![]() |
Новинки в «Моих статьях» Иерархические системы в которые мы впаяны Мои чувства как МОЯ ценность Шесть этапов формирования моей картины мира |
Свежие зарисовки О пределах психотерапии Роль стыда в твоей жизни Пусть будет много песен разных! |
Новинки в «Статьях других авторов» Гештальт-терапия как практическая философия Критерии выбора быть человеком Великолепие внутри нас |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
Александр Вакуров |
![]()
Сообщение
#1
|
![]() Хозяин форума Группа: Главные администраторы Сообщений: 26 548 Регистрация: 7.9.2006 Из: Иваново Пользователь №: 1 ![]() |
ТОПОЛОГИЯ (способы, уровни) мышления
Мне хочется ввести понятие уровней мышления (уровень сложности мышления). Есть понятие - глубина личности. И то и другое определяется достаточно быстро. Как правило, и то, и другое взаимосвязано. Ни разу не встречал глубоких людей с низкой сложностью мышления. И ни разу не встречал поверхностных людей с высокой сложностью мышления. Подробнее. 1. Есть точечное мышление - ориентированное на действие здесь и сейчас. Я называю ещё это - реагирование на уровне амёбы. Помните, в школе мы изучали инфузорию-туфельку? У неё было только два типа реакций: положительный хемотаксис (когда она чувствовала пищу, и стремилась туда), и - отрицательный хемотаксис, когда она стремилась покинуть зону с агрессивной для неё средой. Это мышление, ориентированное на решение задачи "здесь и сейчас", мышление, ориентированное на сию-секундные задачи. Когда он не принимает во внимание последствия своих действий. особенно -отдалённые. И уж, конечно, он не принимает во внимание пораллельные процессы и их последствия. "Хочу-беру". "Мешает-удалю", и так далее. 2. Есть линейное мышление - тоже близко к типу "стимул-реакция", но возможно выстраивание цепочек, прогнозирование, и т.д. Возможно выстраивание цепочек и создание событий по принципу "домино", когда одно событие вызывает последующие, и так далее. Здесь работают "реперные точки" - как "вехи" на линии событийной линии. полезно учитывать при реализации проектов или отслеживании процессов. Многие процессы полезно представлять в виде линии с реперными точками на ней. Здесь уже начинаются паттерны. 3. Есть "плоскостное" мышление - когда "линии" отслеживаются одновременно, их много, они могут сплетаться друг с другом. Они учитываются, прогнозируются и выстраиваются. Возможно "плетение" рисунка из событийных линий. Учитывается влияние "линий" (параллельных процесов) друг на друга. Здесь работают "точки кристаллизации" событий и процессов вокруг. В принципе, здесь уже начинается системный подход. И точно - это "место обитания" комплексных подходов. Паттерны здесь обретают сложность рисунка. Узнаваемость паттерна на этом уровне мышления возрастает. 4. Есть "многоуровневое" мышление, когда учитывается наличие разных логических и организационных уровней. Это - системный подход. Учёт влияния уровней - это зачастую, как бы (продолжая метафору) "вертикальная плоскость", поделённая на уровни влияния. Здесь "работает" "контролирующий фактор" и системообразующий фактор. 5. Есть "трёхмерное", "объёмное" мышление, где учитывается наличие разных "слоёв" в реальности, и наличие разных "плоскостей", смысловых "полей" (в т.ч., парадигм), и т.д. Это - тоже системный подход. Здесь работает "системообразующий фактор", но иногда он может не срабатывать - слишко возрастает сложность системы и взаимосыязей в ней. Трудно представить один центр в столь многосложной системе. Но здесь уже могут начинать работать принципы синергетики и самоорганизующихся систем. Принципы фрактальности и законы хаоса. (Хотя, это вопрос. Возможно - это только на последнем уровне - вопрос нуждается в дальнейшем исследовании и обсуждении) 6. А есть "голографическое" мышление, где все события взаимосвязаны, когда в одном событии - информация обо всех, и во всех событиях - информация о каждом. Это "голографическое" мышление отличается от "объёмного" - холистичностью, взаимовлиянием и взаимопроникновением. Этот тип мышления доступен немногим, и характерен для "энергетов", представителей восточных философских школ, людей, умудрённых опытом, для суперпрофессионалов в различных областях (у этих - в какой-то конкретной области), учёных-физиков, у талантливых писателей, художников, режиссёров и т.д. 7. Есть многомерное мышление, в котором возможно присутствие и действие различных парадигм. Для меня это пока самая доступная вершина вэтой иерархии уровней мышления. Уровень мышления обычно виден и чувствуется сразу же. Глубина личности - тоже, и она определяется "содержанием" личности, её "наполнением", конкретными убеждениями и ценностями. |
![]() ![]() |
Александр Вакуров |
![]()
Сообщение
#2
|
![]() Хозяин форума Группа: Главные администраторы Сообщений: 26 548 Регистрация: 7.9.2006 Из: Иваново Пользователь №: 1 ![]() |
Цитата Точка зрения, плоскость зрения и объем зрения Перечитал книжку Бахтиярова "Деконцентрация" и соотнес описание со своим опытом мышления. Очень порадовался, что теперь мой способ "сойти с ума" называется "создание объемного мышления". Рад, что есть хорошая литература по такого рода вопросам - это очень существенно помогает при развитии. В самом простейшем случае мышление человека сужается в точку, когда он говорит – это «моя точка зрения». Такая точка зрения защищается особенно рьяно. Все обоснования этой точки зрения принимаются на веру. Такая позиция не является «рациональной», а скорее является «до рациональной». Это эмоциональная и инстинктивная позиция нерефлексирующого человека. На втором уровне – линия/диалектика – человек способен рассматривать противоположные точки зрения. Он способен проводить линию между этими точками и затем выбирая новую точку на линии, формировать новую точку зрения. Можно сказать, что если одна точка зрения – треугольник, а вторая – круг, то начинает формироваться конус. Это рациональная, диалектическая позиция. Это настоящий прорыв по сравнению с первым уровнем. Но это явно не окончание процесса. На следующем уровне человек способен уже одновременно придерживаться двух противоположных точек зрения одновременно. Это двоемыслие и в неуправляемой форме – шизофрения. Такое мышление фактически перевертывает все представление об обычном мышлении. Мышление из точечного переходит в линейное. Следующий этап – плоскостное мышление – это мышление, которое считает верным «абсолютно все точки зрения». В неуправляемой форме – это сумасшествие в чистом виде, поскольку происходит полная деиерахия смыслов. Исчезает как важность любого рассуждения, значимость любого действия и т. д. Все истины видны и невозможно выбрать между ними. Эта ситуация равнозначности смыслов убивает все конструкты важности, хорошо/плохо и т. д. При таком мышлении система принятия решений больше уже не может существовать – она разрушается. Никакой «разумный» выбор больше не возможен. Для того, чтобы вернуть возможность выбирать, необходимо развернуть мышление из плоскостного в объемное, задав еще одну координату. Эта координата должна быть сфокусированной. К плоскостной размазанности смыслов и мышления добавляется одновременно концентрация на логической цепочке, которая выбирается из плоскости смыслов и мы получаем уже объемного мышление, которое содержит не только все точки зрения, но и все возможные логические размышления. Можно сказать, что, уничтожив все привязки ко всем точкам зрения и постоянно видя ВСЕ возможные развития логических цепочек, в этой системе выбирается множество траекторий логического размышления. На этих траекториях идет фокусировка и они развиваются. В какой-то момент времени можно схлопнуть размышления и получить совершенно дикий объемный результат, но уже простой результат, который может быть траслирован другому сознанию. Каждый момент времени такая фокусировка выбирается, вообще говоря, уже не разумом, а всей целостностью. Такое состояние вообще говоря уже нельзя считать рациональным, а скорее оно будет «над рациональным». Самые развитые подобные состояния можно назвать даже «наднадрациональными». Фактически для того, чтобы перейти к такому «надрациональному» мышлению необходимо иметь виртуозное логическое мышление, тотальную непривязку ни к одному их смыслов или точке зрения, очень четкую управляемость внутренним диалогом и большой опыт деконцентрации внимания. Фактически переход к такому мышлению предполагает несколько раз управляемо сойти с ума. Кроме того, как это было в моем личном опыте – это подразумевает переход к тотальному безупречному эмоциональному реагированию, полнейший выход из социальных рамок и рассмотрения всего опыта описания, каким бы способом он не был получен (чувства, рассуждения и т. д.) только как модели мира. То есть тотальное (а не только в мыслях) разделения опыта и реальности. Без внедрения этой системы принятия решений в жизнь она так и остается только еще одним способом тихо сойти с ума. Такое понимание предусматривает переход к такому действованию, что фактически выводит трансформацию обычной жизни к новой жизни, в которой происходит сначала полнейшее сметание обычного реагирование, обычных смыслов, а затем постоянная разборка одних видов действий с серьезной фикцией на остальных. Если происходит слишком сильная разборка смыслов и действования, то можно не только сойти с ума, но и скажем бросится под машину, заболеть и т. д. Таким образом, разворачивания действования в объем – это фактически совершенно дикая задача в которой я всегда играю на грани и играю с постоянным риском сойти с ума, заболеть и т. д. |
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 16.6.2025, 20:09 |