна из тем, меня интересующих, это тема уровней обучения, которую Грегори Бейтсон раскрыл в своих произведениях. Тема оказалась достаточно сложной для меня, и я попросил своих ... коллег ... сотоварищей ... сотратников, мудрых и талантливых людей, и в первую очередь Дмитрия Федотова, переводчика трудов Грегори Бейтсона помочь разобраться в этой важной и сложной для меня теме. |
![]() ![]() |
Дмитрий |
![]()
Сообщение
#2
|
Дорогой гость ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Специалисты Сообщений: 61 Регистрация: 4.8.2007 Пользователь №: 1 728 ![]() |
В общем и целом, по всем вопросам...
Про третий уровень: это я не перепрыгнул, а в нумерации ошибся, забыл, что нумеровать-то мы начали с нулевого, а этот, стало быть, второй. Почему мы не должны говорить о том же самом элементе поведения (вздрагивании). Насколько я понимаю, это контрастирует с методикой НЛП по выявлению ценностных критериев, где мы берём какой-то один поведенческий фрагмент (в оригинале, по-моему, мытьё посуды), а потом расширяем контекст, на каждом новом шаге выясняя при каких условиях человек стал бы (или не стал бы) мыть посуду. Так вот, здесь подход другой. Я сошлюсь на бейтсоновский пример с исследовательским поведением крысы. На более низком уровне: крыса исследует конкретный объект в лаборатории, получает отрицательное подкрепление в виде удара током, на этом цикл обучения (стимул - реакция - подкрепление) на этом уровне замыкается. Крысе больше не нужно исследовать ДАННЫЙ объект, она получила сведения о его потенциальной опасности для неё. Но на более высоком уровне речь идёт не о том же элементе поведения (не об исследовании этого конкретного поведения), а об определённом ТИПЕ поведения, о НАБОРЕ поведений, так сказать. Этот тип поведения называется исследовательской активностью, то есть (говоря по-другому) это "подход" крысы к любым незнакомым объектам. На этом уровне удар тока, полученный при исследовании объекта явился положительным подкреплением для исследовательской активности. Исследовательская активность подтвердила свою полезность и эффективность, так как был определён ещё один опасный объект. Крыса как бы ещё раз "подтвердила для себя", что в любой незнакомой обстановке полезный подход - исследовательский. Здесь, ИМХО, принципиально важно различие, разрывность между конкретным образцом поведения и типом поведения. Говорим об обучении более высокого логического типа - переходим от поведения к типам поведения. Далее. Нулевой уровень - это не ОБРАЗОВАНИЕ, это СУЩЕСТВОВАНИЕ связи между стимулом и реакцией. Эта связь может быть "зашита" в неврологии (например, как коленный рефлекс) генетически. Или может образоваться в результате обучения первого типа. Но важно здесь то, что такая реакция существует и подтверждается. Первый уровень - это ОБРАЗОВАНИЕ связи между стимулом и реакцией, её ИЗМЕНЕНИЕ или УГАШЕНИЕ. То есть: реакция была, а затем изменилась или пропала. Или: реакции не было, а затем она появилась. Последнее тут. Лучше бы нам не путать классическое (павловское) обусловливание (то есть рефлексы и образование рефлексов) с оперантным обусловливанием. |
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 17.6.2025, 22:15 |