Новинки в «Моих статьях»
Иерархические системы в которые мы впаяны
Мои чувства как МОЯ ценность
Шесть этапов формирования моей картины мира
Свежие зарисовки
О пределах психотерапии
Роль стыда в твоей жизни
Пусть будет много песен разных!
Новинки в «Статьях других авторов»
Гештальт-терапия как практическая философия
Критерии выбора быть человеком
Великолепие внутри нас
ТОПОЛОГИЯ (способы, уровни) мышления - Психотерапевт Александр Вакуров. Форум.
IPBIPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> ТОПОЛОГИЯ (способы, уровни) мышления, Многоуровневость мышления. Топология мышления
Александр Вакуров
сообщение 21.5.2007, 23:17
Сообщение #1


Хозяин форума
Group Icon

Группа: Главные администраторы
Сообщений: 26 548
Регистрация: 7.9.2006
Из: Иваново
Пользователь №: 1



ТОПОЛОГИЯ (способы, уровни) мышления


Мне хочется ввести понятие уровней мышления (уровень сложности мышления).

Есть понятие - глубина личности.
И то и другое определяется достаточно быстро.
Как правило, и то, и другое взаимосвязано. Ни разу не встречал глубоких людей с низкой сложностью мышления. И ни разу не встречал поверхностных людей с высокой сложностью мышления.



Подробнее.

1. Есть точечное мышление - ориентированное на действие здесь и сейчас. Я называю ещё это - реагирование на уровне амёбы. Помните, в школе мы изучали инфузорию-туфельку? У неё было только два типа реакций: положительный хемотаксис (когда она чувствовала пищу, и стремилась туда), и - отрицательный хемотаксис, когда она стремилась покинуть зону с агрессивной для неё средой. Это мышление, ориентированное на решение задачи "здесь и сейчас", мышление, ориентированное на сию-секундные задачи. Когда он не принимает во внимание последствия своих действий. особенно -отдалённые. И уж, конечно, он не принимает во внимание пораллельные процессы и их последствия. "Хочу-беру". "Мешает-удалю", и так далее.

2. Есть линейное мышление - тоже близко к типу "стимул-реакция", но возможно выстраивание цепочек, прогнозирование, и т.д. Возможно выстраивание цепочек и создание событий по принципу "домино", когда одно событие вызывает последующие, и так далее. Здесь работают "реперные точки" - как "вехи" на линии событийной линии. полезно учитывать при реализации проектов или отслеживании процессов. Многие процессы полезно представлять в виде линии с реперными точками на ней. Здесь уже начинаются паттерны.

3. Есть "плоскостное" мышление - когда "линии" отслеживаются одновременно, их много, они могут сплетаться друг с другом. Они учитываются, прогнозируются и выстраиваются. Возможно "плетение" рисунка из событийных линий. Учитывается влияние "линий" (параллельных процесов) друг на друга. Здесь работают "точки кристаллизации" событий и процессов вокруг. В принципе, здесь уже начинается системный подход. И точно - это "место обитания" комплексных подходов. Паттерны здесь обретают сложность рисунка. Узнаваемость паттерна на этом уровне мышления возрастает.

4. Есть "многоуровневое" мышление, когда учитывается наличие разных логических и организационных уровней. Это - системный подход. Учёт влияния уровней - это зачастую, как бы (продолжая метафору) "вертикальная плоскость", поделённая на уровни влияния. Здесь "работает" "контролирующий фактор" и системообразующий фактор.

5. Есть "трёхмерное", "объёмное" мышление, где учитывается наличие разных "слоёв" в реальности, и наличие разных "плоскостей", смысловых "полей" (в т.ч., парадигм), и т.д. Это - тоже системный подход. Здесь работает "системообразующий фактор", но иногда он может не срабатывать - слишко возрастает сложность системы и взаимосыязей в ней. Трудно представить один центр в столь многосложной системе. Но здесь уже могут начинать работать принципы синергетики и самоорганизующихся систем. Принципы фрактальности и законы хаоса. (Хотя, это вопрос. Возможно - это только на последнем уровне - вопрос нуждается в дальнейшем исследовании и обсуждении)

6. А есть "голографическое" мышление, где все события взаимосвязаны, когда в одном событии - информация обо всех, и во всех событиях - информация о каждом. Это "голографическое" мышление отличается от "объёмного" - холистичностью, взаимовлиянием и взаимопроникновением. Этот тип мышления доступен немногим, и характерен для "энергетов", представителей восточных философских школ, людей, умудрённых опытом, для суперпрофессионалов в различных областях (у этих - в какой-то конкретной области), учёных-физиков, у талантливых писателей, художников, режиссёров и т.д.

7. Есть многомерное мышление, в котором возможно присутствие и действие различных парадигм.
Для меня это пока самая доступная вершина вэтой иерархии уровней мышления.

Уровень мышления обычно виден и чувствуется сразу же.
Глубина личности - тоже, и она определяется "содержанием" личности, её "наполнением", конкретными убеждениями и ценностями.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
 
Ответить в эту темуОткрыть новую тему
Ответов
Александр Вакуров
сообщение 27.12.2008, 0:47
Сообщение #2


Хозяин форума
Group Icon

Группа: Главные администраторы
Сообщений: 26 548
Регистрация: 7.9.2006
Из: Иваново
Пользователь №: 1



Линейность, цикличность, сингулярность

И.А. Третьякова
(СПбУТМиО)

Смыслы мифа: мифология в истории и культуре. Сборник в честь 90-летия профессора М.И. Шахновича. Серия «Мыслители». Выпуск №8 - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2001. - C. 300.


Цитата
Парадигма исторического и социального знания претерпела в прошедшем веке значительные изменения. На смену классическому типу рациональности с ее тотальным детерминизмом приходит принципиальный релятивизм, дифференциация, отрицание всякой упорядоченности и определенности. Устами Мишеля Фуко объявлено право на восстание против Разума Законодательного за Разум Интерпретативный. Базовые объяснительные схемы, «метанарративы», как говорят постмодернисты, оказываются непригодными в гуманитарном познании.

Научные искания последнего столетия оказались весьма драматичными в своих попытках найти общую основу в методологии гуманитарных исследований. Драматизм усугублялся тем, что этот поиск был тесно связан с мировоззренческими и общекультурными процессами. Еще в ХIХ позапрошлом ныне веке Ницше требовал отказаться от историзма ради «становления». Образ постоянного возвращения, вечного цикла развития от аполлоновского к дионисийскому началу и наоборот закрепился в науках о культуре.

В философии и социологии ХХ века на место единой человеческой истории приходит становление как самодостаточный процесс. Реальны только фрагменты, события, но единого исторического процесса, как чего-то непрерывного целостного не осталось. Прошлое сливается с настоящим и высвечивает будущее. Временные горизонты подвижны.

Жесткий исторический детерминизм налагал серьезную ответственность за всякое деяние и делал неуютным общий дом. Не случайно, основатель христианской философии истории Августин Блаженный рассматривает историю как драму. Завязка драмы — грехопадение первых людей.

Кульминация — приход Мессии и искупительная жертва. Дальнейший ход истории предопределен: для праведников — к Граду Небесному, для грешников — к падению вместе с Градом Земным в адскую пропасть. В последующих эсхатологических и прогрессистских учениях — Время необратимо, а Пространство четко оформлено, упорядочено, хотя и бесконечно. Однако, как известно, абсолютный порядок близок абсолютному хаосу, а энтропия, как мера неопределенности, нарастает в замкнутых, строго определенных системах.

Мифологическое сознание предполагает цикличность, обращение к прошлому, связь прошедшего и будущего. Разумеется, в жизни культуры этот момент постоянно присутствует. История искусства есть постоянное чередование нео-, псевдо-, пост- стилей, повторяющих, высвечивающих или искажающих черты первоисточника.

А такой ярко выраженный феномен мифологического сознания как мода весь построен на повторении и ритмах. Психологический механизм подражания индивидуально авангардное предложение образа, линии, силуэта, манеры поведения превращает в массовое.

Наконец, социокультурные искания Новейшего времени всегда были проявлением мощных процессов массового сознания. В ХХ веке как и в древности мифы рождаются в коллективном бессознательном. Архетипы формируют ментальность народа, которая определяет дальнейший исторический выбор.

Казалось бы, высвечивая черты мифологического сознания, можно многое объяснить в современной культуре. Многое, но не все. Мифологизм, также как привычный линейно-просветительский подход требует целостного взгляда на предмет. Прогрессистский или цикличный процесс — оба предполагают преемственность, единство, непрерывность. Современное культурно-историческое пространство предстает перед исследователем как многоликое, мозаичное (Моль) явление, требующее для своего прочтения многих языков. В расшифровке текста культуры вместе с прогрессистским или циклическим подходами должен присутствовать плюралистический подход, включающий в себя методы синергетики.

Если когда-то познавательная парадигма в изучении истории и культуры строилась по принципу «древа познания», где различались иерархия. структура, последовательность, то новая парадигма приобрела характер «ризомы». (Делез, Гваттари) Термин заимствован из ботаники и означает способ жизнедеятельности многолетних растений типа ириса. Ризома не имеет единого корня, это множество беспорядочно переплетенных побегов, которые развиваются во всех направлениях. Этот термин введен в употребление в противовес понятию структура как принципу организации природных. социальных, ментальных явлений. Эта метафора помогает современным философам постмодернистам находить новые грани исследуемой реальности.

Реальность же ныне являет себя как «стихия сингулярностей». Каждый феномен или процесс рассматривается не как элемент единого универсума культуры, а как множество не сводимых друг к другу точек, линий, соотношений. С этих позиций отвергаются как стандарты научного подхода, приемы верификации, доказательности, так и принцип целостного синкретичного восприятия мира и истории, присущий мифологическому сознанию. Новая парадигма гуманитарного знания складывается из моментальных снимков, моментов движения, процессов, которые составляют взаимопонимание и сотрудничество вместе с антагонизмами и борьбой.

Проблема причинно-следственной зависимости так же как ощущение единства в архетипической преемственности просто снимается. История оказывается не поступательным развитием человечества, запечатленным в книжных и электронных летописях, не возвращением на круги своя, а «зоной трещин, разломов, провалов, пустот» в которых зияют события, требующие не описания, изучения и расчета, а понимания, интерпретации множественности их смыслов. Не случайно в гуманитарных исследованиях нашего времени стала так популярна методология герменевтики.

Мир стал полицентричен, а новая парадигма, отказавшись от четких ориентиров, от алгоритмов, схем, любых «непреложных» истин, призывает двигаться интуитивно, подобно ризоме, которая стелется по земле, преодолевая препятствия, пробиваясь к свету.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения

Сообщений в этой теме
Александр Вакуров   ТОПОЛОГИЯ (способы, уровни) мышления   21.5.2007, 23:17
Александр Вакуров   Женщинам присущи первый, точечный уровень - урове...   22.5.2007, 8:51
Александр Вакуров   Классификация уровней мышления - моя от "а...   22.5.2007, 10:17
Александр Вакуров   Только что добавил ещё один уровень. Долго не мог ...   13.6.2007, 11:39
utkin   Количеством устойчивых Точек Зрения, которые он пе...   15.6.2007, 19:13
Александр Вакуров   Канэшна хачу! А что такое "устойчивые Т...   15.6.2007, 21:13
utkin   Точка зрения, из которой могут наблюдать одно и то...   16.6.2007, 5:40
Александр Вакуров   ОК, понятно. Согласен. А упражненьице?   16.6.2007, 10:50
utkin   Ага, помню. Поставьте перед собой на стол коробку,...   16.6.2007, 18:15
Александр Вакуров   Спасибо, классная штука! Только у меня всё по...   17.6.2007, 19:25
utkin   Ну да, как бы ты иначе увидел Матрицу, я сразу это...   18.6.2007, 18:43
Александр Вакуров   Спасибо, интересно!   18.6.2007, 19:55
utkin   Это легко отделимая часть моих размышлений, я еще ...   18.6.2007, 20:39
Александр Вакуров   Это легко отделимая часть моих размышлений, я еще...   18.6.2007, 21:00
Александр Вакуров   Мне хочется ввести понятие [b]уровней мышления (у...   18.8.2007, 14:52
Александр Вакуров   А вообще, все термины этой классификации - не абсо...   18.8.2007, 15:40
Александр Вакуров   Моя статья будет об объёмности и плоскости человек...   8.2.2008, 0:30
Александр Вакуров   Живых человеков, которые вокруг нас. И о тех, кто...   8.2.2008, 0:31
Александр Вакуров   Чем больше "размерностей" у человека, те...   8.2.2008, 0:31
Александр Вакуров   Плоскатик просто не увидит сферу. Не дано. Более ...   8.2.2008, 0:32
Александр Вакуров   Материал статьи напрямую применяется мною в основн...   8.2.2008, 0:33
Александр Вакуров   Александр Вакуров писал: И всеми силами стремя...   8.2.2008, 0:34
Ann Roz   Александр Вакуров писал: Поэтому очень часто пр...   12.5.2008, 10:05
Александр Вакуров   Плоскатика легко вычислить, легко спрогнозировать ...   8.2.2008, 0:54
Александр Вакуров   Естественно, люди не делятся на плоскатиков и объё...   8.2.2008, 1:00
ПЦ Акватория   У каждого из нас есть области, в которых он объё...   13.5.2008, 23:55
Александр Вакуров   То есть зачастую проблемы людей с высоким уровнем...   14.5.2008, 17:14
Александр Вакуров   Степень плоскости или многомерности человека опред...   8.2.2008, 1:01
Александр Вакуров   Объёмность мышления - это взаимосвязи. Количество ...   8.2.2008, 1:11
Александр   Какой же ты многомерный и мудрый, если не можешь и...   11.2.2008, 6:00
Александр Вакуров   Какой же ты многомерный и мудрый, если не можешь ...   15.3.2008, 23:15
Александр Вакуров   Какой же ты многомерный и мудрый, если не можешь ...   15.3.2008, 23:41
Александр   Было в лесу 3 поросёнка: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-На...   11.2.2008, 6:40
Александр Вакуров   Нашёл интересное подтверждение своим размышлениям ...   11.5.2008, 19:02
Александр Вакуров   Система сильнее любого человека. Пока он не управл...   12.5.2008, 11:51
Александр Вакуров   Плоскатики стремятся распространить свою модель ми...   12.5.2008, 11:53
Александр Вакуров   Чтобы другие не видели тех вещей, что самим плоска...   12.5.2008, 11:59
Александр Вакуров   Что делают плоскатики: Убеждают других многомерны...   12.5.2008, 12:05
ПЦ Акватория   Спасибо за статью Фельдмана, очень интересные сооб...   13.5.2008, 23:58
Ann Roz   Это твоя модель, твои определения типов "мног...   12.5.2008, 15:24
Александр Вакуров   Это твоя модель, твои определения типов "мно...   14.5.2008, 16:26
Ann Roz   У тебя есть предположение того, что может быть при...   12.5.2008, 15:25
Ann Roz   Есть ли у тебя версия того, почему происходит тако...   12.5.2008, 15:26
Ann Roz   Есть ли у тебя версии того, что является причиной ...   12.5.2008, 15:48
Александр Вакуров   Есть ли у тебя версии того, что является причиной...   14.5.2008, 17:11
Александр Вакуров   Про "многомеров" - это уже по логике пов...   14.5.2008, 16:28
Александр Вакуров   Интересные иллюстрации о плоскатиках и более много...   24.5.2008, 20:26
Александр Вакуров   2 типа мышления _ Магические картинки   9.8.2008, 0:16
Александр Вакуров   Стакан Ленина   9.8.2008, 0:38
Александр Вакуров   RE: ТОПОЛОГИЯ (способы, уровни) мышления   18.8.2008, 21:21
Александр Вакуров   RE: ТОПОЛОГИЯ (способы, уровни) мышления   20.8.2008, 13:07
Александр Вакуров   RE: ТОПОЛОГИЯ (способы, уровни) мышления   20.8.2008, 13:13
Александр Вакуров   Где может пригодиться модель уровней мышления? Ди...   9.9.2008, 17:10
Александр Вакуров   Прикольный мультик ПЛОСКОСТЬ   17.10.2008, 23:26
Александр Вакуров   [b]Линейность, цикличность, сингулярность И.А. Тр...   27.12.2008, 0:47
Александр Вакуров   Любая последовательность - пример линейности. Лине...   6.11.2009, 8:27
utkin   Поэтапное обучение это тоже линейное мышление.   6.11.2009, 12:20
Александр Вакуров   Поэтапное обучение это тоже линейное мышление. С...   7.11.2009, 9:44
Мария   Поэтапное обучение это тоже линейное мышление. ...   7.11.2009, 16:40
Александр Вакуров   [quote name='Александр Вакуров' post='26688' date...   7.11.2009, 18:51
Мария   UTKIN: Поэтапное обучение это тоже линейное мышлен...   8.11.2009, 10:21
Мария   У тебя может быть представление об этапах, как ...   7.11.2009, 19:49
Александр Вакуров   Ну да, кто как и куда шагает... На самом деле у на...   8.11.2009, 0:38
utkin   На самом деле у нас у каждого есть все эти предс...   8.11.2009, 21:53
utter   Наверно, не только результат имеет значение.... но...   8.11.2009, 11:53
utkin   Как нибудь попробуйте выделить "этапы" в...   8.11.2009, 21:54
Александр Вакуров   Решил пока здесь собирать примеры разноразмерного ...   9.4.2010, 13:07
Irishfox   И ни разу не встречал поверхностных людей с высо...   21.10.2010, 8:42
Александр Вакуров   [quote name='Александр Вакуров' post='1645' date=...   21.10.2010, 8:56
Irishfox   Извините, не всё так просто. То, что МОЖЕТ выгля...   21.10.2010, 9:14
Александр Вакуров   Ёмкость и линейность это очень разные вещи, хотя и...   21.10.2010, 9:05
Irishfox   Термин "прямолинейность", на мой взгля...   21.10.2010, 9:19
Александр Вакуров   Ещё один тип мышления. Свойственен HR-специалистам...   25.3.2011, 10:13
Александр Вакуров   Термин "узкополосное"взят из практики ра...   25.3.2011, 10:17
Александр Вакуров   Термин "лакуна" в медицине означает поло...   25.3.2011, 10:22
Александр Вакуров   Даже широкополосное мышление им даётся с трудом. М...   25.3.2011, 10:23
Александр Вакуров   Они не виноваты в этом. Их никто не учил нормально...   25.3.2011, 10:28
Александр Вакуров   Западный подход - это по тупому дигитально мужской...   25.3.2011, 10:32
Александр Вакуров   Наших женщин-HR-ов некому учить живому гармоничном...   25.3.2011, 10:36
Александр Вакуров   Вообще я гроза и тихий ужас эйчарщиков,, ибо здоро...   25.3.2011, 10:57
Александр Вакуров   Точечное мышление - здесь и сейчас. Нет конкретног...   23.4.2012, 20:20
Александр Вакуров   - Рабинович, закройте форточку. На улице холодно. ...   20.8.2012, 4:23
Александр Вакуров   Встретил в Твиттере: “@psychorama_ru: Тяжело сгоня...   5.11.2012, 6:28
Александр Вакуров   Пример использования линейного (дигитального) мышл...   22.9.2013, 18:20
Dmitry   Приветствую, Александр. Вот такая интерпритация по...   15.10.2013, 9:26
Александр Вакуров   RE: ТОПОЛОГИЯ (способы, уровни) мышления   2.10.2014, 11:50


Ответить в эту темуОткрыть новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



- Текстовая версия Сейчас: 17.6.2025, 22:15