![]() |
Новинки в «Моих статьях» Иерархические системы в которые мы впаяны Мои чувства как МОЯ ценность Шесть этапов формирования моей картины мира |
Свежие зарисовки О пределах психотерапии Роль стыда в твоей жизни Пусть будет много песен разных! |
Новинки в «Статьях других авторов» Гештальт-терапия как практическая философия Критерии выбора быть человеком Великолепие внутри нас |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
Александр Вакуров |
![]()
Сообщение
#1
|
![]() Хозяин форума Группа: Главные администраторы Сообщений: 26 548 Регистрация: 7.9.2006 Из: Иваново Пользователь №: 1 ![]() |
Различения. О них - в других разделах.
К стати, именно о различениях и об обоснованности выбора их количества (умножения сложности различений) говорит Принцип Оккама, или Бритва Оккама: «Не умножай сущности без нужды!» Вопрос первый: Интересно, а где та бритва, тот фильтр, который скажет, что за признаки «нужды» и «не нужды»? Принцип Оккама говорит: «Не усложняй без меры, без достаточно веской причины. Если можно объяснить нечто посредством более очевидных и более простых причин – выбирай очевидные и простые. Вопрос второй: Вот Вам ситуация. Я фотографировал со вспышкой на даче темноту. Просто ночью наводил фотоаппарат на совершенно тёмные и неосвещённые участки пространства вокруг себя, и – щёлкал. Вспышка освещала доступное ей пространство, и получались довольно необычные снимки. Так вот, на некоторых снимках я заметил очень странные объёкты. Они были «радужными», небольшими, имели «объём», и форму тора. Представьте, этакие полупрозрачные радужные светящиеся «баранки», очень красивые, причем, каждая развёрнута по отношению ко мне по-разному. Я сначала принял их за артефакты. Затем до меня дошло, что это могут быть некие «бестелесные энергетические создания», невидимые обычному глазу, но фиксируемые фотоаппаратом. Это – гипотеза. Третьей гипотезой была – что это мошки, таким странным образом отражающие свет. А теперь вопрос. Какую гипотезу выбрать? Если пользоваться бритвой Оккама, то на первом месте будут мошки, на втором – артефакты, и лишь на третьем – «энергетические сущности». Почему? Мошки – самое привычное. А «сущности» - самое необычное. Бритва Оккама говорит: «Не выдумывай!» А что, если это действительно некие существа? Тогда что? Я приму их за «мошки», и – забуду про них. И – потеряю нечто, что может быть интересно. Так чем пользоваться при выборе гипотез и объяснений? Каковы факторы, регламентирующие применение бритвы Оккама? В каких случаях она – это не то, чем стоит пользоваться? И не ведёт ли она к неоправданному упрощению мира вокруг нас? Это уже второй вопрос - как исследовать, как проверять гипотезу. Пока для меня важнее - как выбирать гипотезу? Какие - отсекать? И почему так уж необходимо настолько упрощать мир? |
![]() ![]() |
Александр Вакуров |
![]()
Сообщение
#2
|
![]() Хозяин форума Группа: Главные администраторы Сообщений: 26 548 Регистрация: 7.9.2006 Из: Иваново Пользователь №: 1 ![]() |
Вот здесь в ЖЖ идёт активное обсуждение и развитие этой темы.
Некоторые отрывки: Цитата - исследуете феномены - каким образом Вы это делаете? - "...меня развивает" - что Вы понимаете под собственным развитием? как развивает? что конкретно дает? - что Вы делаете со своим расширенным понятийным и категориальным аппаратом? как используете? - с чего взяли что действительно его расширяете, а не приобретаете кучку слов в новых сочетаниях?" Хорошо. Но только отвечу чуть-чуть. Есть такое понятие: количество различений. Чем больше у человека различений в чём либо, тем больше он развит в этой области. Обратите внимание: различения - это некие разницы (различия),важные для различения (опознаваний) . Значит, они уже по определению не могут быть "просто кучкой". Это - важнейшие элементы в системах опознаваниях. Я не различаю того количества цветов, что профессиональный художник. Этот художник не различает столько нюансов в специфических взаимодействиях, которые изучаю я. Я не различаю тех нюансов, которые различит лингвист, или философ, или литератор в употребляемых иногда мною фразах. Каждый из нас является носителем некоего набора способностей и навыков, в которых количество различений играет порою определяющую роль. Я смотрю, и говорю: тут один цвет, Вы смотрите. и говорите: нет, тут два оттенка одного и того же цвете. И я начинаю изучать данный цвет (различными способами), для того, чтобы уметь то же, что и Вы - различать эти два различных оттенка (если мне это нужно и интересно). У меня есть прараметры более высоких логических уровней, чтобы простые различения не превратились просто в "кучку" разрозненных различений. А свой расширяемый категориальный аппарат я применяю для: - изучения многоообразия этого мира - выработки качественных моделей, помогающих мне и людям справляться с проблемами. А вообще - есть закон необходимого разноообразия, который гласит, что система должна иметь большую сложность и количество выборов, чем факторы, вызвавшие проблему. Необходимо иметь более сложное и гибкое (с большим количеством выборов) поведение, чем поведение фактора, создающего проблему. А именно различения и дают возможность различных выборов. |
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 2.8.2025, 22:07 |