![]() |
Новинки в «Моих статьях» Иерархические системы в которые мы впаяны Мои чувства как МОЯ ценность Шесть этапов формирования моей картины мира |
Свежие зарисовки О пределах психотерапии Роль стыда в твоей жизни Пусть будет много песен разных! |
Новинки в «Статьях других авторов» Гештальт-терапия как практическая философия Критерии выбора быть человеком Великолепие внутри нас |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
Александр Вакуров |
![]()
Сообщение
#1
|
![]() Хозяин форума Группа: Главные администраторы Сообщений: 26 548 Регистрация: 7.9.2006 Из: Иваново Пользователь №: 1 ![]() |
Культрологические статьи
ЗНАЧЕНИЕ СМЕХА В КУЛЬТУРЕ Редкозубова О.С. .: Дата публикации 02-Декабря-2008 :: Просмотров: 517 :: Распечатать данную статью :: Распечатать все статьи:. Редкозубова Ольга Сергеевна Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина Аннотация: в статье рассматривается значимость и функциональные особенности смеха в культуре и смеховой культуры, представленную в обрядово-зрелищных формах, словесных произведениях и фамильярной речи. Ключевые слова: смех, смеховая культура, обыденность, фамильярность, студент. Необходимость изучения многообразных форм человеческой жизнедеятельности делает важными исследования форм проявления смеха в ней. Следуя традициям ее изучения М.М. Бахтиным, отметим, что он представлял смеховую культуру как сплав трех составляющих: обрядово-зрелищных форм, словесных произведений и фамильярной речи, противостоящих официальной идеологии эпохи; все эти составляющие, по сути, представляют собой особые формы хранения и передачи информации о социокультурных ценностях. Одновременно с этим, смех можно рассматривать как понимание того, каким образом можно решить данную проблему и найти выход из ситуации. То есть, смех есть реакция на проблему, легко разрешимую и не представляющую непреодолимой опасности. В студенческой жизни это часто встречается: студенты, пытаясь скрыть свою неготовность к занятиям, прибегают к смешным ситуациям, анекдотам и просто выходят из неловких и каверзных ситуации посредством смеха. В силу этого особые свойства человека, обладающего пониманием, значительно больше, чем знания, это природные свойства личности, наделенной чувством юмора. Известно, что можно знать шутку, но не понимать ее: в силу этого, в основе смеха лежит нечто большее, чем только знание. Смех, таким образом, должен определяться через принципиально иную категорию, которой, собственно, и является категория понимания. Многочисленные исследования смеха демонстрирует принадлежность его к ряду исторически выработанных и регламентированных форм социального действия, представляющих свои мировоззренческие ориентиры и культурные ценности. Это положение дает основания для выделения особой смеховой культуры, т.е. части общечеловеческой культуры, рассматривающей действительность сквозь призму смеха и комического. Понимание является творческим процессом - приращение нового знания предполагает созидательную работу мышления, рефлексию и планирование, умение найти нечто общее в разнородных явлениях. На том же принципе основан и смех - единство процессов остроумия и творчества. Важной характеристикой смехового понимания является биологичность. Михаил Бахтин говорит о понимании как о сочетании двух сознаний. При этом всякий объект познания проявляется как нечто персонифицированное: «Мертвая вещь в пределе не существует, это - абстрактный элемент (условный); всякое целое (природа и ее явления, отнесенные к целому) в какой-то мере личностно». Собственно в этой диалогичности понимания и коренится общепринятый тезис, согласно которому можно смеяться только над человеком и человеческим; смех существует только в диалоге личностей. Понять адекватно любой культурный текст (в широком значении) - значит понять его контекст - исторический, религиозный, моральный, политический, научный и т.д. Ученый В.В. Ильин пишет, что понимание «связано с таким приобщением к смыслам человеческой деятельности, когда сознание начинает резонировать в вещах, а вещи выступают как вещание, раскрывая свой смысловой потенциал, удостоверяемый культурно-историческим, социальным опытом». Именно поэтому, хотя юмор и является общим достоянием человечества, его специфические проявления, например, национальные или профессиональные невозможно понять без предпонимания социальных и культурных смыслов, на которых он основан. Трудно понять студенческий юмор, ни живя и ни вращаясь в университетской жизни. На основании всего можно сделать вывод о том, что смех является специфическим выражением понимания. В условиях формирования информационного общества актуальной исследовательской проблемой становится вопрос о сущности, механизмах, возможностях и пределах взаимопонимания. Чрезвычайно важны эти позиции в студенческой среде. Смех и смеховая культура, прежде всего - коллективное понятие и занятие, в которую они (студенты) включаются при всяком удобном случае; по своей природе смеховая культура является ярко выраженным социокультурным явлением, выполняющим коммуникативную функцию. Коммуникация в студенческой среде чрезвычайно насыщенная. Так как молодежный возраст – это возраст общения, новых знакомств, обретение друзей и различных эмоций. Цель студенческого взаимодействия - взаимопонимание, единые и согласованные действия всех членов общества. Для человека, включенного в общий процесс достижения цели, смех будет символом приятия и единения; для того, кто невольно тормозит этот процесс, ввиду чрезмерной педантичности, глупости и т.д., смех будет выражением неприятия и своеобразной, но действенной попыткой перевоспитания. Смех и его разнообразные виды, как в условиях различных культур, так и в рамках одной культуры или социума несут некоторую информацию, сопровождаются определенными знаками, имеющими значения и смыслы, которые расшифровываются и принимаются или отвергаются окружающими. Это дает основание говорить о смехе как коммуникативном процессе, в ходе которого устанавливается (или не устанавливается) взаимопонимание между субъектами коммуникации. Анекдот, остроту, шутку и т.п., что вызывает смех или улыбку, можно назвать объектом смеха. Коммуникантов, участвующих в смеховом процессе, т.е. шутников, пытающихся вызвать смех, и их слушателей, принимающих или не принимающих шутки, – субъектами смеха. В некоторых случаях объект и один из субъектов смеха могут совпадать, например, клоун, пытающийся вызвать смех над собой. Между субъектами смеха устанавливаются отношения понимания (взаимопонимания), когда они включены в единое смысловое поле, позволяющее им примерно одинаково истолковать заложенный в объекте смеха или приписанный ему смысл. Поскольку понимание всегда субъективно, ибо определяется индивидуальным полем смыслов, не вполне совпадающим с общим смысловым полем, возможна множественность и даже альтернативность пониманий как следствие осмысления объекта смеха различным образом, в частности, в различных социокультурных традициях, нравственных нормах, идеологических клише и т.д. Поэтому рискнем утверждать, что понимание объекта смеха всегда имеет место, поскольку субъект всегда приписывает той или иной смысл объекту смеха. Объект смеха, сам смех и его характер определяются в целом социально-культурными условиями, задающими некоторое смысловое поле, в рамках которого осуществляется понимание объекта смеха. Одно и то же явление может быть очень смешным в одной культурной эпохе и не быть таковым – в другой. Нынешние читатели очень удивляются, узнавая, что современники Пушкина весело смеялись над фразой в "Евгении Онегине": "На кляче тощей и косматой сидит форейтор бородатый", и приходится долго растолковывать, что же здесь смешного, кто такой форейтор и почему он был бородатым, хотя таковым быть не должен (расписать, в чем дело) В различных социальных группах или разных социально-исторических условиях также имеют место неодинаковые смеховые реакции на объект смеха, а порой выявляются различные, в том числе не смешные, уровни понимания смешной ситуации. Примером может служить типичный образ студента, который пришел на зачет или экзамен не подготовленным. Свое незнание студент может вуалировать эпатажной одеждой, видимостью тяжелой болезни, страдальческим рассказом о чрезвычайно бедственном положении семьи и мн. др. В том случае, если он проведет экзаменатора своими экзерсисами, то в поле зрения смеха попадает именно последний, а удачливый «ловкий» студент приобретает ореол «ловкача», который «обвел» его «вокруг пальца». После этого, студент может смеяться в одиночестве, вспомнив выигрышную для себя ситуацию, или прочитав анекдот, или увидев некий другой объект смеха. Однако и в этом случае налицо коммуникация и процесс понимания и взаимопонимания по поводу объекта смеха. Во-первых, смысловое поле студента сформировалось под влиянием общепринятых смыслов и продолжает испытывать их воздействие. Во-вторых, в объект смеха, например, в прочитанный анекдот, заложен некоторый смысл его создателем. В-третьих, студент, приписав определенный смысл воспринимаемому объекту смеха, понял его. В-четвертых, в случае совпадения приписанных объекту смеха смыслов достигается взаимопонимание, хотя один из субъектов ( мы говорим о студенте)может находиться в другом месте. История исследования конкретных критериев смеха, смеховой культуры, внутренних компонентов внутри ее, длительны и различны. Так, конкретные измерения, согласно которым сфера смешного раздваивалась, были: радость и торжество у бороро, целенаправленность и бесцельность у Аристофана, наличие или отсутствие вкуса у Цицерона. Смех, тесно связанный с биологической природой человека (вульгарной и беспричинной телесной радостью, обжорством, пьянством, распутством) противостоял смеху культурному: цивилизованному, целенаправленному, отточенному и разумному. Сама сущность смешного, и собственно, смех есть реакция на что-то, победа над неким состоянием, что имеет древнюю дочеловеческую эмоционально-аффективную природу. В большинстве случаев это реакция на страх, где сам смех раздается как завершение состояния страха (все просто, а я боялся – (смех). Такая реакция присутствует во всех культурах и рассматривается как психофизиологическая его константа. Смех впервые раздается над поверженным врагом: это символ победы не только над противником, но и над страхом за свою жизнь. Этот победный смех является сигналом для членов племени, показывающим, что опасность миновала. Важно также отметить, что смех, прежде всего, является компенсацией именно ощущения страха - как индивидуального, так и коллективного; неслучайно смех часто звучит как реакция на отступивший страх. На подобном принципе основана эффективность смеха в разрешении межличностных конфликтов; при этом смеховая разрядка часто играет первостепенную роль в преодолении кризисных ситуаций. Ролевые конфликты, особенно возникающие внутри семьи, создают напряженность. Шутка может помочь нам дать выход своим чувствам. В первобытном обществе и, отчасти, в средневековом и ренессансном карнавале смех играл важную рекреативную роль: человек отдыхал от забот и проблем, от давления общественных норм, традиций и регламентации. Ритуалы и обряды существовали, в большей части, в особом, праздничном времени, четко отграниченном от времени трудового. Досуговый характер обрядов позволял отвлечься от каждодневных трудов, дать отдых, как телу, так и рассудку. Важнейшим из механизмов праздничной релаксации являлся смех. Подобная функция заложена уже в физиобиологических его основах - смех стимулирует выделение организмом эндорфинов, которые обладают специфическими наркотическими свойствами, притупляющими ощущения физической и духовной боли". Компенсация в данном случае выполняет защитную роль: не случайно то, что смех с успехом применяется в лечении, а также при оказании психологической помощи тяжело или неизлечимо больным людям. Защитную роль выполняет и черный юмор, связывающий смех и смерть: появившиеся несколько десятилетий назад шутки, связанные со СПИДом и взрывом в Чернобыле, в последние годы - с терроризмом, при всей их этической нежелательности психологически оправданы - они помогают справиться с угрозами и фобиями современного мира для налаживания нормальной каждодневной жизни. На празднике часто звучит «беспричинный смех» - это ликующий смех человеческого здоровья, переполненности жизненными силами, радости существования, характерный, прежде всего, для детского мировосприятия или юности, наполненной новыми, сильными чувствами. Смысл и эмпирические причины такого смеха действительно трудно найти и строго классифицировать. «Подобно тому, как стоном человек привязывается к настоящей секунде своего страждущего тела (и он целиком за пределами прошлого и будущего), так и в этом экстатическом смехе человек свободен от воспоминаний и даже от желания, ибо обращает свой крик к настоящему мгновению мира и ничего другого знать не хочет», - пишет Милан Кундера . Тем не менее, можно сказать, что этот смех не эгоистичен, а диалогичен; эта «невыносимая легкость бытия» является способом отношения к миру как к Ты, способом, рождающим чувство всеобъемлющего понимания реальности во всей ее целостности. Очень часто именно такой – беспричинный смех – смех праздника и радости транспонируется в совместный, коллективный смех, который является совершенно особым уровнем смеха. Реакция каждого отдельного члена группы может вызываться разными комическими причинами, но общий смех подразумевает новый, социальный уровень понимания - взаимопонимание, являющееся признаком сплочения коллектива, дружеского участия и неформального равенства. Смех, сам по себе, является оценочным сообщением, направленным на достижение определенного эффекта. Информация, передаваемая смехом, обозначает, как правило, негативную оценку объекта с точки зрения его соответствия социальным нормам. Смеховая информация проходит обратный путь от субъекта к объекту; при этом объект, в большей или меньшей степени, меняется под ее воздействием, направляя свое поведение в социально приемлемое русло. Смеховая коммуникация всегда обнаруживает внутреннее устремление к увеличению числа участников: она отличается неполнотой и незавершенностью далее в диалоге двух субъектов. Помимо двух диалогических субъектов - того, кто высмеивает, и того, кого высмеивают, смех подразумевает и третью позицию - слушателя (слушателей). При этом смех проявляется тем ярче, чем больше людей вовлечены в сферу его воздействия: именно поэтому он так заразителен. Таким образом, смех изначально требует социального пространства. Смех может выступать также как определенная эмоциональная разрядка, отдых и защита от забот и проблем повседневной жизни, «предохранительный клапан» для асоциальных желаний. Смеясь, человек и общество познают мир, преодолевая ложь, заблуждения и глупость и приближаясь к пониманию истины. Смех с этой точки зрения является формой познания. Иными словами, комическое можно рассматривать как специфический вид духовной деятельности человека и общества по постижению явлений окружающего мира, а, в конечном счете, и по созданию значимого мировоззренческого целого. Особое значение смех приобретает в обыденном познании, обнажая, прежде всего, заблуждения, иллюзии, косность и догматизм в индивидуальной и общественной жизни - достаточно четко эти тенденции проанализированы различными теоретиками комического, прежде всего, Анри Бергсоном. В художественном познании область смеха значительно расширяется за счет свободного творчества художника, что расширяет и социальный опыт человечества, формируемый, в том числе комедиями, сатирой и другими художественными и близкими к художественным формами смеховой культуры. Смех пронизывает различные сферы общественной жизни, однако в наибольшей степени он себя проявляет в сфере нравственных отношений. Это положение обусловлено рядом различных факторов. Прежде всего, смех, как и мораль, включен, прямо или косвенно, в процесс социальной коммуникации. При этом коммуникация - человека с человеком, группы с группой, личности и коллектива - опосредована общественной оценкой с позиции действующих норм. Смех также предполагает оценку сущего с точки зрения должного. И, наконец, смех, как и нравственные нормы, опирается на неофициальные санкции - прежде всего, на реакцию других и общественное мнение. Подводя итоги, можно сделать следующий вывод, что значение смеха и смеховой культуры проходит определенные этапы и на каждом этапе формирует свое значение и влияние на культуру. На ранних этапах развития общества формируются базовые коммуникативная и игровая функции смеха. Первоначально смех служит сигналом для всего племени, указывающим на отсутствие опасности. Позже, с развитием досугово-обрядовых форм, смех, отчасти сохраняя первоначальное значение, превращается в символ праздника -временного завершения тяжелого труда и борьбы за выживание. Праздничная коммуникация, выраженная, прежде всего, коллективным осмеянием, таким образом, способствует достижению социальной общности. С коммуникационной функцией тесно связана игровая функция. Являясь частью игрового общения, смех, подобно последней, удовлетворяет ряд определенных социальных потребностей, способствуя консолидации. Литература 1. Аверинцев С.С. Бахтин, смех, христианская культура. // М.М.Бахтин как философ. - М.: ИФ РАН, 1992, - С. 7 - 19. 2. Бахтин М.М. Автор и герой. - СПб.: Азбука, 2000. - 336 с. 3. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. - М.: Художественная литература, 1986.-543 с. 4. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Советский писатель, 1963.-364 с. 5. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М.: Художественная литература, 1990. - 543 с. 6. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. - 424 с. 7. Бергсон А. Смех. - М.: Искусство, 1992. - 127 с. 8. Гусев С.С, Тульчинский Г.Л. Проблема понимания в философии. — М.: Политиздат, 1985. - 192 с. 9. Дмитриев А.В. Социология юмора. - М.: Издательство РАН, 1996. - 214 с. 10. Ильин В.В. Философия: Социальная философия, аксиология, философия истории. - М.: Академический проект, 1999. - 386 с. 11. Карасев Л.В. Философия смеха. - М.: РГГУ, 1996. - 224 с. |
![]() ![]() |
Александр Вакуров |
![]()
Сообщение
#2
|
![]() Хозяин форума Группа: Главные администраторы Сообщений: 26 548 Регистрация: 7.9.2006 Из: Иваново Пользователь №: 1 ![]() |
ЖИЗНЕННЫЕ ПОЗИЦИИ И УСТАНОВКИ КАК ФАКТОР ДОЛГОЛЕТИЯ http://analiculturolog.ru/index.php?module...&pageid=673 Шааб К.С. .: Дата публикации 01-Июля-2009 :: Шааб Кира Сергеевна ТГУ им. Г.Р. Державина Аннотация. В статье рассматривается широкий комплекс взаимоотношений человека с окружающей средой, который во многом определяет характер его жизни в целом. Правильно выстроенные личностные установки, такие как оптимистичный настрой, проявление жизнелюбия и жизнерадостности, нравственные ценности человека и многие другие позиции ориентируют человека на долголетие. Для того чтобы жить долго и продуктивно необходимо проанализировать собственные привычки, принципы, суждения и выявить как благоприятные, так и угрожающие долголетию и благополучию факторы - это поможет увидеть положение вещей на сегодняшний день, а также спланировать дальнейшие действия для продления своей жизни и улучшения ее качества. Ключевые слова: долголетие, нравственность, фактор, ориентир, личностная установка, мысль, жизнелюбие. В значительной степени продолжительность жизни зависит от индивидуальных особенностей поведения человека - его пристрастий и привычек, темперамента, работоспособности, волевых качеств, интеллектуального, духовного и культурного развития, а также определяется состоянием духа человека, его самооценкой, представлением о собственной значимости для других, от того, насколько он сам считает необходимым и оправданным собственное существование. Большое влияние оказывают личностные установки, включая понимание смысла жизни и нравственно - этические оценки ее многосложных событий, а также многие другие, но изначальный ориентир на долголетие – понимание и ощущение счастья. Моменты счастья общественной и личной жизни человека всегда были прекрасны, нравственно благородны и эстетически запечатлевались в памяти. Человечество с самых далеких времен истории стремилось благоустроить мир таким образом, чтобы жить в гармонии с ним, поэтому ощущение счастья внутри себя и пребывание в гармонии с собой и миром - первое условие долгой и качественной жизни, которую может прожить мудрый, справедливый, великодушный, спокойный и, главное, оптимистичный человек. Развивая в себе эти вполне доступные «земные» качества, человек как раз и постигает гармонию духа. Основой же душевной гармонии считается спокойствие, которое заключается, прежде всего, в философском, мудром, альтруистичном отношении к себе и к жизни. Если человек умеет сохранять спокойствие в любой ситуации, в любом событии может находить положительные стороны, умеет контролировать мысли и чувства, с благодарностью принимает все, что дает ему жизнь, ему становятся неведомы болезни и страдания. Оптимистичный настрой чрезвычайно важен, так как наши мысли в большинстве своем определяют и всю нашу жизнь, поэтому умение правильно мыслить является важным фактором долголетия. Мысль того или иного субъекта является не чем иным, как ниспосланной свыше душой ограниченного пространства в виде сгустка энергии. Мысли – это энергия, а если они возвышенные, утонченные и почти соизмеримые с божественной энергией, то можно говорить о присутствии величайшей силы мысли. Все в повседневной жизни появляется под воздействием определенных мыслей и идей. Для любого человека в принципе невозможно осуществлять собственные цели или обходить мешающие препятствия без того, чтобы думать, - то есть производить соответствующие мысли. Таким образом, единственная благоразумная возможность изменить нашу жизнь в действительности состоит в том, чтобы изменять соответствующим образом свои мысли. Чтобы распутывать проблемы, нужно прежде научиться их обдумывать, то есть подходить к решению творчески, а когда проблема будет решена или сложный этап жизни пройден, об этом следует забыть и не возвращаться к этому. Конечно, подобное удается только в том случае, если человек проявляет гибкость мышления, устраняя, таким образом, устоявшиеся «закостеневшие» умственные механизмы. В своих «Мыслях о религии» Б. Паскаль пишет: «Мышление определяет величие человека» [5]. Возможно, Паскаль хотел сказать, что человек настолько велик, насколько он обладает способностью мыслить – в противоположность остальным живым существам. Однако не нужно думать, что мы обязательно должны быть одарены умом от природы, поскольку человеческий дух часто может довольствоваться очень примитивными чувственными влечениями или даже разрушительными мыслями. Из этого следует, что к приведенному выше высказыванию Паскаля можно добавить, что мышление может определять как величие, так и тщету человека. Мышление – не только нечто уникальное и присущее лишь человеку, прежде всего оно – естественный и неотъемлемый факт нашей природы. Таким образом, «божественное провидение» или нечто другое позволяет человеку думать так же естественно, как Вселенной – эволюционировать, деревьям – расти и цвести, а рекам – течь. Этот естественный ход вещей неизменен из века в век. Однако очень многое можно изменять в самом образе мышления. Мыслями можно управлять, и это находит практическое применение, прежде всего в быту. Причину огромного воздействия нашего духа на практическую жизнь следует искать в том, что именно образ мышления, приводящий к тому или иному мировоззрению, оказывает решающее значение на отбор конкретных мыслей из множества других, одновременно присутствующих в голове в спутанном состоянии. Образ мышления формируется в течение жизни на основе опыта, пристрастий, разных ракурсов, влияний среды и т.д. Постоянно озабоченный, подверженный различным страхам, опасениям и комплексам человек склонен к негативному мышлению, которое, конечно же, не замедлит отразиться на мироощущении и физическом уровне. Насколько важно своевременное полноценное питание для сохранения и обновления клеток организма, настолько же необходимо присутствие умственных стимулов и импульсов, помогающих освобождаться от вредных мыслей и «обновлять» механизм мышления. Таким образом, сила мысли огромна, ее нельзя недооценивать. В то время как позитивные, конструктивные мысли могут стать причиной созидательной счастливой жизни, негативные, пессимистичные, трусливые мысли, напротив, обладают разрушительной способностью. Негативные помыслы становятся особенно опасными, если они превращаются в привычку. Однако даже самый вредный образ мыслей можно изменить по своему желанию в любое время. Продолжительность жизни человека ставится в зависимость, прежде всего, от нравственных способностей человека, а не от особенностей питания, физкультурных комплексов, закаливания и прочих фиксированных биофизиологических факторов. Нравственность долгожители воспринимают не как правила приличия принятые обществом, а как законы мироздания. На протяжении многих веков философы, религиозные мыслители, учителя жизни проявляли интерес к нравственным и этическим проблемам, сопоставляя степень нравственности и качество жизни человека. Нравственное чувство во многом определяет человеческие поступки. Согласуясь с ним, люди выстраивали свои отношения с природой, с другими людьми, с обществом в целом. Наконец, нравственные нормы помогают выбирать достойный образ жизни. В середине первого тысячелетия до новой эры родилось так называемое золотое правило нравственности — поступай с людьми так, как ты хочешь, чтобы и они поступали с тобой. Оно знаменовало важный поворот в духовном развитии человечества. Смысл этого правила состоит в том, чтобы каждый человек не совершал по отношению к другим таких действий, которые нежелательны по отношению к нему самому. Весьма любопытно, что золотое правило (такое название оно получило лишь в XVIII в.) родилось одновременно и независимо друг от друга в различных культурах — древнекитайской, древнеиндийской, древнегреческой. Став признанной нормой, золотое правило вошло не только в повседневную жизнь, в культуру, но позже и в философию, в общественное сознание в целом. Уже в древности было осознано, что нравственность не может существовать без признания вечных идеалов. Если нет истины, добра и красоты как общепризнанных ценностей, то нет и нравственности. В центре внимания нравственности находятся такие базовые ценности, как истина, добро, красота, чувство долга, совесть. Особенно примечательны здесь слова выдающегося философа И. Канта, который писал: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением…– это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» [3]. Долгожитель живет в соответствии с нравственными законами и показатель его нравственного здоровья - «состояние» системы ценностей: что он любит, во что верит, что ценит в людях, к чему стремится сам, составляет ли система ценностей действительно стройную систему или противоречат друг другу и общечеловеческим ценностям, тем, которые признаны всеми людьми независимо от их вероисповедания, возраста, национальности. Нравственные ценности оказывают огромное воздействие на объективную реальность, и главным образом, на социальный мир, они детерминируют поведение людей, во многом определяет их взаимоотношения – межличностные, групповые и социальные, через них осуществляется опосредование их производственной, социально - политической, культурно - эстетической деятельности, ее гуманизация и ориентация на общечеловеческие ценности. Именно нравственность охватывает область тонких, гибких, пластичных взаимоотношений людей, осуществляет духовную связь, единение людей. Без нравственности невозможны такие формы взаимоотношения людей как любовь, дружба, товарищество, сотрудничество, кооперация, соревнование, спорт и т. п. Иными словами, нравственность — часть человека как общественного существа. И в качестве таковой она играет существенную роль в жизни человека, служит средством ее внутренней и внешней гармонизации. В той мере, в какой человек лишен нравственности, нравственных принципов, он лишен внутренней гармонии, гармонии души и находится в конфликтных отношениях с собой и с людьми, обществом, со всем миром. Человек, осознавший значение нравственности для своей жизни, будет неустанно работать над собой, чтобы быть добрее и лучше. Просто нравственный человек делает добро по мере своих сил и избегает делать зло, а долгожитель, являясь нравственно развитой личностью идет дальше: он не ограничивается выбором в пользу добра, а стремится принести людям как можно больше пользы. В ценностной системе понятие «здоровье» имеет большое значение, так как общественная жизнь, профессиональная деятельность, культурное развитие влияют на образ жизни, а значит, и на здоровье. Эти факторы в определенной степени направляют формирование организма и здоровья. Таким образом, выходит, что здоровье — мера жизнепроявлений человека, гармоническое единство физических, психических, трудовых функций, обусловливающее полноценное участие человека в разных сферах общественной деятельности. Здоровье для долгожителя является нормой, базовой чертой, когда оно несет с собой помимо радости прекрасного самочувствия, еще и свободу действий и выбора, помогает развивать способности, не сдерживать творческие искания и служит фундаментом культурного развития. Здоровье - естественное состояние, когда жизнь и деятельность выливаются в гармоничную реализацию всех возможностей и качеств человека и как личности, и как живого существа. Положительное отношение к себе, окружающим, проявление жизнелюбия и жизнерадостности – это постоянные ориентации на полноценную и продуктивную жизнь. Одной из составляющих жизнерадостности является то, что Шопенгауэр называл веселым настроением: «Ближайший путь к счастью, — писал он, — веселое настроение: ибо это прекрасное свойство немедленно вознаграждает само себя. Кто весел, тот постоянно имеет причину быть таким, — именно в том, что он весел». [7,с.113]. Поддерживать жизнелюбие помогает любознательность. Когда человек постоянно стремится пополнять свои научные знания и другие полезные сведения, он придает жизни смысл, делает ее по – настоящему интересной и содержательной. Долгожитель с помощью любознательности преобразовывает культуру чувств, эстетическое воспитание и развитие, с одной стороны, совершенствует положительные чувства: любви, удовольствия, наслаждения, радости, прекрасного, с другой, учится сдерживать и ограничивать негативные эмоции. Благодаря любознательности человек узнает новое о музыке, живописи, литературе, которые культивируют только хорошее, а также поддерживают и развивают душевную гармонию, настраивают и мобилизуют на хорошие дела. Любознательность имеет одну из ключевых установок долголетия, потому что, располагая большим объемом знаний, можно чувствовать уверенность, силу и свободу в себе. Согласно Э. Теллеру: « знать больше сегодня – значит быть более сильным завтра» [1,с.19]. Свобода представляется очень важной ценностью. Человек рожден свободным и всегда стремится к ней. Большинство людей являются зависимыми ровно настолько, насколько они сами являются жертвами собственных зависимостей, цепи которых могут пасть от одного желания. Ощущение свободы позволяет долгожителю чувствовать себя комфортно как в физическом, психическом, так и духовном плане, а гнетущие чувства, которые могут присутствовать в широком диапазоне - отсутствуют. Ощущать себя свободным значит не принимать зависимость, которая приводит к различным фобиям. Жан – Жак Руссо пишет: «Не силой рук своих, а, прежде всего, смягчением сердца достигает человек независимости и свободы» [6] . Подобная формулировка для достижения свободы приводит к выработке внутренней мощи, которая позволяет долгожителю творить, любить, жить не боясь. Дерзание, смелость — необходимое условие свободы. Смелость позволяет делать открытия в области неизведанного, занимать любимым делом и познавать, помимо всего нового, себя. Любимая работа, творческий труд придает жизни смысл, делает ее по-настоящему интересной и содержательной, развивает творческие силы человека, отвлекает от всего негативного. Не случайно типичными образцами долголетия являются люди, до глубокой старости занимающиеся любимой работой, жизнь которых наполнена радостным творчеством. «Многие опасаются того, что большие умственные перегрузки, в частности, у ученых, легко приводят к различным расстройствам. Но когда ученый занимается страстно любимым делом, предел нагрузки бывает необычайно высоким, без всяких вредных последствий. Наоборот, при занятии делом, которое не приносит удовлетворения, такой предел очень низок. Это — поразительное свойство организма», — говорит лауреат Нобелевской премии академик Н.Н.Семенов [4]. Любимый интересный труд создает моральные предпосылки для долголетия. Еще отец медицины Гиппократ 2300 лет назад указал, что устремление ума к чему-либо приносит с собой бодрость, вечно направляемую к укреплению жизни. Для того чтобы прожить долгую жизнь необходимо трудиться, т.к. ориентир на труд – источник творческих и физических сил человека является одним из факторов долголетия. Дело в том, что любая осмысленная деятельность, не говоря о трудовой и творческой, требует мобилизации всех физических и духовных сил человека, обостряет и тренирует его способности, поддерживает его социальный статус. Не случайно академик Павлов говорил, что человек без цели убийца. Многочисленными исследованиями доказано, что долгожители — люди деятельные. Для них характерен высокий жизненный тонус, который достигается любым творческим трудом. А чем активнее нервная система человека, тем дольше он живет. Это подтверждается историческими примерами. Так, Софокл дожил до 90 лет. Гениальное произведение «Царь Эдип» он создал в 75-летнем возрасте, а «Эдип в Колоне»— несколько лет спустя. До глубокой старости сохранил ум и работоспособность Бернард Шоу, В 94 года он писал: «Проживите свою жизнь сполна, отдайте себя полностью своим собратьям, и тогда вы умрете, громко говоря: «Я выполнил свой труд на земле, я сделал больше того, что полагалось» [1,с.171]. Награда его была в сознании, что он щедро и без остатка отдал свою жизнь и свой гений на благо человечества. Знаменитый немецкий мыслитель и поэт Гете закончил «Фауста» в возрасте 83 лет. Всему миру известны картины великого Репина, но немногие знают, что последние шедевры были созданы им в 86 лет. Перечисление имен выдающихся людей, проживших долгую, насыщенную творческим трудом жизнь, можно было бы продолжать бесконечно. Человеку нужна жизнь не просто долгая, а обязательно плодотворная и созидательная. Постоянный, пусть даже очень напряженный труд — одно из обязательных условий долголетия, но важно чтобы он был любимым. Любовь – эпицентр жизни, ее мощный двигатель – фактор. Для долгожителей любовь обретает особый смысл и значение. В состоянии любви человек предрасположен к добру, гармонии с другими людьми и сама жизнь становится постоянным источником радости и наслаждения. Любящий человек стремится быть лучше, самосовершенствоваться, творить, созидать. Любовь имеет величайшую ценность благодаря тому, что она является одним из самых сильных источников положительных эмоций, наслаждения и радости. А значение положительных эмоций трудно переоценить. Они ободряют, мобилизуют и, с другой стороны, смягчают действие разных стрессоров. Любовь тесно связана с мудростью, которая является высшей ценностью жизни, доминантой общечеловеческой культуры, основой существующей реальности. Разумность - знание истины, чувство красоты и желание блага. И в самом деле, в мудрости любовь, добро, красота и истина соединяются как в фокусе. От такого соединения их сила многократно увеличивается. Мудрость синергична, она не является в отдельности, ни истиной, ни добром, ни красотой, но приводит к истине, добру и красоте, что является предпосылкой или их условием. Аксиологический приоритет мудрости объясняется тем, что по своей сути она есть духовный код, основание человеческой культуры. Именно отсюда проистекает ориентация на позитивные общечеловеческие ценности, на стремление осмыслить, осознать и укоренить их в повседневной жизни, преобразовать в софийное сознание и софийное бытие, что преобразуется в процесс духовного совершенствования; организацию функционирования социально-личностного сознания, приводящего к развитию общественной жизни и прогресса. Мудрость является благородным «сплавом» развитого конструктивного ума, интеллекта, здравого смысла и разума, мысли и действий, слова и дела, достигаемых путем оптимального разрешения жизненных противоречий. Как следствие этого, в результате мудрость неизменно выступает как высшая форма постижения человека и мира, которая естественным образом включает в себя знания, достигаемые с помощью интеллекта, но ими далеко не исчерпывается, поскольку, как мы знаем, мудрость познается также с помощью духовного опыта, веры, интуиции, трансцендентирующих и других методов. Долгожитель мудро способствует обретению душевного равновесия, занимается взращиванием и накапливанием в себе «мудрости души», он любознателен и пытлив, извлекает пользу из всего. Индийская мудрость гласит: «Мудр человек, умеющий всюду найти достойные изучения и из каждой незначительной вещи извлечь полезный для себя урок» [1,с.273]. Многочисленные уроки, которые преподносит долгожителю жизнь, переходят в бесценный опыт, который он с радостью передает, так как он не только владеет истиной, но и умеет ее находить. Как замечает американский писатель и философ Уильам Олджер: «Ученый человек — сосуд, мудрец — источник» [1,с.275]. Долгожитель в семейно – родственных отношениях проявляет большую активность, он включен в социальные коммуникации внутри семьи и за ее пределами. Долгожитель выступает хранителем своего рода и воспринимает всех его членов как единое целое. Состояние доброты и любви не только к своему роду, но и к миру в целом пребывает с ним постоянно. Ощущая свою востребованность, авторитетность и ответственность за всех домочадцев, он постоянно делится своей жизненной мудростью, налаживает, поддерживает, развивает, совершенствует семейную жизнь, культуру быта, занимается животворчеством. Именно этой востребованностью, ответственностью и стремлением помочь живет глава рода. Лихачев по этому поводу отмечал, что причину долголетия можно искать в образе жизни, генетике, месте жительства, но на самом деле люди живут дольше там, где они себя чувствуют лучше, где как им кажется, больше приносят пользу. Гармоничные, живущие с собой в ладу и уравновешенные люди редко проявляют склонность к осуждению поступков других, чаще проявляя по отношению к ним терпимость. Платон по этому поводу пишет: « Как же мало человек заботится о собственной душе, когда он вину за ошибки, начиная от самого малого зла до самого большого, ищет не в себе самом, а в других, и, обеляя всегда самого себя, думает, что посредством этого вылечивает свою душу, в чем он, безусловно, ошибается, поскольку только вредит ей»[1,с.53]. Человек, стремящийся прожить долгую жизнь должен всегда следить за направлением своих мыслей, разбираться в их истинной причине и только после этого принимать то или иное решение. Поэтому долгожители не вскрывают ошибки и недостатки ближних и не спешат их осуждать, а занимаются самими собой и самосовершенствуются. Однако, существует и противоположное направление, где нетерпимость может иметь положительный аспект. Шопенгауэр А. считал, что «тот, кто критикует других, работает над собственным совершенствованием. Следовательно, те, кто склонны подвергать мысленно, наедине с собою внимательной и строгой критике внешний образ действий и вообще поведение других, трудятся этим путем над собственным исправлением: в них найдется, наверное, достаточно справедливости или хоть гордости и тщеславия, чтобы самим избегать того, что они так строго порицали в других» [7,с.177]. Затрагивая здесь очень важный положительный аспект проявления нетолерантности, Шопенгауэр приводит доказательства того, что даже критику можно обратить себе на пользу, использовав «иную» точку зрения для возможности самосовершенствования. Как уже отмечалось выше, «золотое правило» нравственности повелевает и рекомендует: «относись к другим людям так, как ты желал бы, чтобы относились к тебе». Оно может быть выражено и другими суждениями. Но каждый человек по – своему понимает данный императив. Один трансформирует его только к семейным отношениям, другой – к неофициальным межличностным отношениям, третий – к профессионально – служебным. Долгожитель применяет данный закон во всех сферах жизнедеятельности, поэтому являясь нравственно развитой личностью, он не только декларирует общечеловеческие принципы морально - этического плана, но и живет в соответствии с ними. Стремясь к удовольствию, доставляемому духовно - нравственными ценностями, человек формирует свои творения по законом нравственности и красоты, и в этой своей деятельности он сам становится гармоничнее, совершеннее, духовно богаче. Духовно - нравственные ценности сближают его с другими людьми через сопереживание прекрасного и нравственного, напоминают о существовании общечеловеческих ценностей, которые выступают как своеобразная форма коммуникации, диалога. Основными критериями благополучия в духовной сфере являются душевное равновесие, позитивный взгляд на жизнь и пониженная восприимчивость к стрессовым факторам. Долгожитель убежден, что его действия и поступки, жизнь и деятельность несут высший духовно-нравственный смысл, а, следовательно, и его ближайшее окружение будет поступать и действовать в соответствии с подобными убеждениями. В этом смысле нельзя не согласиться с видным российским ученым И.А. Ильиным, считавшим, что «именно направленность духовного ока на совершенство святит силу внутреннего самоуправления, оформляет личность духовно видящего человека, и тогда его внешнее поведение не нуждается в пресечении и не терпит понуждения. Мало того, пока цела в человеке сила духовно-волевого самоуправления – до тех пор ошибка в видимом содержании нуждается не в пресечении и не в принуждении, а в одиноком или совместном самоуправлении. И пока цела в человеке волевая направленность ока на совершенство, до тех пор слабость автономного самосостояния нуждается не в пресечении и понуждении, а в любовном согласии усилиям самовоспитания» [2]. Человечество обязано позаботиться о «подпитке» идеалов духовно - нравственных ценностей. Такой «подпиткой» духовных сил человека могут и должны быть добро, гуманизм, нравственность в самом широком смысле слова. Человек, нацеленный на долголетие, для продления собственной жизни определяет какие действия, позиции, ценности больше всего соответствуют целям, потребностям и ситуации, в которой он находится и устанавливает разумные пределы необходимых перемен. Половина, а возможно, и три четверти всех факторов, положительно и отрицательно влияющих на продолжительность жизни, не связаны с индивидуальными особенностями и наследственностью. Они сопутствуют тому выбору, который человек постоянно делает в жизни. И если то, что он выбирает для себя, приносит вред, то он может подкорректировать такой выбор или отказаться от него, а в случае, когда выбор благотворно сказывается на его жизни, сделать на нем больший акцент. Список литературы: 1. Борохов Э. В мире мудрых мыслей. – М., 2000, с.19, 53, 171, 273, 275 2. Ильин И. А. Путь к очевидности. – М.: Республика, 1993, с.31 3. Кант И. Сочинения в шести томах. Т.4, ч.2. – М., 1965 4. Климова В.И. Человек и его здоровье. – М., 1987, с.77 5. Паскаль Б. Мысли о религии и некоторые другие темы. – Дитциген, 1997 6. Руссо Ж – Ж. Эмиль, или о воспитании. – Дюссельдорф, 1997, с.150 7. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости. – Мюнхен, 1991, с.113, 177 АНАЛИТИКА КУЛЬТУРОЛОГИИ №2(14), 2009 |
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 18.6.2025, 12:18 |