![]() |
Новинки в «Моих статьях» Иерархические системы в которые мы впаяны Мои чувства как МОЯ ценность Шесть этапов формирования моей картины мира |
Свежие зарисовки О пределах психотерапии Роль стыда в твоей жизни Пусть будет много песен разных! |
Новинки в «Статьях других авторов» Гештальт-терапия как практическая философия Критерии выбора быть человеком Великолепие внутри нас |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
Александр Вакуров |
![]()
Сообщение
#1
|
![]() Хозяин форума Группа: Главные администраторы Сообщений: 26 548 Регистрация: 7.9.2006 Из: Иваново Пользователь №: 1 ![]() |
Руморология - наука о слухах
Будет очень неплохо, если мы здесь будем собирать материалы и ссылки на темы по руморологии. Первая ссылка - на известный роман, из которого российская общественность и узнала этот термин - руморология: Роман Николаевич Ким. Школа призраков Школа призраков ЧЕТВЕРТОЕ ДОНЕСЕНИЕ |
![]() ![]() |
Александр Вакуров |
![]()
Сообщение
#2
|
![]() Хозяин форума Группа: Главные администраторы Сообщений: 26 548 Регистрация: 7.9.2006 Из: Иваново Пользователь №: 1 ![]() |
www.business.ua Как бороться со слухами
Цитата Александр Сегал (47), управляющий партнер Киевской коммуникационной группы (KCG) PR-кампания, основанная на слухах, может нанести вред капиталистической собственности, а то и вовсе лишить оной. С этим можно и нужно бороться. Об этом и пойдет речь на примере Ново-Липецкого меткомбината. Александр Сегал: “Следовало подробнейшим образом описать основанные на слухах обвинения в газетах, а затем опровергнуть их обычными методами”. По данным украинских исследователей из компании Action Data Group, полученным в результате опроса 1200 респондентов во всех крупных городах Украины, более 45% людей в возрасте управленцев (40-50 лет) прислушиваются к тому, что говорят в их ближайшем окружении. Посему поговорим о том, как управляться со слухами. Дело это непростое и порой даже опасное, но при этом архиважное в современной бизнес-сфере. Расторопные американцы даже придумали очередную науку — руморологию (от английского rumour — слух, молва и греческого logos — учение, изучение). В мою бытность советским студентом на военной кафедре существовал курс под названием “спецпропаганда”. Но даже в то время никому не приходило в голову выделять эту дисциплину в отдельную науку. Вообще-то, мой вам совет, если к вам придет человек и скажет: “Я руморолог!”, гоните его в шею. Это все равно, что принимать на работу в поликлинику специалиста по заболеванию кожи на большом пальце правой ноги — слишком уж узкий профиль. Но если руморологов нет, а слухи есть, то как же быть? Просто слухи необходимо изучать как явление. Словно мухи, тут и там… Итак, слухи — один из самых архаичных способов передачи информации, сохранившийся с дописьменного периода истории. Собственно, слух — это та же сказка, но упрощенная, “оповседневленная”, которой присущи: некая неопределенность (поскольку источник исходной информации, как правило, неизвестен); бессистемность (слухи чаще всего состоят из информационных кусков, “квантов”, не согласованных между собой либо не подразумевающих причинно-следственную связь); противоречивость (что следует из предыдущего признака). По всем названным причинам слухи не верифицируемы, т. е. невозможно установить их истинность либо ложность. Как следствие, их невозможно эффективно опровергнуть. Это связано с тем, что методы верификации и опровержения были выработаны в более поздний период истории и предполагают наличие письменности, текста, логико-семантических правил. …а беззубые старухи их разносят по умам В то же время для обыденного сознания (обыденное сознание — совокупность представлений, знаний, установок и стереотипов, основанных на непосредственном повседневном опыте людей. — Ред.) слухи как источник информации вполне приемлемы. Более того, они адекватны обыденному сознанию. Они просты, а их черты удивительным образом совпадают с характеристиками обыденного сознания — бессистемного, внутренне противоречивого и неспециализированного. Вспомним хотя бы “Грозу” Островского. Информацию о мире, лежащем за пределами обыденного опыта, купеческая и мещанская среда черпает из рассказов бродячих богомолок о странах, где “люди все с песьими головами”, где правят “султан Махнут турецкий”. И слухи эти не только передают информацию, но и интерпретируют ее сообразно разумению рассказчика и слушателя! Могут возразить: дескать то, что здесь говорится — это об обывателях! А мы — специалисты! Но, как говаривал незабвенный Козьма Прутков, “специалист подобен флюсу — полнота его одностороння”. Каждый из нас вне своей сферы — обыватель, и никто не застрахован от использования слухов либо от их вредоносного воздействия. В системе современного общества и сознания особенность слухов позволяет использовать их как неформальные инструменты передачи и интерпретации информации. Особенно востребованы слухи, если желательно, чтобы информация, которую с их помощью передают или интерпретируют, не была опровергнута. Слухи неуловимы для опровержения, это “газообразное” состояние информации. А вот был случай… В 1996 г. в российском областном центре Липецке начали циркулировать слухи относительно перспектив развития знаменитого Ново-Липецкого металлургического комбината (НЛМК). Как безусловно и окончательно решенное обсуждалось сокращение численности работников. Однако о сроках и размерах сокращений, об их инициаторах никакой официальной информации не было. Вместе с тем на уровне слухов сообщалась информация и о том, и о другом. В качестве инициаторов “рационализации производства” назывались “реальные” хозяева, держатели контрольного пакета акций НЛМК. Среди них фигурировали исключительно представители “Ренессанс Капитала” (РК): “сынок Бакатина” (бывшего одно время руководителем службы безопасности) и “еще один деятель” (судя по всему, имелся в виду Б.Йордан, один из наиболее цивилизованных бизнесменов России). Утверждалось, что последнему лично принадлежат 42% акций, а еще 15% владеет подчиненная ему фирма, и что раньше его не пускали в Россию, а вот теперь он приедет и в сентябре устроит “разборку”. Упорно утверждалось, что директор комбината Франценюк отодвинут, а реальное управление осуществляют “люди из Москвы”, присланные новыми хозяевами. Одним из основных источников неофициальной информации о сокращении производства и разрыве непрерывного цикла называли некоего Скороходова, являвшегося якобы представителем РК. Элементарная проверка показала, что информация совершенно не соответствовала действительности. Однако опровергнуть ее было чрезвычайно сложно именно потому, что ходила эта дезинформация в виде слухов. Выводы напрашивались сами собой: 1. Очевидно, имела место организованная PR-кампания. Цель ее — с помощью утечек, дезинформации, “переведения стрелок” создать виртуальное информационное поле, а затем проделать то, в чем обвиняются конкуренты. 2. Основная исходная позиция в этой кампании была проста. Пока планы сокращения производства — на уровне слухов, необходимо и вполне достаточно держать всю остальную информацию на том же уровне. На самом деле, верифицировать слухи трудно, да это никому и не придет в голову: людей интересует не причина сокращения производства, а его следствие для них. Поэтому причина реконструируется любым образом — чем проще, тем лучше. Простейший и готовый вариант как раз и предлагался в виде слуха. Да и в дальнейшем, когда станет ясна реальная причина, будет поздно и не до того: кого уволят, тот будет искать работу, а кто удержится — будет молчать. И тем, и другим вновь будет важно их состояние, а копаться в причинах будет некогда. Но стрелки будут переведены, и любое возможное недовольство в любой форме можно будет адресовать РК. 3. Следует отметить, что весьма грамотно проводилось распространение слухов: о сокращении — среди всех; об инициаторах и акционерах — среди ИТР, способных к рефлексии и созданию вторичной информации, комментариев, имеющих на этом уровне вид гораздо более достоверной информации. Стоит отметить также, что конкурент РК не упоминался ни в отрицательном, ни в положительном контекстах! Этим конкурентом был Владимир Лисин, который в конце концов и стал полноправным владельцем комбината. Придя на комбинат, Лисин проделал все, в чем обвинял конкурентов: сократил количество работников, избавился от “социалки”, а директора Франценюка сделал номинальной фигурой, свадебным генералом. Но сам процесс отъема комбината прошел гладко, без социального недовольства, поскольку “держи вора!” кричали на других. Как видим, слух может быть мощным инструментом информации (дезинформации). Выход из подобной ситуации, впрочем, был. Он заключался в простом приеме: следовало подробнейшим образом описать обвинения в газетах, на ТВ, радио, а затем опровергнуть обычными методами. Но на такой шаг непросто решиться. В самом деле, получается, что нужно широко и открыто опубликовать гадости о самом себе! Однако только такой парадоксальный шаг может дать результат. Чтобы побороть призрака, надо сделать его, по меньшей мере, видимым. А напоследок я скажу… Все, что здесь говорилось о слухах, ни в коем случае не делает их из ряда вон выходящими информационными мутантами. Это просто очень древний вид коммуникаций. И здесь годится инструментарий, применяющийся к другим видам коммуникаций. Вы же не держите молотки для каждого размера гвоздей или отвертки под каждый отдельный шуруп! Разница в методах применения инструментов. Напоследок хотелось дать читателю две рекомендации. Во-первых, крепко подумайте, прежде чем запускать слухи. Конечно, все мы люди взрослые и в своих действиях ограничены исключительно законом и совестью. Вот о ней как раз стоит помнить. Не стоит также забывать о судьбе волшебника, выпустившего джинна из бутылки. |
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 3.8.2025, 1:16 |