Новинки в «Моих статьях»
Иерархические системы в которые мы впаяны
Мои чувства как МОЯ ценность
Шесть этапов формирования моей картины мира
Свежие зарисовки
О пределах психотерапии
Роль стыда в твоей жизни
Пусть будет много песен разных!
Новинки в «Статьях других авторов»
Гештальт-терапия как практическая философия
Критерии выбора быть человеком
Великолепие внутри нас
Материалы по НЛП. Полезные статьи. - Психотерапевт Александр Вакуров. Форум.
IPBIPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> Материалы по НЛП. Полезные статьи.
Александр Вакуров
сообщение 3.5.2008, 17:40
Сообщение #1


Хозяин форума
Group Icon

Группа: Главные администраторы
Сообщений: 26 548
Регистрация: 7.9.2006
Из: Иваново
Пользователь №: 1



Полезные статьи по теме НЛП

С подсознанием на «ты» Практика использования самогипноза

Цитата
Дано известно, что опытный гипнотизер может ввести человека в особое состояние – гипнотический транс – за несколько минут. По мнению психологов, транс значительно усиливает способности тела и разума. Можно приобрести временную нечувствительность к боли, вспомнить в деталях события многолетней давности, изменить свои постоянные привычки или просто испытать ощущение беспричинной радости, расслабиться и полностью отдохнуть всего за несколько минут.

Источник этих новых возможностей – наше подсознание. Если вы когда-то, хоть на короткое время, испытывали сильную радость, ощущение уверенности в себе или чувство приятного расслабления, то гипнотизер лишь помогает вам вызвать этот момент из подсознания и пережить его вновь.

Но состояние гипнотического транса вы можете достигнуть и самостоятельно. Например, при помощи аутогенной тренировки, техники медитации или молитвы. В НЛП принято считать, что сознание человека связывают с внешним миром три системы восприятия: зрительная (визуальная), аудиальная (слуховая) и кинестетическая (это ощущение тела, а также вкус и запах). Именно на этом подходе основана техника «самонаведения» транса, рекомендуемая Ричардом Бэндлером.

Сядьте удобно в спокойном месте и найдите какой-нибудь предмет, на который можно смотреть не напрягаясь, например, подвеску люстры, отражающую свет. Сосредоточьте взгляд на стекле и произнесите вслух или про себя – как вам удобнее – три предложения, относящиеся к зрительным впечатлениям, то есть описывающие то, что в видите здесь и сейчас, например: «Я вижу мерцание света на гранях… Я вижу кисти своих рук, лежащие на коленях…Я вижу свое отражение…» Произносить слова нужно спокойно и внимательно, ощущая физически образ, который вы описываете.

Затем проделайте то же, отыскав три слуховых восприятия. Например: «Я слышу слабый шум вентилятора… Я слышу тиканье часов…» и т. д.

После этого выскажите три предложения, относящиеся к ощущениям тела (они могут быть связаны и с ощущениями вкус и запаха). Например: «Я чувствую, как подошвы ног плотно стоят на полу… Я чувствую тепло в своих переплетенных пальцах…» Или любые другие.

Затем, сохранив позу, повторите тот же цикл, но произнесите на этот раз по одному предложению об ощущениях в визуальной, аудиальной и кинестетической системах. Описывая ваши впечатления и одновременно переживая их здесь и сейчас, вы как бы устанавливаете обратную связь и погружаетесь все глубже в свой внутренний мир. Поэтому даже начинающие уже в середине упражнения чувствуют, что глаза слипаются (не следует этому сопротивляться), и вы воспринимаете окружающее уже по памяти. Это – признак состояния транса. Вы получили как бы внутренний экран, на котором впоследствии можете просмотреть то, о чем попросите подсознание.

Далее определите, какая рука вам кажется легче и выскажите предположение, что эта рука будет становиться все легче и легче, непроизвольно медленно поднимаясь, касаться лица. При этом можете представить себе, например. Воздушный шарик, привязанный к руке и тянущий ее вверх, или любой другой вспомогательный образ (описываемый слуховыми, зрительными или кинестетическими ощущениями). В момент касания лица вы погружаетесь в глубокий транс.

Важно понять и практически в этом убедиться, что вы можете создавать образы, имеющие власть над вами самими.

Если вам неудобна описанная последовательность восприятий – начните со слуховых или кинестетических, но сначала попробуйте первоначальный вариант. Некоторые, возможно, заметят, что после того, как упражнение проделано около шести раз, уже достаточно просто сказать: «Итак, я представляю себе, что погружаюсь в это состояние», - и вы уже окажитесь в нем. Со временем погружение в состояние транса станет почти мгновенным.

Теперь перейдем к тому, как можно использовать это состояние. Само по себе пребывание в трансе даже в течение нескольких минут дает возможность отдохнуть, полностью отключившись от всех забот. Перед тем, как приступить к упражнению, вы, например, можете сказать: «Я хотел бы, подсознание, чтобы ты разбудило меня через 15 минут, и чтобы, проснувшись, я чувствовал себя бодрым и обновленным».

В нашем теле есть надежный счетчик времени и, если мы себе задаем время выхода из самогипноза, это происходит довольно точно. Если же вы забудете перед занятием дать инструкцию подсознанию, то просто погрузитесь в глубокий освежающий сон на несколько часов.

Но отдых и релаксация – это не самое полезное, что может дать состояние транса. Сам доктор Бэндлер многие годы использовал его для развития своей личности и овладения новыми навыками. Освоив метод «самонаведения» транса, вы тоже можете перейти к той работе над собой, которую Ричард Бэндлер называет «процессом создания нового поведения».

Если вы хотите изменить свое поведение в какой-либо ситуации, часто складывающейся на работе, в семье или где-нибудь еще, выберите для себя модель – из тех людей, кого вы уважаете, которыми вы восхищаетесь в каком-то отношении. Совсем не обязательно, чтобы вам нравилось в этом человеке все, - задача «взять» у него только поведение в конкретной, значимой для вас ситуации, и перенести его в свою жизнь. Удастся так повести себя раз, другой – и навык закрепится. Потом вы будете с улыбкой вспоминать о своей прежней растерянности перед аудиторией, ненужных вспышках гнева в семейном споре или о чем-то еще, что недавно так мешало вам.

Итак, вы выбрали человека, у которого хотите научиться вести себя так, как вам хотелось бы. Теперь используйте инструкции, подобные тем, что и в предыдущем упражнении. Вспомните ситуацию, в которой поведение «модели» было таким, какому вам хочется научиться. Разделите свою дальнейшую работу на три этапа. Сначала вы должны просто увидеть и услышать все, что происходило в этой ситуации. На втором этапе попросите подсознание совместить ваш собственный образ, включая, например, голос, с образом и голосом «модели», как бы заменить себя ею. Например, вы можете увидеть на внутреннем экране, как вы приближаетесь и сливаетесь с ней. Вы начинаете видеть и слышать себя в поведении «модели». На третьем этапе вы должны проникнуть внутрь образа, созданного на втором этапе: пережить все ощущения, свойственные новому поведению, и воспринять всю ситуацию с новой – внутренней - точки зрения.

Можно проходить по одному этапу в занятие и сделать потом одно – объединяющее все, или пройти три этапа сразу в одном занятии – как вам удобно.

Если вам удастся успешно «вжиться» в новый образ, попросите подсознание проявить приобретенный навык, создав мысленно ситуацию, в которой вам хотелось бы его использовать. Действуя таким образом, постепенно вы сможете пройти все «слабые места» в отношениях с окружающими. Начинать, конечно, нужно с простых форм поведения. Например: «Я хочу научиться улыбаться в неприятных для себя ситуациях…»

Если вы будете заниматься часто, то научитесь к тому же быстро анализировать поведение любого человека, а также свое собственное – это поможет вам лучше понять, что в нем следует изменить.

Сам доктор Бэндлер научился проводить цикл изменения поведения всего за одну минуту, что, по его словам, очень помогло в профессиональной деятельности.

А. Гришин «Путь к себе», №19, 1991 год
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
 
Ответить в эту темуОткрыть новую тему
Ответов
Александр Вакуров
сообщение 22.2.2009, 3:00
Сообщение #2


Хозяин форума
Group Icon

Группа: Главные администраторы
Сообщений: 26 548
Регистрация: 7.9.2006
Из: Иваново
Пользователь №: 1



Закон Необходимости противоположностей

Статья Брайена Ван дер Хорста

Практичные парадоксы для жизни, а также прочие заметки по поводу иллюзии поражения.
Эйнштейн завалил экзамены по алгебре. Мерлин Монро не считала, что она красива. Фрейд чувствовал неудобство, если ему приходилось смотреть в глаза другим людям. Карл Роджерс не выносил, когда ему указывали, что следует сделать. Была ли Вирджиния Сатир хоть раз замужем, и были ли у нее дети? Фритц Перлз часто вел себя непоследовательно. Вилл Шютц скучал на семинарах. Ричард Бендлер и Джон Гриндер могли войти в раппорт с любым человеком, кроме...1

Когда боги хотят передать людям что-то важное, похоже, что они зачастую выбирают посланников, обладающих кучей недостатков. Возможно, это их способ, которым они пытаются застраховаться от того, что люди перепутают послание с посланником.

Но что может раздражать больше, чем кто-то, кто не применяет сам на практике то, чему учит? Что зачаровывает более, чем следующее открытие: великий человек, оказывается, — колосс на глиняных ногах. (Примечание переводчика: Колосс Родосский — одно из семи чудес света, статуя на глиняных ногах. Статуя не сохранилась. Колосс упал, потому что ноги из глины не выдержали его тяжести). Что может сделать нас более несчастными, чем столкновение с нашими собственными недостатками?

О несовершенный человек, гордись своей слабостью! Я думаю, тебя неправильно информировали. Всем нам нужны наши недостатки, ограниченность наших умственных способностей, наша неуверенность, так как все перечисленное играет особую роль. Я называю это законом Необходимого разнообразия.2

Я не первый, кто заметил, что люди учат тому, чему сами хотят научиться и чему им необходимо научиться. Кому было бы интересно преподавать, исследовать или работать в той области, которой он уже полностью овладел?

Пословица гласит: "Тот, кто знает, делает; тот, кто не знает, учит". Это комментарий к моделированию гениев. Сколько гениев оставили свои таланты неизученными, необъясненными? Один из вечных припевов в фольклоре НЛП таков: когда талантливый человек объясняет свои действия, то это обычно имеет мало общего с тем, что он действительно делает. Структура собственного мастерства зачастую невидима для ее обладателя.

У скольких телесноориентированных терапевтов есть проблемы с собственным позвоночником?
Сколько психиатров является сумасшедшими?
Сколько юристов-преступников? Косноязычных писателей? Больных докторов? Неуверенных в себе лидеров?
Согласно закону Необходимости противоположностей, так и должно быть. Поразмышляйте в этом направлении: если бы Вы знали абсолютно все о какой-то области, все испытали или всем уже поинтересовались, едва ли Вы знали даже то, что знаете. Это было бы частью Вас, как вода для рыбы и воздух для птицы. У Вас бы не было мотивации учиться чему-либо.

Если бы вы были идеально сбалансированы, то никогда не задумались бы об изучении клинической психологии. Если бы Вы могли общаться великолепно, возможность научиться тому, как общаться, Вас бы не заинтересовала.

В своей жизни Вы когда-то решили, что у Вас есть некоторый дефект, недостаток, что-то ненадежное, слабина, упущенная возможность, противоречивое желание или безответная любовь. Великолепно! Лелейте свои недостатки! Это именно тот опыт, который указывает нам, в каком направлении двигаться, что необходимо изучить. Без этих верстовых столбов мы никогда не смогли бы ориентироваться в жизни, не было бы жажды знаний или творчества.

Все наиболее творческие периоды в истории объединяет одно: боги были слишком человечны. Греки и римляне представляли себе своих создателей ограниченными, жульничающими, несдержанными и деспотичными. Как только люди стали считать богов незримыми, всеведущими, всемогущими и морально непогрешимыми — бац, и на них спустились Темные Века. Периоды Ренессанса характеризуются гуманностью человеческих характеров, способностью потерпеть крах, несовершенством, ошибками, неспособностью к чему-то. Прикосновение человека — скорее, неумелое ощупывание, чем крепкая хватка.

Мы наблюдали, как за последние два десятка лет множество гуру были повержены в прах, так как их сочли умственно неполноценными. Лидер осознанности Вернер Эрхард, Свами Муктананда, мастер Дзен Ричард Бэйкер Роши даже наших собственных неустрашимых основателей НЛП периодически подозревают в недостаточной моральной или супружеской устойчивости.

Я не попустительствую никакому из вышеназванных вариантов поведения, и это не извинения за злоупотребление отношением людей. Лично я считаю, что насилие недопустимо, но иногда тоже выхожу из себя. Я просто обращаюсь к склонности людей опровергать и лишать доверия всю дисциплину в целом, потому что несколько несовершенных людей совершили что-то плохое.

В жизни я научился одной вещи: недостатки можно найти у кого угодно. Возможно, в мире кто-то прямо сейчас думает, что Далай Лама слишком много хихикает, а Мать Тереза придирается. Жизнь — это не поиск недостатков, а нахождение хорошего в людях или направлениях — именно это кажется настоящей задачей человека.

Многие из нас чувствуют свое поражение в этом задании. Старое НЛП назвало бы этот провал выдумкой отдельно взятого человека. Вы, наверное, никогда не слышали, чтобы собака потерпела неудачу в том, чтобы быть собакой. Кот никогда бы не подумал, что возможна неудача в этом. Вероятно, не существует ни растения, ни простейшего одноклеточного организма или животного, которые считали бы что-то в своей жизни поражением. Конечно, их настигают неудачи, препятствующие получению желаемого и разочарования. Но провал? Я подозреваю, что в природе организмы обычно принимают свой мир как продолжающуюся петлю обратной связи информации о том, что делать дальше.

Я думаю, что все наши ошибки и недостатки работают на нас подобным же образом, но не только как информация о том, что делать дальше, но и куда идти, что изучить и даже что делать с профессиональной точки зрения.

Мартин Хейдеггер, философ экзистенционализма, считал, что ошибки, или, как он называл, "аварии", — это то, что создает реальность. Его теория онтологии предполагает, что сущности приходят в бытие через "неготовность к чему-либо... дар бессилия...", переводящий "непрозрачное в прозрачное" в жизни, которая разрушает общеизвестную реальность, давая возможности для новых прорывов.

Пожалуйста, обратите внимание, что в этой дискуссии я не пытаюсь продвигать то, что мы называем стратегиями "избегания". То есть вы можете ориентироваться в жизни как по направлению к своим целям, так и прочь от негативных последствий в жизни, которых вы не хотите и которые желаете исключить из своего мира. Хотя это и правда, что в НЛП мы пытаемся направлять людей к их целям — к тому, что существует, а не к тому, чего не существует. Философ-рыбак Эрик Хоффер писал: "Вы никогда не получите достаточное количество того, чего вы действительно не хотите". Если ваша цель — "не быть бедным", у вас могут быть миллионы, а Вы все еще не получите того, чего не хотите.

Я пытаюсь поддержать сочувствие и понимание к тем людям, которые не всегда сами делают то, о чем говорят. Включая Вас. Несомненно, включая и меня. Похоже, все мы судим сами себя слишком категорично. Мы можем также проявить немного сочувствия к национальным организациям НЛП. Закон Необходимости Противоположностей (ЗНП) гласит: наиболее неорганизованные люди заканчивают тем, что начинают управлять организациями.

Илья Пригожин, Нобелевский физик-лауреат утверждает в своей "Теории неистощаемых систем", что все живые (неистощающие энергию) системы имеют тенденцию подходить к точке хаоса, распада, перед тем как перепрыгнуть на новый уровень организации.

Из Закона необходимости противоположностей вытекают сложные последствия. В спиритических традициях Вам бы сказали: "Увидь это и будь этим". Что может дать нам больше радости, чем обнаружение нашей слабости в других?

Если Вы видите, что кто-то плохо себя ведет, будьте осторожны. Вы замечали, что когда критикуете кого-то, вдруг внезапно Вы обнаруживаете, что 30 минут спустя делаете то же самое? Это физика: если у Вас нет ни малейшего опыта в том, что вызывает у Вас отвращение, Вы не можете заметить это у других людей. Это абсолютно необъяснимо. Я не пытаюсь морализировать, а предлагаю новый способ рассматривать наши личные "дефекты".

Пока я не совсем знаю, как применить Закон необходимости противоположностей к организациям, но я уже понял, как он применяется к более ограниченным человеческим отношениям. Например, к тому, как люди влюбляются. Я скромно представляю на Ваше рассмотрение свои размышления о применения закона необходимости противоположностей в личных отношениях.

№1 Первый указатель безопасности
Как Вы понимаете его в отношениях с другими людьми? Как Вы понимаете, что человек, с которым Вы общаетесь, воспринимает Вас правильно? Вы знаете, что он чувствует себя в безопасности, когда он уничтожает или преуменьшает те Ваши качества, которые прежде больше всего привлекали его в Вас?

№2 Природа изменений в поведении
Вы получите то, что хотите от своего возлюбленного. Он(она) научится думать, чувствовать и вести себя по-другому. Ваш любовник совершит именно те изменения в поведении, которых Вы всегда от него хотели: начиная с того, что прекратит ковырять в носу и кончая интересом к НЛО, изучению на практике приемов камасутры со своим следующим партнером.

№3 Правило поведенческого иммунитета и соответствующей кармы
"Они никогда со мной этого не сделают". Несомненно, сделают. Вы подцепили ее на вечеринке, на которой она искала, с кем бы познакомиться? Уверен, именно так Вы с ней и расстанетесь. Если кто-то говорит Вам, что он очень плохой человек, поверьте ему. Дело не в том, что он действительно плох, просто поверьте, что у него есть такие варианты поведения, которые будут повторяться снова и снова. Он знает себя гораздо лучше, чем Вы его.

№4 Парадокс импринтов привлекательности
Вы выходите замуж или женитесь на том, кто напоминает Вам мать или отца, которых Вы не любили. Скорее всего Вы также будете вести себя подобным образом и поступать наоборот с другим человеком, который важен для Вас. Моя подруга Мари спросила своего друга: "У тебя когда-нибудь были проблемы с матерью?" "Да, — сказал он. — Ты такая же, как она!"

№5 Закон максимального отвращения
Вы проявляете в себе именно то, что не хотели бы видеть в других. Вам не нравится, когда кто-то кричит на Вас: "Вы не могли бы говорить немного громче?" Угадайте, что случится дальше?

№6 Ряд взаимных интересов
Длительное время спустя, после того как Вы расстались с кем-то, Вас начинает интересовать то, что Вам надоедало в нем или в ней, когда Вы были влюблены. Если Ваш партнер увлекался астрологией, несколько лет спустя в Вас вдруг просыпается интерес к астрологии или к рисованию, если он был художником, к экзистенциальной философии, если она ей увлекалась.

Мои ложные друзья все время говорили мне: "Я не хочу, чтобы у меня были негативные мысли". Существует множество НЛПеров, которых я сильно раздражаю, потому что они считают, что мы должны быть непременно оптимистичными относительно чего угодно. Они верят в то, что недостатки, ошибки и неудачи не существуют.

По моему мнению, они существуют и приносят много пользы. Будучи неспособными думать о том, чего не существует, думать о тех ситуациях, которых мы хотим избежать, мы никогда не приблизимся к будущему. Вам необходим тип мышления с подобной структурой для того, чтобы иметь возможность наш прошлый и настоящий опыт трансформировать в вымышленный — в миссию, видение и так далее, то есть в то, что Вы хотите делать дальше.

Возможно, все это так же просто, как Инь и Ян. Для того чтобы увидеть свет, Вам нужна тень. Если все в темноте, то Вы ничего не увидите. Если все залито белым светом, Вы также ничего не увидите. "У каждой картинки есть своя тень, каждый портрет — это игра света и тени", — поет Джонни Митчелл.

В заключение скажу про такие эстетические качества, которые японцы называют "ваби", что переводится как "деталь с изъяном, создающая элегантное целое".

"Для многих людей, воспринимающих мир через современные понятия об эмоциональности, красота воспринимается как технологическая глянцевость, гладкость, симметрия, совершенство, растиражированное на конвейере, обычно ассоциирующееся со спортивным автомобилем или небоскребом", — пишет Говард Рейнгольд в своей книге "У них для этого есть мир".

"Высоко ценимые японские чайные чашки, стоимость которых у коллекционеров может доходить до десятков тысяч долларов, могут быть очень простыми, сделанными грубо, ассиметрично или примитивно раскрашенными. Нет ничего необычного в том, чтобы найти в них трещину. Трещина — прекрасный, отличительный, эстетичный недостаток, характеризующий дух момента, когда создавался этот объект, выделяющий его среди всех других моментов в вечности. Может быть, это та самая отличительная черта, которая заставляет коллекционера воскликнуть: "У этой чашки есть ваби!"

Лелейте свои недостатки: у каждого из нас, я считаю, есть свой большой ваби.

* * *

назад1Фрейд создал такую терапию, в которой ему не ПРИХОДИЛОСЬ смотреть людям в глаза: они лежали на кушетке. Карл Роджерс дал начало "Терапии, центрированной на человеке", дающей клиентам минимум советов, просил пациентов принимать решения с точки зрения собственной реальности. Вирджиния Сатир — известный семейный психотерапевт. Фритц Перлз, основатель психотерапии гештальта, выступал за целостность и логичность. Вилл Шютц создал группу "Калифорния Энкаунтер" (Общество Анонимных алкоголиков).

назад2Закон необходимого разнообразия — это правило в электронике и автоматике, которое гласит, что наиболее гибкий элемент системы контролирует всю систему целиком. В НЛП это пресуппозиция о том, что выбор лучше, чем отсутствие выбора.

Перевод Иголкиной Инны

Статья опубликована в Вестнике НЛП № 10 Центра НЛП в Образовании
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения

Сообщений в этой теме


Ответить в эту темуОткрыть новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



- Текстовая версия Сейчас: 19.6.2025, 12:47