![]() |
Новинки в «Моих статьях» Иерархические системы в которые мы впаяны Мои чувства как МОЯ ценность Шесть этапов формирования моей картины мира |
Свежие зарисовки О пределах психотерапии Роль стыда в твоей жизни Пусть будет много песен разных! |
Новинки в «Статьях других авторов» Гештальт-терапия как практическая философия Критерии выбора быть человеком Великолепие внутри нас |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
Александр Вакуров |
![]()
Сообщение
#1
|
![]() Хозяин форума Группа: Главные администраторы Сообщений: 26 548 Регистрация: 7.9.2006 Из: Иваново Пользователь №: 1 ![]() |
Оправданы семь смертных грехов: в их основе лежат простые химические реакции в организме
время публикации: 2 ноября 2005 г., 11:15 последнее обновление: 2 ноября 2005 г., 14:14 Цитата В основе пороков, которые принято считать смертными грехами, лежат простые химические реакции, происходящие в организме, выяснили ученые. Испанский биолог Джон Медина объясняет происхождение людских пороков особенностями человеческой природы и наличием определенных генов. Эти суждения вызвали много споров. Как пишет "Комсомольская правда", ученый в своей книге "Ген и семь смертных грехов" высказывает мнение, что сопротивляться грехам бесполезно, потому что в наших проступках ощущаются отголоски животных инстинктов, которые до сих пор живут в человеческом сознании. Перечень всем известных смертных грехов - гордыня, алчность (жадность), зависть (ревность), злость (гнев), сладострастие (похоть), праздность (лень), чревоугодие - не опирается на библейские тексты. Этот список стали считать общепринятым с XIII века, когда крупнейший христианский теолог Фома Аквинский его "переписал". Семь смертных грехов - это продукт позднейшего осмысления библейской традиции. И цифра "семь" условна. Если мы говорим о христианстве, о православии, то ближе и понятнее опираться на Христовы заповеди. Многие путают смертные грехи с десятью заповедями, данными Богом Моисею, и это является заблуждением. Между этими двумя списками есть некоторое сходство, но различий больше. Так, например, понятия "не убий" и "не укради" относятся к заповедям, отступление от которых карается на небесах как смертные грехи. А семь пороков, о которых мы поговорим сегодня, одолевают в течение жизни каждого человека. Что касается словосочетания "грехи смертные", то существует мнение, что преступника наказывают смертной казнью. Но значение слова "смертные" гораздо глубже. Ими считаются те грехи, которые не покрываются смертью человека, а остаются с ним и после того, как он перейдет в мир иной, и где ему придется отвечать за них по всей строгости. Сами грехи неодинаковы по своему смыслу. Одни грехи - это проступки человека перед людьми, другие - перед Богом. Убийство - с современной точки зрения самое тяжкое прегрешение - это грех человека перед человеком. Гордыня - это вызов Богу, и потому раньше она считалась самым тяжким из грехов. 1. Лень (безделье, уныние, апатия) В своем труде Джон Медина, объясняет наличие лени у человека с биологической точки зрения: "У каждого человека есть что-то вроде сознания-будильника, работающего как часы и посылающего нам сигналы из мозга". И именно этот внутренний "будильник" составляет нам расписание, по которому должен жить наш организм. По мнению ученого, программа, включающая и выключающая "звонок", записана в генах, которые и несут всю ответственность за наше нежелание работать, праздность или уныние. Людям просто необходимо время от времени баловать себя бездельем, констатирует ученый. Каждый из нас может вспомнить случаи, когда плодотворные идеи и решения приходили в наши головы в те моменты, когда мы полностью отрешались от напряженной работы по их поиску. Более того, социологические исследования немецкого профессора Питера Акста показали, что лентяи и бездельники часто живут дольше и работают, когда захотят, лучше. Многие из них даже становятся гениями. "Те, кто умеет бездельничать по-настоящему, многого достигают в жизни, - считает кандидат психологических наук Алексей Миронов. Оправдание: в определенных дозах именно лень позволяет неторопливо обдумать важные решения и сохранить жизненные силы для грядущих свершений. 2. Чревоугодие (обжорство) Голод, по мнению Медины, является ощущением, появляющимся у нас, когда человеческий организм начинает испытывать недостаток энергии. А к греховному поглощению яств нас подталкивают находящиеся в носу и на языке вкусовые рецепторы и гормон лептин, который отвечает за аппетит человека и находится в постоянном контакте с одним из отделов головного мозга - гипоталамусом. Эта зона нашего серого вещества действует в качестве сигнальной сирены и незамедлительно извещает нас, как только организму не хватает энергии и необходимо подкрепиться. Оправдание: обжорство не приносит существенного вреда никому, кроме самого любителя поесть. 3. Гнев (злость, месть, ярость) Лучшим генетическим объяснением греха гнева являются проведенные учеными-биологами эксперименты с близнецами. В ходе них обнаружено, что если один из братьев злобен, то с высокой степенью вероятности можно утверждать, что и другой тоже будет агрессивным. "Существует своеобразная неврологическая "трасса", связывающая отдел мозга амигдала с гипоталамусом, - поясняет Медина. - Она отвечает за направление импульсов в другие части головного мозга, для передачи в них информации об агрессивном поведении. И этот биологический "код гнева" передается из поколения в поколение". Оправдание: природа неспроста оставила нам способность гневаться и злиться. Впадать в ярость иногда полезно, хотя бы для защиты собственных интересов. 4. Алчность (жадность, скупость) С психологической же точки зрения жадность - это навязчивая, но естественная борьба за право собственности, когда это право у тебя отнимают. Ученым пока не удалось выделить конкретный отдел головного мозга, непосредственно отвечающий за жадность. Однако были выявлены гены, определяющие два фактора, лежащие в основе этого греха, - страх и беспокойство. Доктор Медина указывает на пять основных отделов головного мозга, отвечающих за появление "жадных" чувств: таламус, амигдала, гиппокамп, кора головного мозга и миндалевидное тело. А последние эксперименты исследователей из Нью-Йоркского университета не только подтвердили предположение испанского ученого, но и уточнили местонахождение "центров скупости". Они выяснили, какой участок человеческого мозга возбуждается в предчувствии денежного вознаграждения. Наблюдая за мозговой деятельностью добровольцев, участвовавших в реальной компьютерной игре на деньги в лабораторных условиях, исследователи заметили, что при появлении признаков выигрыша усиливается приток обогащенной кислородом крови к участку под названием "нуклеус аккумбенс". Когда игроку грозил проигрыш, такого явления не наблюдалось. Оправдание: нет ничего плохого в том, что ты не хочешь ни с кем делиться всем своим нажитым и заработанным. 5. Зависть (ревность) Зависть и подобные ей переживания, как правило, не вызывают никаких активных действий. Это "внутренние" чувства. Опасно, когда они переходят в агрессивную стадию. "Зависть возникла в ходе эволюции как биологически необходимая реакция нашего сознания на различия между отдельными людьми в степени их эволюционной "продвинутости", - говорит старший научный сотрудник Центра генетических исследований Ирина Юрьева. - Ведь в зависти есть элемент мотивации: ты завидуешь, и это толкает тебя на новые свершения, новые достижения. А ревность позволяет отстоять свое право на объект любви или добиться его". Оправдание: нет ничего порочащего в желании переплюнуть своих конкурентов - не важно, бизнес это или личная жизнь. И если без зависти ты бы и с места не сдвинулся, то, завидуя, ты горы готов свернуть. 6. Гордыня (высокомерие, гордость) Библейский грех высокомерия - доказательство типичного чувства неполноценности человека. Доктор Медина отмечает, что "этот недостаток зависит от нашей способности к обучению и принятию всего нового". А корень этого греха кроется в одном из генов, названном CaM-kII. Он, по мнению ученого, возбуждает наши амбиции и надменность. Кроме того, психологи утверждают, что гордость и чувство собственного достоинства являются важнейшими составляющими ощущения того, что человек проживает счастливую и успешную жизнь. Оправдание: люди, которые себя очень любят и чтят, очень безобидны по своей природе, а в некоторых случаях даже очень щедры. Они высокомерно могут дать в долг большую сумму денег и долго будут гордиться своим барским поступком. 7. Похоть (сладострастие, блуд, распутство) По утверждению Медины, причины греха, связанного с сексуальной активностью, кроются в специальных отделах мозга, в действии почти тридцати различных биохимических механизмов и более сотни специальных генов, отвечающих за этот процесс. Действительно, еще в конце ХХ века ученые точно установили, что интимная жизнь буквально пропитана особыми химическими реактивами. Вещество допамин рождает сексуальные фантазии. Серотонин заставляет людей испытывать сладостное томление в предвкушении интимной близости, во время и после нее. Гормон альфа-меланоцит, который вырабатывается гипофизом, возбуждает половые органы. Гормон окситоцин вызывает у партнеров непреодолимое желание ласкать друг друга и доводит до упоительных судорог при оргазме. Гормон эстроген, который вырабатывается яичниками у женщин, вызывает влечение. И, наконец, гормон тестостерон, без которого соитие было бы невозможно, у мужчин он вырабатывается в яичках, а у женщин - в яичниках. Это настоящая биохимическая лаборатория внутри каждого из нас. Оправдание: в нас присутствует здоровый инстинкт передавать свои гены следующему поколению. Психолог, руководитель НИЦ "Психическое здоровье человека" Андрей Горюнов резко отрицательно оценивает подобные рассуждения. "Как удобно, не правда ли, подличай, унижай, оскорбляй, обворовывай людей и объясняй, что это просто химические реакции. Прекрасный труд для любого негодяя в мире написал Джон Медина. Каждый человек в мире делает сам очень простой выбор: прославлять свои животные инстинкты или стыдиться их", - комментирует он. Кандидат философских наук, старший научный сотрудник Российского государственного гуманитарного университета Леонид Карасев к теории профессора Медины, который сводит все к биохимии человека, относится отрицательно. "Выходит, человек ни за что не несет ответственности. Но ведь в древности человек был точно таким же, с той же биохимией, и именно против его естественных склонностей и встал нравственный или божественный закон", - говорит он. Британцы считают гнев, влекущий за собой жестокость, самым ужасным пороком Пять тысяч опрошенных британцев сошлись в одном мнении: прежняя концепция семи смертных грехов безнадежно устарела. Несмотря на то, что ученые оправдали все семь грехов, ученые выяснили, что самый-самый плохой порок - это гнев, влекущий за собой жестокость. Это показало недавнее исследование, проведенное по заказу телекомпании ВВС. Опрос показал, что жестокость регулярно проявляют почти 80% опрошенных. Чревоугодничают, завидуют и гордятся сверх меры - две трети. А половина - похотливы, ленивы и алчны. В результате опроса был составлен новый список грехов. Из старого в него вошло только сладострастие под видом прелюбодеяния. Далее следуют фанатизм, нечестность, лицемерие, жадность и эгоизм. |
![]() ![]() |
Александр Вакуров |
![]()
Сообщение
#2
|
![]() Хозяин форума Группа: Главные администраторы Сообщений: 26 548 Регистрация: 7.9.2006 Из: Иваново Пользователь №: 1 ![]() |
Шимпанзе раскрыли связь биологии и экономики
Цитата Поведение людей в такой сфере, как экономика, не всегда связано с традициями и опытом. Эксперименты с шимпанзе показали, что так называемый "эффект дарения" (endowment effect), ранее связываемый исключительно с человеческой культурой и человеческой же психологией, наблюдается и у обезьян, а значит — имеет очень глубокие биологические корни. Необычный эксперимент поставили Сара Броснан (Sarah F. Brosnan) из университета Эмори в Атланте (Emory University), Оуэн Джонс (Owen Jones) из университета Вандербильта в Нэшвилле (Vanderbilt University) и ряд их коллег из онкологического центра университета Техаса (MD Anderson Cancer Center). "Эффект дарения" заключается в том, что люди склонны ценить подаренную им вещь больше (и дороже оценивать), по сравнению с максимальной суммой, которую им пришлось бы заплатить за предмет, если бы они его покупали. Этот феномен исследователи всегда связывали исключительно с экономикой и, соответственно, человеческими культурой и психологией. Сара Броснан — биолог, антрополог и психолог. Она считает, что изучение эволюции социальных навыков у людей надо начинать с животных. Например — человекообразных обезьян. Именно из животного мира растут корни некоторых особенностей нашей психологии, полагает исследовательница (фото с сайта gsu.edu). Однако эксперимент американских биологов показал, что шимпанзе демонстрируют тот же эффект, а значит, он обусловлен более глубокими причинами, порождёнными в ходе предшествующей эволюции живого, нежели сравнительно новым и уникальным опытом именно человека разумного, как считалось до сих пор. Сначала экспериментаторы провели опыты с людьми. Добровольцев разделили на три группы. Представителям первой давали чашку кофе, второй — шоколадный батончик, третьей предлагали выбрать между двумя этими подарками. Затем людям предлагали, если они желают, обменять своё сокровище на другой предмет (чашку на конфету или наоборот). Поразительно, но подопытные из первых двух групп чаще предпочитали оставить у себя тот навязанный подарок, что они получили. Чаще — даже в сравнении с ожидаемой реакцией ("оставить") у той группы, которая изначально обладала правом выбора и сразу могла получить более желанную вещь. Затем аналогичные опыты поставили с шимпанзе. Только кофе и шоколад были заменены на кусочки арахисового масла и палочки замороженного сока. Сначала обезьянам предлагали свободный выбор угощения, который показал, что предпочтение между маслом и соком соотносится примерно как 50 на 50. Далее учёные воспроизвели ситуацию, испытанную на людях. И оказалось, к примеру, что почти львиная доля шимпанзе, которым просто подарили масло, предпочли его же и оставить у себя, когда им было предложено обменять это лакомство на явно более вкусный сок. "Отсутствие обмена менее предпочтительной пищи на более желанную похоже на "эффект дарения" у людей", — заметил Джонс. Экспериментаторы проверили этот эффект и на игрушках. Обезьяны продемонстрировали ту же тенденцию, хотя и в значительно меньшей степени, чем с пищей. Возможно, потому, что обмен едой традиционно связан с большим риском, рассуждают учёные. График 1 (иллюстрация Sarah F. Brosnan et al.). На графике №1 показан процент шимпанзе, которые предпочли оставить подарки у себя, вместо обмена. Оранжевым цветом выделены результаты группы, которая первоначально имела право выбора вещи, зелёным — результаты групп, которым подарок навязывался без выбора. Первые спаренные столбцы показывают обезьян, получивших масло, вторые — сок, третьи — канаты, четвёртые — костяшки (фишки) домино. Как видим, хотя при свободном выборе обезьянам больше по душе сок, в случае "насильственного" дарения масла почти 80% животных предпочло его оставить, вместо последующего обмена на сок. Навязанный сок же оставляло у себя почти 60%, а вот для игрушек этот показатель не превысил 20%. А что в группе, в которой обезьяны изначально могли выбрать подарок-еду? Там её, только что выбранную еду, тут же меняло на другой предмет даже большее число животных, чем в группе с навязанным подарком. Этот парадоксальный выбор повторяет поведение людей при "эффекте дарения". А вот для несъедобных подарков распределение обратное (оранжевые столбики больше зелёных). Так 70% обезьян из "свободной группы" оставляли свободно выбранные костяшки себе, а не меняли их. График 2 (иллюстрация Sarah F. Brosnan et al.). На графике №2 показан срез результатов по типам подарков. Оранжевым показана еда, зелёным — игрушки. Парные столбцы (слева направо) демонстрируют процент обезьян, которые предпочли: оставить у себя любую подаренную вещь; оставить у себя вещь, только если она была желанной; оставить у себя вещь, которую при свободном выборе не предпочли бы и (последняя пара столбиков) обменять вещь в любом случае. Как видим, для еды самый распространённый выбор был "оставить в любом случае" (левый оранжевый столбик), в то время как для игрушек всё наоборот — самый высокий из зелёных столбиков относится к выбору "обменять в любом случае". Отчёт об этих опытах опубликован в Current Biology. Джонс считает, что данное исследование поможет связать право, экономику и биологию, поскольку позволяет лучше понять нелогичное поведение людей в ряде ситуаций. Ведь эффект дарения может влиять на передвижение товаров на рынке, заключает учёный. "Биологические аспекты являются неотъемлемой частью картины, — говорит Оуэн, рассуждая о важности изучения психологии людей для достижения тех или иных целей в обществе. — Мы изучаем шимпанзе, чтобы познать себя". |
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 16.6.2025, 23:48 |