Новинки в «Моих статьях»
Иерархические системы в которые мы впаяны
Мои чувства как МОЯ ценность
Шесть этапов формирования моей картины мира
Свежие зарисовки
О пределах психотерапии
Роль стыда в твоей жизни
Пусть будет много песен разных!
Новинки в «Статьях других авторов»
Гештальт-терапия как практическая философия
Критерии выбора быть человеком
Великолепие внутри нас
ТОПОЛОГИЯ (способы, уровни) мышления - Психотерапевт Александр Вакуров. Форум.
IPBIPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> ТОПОЛОГИЯ (способы, уровни) мышления, Многоуровневость мышления. Топология мышления
Александр Вакуров
сообщение 21.5.2007, 23:17
Сообщение #1


Хозяин форума
Group Icon

Группа: Главные администраторы
Сообщений: 26 548
Регистрация: 7.9.2006
Из: Иваново
Пользователь №: 1



ТОПОЛОГИЯ (способы, уровни) мышления


Мне хочется ввести понятие уровней мышления (уровень сложности мышления).

Есть понятие - глубина личности.
И то и другое определяется достаточно быстро.
Как правило, и то, и другое взаимосвязано. Ни разу не встречал глубоких людей с низкой сложностью мышления. И ни разу не встречал поверхностных людей с высокой сложностью мышления.



Подробнее.

1. Есть точечное мышление - ориентированное на действие здесь и сейчас. Я называю ещё это - реагирование на уровне амёбы. Помните, в школе мы изучали инфузорию-туфельку? У неё было только два типа реакций: положительный хемотаксис (когда она чувствовала пищу, и стремилась туда), и - отрицательный хемотаксис, когда она стремилась покинуть зону с агрессивной для неё средой. Это мышление, ориентированное на решение задачи "здесь и сейчас", мышление, ориентированное на сию-секундные задачи. Когда он не принимает во внимание последствия своих действий. особенно -отдалённые. И уж, конечно, он не принимает во внимание пораллельные процессы и их последствия. "Хочу-беру". "Мешает-удалю", и так далее.

2. Есть линейное мышление - тоже близко к типу "стимул-реакция", но возможно выстраивание цепочек, прогнозирование, и т.д. Возможно выстраивание цепочек и создание событий по принципу "домино", когда одно событие вызывает последующие, и так далее. Здесь работают "реперные точки" - как "вехи" на линии событийной линии. полезно учитывать при реализации проектов или отслеживании процессов. Многие процессы полезно представлять в виде линии с реперными точками на ней. Здесь уже начинаются паттерны.

3. Есть "плоскостное" мышление - когда "линии" отслеживаются одновременно, их много, они могут сплетаться друг с другом. Они учитываются, прогнозируются и выстраиваются. Возможно "плетение" рисунка из событийных линий. Учитывается влияние "линий" (параллельных процесов) друг на друга. Здесь работают "точки кристаллизации" событий и процессов вокруг. В принципе, здесь уже начинается системный подход. И точно - это "место обитания" комплексных подходов. Паттерны здесь обретают сложность рисунка. Узнаваемость паттерна на этом уровне мышления возрастает.

4. Есть "многоуровневое" мышление, когда учитывается наличие разных логических и организационных уровней. Это - системный подход. Учёт влияния уровней - это зачастую, как бы (продолжая метафору) "вертикальная плоскость", поделённая на уровни влияния. Здесь "работает" "контролирующий фактор" и системообразующий фактор.

5. Есть "трёхмерное", "объёмное" мышление, где учитывается наличие разных "слоёв" в реальности, и наличие разных "плоскостей", смысловых "полей" (в т.ч., парадигм), и т.д. Это - тоже системный подход. Здесь работает "системообразующий фактор", но иногда он может не срабатывать - слишко возрастает сложность системы и взаимосыязей в ней. Трудно представить один центр в столь многосложной системе. Но здесь уже могут начинать работать принципы синергетики и самоорганизующихся систем. Принципы фрактальности и законы хаоса. (Хотя, это вопрос. Возможно - это только на последнем уровне - вопрос нуждается в дальнейшем исследовании и обсуждении)

6. А есть "голографическое" мышление, где все события взаимосвязаны, когда в одном событии - информация обо всех, и во всех событиях - информация о каждом. Это "голографическое" мышление отличается от "объёмного" - холистичностью, взаимовлиянием и взаимопроникновением. Этот тип мышления доступен немногим, и характерен для "энергетов", представителей восточных философских школ, людей, умудрённых опытом, для суперпрофессионалов в различных областях (у этих - в какой-то конкретной области), учёных-физиков, у талантливых писателей, художников, режиссёров и т.д.

7. Есть многомерное мышление, в котором возможно присутствие и действие различных парадигм.
Для меня это пока самая доступная вершина вэтой иерархии уровней мышления.

Уровень мышления обычно виден и чувствуется сразу же.
Глубина личности - тоже, и она определяется "содержанием" личности, её "наполнением", конкретными убеждениями и ценностями.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
 
Ответить в эту темуОткрыть новую тему
Ответов
Александр Вакуров
сообщение 24.5.2008, 20:26
Сообщение #2


Хозяин форума
Group Icon

Группа: Главные администраторы
Сообщений: 26 548
Регистрация: 7.9.2006
Из: Иваново
Пользователь №: 1



Интересные иллюстрации о плоскатиках и более многомерных:

Легенды карате

Цитата
Лучший бой

Руководствуясь принципом, что лучший бой это несостоявшийся бой, настоящий мастер никогда не должен провоцировать возможного противника на поединок. Он должен проявлять максимальную выдержку в случае возникновения опасной ситуации, что соответствует канонам Дзэн-буддизма, на основе которого сложилась философия восточных единоборств. Один большой мастер отличался от других тем, что упорно избегал поединков. Мастер соседней школы решил заставить его сразиться с ним с помощью хитрости. Пригласив мастера к себе на ужин, он весь вечер говорил ему комплименты, усыпляя бдительность гостя, и уже в дверях, прощаясь с ним, он обозначил молниеносный удар ногой выше головы гостя. Гость ушел, сопровождаемый своим учеником. Обращаясь к своим родственникам, хозяин гордо заявил: «Теперь я понимаю, почему он не хотел драться со мной. Он никак не отреагировал на удар, нанесенный мной». В этот момент раздался стук в дверь. За дверью стоял ученик ушедшего мастера. «Мой учитель просил передать Вам вот это», сказал ученик и, вручив хозяину кусок ткани, повернулся и ушел. Хозяин сразу определил, что это был кусок ткани от его штанов и как раз с той ноги, которой он наносил удар.


Легенды карате

Цитата
Проверка на зрелость

В одной из провинций Китая жил деревенский мастер единоборств. У него было три сына, которых он обучал воинскому искусству. В один прекрасный день он признался своим сыновьям, что больше ничему не может их научить, но в соседней провинции живет его старинный друг и великий мастер боевых искусав, который может взять к себе в ученики только одного из них. И если они хотят у него учиться, то все должны отправиться к нему, чтобы тот выбрал лучшего. Великий мастер с радостью встретил старого друга и согласился испытать подготовку юношей. Он оставил их во дворе, а сам с отцом вошел в дом и стал вызывать их по одному. Когда первый юноша переступил порог, на него сверху упали меч и кувшин с водой. Юноша увернулся от меча, но кувшин раскололся об его голову. Второй сын поймал меч и кувшин, но пролил воду. Третий юноша молча остановился у порога. «Заходи», позвал его мастер. Юноша улыбнулся. «Там меч и кувшин», сказал он, показывая глазами вверх».Ясно, кого выбрал себе в ученики великий мастер.


Легенды карате

Цитата
Урок

Один юноша за три года изучения каратэ добился больших успехов. Почувствовав силу, он стал запугивать и притеснять жителей соседней деревни, и те обратились за помощью к старому мастеру. Как бы невзначай старый мастер повстречал юношу на горной дороге. Он вежливо попросил пропустить его, но тот стал избивать старика, пока старик не упал. Сам же напавший не встретил сопротивления, не считая пропущенного едва ощутимого удара в область сердца. Когда юноша ушел, старый мастер легко поднялся и ушел домой. Где-то через две недели юноша начал чувствовать тошноту, потерял аппетит и сон, а к концу шестой недели не вставал с постели и был почти при смерти. Теперь он точно знал, кем и за что он был наказан. Раскаявшись и желая получить прощение, он попросил брата найти старого мастера. Сделать это оказалось несложным. Мастер многое предвидел. Увидев, что раскаянье молодого человека искренне, он вылечил его, а потом, уступая его просьбам, принял к себе в ученики.



Легенды карате

Цитата
Не силой единой

Жил когда-то непобедимый воин, любивший при случае показать свою силу. Он вызывал на бой всех прославленных богатырей и мастеров воинских искусств и всегда одерживал победу. Однажды услышал он, что неподалеку от его деревни высоко в горах живет отшельник большой мастер рукопашного боя. Отправился богатырь искать отшельника, чтобы еще раз доказать, что сильнее его нет на свете. Добрался он до жилья отшельника и замер в удивлении. Думал он встретить могучего бойца, а увидел обычного пожилого человека, занимавшегося дыхательными упражнениями.
Неужели ты и есть тот человек, которого народ прославляет как великого воина? Воистину людская молва преувеличила твою силу. Да ты не сможешь даже сдвинугь с места камень, у которого стоишь. А я могу поднять его и отнести в сторону. Внешность часто бывает обманчива, спокойно ответил отшельник. Ты знаешь, кто я, а я знаю, кто ты и зачем сюда пришел. Каждое утро я спускаюсь в ущелье и приношу оттуда каменную глыбу, которую я разбиваю головой в конце моих утренних упражнений. На твое счастье, сегодня я еще не успел этого сделать и ты можешь показать свое уменье. Ты же хочешь вызвать меня на поединок, а я просто не стану драться с человеком, который не сможет сделать такой пустяк. Раззадоренный богатырь подошел к камню, изо всей силы ударил его головой и упал без сознания. Отшельник вылечил богатыря, а потом долгие годы учил его редкому искусству побеждать разумом, а не только силой.


И самая главная - о двух Мастерах:

Легенды карате

Цитата
6 чувство

Однажды Миямото Мусаси странствовал по дорогам Центральной Японии. Завидев вдали фигуру самурая среднего роста и крепкого сложения, он по осанке сразу же определил мастера Бу-Дзюцу (комплекс воинских искусств). Сблизившись с ним и оценив «духовную наполненность» неизвестного самурая, Мусаси решил про себя, что это не кто иной, как знаменитый мастер меча Ягю Дзюбай глава прославленной школы Ягю Синкагэ Рю. Путники поравнялись и молча разошлись, обменявшись взглядами. Пройдя еще несколько шагов, оба одновременно оглянулись, и неизвестный спросил: «Простите, уважаемый, не вы ли будете Миямото Мусаси?» «Да, ответил Мусаси. А вы, конечно, Ягю Дзюбай?». Обменявшись краткими приветствиями, они направились в придорожную корчму и заказали по чашке чая. Потом попросили принести им доску для игры (То) и начали играть. Стиль игры был у каждого свой, но решающего перевеса никто не мог добиться. Молча они признали ничью, встали, раскланялись и разошлись. Обоим не понадобилось ни единого слова, ни единого жеста для того, чтобы убедиться в равенстве сил, полном равновесии на ментальном уровне.
Этот случай свидетельствует о том, что у мастеров экстра-класса, достигших глубины Гоку И, не было необходимости проводить бой, чтобы определить первенство. Шашек оказалось более чем достаточно, чтобы определить способности каждого из них.





Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения

Сообщений в этой теме
Александр Вакуров   ТОПОЛОГИЯ (способы, уровни) мышления   21.5.2007, 23:17
Александр Вакуров   Женщинам присущи первый, точечный уровень - урове...   22.5.2007, 8:51
Александр Вакуров   Классификация уровней мышления - моя от "а...   22.5.2007, 10:17
Александр Вакуров   Только что добавил ещё один уровень. Долго не мог ...   13.6.2007, 11:39
utkin   Количеством устойчивых Точек Зрения, которые он пе...   15.6.2007, 19:13
Александр Вакуров   Канэшна хачу! А что такое "устойчивые Т...   15.6.2007, 21:13
utkin   Точка зрения, из которой могут наблюдать одно и то...   16.6.2007, 5:40
Александр Вакуров   ОК, понятно. Согласен. А упражненьице?   16.6.2007, 10:50
utkin   Ага, помню. Поставьте перед собой на стол коробку,...   16.6.2007, 18:15
Александр Вакуров   Спасибо, классная штука! Только у меня всё по...   17.6.2007, 19:25
utkin   Ну да, как бы ты иначе увидел Матрицу, я сразу это...   18.6.2007, 18:43
Александр Вакуров   Спасибо, интересно!   18.6.2007, 19:55
utkin   Это легко отделимая часть моих размышлений, я еще ...   18.6.2007, 20:39
Александр Вакуров   Это легко отделимая часть моих размышлений, я еще...   18.6.2007, 21:00
Александр Вакуров   Мне хочется ввести понятие [b]уровней мышления (у...   18.8.2007, 14:52
Александр Вакуров   А вообще, все термины этой классификации - не абсо...   18.8.2007, 15:40
Александр Вакуров   Моя статья будет об объёмности и плоскости человек...   8.2.2008, 0:30
Александр Вакуров   Живых человеков, которые вокруг нас. И о тех, кто...   8.2.2008, 0:31
Александр Вакуров   Чем больше "размерностей" у человека, те...   8.2.2008, 0:31
Александр Вакуров   Плоскатик просто не увидит сферу. Не дано. Более ...   8.2.2008, 0:32
Александр Вакуров   Материал статьи напрямую применяется мною в основн...   8.2.2008, 0:33
Александр Вакуров   Александр Вакуров писал: И всеми силами стремя...   8.2.2008, 0:34
Ann Roz   Александр Вакуров писал: Поэтому очень часто пр...   12.5.2008, 10:05
Александр Вакуров   Плоскатика легко вычислить, легко спрогнозировать ...   8.2.2008, 0:54
Александр Вакуров   Естественно, люди не делятся на плоскатиков и объё...   8.2.2008, 1:00
ПЦ Акватория   У каждого из нас есть области, в которых он объё...   13.5.2008, 23:55
Александр Вакуров   То есть зачастую проблемы людей с высоким уровнем...   14.5.2008, 17:14
Александр Вакуров   Степень плоскости или многомерности человека опред...   8.2.2008, 1:01
Александр Вакуров   Объёмность мышления - это взаимосвязи. Количество ...   8.2.2008, 1:11
Александр   Какой же ты многомерный и мудрый, если не можешь и...   11.2.2008, 6:00
Александр Вакуров   Какой же ты многомерный и мудрый, если не можешь ...   15.3.2008, 23:15
Александр Вакуров   Какой же ты многомерный и мудрый, если не можешь ...   15.3.2008, 23:41
Александр   Было в лесу 3 поросёнка: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-На...   11.2.2008, 6:40
Александр Вакуров   Нашёл интересное подтверждение своим размышлениям ...   11.5.2008, 19:02
Александр Вакуров   Система сильнее любого человека. Пока он не управл...   12.5.2008, 11:51
Александр Вакуров   Плоскатики стремятся распространить свою модель ми...   12.5.2008, 11:53
Александр Вакуров   Чтобы другие не видели тех вещей, что самим плоска...   12.5.2008, 11:59
Александр Вакуров   Что делают плоскатики: Убеждают других многомерны...   12.5.2008, 12:05
ПЦ Акватория   Спасибо за статью Фельдмана, очень интересные сооб...   13.5.2008, 23:58
Ann Roz   Это твоя модель, твои определения типов "мног...   12.5.2008, 15:24
Александр Вакуров   Это твоя модель, твои определения типов "мно...   14.5.2008, 16:26
Ann Roz   У тебя есть предположение того, что может быть при...   12.5.2008, 15:25
Ann Roz   Есть ли у тебя версия того, почему происходит тако...   12.5.2008, 15:26
Ann Roz   Есть ли у тебя версии того, что является причиной ...   12.5.2008, 15:48
Александр Вакуров   Есть ли у тебя версии того, что является причиной...   14.5.2008, 17:11
Александр Вакуров   Про "многомеров" - это уже по логике пов...   14.5.2008, 16:28
Александр Вакуров   Интересные иллюстрации о плоскатиках и более много...   24.5.2008, 20:26
Александр Вакуров   2 типа мышления _ Магические картинки   9.8.2008, 0:16
Александр Вакуров   Стакан Ленина   9.8.2008, 0:38
Александр Вакуров   RE: ТОПОЛОГИЯ (способы, уровни) мышления   18.8.2008, 21:21
Александр Вакуров   RE: ТОПОЛОГИЯ (способы, уровни) мышления   20.8.2008, 13:07
Александр Вакуров   RE: ТОПОЛОГИЯ (способы, уровни) мышления   20.8.2008, 13:13
Александр Вакуров   Где может пригодиться модель уровней мышления? Ди...   9.9.2008, 17:10
Александр Вакуров   Прикольный мультик ПЛОСКОСТЬ   17.10.2008, 23:26
Александр Вакуров   [b]Линейность, цикличность, сингулярность И.А. Тр...   27.12.2008, 0:47
Александр Вакуров   Любая последовательность - пример линейности. Лине...   6.11.2009, 8:27
utkin   Поэтапное обучение это тоже линейное мышление.   6.11.2009, 12:20
Александр Вакуров   Поэтапное обучение это тоже линейное мышление. С...   7.11.2009, 9:44
Мария   Поэтапное обучение это тоже линейное мышление. ...   7.11.2009, 16:40
Александр Вакуров   [quote name='Александр Вакуров' post='26688' date...   7.11.2009, 18:51
Мария   UTKIN: Поэтапное обучение это тоже линейное мышлен...   8.11.2009, 10:21
Мария   У тебя может быть представление об этапах, как ...   7.11.2009, 19:49
Александр Вакуров   Ну да, кто как и куда шагает... На самом деле у на...   8.11.2009, 0:38
utkin   На самом деле у нас у каждого есть все эти предс...   8.11.2009, 21:53
utter   Наверно, не только результат имеет значение.... но...   8.11.2009, 11:53
utkin   Как нибудь попробуйте выделить "этапы" в...   8.11.2009, 21:54
Александр Вакуров   Решил пока здесь собирать примеры разноразмерного ...   9.4.2010, 13:07
Irishfox   И ни разу не встречал поверхностных людей с высо...   21.10.2010, 8:42
Александр Вакуров   [quote name='Александр Вакуров' post='1645' date=...   21.10.2010, 8:56
Irishfox   Извините, не всё так просто. То, что МОЖЕТ выгля...   21.10.2010, 9:14
Александр Вакуров   Ёмкость и линейность это очень разные вещи, хотя и...   21.10.2010, 9:05
Irishfox   Термин "прямолинейность", на мой взгля...   21.10.2010, 9:19
Александр Вакуров   Ещё один тип мышления. Свойственен HR-специалистам...   25.3.2011, 10:13
Александр Вакуров   Термин "узкополосное"взят из практики ра...   25.3.2011, 10:17
Александр Вакуров   Термин "лакуна" в медицине означает поло...   25.3.2011, 10:22
Александр Вакуров   Даже широкополосное мышление им даётся с трудом. М...   25.3.2011, 10:23
Александр Вакуров   Они не виноваты в этом. Их никто не учил нормально...   25.3.2011, 10:28
Александр Вакуров   Западный подход - это по тупому дигитально мужской...   25.3.2011, 10:32
Александр Вакуров   Наших женщин-HR-ов некому учить живому гармоничном...   25.3.2011, 10:36
Александр Вакуров   Вообще я гроза и тихий ужас эйчарщиков,, ибо здоро...   25.3.2011, 10:57
Александр Вакуров   Точечное мышление - здесь и сейчас. Нет конкретног...   23.4.2012, 20:20
Александр Вакуров   - Рабинович, закройте форточку. На улице холодно. ...   20.8.2012, 4:23
Александр Вакуров   Встретил в Твиттере: “@psychorama_ru: Тяжело сгоня...   5.11.2012, 6:28
Александр Вакуров   Пример использования линейного (дигитального) мышл...   22.9.2013, 18:20
Dmitry   Приветствую, Александр. Вот такая интерпритация по...   15.10.2013, 9:26
Александр Вакуров   RE: ТОПОЛОГИЯ (способы, уровни) мышления   2.10.2014, 11:50


Ответить в эту темуОткрыть новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



- Текстовая версия Сейчас: 15.6.2025, 20:57