![]() |
Новинки в «Моих статьях» Иерархические системы в которые мы впаяны Мои чувства как МОЯ ценность Шесть этапов формирования моей картины мира |
Свежие зарисовки О пределах психотерапии Роль стыда в твоей жизни Пусть будет много песен разных! |
Новинки в «Статьях других авторов» Гештальт-терапия как практическая философия Критерии выбора быть человеком Великолепие внутри нас |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
Александр Вакуров |
![]()
Сообщение
#1
|
![]() Хозяин форума Группа: Главные администраторы Сообщений: 26 548 Регистрация: 7.9.2006 Из: Иваново Пользователь №: 1 ![]() |
Статья Александра Вакурова "Базовые функции эмоций"
Буд урад ответить на вопросы читателей об эмоциях и о том, что с ними делать. Просьба сначала ознакомиться с текстом статьи, а лишь потом задавать вопросы, если они у Вас останутся. Тема эмоций сложна и многогранна. Статья рождена не только мною, но и многочисленными моими пациентами и клиентами, и участниками моих тренингов. Пользуясь возможностью, выражаю им свою благодарность. |
![]() ![]() |
Александр Вакуров |
![]()
Сообщение
#2
|
![]() Хозяин форума Группа: Главные администраторы Сообщений: 26 548 Регистрация: 7.9.2006 Из: Иваново Пользователь №: 1 ![]() |
Решил размещать здесь и другие материалы по эмоциям - других авторов.
Нашёл интересного автора, пишущего об эмоциях. Вот наш диалог с ним и его Лекция по когнитивным теориям эмоций 21/04/2009 Транскрипт: Цитата лекция по когнитивным теориям эмоций - Presentation Transcript 1. Когнитивные теории эмоций 2. Структура Предыстория ● Что такое когнитивные теории эмоций? ● Теории когнитивной оценки ● Теория когнитивного диссонанса ● «Горячее» познание ● 3. Предыстория Есть теория Джеймса-Ланге: ● видим медведя — бежим — пугаемся ● получили подарок — улыбаемся — радуемся ● т.е. «событие» - действие/физиологический ● ответ — переживание ответа Вопрос: ● всегда ли мы пугаемся, когда бежим, и ● радуемся, когда улыбаемся? 4. Предыстория: эксперимент С. Шэхтера и Дж. Сингера Можно раздельно манипулировать в ● эксперименте: физиологическим состоянием ● интерпретацией ситуации ● 5. Предыстория: эксперимент С. Шэхтера и Дж. Сингера Суть эксперимента: ● вкалываем эпинефрин (вызывает состояние ● возбуждения) под видом комплекса витаминов для одних описываем истинные эффекты инъекции – для других — ложные, либо вообще не даем – информации просим испытуемых подождать в компании ● «партнера» радостного – гневного – 6. Предыстория: эксперимент С. Шэхтера и Дж. Сингера Результаты: ● Характер эмоции зависит не от состояния возбуждения, а от интерпретации этого состояния 7. Предыстория: эксперимент С. Шэхтера и Дж. Сингера Сенсорная стимуляция Оценка события (видим медведя) Эмоция ужаса Инструментальная реакция Оценка состояния (бегство) или организма физиологическое возбуждение 8. Что такое когнитивные теории эмоций? Определение ● … это теории, рассматривающие эмоции, в ● первую очередь, в их взаимосвязи с познанием мира, т.е. процессами восприятия, интерпретации, хранения информации Что имеется в виду? ● главное для эмоции то, как человек воспринимает ● и интерпретирует ситуацию, включая свое собственное состояние 9. Что такое когнитивные теории эмоций? Примеры определений С. Шэхтер и Дж. Сингер: ● Эмоции это результат взаимодействия между ● физиологическим напряжением и мыслями по поводу вызвавшей его ситуации Н. Фрейда: ● Переживание эмоции .. это переживание ситуации ● Л. Барретт: ● Эмоции это субъективно переживаемый результат ● концептуализации 10. Что такое когнитивные теории эмоций? Теории когнитивной оценки — одна из ● больших групп когнитивных теорий эмоций «Когнитивная оценка» - быстрый, во ● многом неосознаваемый процесс интерпретации ситуации Рассматривается интерпретация события с ● точки зрения характеристик ситуации (включая самого человека) 11. Теории когнитивной оценки Эти теории рассматривают эмоцию как ● результат оценки ситуации Эта ситуация для меня новая ● Она для меня неприятна ● Она сильно связана с моей ● Я вижу в лесу потребностью в выживании Эмоция ужаса медведя У меня недостаточно ресурсов, ● чтобы с ней справиться Я не несу за нее ответственность ● 12. Теории когнитивной оценки Теория П.В. Симонова (1966) оценка ситуации по связи с потребностями ● и степени неопределенности Э=−П*(Ин е о б х − Ин а л и ч н а я ) 13. Теории когнитивной оценки Теория Р. Лазаруса (1970, 1998) Показываем фильм с серией грубых ритуальных ● хирургических операций И даем три различных звуковых сопровождения: ● подчеркивается вред ● вред отрицается ● повествование беспристрастно («интеллектуализация») ● Результат: ● там где вред отрицается или «интеллектуализируется» стресс меньше 14. Теории когнитивной оценки Теория Р. Лазаруса (1970, 1998) Первичная оценка: ● Насколько важная цель? ● Насколько ситуация помогает/препятствует цели? ● Какие именно аспекты моей личности связаны с целью? ● Вторичная оценка ● Кто за эту ситуацию отвечает? ● Насколько я способен с ней справиться? ● Что меня ждет в будущем в связи с ситуацией? ● 15. Теории когнитивной оценки Теория К. Шерера (2003) Эмоция как процесс оценки — от более примитивных форм ● (приятно/неприятно) к более сложным (морально/аморально) Параметры оценки ● Новизна ● Приятность ● Связь с целями и потребностями ● Ответственность ● Потенциал преодоления ● Соответствие нормам и ценностям ● 16. Теории когнитивной оценки Оцените ситуацию в фильме с точки зрения его героя ● по 6 шкалам от 1 до 5 Новизна: ● 1 — полностью неожиданная ситуация Приятность: ● 1 — очень неприятная Связь с целями и потребностями: ● 1 — никак не связаны Ответственность ● 1 — отвечает за ситуацию герой и только он Потенциал преодоления ● 1 — очень тяжело справиться с ситуацией Соответствие нормам и ценностям ● 1 — абсолютно противоречит нормам и ценностям, принятым героем 17. Теории когнитивной оценки Теория К. Шерера (2003) Радость Гнев Страх Горе Новизна Высокая Высокая Высокая Высокая Приятность Низкая Связь с целями и Высокая Высокая Высокая Высокая потребностями Ответственность Другой Другой/мир Другой/мир Потенциал Высокий Низкий Низкий преодоления Соответствие Низкое нормам и ценностям 18. Теории когнитивной оценки Итоги Какие эмоции мы испытываем зависит от ● того, как мы видим ситуацию Мы можем влиять на наши эмоции, но ● напрямую это не всегда удается, поскольку мы не осознаем сам процесс оценки 19. Теория когнитивного диссонанса Выдвинута Л. Фестингером (1959) ● Эмоция возникает вследствие ● «диссонанса» (или противоречия) между имеющимися «знаниями» Это не совсем теория когнитивной оценки ● 20. Теория когнитивного диссонанса Мы стремимся избежать той информации, ● которая будет увеличивать диссонанс, и ищем (или создаем) ту, которая будет его снижать Пример 1: просмотр рекламы в журналах ● после покупки автомобиля Пример 2: секты ● 21. «Горячее» познание Какие функции у эмоций с точки ● когнитивных теорий? «Холодное» познание — «рациональное» ● познание, направленное на выявление «объективных» фактов «Горячее» познание — «эмоциональное» ● познание, направленное на выявление «важных» фактов 22. «Горячее» познание Занимательные факты: радость Когда мы обрадованы, мы находим больше сходства ● и больше различий между объектами, хотя ориентируемся больше на сходство Мы также больше подвержены «подсказкам» (в том ● числе тем, которые не осознаем) И мы более подвержены стереотипам ● Мы также склонны больше внимания обращать на ● общее, чем на детали У нас шире ассоциативный ряд, больше ● «креативность» (возможно) 23. «Горячее» познание Занимательные факты: страх и печаль Когда мы расстроены или напуганы, мы ● менее подвержены «подсказкам» Мы также склонны больше внимания ● обращать на детали, а не на общее У нас уже ассоциативный ряд ● Мы больше ориентируемся на различия, а ● не на сходство И мы менее подвержены стереотипам ● 24. «Горячее» познание Депрессивный реализм Когда мы в депрессии, мы более ● реалистично оцениваем свои возможности? Может быть и так, хотя это мешает нам ● жить 25. «Горячее» познание «Аффект-как-информация» Мы используем наши эмоции как источник ● информации о ценности текущих тенденций (Schwarz & Clore, 1983; Clore & Huntsinger, 2009) 26. «Горячее» познание «Аффект-как-информация» Пример 1: при хорошей погоде мы оцениваем ● нашу жизнь в целом лучше, чем при плохой погоде Пример 2: если в данный момент для нас ● актуальным контр-стереотипные мысли, то радость их усилит Пример 3: для американцев радость усиливает ● тенденцию к аналитическому мышлению, для корейцев — к холистическому 27. «Горячее» познание Теория тенденций оценки • Лернер и Келтнер (2001) – эмоции не только создаются оценкой, они эту оценку поддерживают • Например: страх увеличивает оценку риска, гнев увеличивает оценку «виновности» 28. «Горячее» познание Влияние эмоций на принятие решений Человек склонен больше избегать потерь, ● чем стремиться к выигрышу (Канеман и Тверски) Напуганный человек более склонен менять ● свое решение (А. Капоне), а обрадованный — менее (в сравнении со спокойным) + все то, что было уже сказано — влияние ● «подсказок», внимание на общее/детали и т.д. 29. «Горячее» познание Итоги Эмоции непосредственно связаны с ● процессами познания Позитивные и негативные эмоции влияют по- ● разному, но нельзя сказать, что какие-то эмоции делают «хуже», а какие-то «лучше» Их влияние стоит иметь в виду, особенно при ● принятии важных решений или при выполнении сложных дел 30. Спасибо за внимание! Если Вам интересна тема эмоций, заходите на http://chetvericov.ru |
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 2.8.2025, 3:25 |