Новинки в «Моих статьях»
Иерархические системы в которые мы впаяны
Мои чувства как МОЯ ценность
Шесть этапов формирования моей картины мира
Свежие зарисовки
О пределах психотерапии
Роль стыда в твоей жизни
Пусть будет много песен разных!
Новинки в «Статьях других авторов»
Гештальт-терапия как практическая философия
Критерии выбора быть человеком
Великолепие внутри нас
Культурология. Статьи - Психотерапевт Александр Вакуров. Форум.
IPBIPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> Культурология. Статьи
Александр Вакуров
сообщение 17.9.2009, 11:46
Сообщение #1


Хозяин форума
Group Icon

Группа: Главные администраторы
Сообщений: 26 548
Регистрация: 7.9.2006
Из: Иваново
Пользователь №: 1



Культрологические статьи


ЗНАЧЕНИЕ СМЕХА В КУЛЬТУРЕ

Редкозубова О.С.

.: Дата публикации 02-Декабря-2008 :: Просмотров: 517 :: Распечатать данную статью :: Распечатать все статьи:.

Редкозубова Ольга Сергеевна
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

Аннотация: в статье рассматривается значимость и функциональные особенности смеха в культуре и смеховой культуры, представленную в обрядово-зрелищных формах, словесных произведениях и фамильярной речи.

Ключевые слова: смех, смеховая культура, обыденность, фамильярность, студент.

Необходимость изучения многообразных форм человеческой жизнедеятельности делает важными исследования форм проявления смеха в ней. Следуя традициям ее изучения М.М. Бахтиным, отметим, что он представлял смеховую культуру как сплав трех составляющих: обрядово-зрелищных форм, словесных произведений и фамильярной речи, противостоящих официальной идеологии эпохи; все эти составляющие, по сути, представляют собой особые формы хранения и передачи информации о социокультурных ценностях.

Одновременно с этим, смех можно рассматривать как понимание того, каким образом можно решить данную проблему и найти выход из ситуации. То есть, смех есть реакция на проблему, легко разрешимую и не представляющую непреодолимой опасности. В студенческой жизни это часто встречается: студенты, пытаясь скрыть свою неготовность к занятиям, прибегают к смешным ситуациям, анекдотам и просто выходят из неловких и каверзных ситуации посредством смеха.

В силу этого особые свойства человека, обладающего пониманием, значительно больше, чем знания, это природные свойства личности, наделенной чувством юмора. Известно, что можно знать шутку, но не понимать ее: в силу этого, в основе смеха лежит нечто большее, чем только знание. Смех, таким образом, должен определяться через принципиально иную категорию, которой, собственно, и является категория понимания.

Многочисленные исследования смеха демонстрирует принадлежность его к ряду исторически выработанных и регламентированных форм социального действия, представляющих свои мировоззренческие ориентиры и культурные ценности. Это положение дает основания для выделения особой смеховой культуры, т.е. части общечеловеческой культуры, рассматривающей действительность сквозь призму смеха и комического.

Понимание является творческим процессом - приращение нового знания предполагает созидательную работу мышления, рефлексию и планирование, умение найти нечто общее в разнородных явлениях. На том же принципе основан и смех - единство процессов остроумия и творчества.

Важной характеристикой смехового понимания является биологичность. Михаил Бахтин говорит о понимании как о сочетании двух сознаний. При этом всякий объект познания проявляется как нечто персонифицированное: «Мертвая вещь в пределе не существует, это - абстрактный элемент (условный); всякое целое (природа и ее явления, отнесенные к целому) в какой-то мере личностно». Собственно в этой диалогичности понимания и коренится общепринятый тезис, согласно которому можно смеяться только над человеком и человеческим; смех существует только в диалоге личностей.

Понять адекватно любой культурный текст (в широком значении) - значит понять его контекст - исторический, религиозный, моральный, политический, научный и т.д. Ученый В.В. Ильин пишет, что понимание «связано с таким приобщением к смыслам человеческой деятельности, когда сознание начинает резонировать в вещах, а вещи выступают как вещание, раскрывая свой смысловой потенциал, удостоверяемый культурно-историческим, социальным опытом». Именно поэтому, хотя юмор и является общим достоянием человечества, его специфические проявления, например, национальные или профессиональные невозможно понять без предпонимания социальных и культурных смыслов, на которых он основан. Трудно понять студенческий юмор, ни живя и ни вращаясь в университетской жизни.

На основании всего можно сделать вывод о том, что смех является специфическим выражением понимания.

В условиях формирования информационного общества актуальной исследовательской проблемой становится вопрос о сущности, механизмах, возможностях и пределах взаимопонимания. Чрезвычайно важны эти позиции в студенческой среде. Смех и смеховая культура, прежде всего - коллективное понятие и занятие, в которую они (студенты) включаются при всяком удобном случае; по своей природе смеховая культура является ярко выраженным социокультурным явлением, выполняющим коммуникативную функцию. Коммуникация в студенческой среде чрезвычайно насыщенная. Так как молодежный возраст – это возраст общения, новых знакомств, обретение друзей и различных эмоций.

Цель студенческого взаимодействия - взаимопонимание, единые и согласованные действия всех членов общества. Для человека, включенного в общий процесс достижения цели, смех будет символом приятия и единения; для того, кто невольно тормозит этот процесс, ввиду чрезмерной педантичности, глупости и т.д., смех будет выражением неприятия и своеобразной, но действенной попыткой перевоспитания.

Смех и его разнообразные виды, как в условиях различных культур, так и в рамках одной культуры или социума несут некоторую информацию, сопровождаются определенными знаками, имеющими значения и смыслы, которые расшифровываются и принимаются или отвергаются окружающими. Это дает основание говорить о смехе как коммуникативном процессе, в ходе которого устанавливается (или не устанавливается) взаимопонимание между субъектами коммуникации.

Анекдот, остроту, шутку и т.п., что вызывает смех или улыбку, можно назвать объектом смеха. Коммуникантов, участвующих в смеховом процессе, т.е. шутников, пытающихся вызвать смех, и их слушателей, принимающих или не принимающих шутки, – субъектами смеха. В некоторых случаях объект и один из субъектов смеха могут совпадать, например, клоун, пытающийся вызвать смех над собой. Между субъектами смеха устанавливаются отношения понимания (взаимопонимания), когда они включены в единое смысловое поле, позволяющее им примерно одинаково истолковать заложенный в объекте смеха или приписанный ему смысл. Поскольку понимание всегда субъективно, ибо определяется индивидуальным полем смыслов, не вполне совпадающим с общим смысловым полем, возможна множественность и даже альтернативность пониманий как следствие осмысления объекта смеха различным образом, в частности, в различных социокультурных традициях, нравственных нормах, идеологических клише и т.д. Поэтому рискнем утверждать, что понимание объекта смеха всегда имеет место, поскольку субъект всегда приписывает той или иной смысл объекту смеха.

Объект смеха, сам смех и его характер определяются в целом социально-культурными условиями, задающими некоторое смысловое поле, в рамках которого осуществляется понимание объекта смеха.

Одно и то же явление может быть очень смешным в одной культурной эпохе и не быть таковым – в другой. Нынешние читатели очень удивляются, узнавая, что современники Пушкина весело смеялись над фразой в "Евгении Онегине": "На кляче тощей и косматой сидит форейтор бородатый", и приходится долго растолковывать, что же здесь смешного, кто такой форейтор и почему он был бородатым, хотя таковым быть не должен (расписать, в чем дело) В различных социальных группах или разных социально-исторических условиях также имеют место неодинаковые смеховые реакции на объект смеха, а порой выявляются различные, в том числе не смешные, уровни понимания смешной ситуации. Примером может служить типичный образ студента, который пришел на зачет или экзамен не подготовленным. Свое незнание студент может вуалировать эпатажной одеждой, видимостью тяжелой болезни, страдальческим рассказом о чрезвычайно бедственном положении семьи и мн. др. В том случае, если он проведет экзаменатора своими экзерсисами, то в поле зрения смеха попадает именно последний, а удачливый «ловкий» студент приобретает ореол «ловкача», который «обвел» его «вокруг пальца».

После этого, студент может смеяться в одиночестве, вспомнив выигрышную для себя ситуацию, или прочитав анекдот, или увидев некий другой объект смеха. Однако и в этом случае налицо коммуникация и процесс понимания и взаимопонимания по поводу объекта смеха. Во-первых, смысловое поле студента сформировалось под влиянием общепринятых смыслов и продолжает испытывать их воздействие. Во-вторых, в объект смеха, например, в прочитанный анекдот, заложен некоторый смысл его создателем. В-третьих, студент, приписав определенный смысл воспринимаемому объекту смеха, понял его. В-четвертых, в случае совпадения приписанных объекту смеха смыслов достигается взаимопонимание, хотя один из субъектов ( мы говорим о студенте)может находиться в другом месте.

История исследования конкретных критериев смеха, смеховой культуры, внутренних компонентов внутри ее, длительны и различны. Так, конкретные измерения, согласно которым сфера смешного раздваивалась, были: радость и торжество у бороро, целенаправленность и бесцельность у Аристофана, наличие или отсутствие вкуса у Цицерона. Смех, тесно связанный с биологической природой человека (вульгарной и беспричинной телесной радостью, обжорством, пьянством, распутством) противостоял смеху культурному: цивилизованному, целенаправленному, отточенному и разумному.

Сама сущность смешного, и собственно, смех есть реакция на что-то, победа над неким состоянием, что имеет древнюю дочеловеческую эмоционально-аффективную природу. В большинстве случаев это реакция на страх, где сам смех раздается как завершение состояния страха (все просто, а я боялся – (смех). Такая реакция присутствует во всех культурах и рассматривается как психофизиологическая его константа. Смех впервые раздается над поверженным врагом: это символ победы не только над противником, но и над страхом за свою жизнь. Этот победный смех является сигналом для членов племени, показывающим, что опасность миновала. Важно также отметить, что смех, прежде всего, является компенсацией именно ощущения страха - как индивидуального, так и коллективного; неслучайно смех часто звучит как реакция на отступивший страх.

На подобном принципе основана эффективность смеха в разрешении межличностных конфликтов; при этом смеховая разрядка часто играет первостепенную роль в преодолении кризисных ситуаций. Ролевые конфликты, особенно возникающие внутри семьи, создают напряженность. Шутка может помочь нам дать выход своим чувствам.

В первобытном обществе и, отчасти, в средневековом и ренессансном карнавале смех играл важную рекреативную роль: человек отдыхал от забот и проблем, от давления общественных норм, традиций и регламентации. Ритуалы и обряды существовали, в большей части, в особом, праздничном времени, четко отграниченном от времени трудового. Досуговый характер обрядов позволял отвлечься от каждодневных трудов, дать отдых, как телу, так и рассудку. Важнейшим из механизмов праздничной релаксации являлся смех. Подобная функция заложена уже в физиобиологических его основах - смех стимулирует выделение организмом эндорфинов, которые обладают специфическими наркотическими свойствами, притупляющими ощущения физической и духовной боли". Компенсация в данном случае выполняет защитную роль: не случайно то, что смех с успехом применяется в лечении, а также при оказании психологической помощи тяжело или неизлечимо больным людям. Защитную роль выполняет и черный юмор, связывающий смех и смерть: появившиеся несколько десятилетий назад шутки, связанные со СПИДом и взрывом в Чернобыле, в последние годы - с терроризмом, при всей их этической нежелательности психологически оправданы - они помогают справиться с угрозами и фобиями современного мира для налаживания нормальной каждодневной жизни.

На празднике часто звучит «беспричинный смех» - это ликующий смех человеческого здоровья, переполненности жизненными силами, радости существования, характерный, прежде всего, для детского мировосприятия или юности, наполненной новыми, сильными чувствами. Смысл и эмпирические причины такого смеха действительно трудно найти и строго классифицировать. «Подобно тому, как стоном человек привязывается к настоящей секунде своего страждущего тела (и он целиком за пределами прошлого и будущего), так и в этом экстатическом смехе человек свободен от воспоминаний и даже от желания, ибо обращает свой крик к настоящему мгновению мира и ничего другого знать не хочет», - пишет Милан Кундера . Тем не менее, можно сказать, что этот смех не эгоистичен, а диалогичен; эта «невыносимая легкость бытия» является способом отношения к миру как к Ты, способом, рождающим чувство всеобъемлющего понимания реальности во всей ее целостности. Очень часто именно такой – беспричинный смех – смех праздника и радости транспонируется в совместный, коллективный смех, который является совершенно особым уровнем смеха. Реакция каждого отдельного члена группы может вызываться разными комическими причинами, но общий смех подразумевает новый, социальный уровень понимания - взаимопонимание, являющееся признаком сплочения коллектива, дружеского участия и неформального равенства.

Смех, сам по себе, является оценочным сообщением, направленным на достижение определенного эффекта. Информация, передаваемая смехом, обозначает, как правило, негативную оценку объекта с точки зрения его соответствия социальным нормам. Смеховая информация проходит обратный путь от субъекта к объекту; при этом объект, в большей или меньшей степени, меняется под ее воздействием, направляя свое поведение в социально приемлемое русло.

Смеховая коммуникация всегда обнаруживает внутреннее устремление к увеличению числа участников: она отличается неполнотой и незавершенностью далее в диалоге двух субъектов. Помимо двух диалогических субъектов - того, кто высмеивает, и того, кого высмеивают, смех подразумевает и третью позицию - слушателя (слушателей). При этом смех проявляется тем ярче, чем больше людей вовлечены в сферу его воздействия: именно поэтому он так заразителен. Таким образом, смех изначально требует социального пространства. Смех может выступать также как определенная эмоциональная разрядка, отдых и защита от забот и проблем повседневной жизни, «предохранительный клапан» для асоциальных желаний.

Смеясь, человек и общество познают мир, преодолевая ложь, заблуждения и глупость и приближаясь к пониманию истины. Смех с этой точки зрения является формой познания. Иными словами, комическое можно рассматривать как специфический вид духовной деятельности человека и общества по постижению явлений окружающего мира, а, в конечном счете, и по созданию значимого мировоззренческого целого.

Особое значение смех приобретает в обыденном познании, обнажая, прежде всего, заблуждения, иллюзии, косность и догматизм в индивидуальной и общественной жизни - достаточно четко эти тенденции проанализированы различными теоретиками комического, прежде всего, Анри Бергсоном. В художественном познании область смеха значительно расширяется за счет свободного творчества художника, что расширяет и социальный опыт человечества, формируемый, в том числе комедиями, сатирой и другими художественными и близкими к художественным формами смеховой культуры.

Смех пронизывает различные сферы общественной жизни, однако в наибольшей степени он себя проявляет в сфере нравственных отношений. Это положение обусловлено рядом различных факторов. Прежде всего, смех, как и мораль, включен, прямо или косвенно, в процесс социальной коммуникации. При этом коммуникация - человека с человеком, группы с группой, личности и коллектива - опосредована общественной оценкой с позиции действующих норм. Смех также предполагает оценку сущего с точки зрения должного. И, наконец, смех, как и нравственные нормы, опирается на неофициальные санкции - прежде всего, на реакцию других и общественное мнение.

Подводя итоги, можно сделать следующий вывод, что значение смеха и смеховой культуры проходит определенные этапы и на каждом этапе формирует свое значение и влияние на культуру. На ранних этапах развития общества формируются базовые коммуникативная и игровая функции смеха. Первоначально смех служит сигналом для всего племени, указывающим на отсутствие опасности. Позже, с развитием досугово-обрядовых форм, смех, отчасти сохраняя первоначальное значение, превращается в символ праздника -временного завершения тяжелого труда и борьбы за выживание. Праздничная коммуникация, выраженная, прежде всего, коллективным осмеянием, таким образом, способствует достижению социальной общности. С коммуникационной функцией тесно связана игровая функция. Являясь частью игрового общения, смех, подобно последней, удовлетворяет ряд определенных социальных потребностей, способствуя консолидации.

Литература
1. Аверинцев С.С. Бахтин, смех, христианская культура. // М.М.Бахтин как философ. - М.: ИФ РАН, 1992, - С. 7 - 19.
2. Бахтин М.М. Автор и герой. - СПб.: Азбука, 2000. - 336 с.
3. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. - М.: Художественная литература, 1986.-543 с.
4. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Советский писатель, 1963.-364 с.
5. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М.: Художественная литература, 1990. - 543 с.
6. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. - 424 с.
7. Бергсон А. Смех. - М.: Искусство, 1992. - 127 с.
8. Гусев С.С, Тульчинский Г.Л. Проблема понимания в философии. — М.: Политиздат, 1985. - 192 с.
9. Дмитриев А.В. Социология юмора. - М.: Издательство РАН, 1996. - 214 с.
10. Ильин В.В. Философия: Социальная философия, аксиология, философия истории. - М.: Академический проект, 1999. - 386 с.
11. Карасев Л.В. Философия смеха. - М.: РГГУ, 1996. - 224 с.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
 
Ответить в эту темуОткрыть новую тему
Ответов
Александр Вакуров
сообщение 17.9.2009, 14:03
Сообщение #2


Хозяин форума
Group Icon

Группа: Главные администраторы
Сообщений: 26 548
Регистрация: 7.9.2006
Из: Иваново
Пользователь №: 1





СМЫСЛОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛГОЛЕТИЯ



http://analiculturolog.ru/index.php?module...&pageid=582


Шааб К.С.



.: Дата публикации 30-Марта-2009 ::





Шааб Кира Сергеевна
ТГУ имени Г.Р. Державина

Аннотация. В статье рассматриваются смысловые позиции долголетия, в которых присутствует взаимосвязь с понятиями мудрости, старости, здравия. Многочисленные трактовки долголетия объединяют в себе общие тезисы, из которых и складывается это понятие. Любовь к мудрости, здоровый образ жизни, стремление к самосовершенствованию, обогащение внутреннего мира – все эти составляющие, являясь частью долголетия, помогают достичь гармоничного состояния, а, значит долгой и продуктивной жизни.

Ключевые слова: долголетие, понятие, смысл, мудрость, старчество, здоровье, культура, жизнь.

Долголетие для широкой публики означает «длинную жизнь», особенно когда это касается жизни длящейся дольше, чем обычно ожидают. Термин долголетие часто применяется в науках, исследующих закономерности воспроизводства населения — демографии, геронтологии — исследующей закономерности процессов старения, при разработке методов по увеличения продолжительности жизни, однако в последнее время проблемой долголетия активно интересуются и гуманитарные науки, такие как культурология и философия.

Понятие и смыслы долголетия трактуются в различных словарях приблизительно одинаково: долголетие в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова В.И. Даля определяется как «долгая жизнь». Словарь Ушакова добавляет, что для долгой жизни необходим «правильный режим, который создает благоприятные условия для человеческого долголетия». Очень часто понятие долголетия отождествляют с долгожительством и долгожителями – людьми, отличающиеся долголетием. В «Большом энциклопедическом словаре» долголетие — продолжительность жизни выше среднего срока жизни живого существа (растение, животное, человек). Обычно долголетие достигается при здоровом образе жизни и благоприятных условиях окружающей среды. По расчетам некоторых ученых, средняя видовая продолжительность жизни человека составляет 95±2 года. Однако, предельная возможная (документально установленная) продолжительность жизни человека достигает 150—160 лет продолжительности жизни [1]. Вышеперечисленные трактовки долголетия объединяют в себе общие тезисы, из которых и складывается это понятие. Правильно выстроенный режим, здоровый образ жизни, позитивный настрой - эти составляющие должны стать основными жизненными установками, с помощью которых можно достичь гармоничного состояния: равновесия между душой и телом, а, следовательно, долгой жизни.

Слова «долголетие» и «долгожительство» включают такие понятия как старость, мудрость, здравие, поэтому целесообразно разобрать их взаимосвязь. Раннему историческому периоду культуры, когда создавались первые из древнейших священных книг, свойственна тенденция насыщения, концентрации (в историко – семантико - этимологическом аспектах) гнезда термина «старость» такими понятиями как подлинность, истинность, сердцевина, целостность, здравие, жизнеспособность. Это утверждение имеет этимологическое обоснование и дополняется семантико-историческим анализом. Библейский термин «Завет» – священный договор, союз, (евр.: «брит»), который, согласно преданию, Авраам заключил с Богом. Кроме того, этот термин – имя свода, собрания священных книг, составляющих первую дохристианскую часть Библии. Патриархальной культуре в целом свойственно почти отождествлять авторитет и власть с понятием «Совет старейшин». Старейшинами почти всегда, за редким исключением («старцы» и «старицы»), являются пожилые люди мужского пола. В античной истории «Совет старейшин» – Сенат (лат.: senex – старый, древний, преклонный). От этого же этимона (греч.:etymon – первоначальное значение) происходят французское sire – государь, ваше величество, господин, сударь; английское sire – ваше величество и sir – сэр, господин, сударь.

Существует и астральный аспект слов старый, древний. Для большинства древних верований свойственны родство предков, первопредков, культурных героев с Космосом. Так, в древнекитайской традиции один из родоначальников китайской нации (хальцев), «желтый предок» Хуан - ди почитался как верховный бог, центр мироздания, а в иных истолкованиях, как «божество земли». Этот первопредок и культурный герой почитался вместе с Лао - дзы как один из основоположников даосизма, а также как изобретатель топора, ступы, языка и стрел, одежды и обуви, литейного дела, колесницы и лодки и т.д. Античной традиции свойственно возрождение древнего индоевропейского мифа о двух братьях – близнецах, которые попеременно в виде утренней и вечерней звезды являются на небе как созвездие Близнецов (один из «знаков» Зодиака). В этом древнем мифе воплощено представление о звездных близнецах – покровителях, помощниках людей, особенно воинов, моряков. Миф о Диоскурах воплощает образное представление полярной модели мира – смена жизни и смерти, света и тьмы, Олимпа и царства мертвых. В Спарте Диоскуров почитали в виде архаических фетишей – двух крепко соединенных друг с другом бревен.

Связь Космоса, неба, звезд с первопредками, богами свойственна древней культурной традиции. Так, согласно А. Голану от древних обитателей передней Азии, через Византию, мусульмане приняли в качестве своего движения и пути к Богу звезду и полумесяц. В эпоху неолита утренняя звезда воспринималась как богиня неба, а месяц, как ее божественный супруг. Звездные, огненные корни древних божеств имеют основательное этимологическое подтверждение. Так, в индоевропейских языках: древнегреческое aster, латинское astrum, английская star родственны имени Великой богини Астарте, Иштар. А. Голан утверждает наличие этимологической связи терминов: Черный бог – старик – фараон. Этимологическое родство понятий «старый» и «огненный» выявлено в частности, М.М. Маковским. Так, английское old – старый и шведское eld – огонь. В древности звезды воспринимались как души умерших. Эта традиция жива и ныне. М.М. Маковский считает, что английский скол star – звезда родственно немецкому ster-b-en – умереть. С английским star родственно также: иранское stora – слепой (экстаз при молитве звездам); нидерландское staаr – катаракта, немецкое starr – застывший (в экстазе). Иной способ обоснования этимологического родства понятий «звездный» и «старый»: звезда – рок (моя планида, мой путь). Этимологическое гнездо «рок» включает термины: срод, возраст, гнездо «возраст» – «age» содержит термин «старость». Этимологический словарь русского языка содержит связь между понятиями «старый» и «стоять». Термин звезда (star) именуется как «стоячее светило». Этимологическая связь между терминами «старый» и «стоять» достоверна. В свою очередь слова старость и древность связано со словами древо, дерево. С доисторических времен крепкий, властный аспект старости уподоблялся корням и дереву в целом, в том числе мировому древу, древу познания. Почти повсеместно образ древа воплощает ключевые понятия культуры: мир, познание, ось мира, жизнь, плодородие, восхождение, центр, небо, мистика. Согласно Маковскому, английское tree – дерево этимологически родственно древнеанглийским терминам tris – три и teors – символ творения. Иной образ триединства – одно из высших мер познания – раскрыт в шумерской версии мифа о Гильгамеше. В корнях дерева хулуппу – змея, в стволе – Лилит, а в ветвях – птица Анзуд. Лилит, согласно преданию, первая жена Адама. Аналогична модель основного индо - европейского мифа: триединая структура мирового древа включает бога грозы на вершине древа, поражающего змея, живущего в корнях, и освобождающего из средней части древа скот и богатство.

Слова «старик», «старейшина», «старчество», имея общий корень, семантически разветвляются. Если «старик» или «старец» или «старица» является понятием в основном биологическим, то «старейшина» – это старик, будучи в преклонном возрасте, активно участвующий в общественной жизни. Понятие «старчество», возникшее позднее, чем «старец» и «старейшина», имеет строго определенное значение, связанное с христианской и, прежде всего, с монастырской жизнью. Оно возникло в IV в. среди христианских монахов Египта. Традиция пиетета, с которым люди относятся к старикам, древнего происхождения. В доисторическое время такой пиетет к людям, умудренным жизненным опытом, очевидно, имел некий потребительский окрас: опыт, принадлежащий старым людям, помогал выживать более молодым. Этот пиетет сохранила и возвеличила Библия. Восток вообще отличался и продолжает отличаться повышенным уважением к людям пожилым. Для Божьего народа долголетие имело еще и сакральное значение: оно было как бы знаменем Божьим, осенявшим наиболее достойных представителей народа. Достаточно вспомнить об удивительном до неправдоподобия долголетии иудейских патриархов. Например, Мафусаилу было, согласно Библии, 969 лет. Умер он перед самым потопом, уже зная о том, что его внуку Ною суждено спастись вместе с ближними своими. Согласно Агаде, сам потоп был отложен на семь дней в знак траура по скончавшемуся Мафусаилу. В данном случае пример почитания и уважения к старикам был дан Всевышним, готовым даже на то, чтобы частично изменить Предопределение. Считалось, что Бог одарил их долгой жизнью за то, что они верой и правдой служили ему. Уже в Законе Моисея сказано: «Пред лицом седых вставай и почти лицо старца». Евреи смотрели на долголетие как на особое благоволение Бога. Богом было обещано Израилю: «видишь сыновей у сыновей твоих». Люди потому желали долголетия и старости, что по слову Божьему «Венец славы – седина». Опыт, накопленный стариками, давал им право занимать любую, подчас очень высокую должность. Так старец становился старейшиной. Семьдесят таких старейшин помогали Моисею в пустыне при исходе евреев из Египта. Синедрион также состоял из 70-ти стариков. Уважение и почитание людей, убеленных сединою, свойственно всем народам. Примеры тому есть и в истории Египта, и в истории Индии, и в истории Китая. Убедительный пример дает нам история Древней Греции, особенно Спарта. Тут даже этимология приходит на помощь аналитику, занимающемуся социальными и культурными проблемами античности. По-гречески старик – geron. Это же слово означает старейшину – члена Верховного Совета. Такой Совет назывался gerussia. Это был высший государственный орган в Спарте, который состоял из 30-и геронтов. Младшему из них не должно было быть меньше 60-ти лет. От слова «geron» образовано также gerussios – принадлежащий старейшинам. До нас дошло любопытное словосочетание (gerussions oinos) – вино для стариков. Это было почетное вино, которое пили старцы за столом у басилевсов. Отсюда видна некая исключительность, допускаемая только для старейших людей. С точки зрения культурологии, немаловажным представляется и слово (geraleos), равное по значению слову (geraios) – старый. Так вот, geraleos – значит поэт, что весьма знаменательно. Видимо, в представлении древних греков поэту обязательно была свойственна мудрость, а мудрость – это достояние старости, так же, как и дар пророчества. Древние римляне считали поэта рупором богов и видели в нем пророка. Очень показательно, что в латинском языке слово «vates» означает и «поэт» и «пророк». При этом можно вспомнить строку поэмы Лермонтова «Демон»: «С тех пор как высший судия мне дал всеведенье пророка…». Этимологически слово «senatus» – сенат, высший совещательный орган, восходит к слову «senex» – старик, старец. Первоначально, в эпоху царей, Сенат представлял из себя Совет Старейшин. Таким образом, мы видим, как тесно переплетаются в истории человечества понятия «старик» и «старейшина». Что же касается слова «старчество», то оно, вобрав в себя первоначально ту семантику, постепенно переиначило свое значение и заметно удалилось от семантического корня. Как уже было выше сказано, это слово более позднего происхождения и связано с христианством. Когда в I веке н.э. возникла христианская церковь, то во главе каждой церковной общины стоял (presbjuteros) – пресвитер. Это слово ведет свое происхождение от (presbos) – совет старейшин. Однако затем в христианстве слово «старец» потеряло физическое содержание долголетия и стало означать просто человека, прежде всего монаха, многоопытного в служении Богу. Старец, по монастырскому понятию, это тот человек, который может наставить на путь истинный и тех, кто много старше его, что было совершенно недопустимо в прежние времена, когда именно долголетие определяло многоопытность и мудрость человека. Православным центром старчества в X в. стало объединение православных монастырей. Афонское старчество, стремясь углубить различия с католицизмом, выдвинуло тезис: «Лучше чалма, чем тиара». Широко известные в истории российского церковного движения «заволжские старцы» – понятие отнюдь не физическое, а общественное, социальное. Старчество, как один из видов этой церковной жизни, существует и сегодня. Так же, впрочем, как и понятие «старец» и «старейшина» в своем первоначальном значении, особо почитаемое на Востоке. Одно из высших должностных лиц в мусульманских странах именуется шейхом (старейшина от арабского «шах» – стареть). Этот термин – почетное наименование видных суннитских и шиитских богословов. В суфизме «шейх» – наставник начинающих суфиев, а с XII века глава суфийского братства. Дагестанский годекан состоит из уважаемых аксакалов, чье слово и чей авторитет непререкаемы. Родственным понятию «шейх» является «муфтий» – знаток шариата и(или) глава мусульманской общины. Верховный муфтий в мусульманских государствах осуществляет ныне религиозный контроль над действиями правительства. Согласно В.В. Виноградову, понятие «старина» развертывается в русском языке, в основном, как характеристика человека (старик, старичок, старина) и жизненной предыстории (старое, бывалое). Кроме того, согласно профессору А.В. Маркову, термин старина еще до XV в. применялся к этническим понятиям – былинам, где присутствовали богатыри, мудрые старцы и др. [5].

Долголетие включает в себя понятие мудрости. Слово «мудрость» в словаре Ушакова С.И. подразумевает высшее знание, опыт, а мудрый человек тот, кто обладает большим умом, высшим знанием; Даль В.И. говорит, что мудр тот, кто основан на добре и истине; праведный, соединяющий в себе любовь и правду; в высшей степени разумный и благонамеренный. К настоящему моменту в наиболее современных отечественных словарях и энциклопедиях конца XX и начала XXI вв. прослеживается четыре основных направления понимания мудрости:

I. Данное направление достаточно узкое, поскольку позволяет выявить лишь некоторые критерии субъекта мудрости: Мудреть - свойство мудрого ; преумность, соединение истины и блага, высшая правда, слияние любви и истины, высшего состояния умственного и нравственного совершенства. Мудрость— 1) глубокое знание, понимание чего-либо; 2)премудрость (разг.) Змеиная мудрость. Благоразумие, не чуждое лукавства, хитрости.

II. Для этого направления характерно трансцендентное понимание мудрости, которое определяет мудрость как высшую ценность жизни:

МУДРОСТЬ - высшая духовная потенция человека, синтезирующая все виды познания и активного отношения к миру. В мудрости присутствуют активность мифа, эмоциональность и многовариативность художественного образа, точность научного, рассудочного знания, антиномичность и цельность разума. Мудрость заключает в себе идеал. Мудрость- это самокритика разума, движение вперед. [2].

III. Это направление определяет мудрость в качестве ее практического воплощения в жизни.

Мудрость— «проникновение чувства ценности в жизнь, в любое чувствование вещей, во всякое действие и реагирование вплоть до спонтанного «оценивания», сопровождающего каждое переживание; постижение всего действительно этического бытия с точки зрения этого бытия, всегда лежащая в основе сознания его связь с ценностью. В строго антиинтеллектуалистическом смысле это можно было бы назвать этической духовностью, господствующим положением этики как основного духовного фактора во всей жизни человечества». [4].

IV. Наконец, последнее из направлений подчеркнуто определяет мудрость как высшее знание и как «идеальное преображение действительности и жизненное воплощение идеальности». Мудрость - целостное, духовно - практическое, высшее знание, ориентированное на постижение абсолютного смысла бытия. Большинство определений мудрости, встречающихся в классической этико-философской традиции, подчеркивает в ней именно момент высшего знания в его целостном выражении. В античности мудрость рассматривалась как одна из четырех кардинальных добродетелей (наряду с умеренностью, справедливостью и мужеством). По Лейбницу, мудрость есть «знание высшего блага», по Канту - «свойство воли согласовываться с высшим благом как конечной целью всех вещей», Л.Толстой определял ее как «знание вечных истин, приложимых к жизни» и т.д. Один из значительных существенных изначальных смыслов мудрости связывался с психической трансформацией человека, субъекта знания на пути восхождения (рационалистического, экстатического и др.), субъективного духа к Абсолюту. Данный смысл мудрости, обозначающий состояние высшей сверхличностной духовности, был впоследствии соотнесен в ряде направлений (трансперсональная психология, онтопсихология и др.) с различными сверхнормальными проявлениями ментальности (предвидением, ясновидением и т.п.).

В настоящее время базовой основой русского языка почему-то принято считать слова или части слов: корень, приставку, суффикс, окончание. Однако в недалеком прошлом базовой основой, прежде всего, считалась буква. Слово «МУДРОСТЬ» имеет следующую буквенную расшифровку:

М — мыслить. В мышлении человек беззвучно оперирует словами, твёрдо полагаясь на своё мышление и его результаты. Слово «мама», впервые сказанное ребенком, означает начало мышления.

У — обычно используется как предлог: у плоти, у стены, около, поддержка, указ и т. п.

Д — Добро от слова «добрать». Добрать до выживания, до счастья, до нормы. Русская азбука говорит прямо: «Добро есть Жизнь» или «Добро — Жизнь», или «Творением Добра (и правды) Жив человек», а главное добро — это ДЕТи (добро-есть-твердо).

Р — радение (радость)-возвышенно обособленная-бессловесная». По смыслу эта буква — лучащееся возбуждение, энергия, побуждение к деятельности, к жизни, радение к делу, речение (включая мысленное). «Ра» — зов к радости, к радению (как «ба» — зов к буки, «ма» — зов к мышлению). Радость — «радение – о – слове - твердом, -(но) приятном».
О — Он. Он в религиозных текстах часто означает — Бог, а по смыслу О — это завершённость, объединение (самОлет, вО-Обще), сказано о..., для..., союз О, общий.

С — Слово. Происхождение его очевидно «с-лов-о...», «слово не воробей...». В древнем рисуночном письме эта буква обозначалась изображением сокола. Очевидно его стимулирующее значение, особенно «слово твёрдое». «Вначале было слово», — говорит Библия. Кто же ловец? Ч Е Л О В Е К — червь - есть – лов – есть - телесный. Поймает «червь» достаточное количество слов (буки и веди), станет достаточно сознающим и сознательным — войдет в состав людей. Слово — это молекула СО - ЗНАния. Или по буквам — «слово - людей – о – ведении - общем». СОКОЛ — слово-о-плоти-о(для)-люди. СОВА — слово-о-зове к ведению.

Т — Твердо. Расшифровка: твёрдо – ведение – есть – радение – добра - завершённого. Добро будет в радость, если твёрдо ведаешь. Стимулирующее действие осознания твёрдой, устойчивой опоры или твёрдой базы очевидно.
Сочетание букв СТ (слово твёрдо) обозначает, как правило, СТупень (уровень) или СТержень, к которому СТремятся или должны стремиться люди: иСТина, доСТижение, доСТаток, СТи-мул, СТаль. А важнейшее СТ (иСТину) породил Х(порождение)риСТос и несут апоСТолы, СТарцы, СТарики, СТаршие.

Ь — ерь (мягкий знак). Расшифровка: «есть-радение-мягкое». По смыслу можно считать так же. Мягкий знак не только смягчает звучание предыдущей буквы, но и смысл её. Ь — мягко, гибко, а значит и более прочно, приятно, приемлемо.

Т. о., МУДРОСТЬ — «мышление – у – добра – радения – о – слове - твердом» [3].

Многовариативность определений и интерпретаций мудрости, имеющихся в различных философских, религиозных, мифологических концепциях, до сих пор не дает целостного концептуального восприятия ее как особого культурного явления. В силу своей многоаспектности и проникаемости во все сферы бытия, она не является ядром самостоятельного изучения, отдельной дисциплиной, как, например, философия, культурология, этика, эстетика, психология и т.д. Став своего рода «протодуховностью» культуры, из которой впоследствии образовались отдельные сферы знания, сама мудрость при этом осталась своеобразным архетипом знания в его неразрывности с жизнью. Отсюда произросла ее духовная универсальность, категориальная многозначность и научная неоформленность. Мудрость — это феномен, в котором органически сочетаются целостное постижение реальности, великие тайны человека и мира, в котором раскрываются секреты микро - и макрокосмоса. Это единая информационно - энергетическая и психическая (ментальная) основа всего существующего, всей действительности. Мудрость растворяется во Вселенной в виде особой энергии - силы, единства, взаимопроникновения и веры всего существующего, в форме целесообразной структурности материального мира. В мудрости гармонически соединены высшая истина и благо, преклонение перед жизнью, перед красотой и тайной человека и мира. На уровне человеческой реальности суть этого определения заключается в следующем: мудрость является благородным «сплавом» развитого конструктивного ума, интеллекта, здравого смысла и разума, мысли и действий, слова и дела, достигаемых на основе проблемного рефлексирования и нахождения меры единства противоположностей, а также путем оптимального разрешения жизненных противоречий. Как следствие этого, в результате мудрость неизменно выступает как высшая форма постижения человека и мира, которая естественным образом включает в себя знания, достигаемые с помощью интеллекта, но ими далеко не исчерпывается, поскольку, как мы знаем, мудрость познается также с помощью духовного опыта, веры, интуиции, трансцендентирующих и др. методов, которые широко представлены в восточной культуре.

Жизненность и значимость мудрости состоит в том, что для нее должное является сущим, а сущее — должным. Это в большей степени просматривается в восточной культуре, которая, оппонируя европейскому рационализму, сохранила ориентацию на целостное, духовное постижение действительности. Апологеты восточной мудрости выдвигают утверждение, что концептуальное (рациональное) знание мало способствует духовному совершенствованию человека. Оно дает лишь односторонние, фрагментарные сведения, с помощью которых познание мудрости невозможно, поскольку ее целостность познается с помощью духовного опыта, веры, интуиции и т.д. При восхождении к мудрости необходимо такое знание, которое можно понять сердцем, претворить в своей жизни, укоренить в своем Духовном Пути. Мудрость, в силу этого, необходимо рассматривать не просто как одну из категорий любой национальной культуры, но как сущностное выражение истины. Ее исследование в духовно - целостном и онтологическом выражении позволяет выявить истоки и смысл совершенствования личности. Духовное преображение последней может быть осуществлено только в процессе жизнетворчества, принимающего форму личностного воплощения мудрости в бытии. Рассмотрение мудрости как универсума культуры обнаруживает наличие огромного количества нерешенных вопросов человеческого знания. В этой связи возникает необходимость утверждения ее в качестве новой ценностной установки культуры и культурологии. Важность этого трансформируется в то, чтобы в ментальности человечества произошло укоренение мудрости, открывающей новое видение человека и мира, созидающей новый образ жизни людей по законам софиосферы. А поскольку мудрость непроизвольно выступает в качестве ядра общечеловеческой культуры, она близка всем людям Земли. Как следствие, мудрость, открытая и сохраненная совокупным развитием культур всех человеческих сообществ и времен, может стать прочным основанием софийного единения, мира и согласия народов как собратьев на планете Земля, где она выступает духовным фундаментом безопасности, благосостояния и долголетия всех людей.

Следующая составляющая долголетия здравие (здоровье). Слово ЗДОРОВЬЕ или здравие в словаре В.И. Даля - состоянье животного тела (или растения), когда все жизненные отправления идут в полном порядке; отсутствие недуга, болезни. Родственное слово ЗАЗДРАВНЫЙ, относящ. к пожеланью кому здравия, многолетия, благополучия. Заздравный молебен. Заздравная просфора, из которой при молебне вынимается частица за чье-либо здравие. Поднести кому заздравный кубок, Заздравие ср. в виде сущ. пожеланье кому здравия, с обычными обрядами и опорожненьем заздравного кубка, с криком ура, с пальбой и пр., заздравствованье. Заздороветь, начать здороветь или полнеть, толстеть, крепчать, дюжеть. В Толковых словарях С.И. Ожегова, Д.Н. Ушакова здравие – то же, что и здоровье (народное здравие, здравия желаю как форма приветствия). Приветствие «здравствуйте» - сокращенный вариант, в оригинале оно звучит: ЗДРАВСТВУЙ ТЕБЕ - ЗДРАВИЯ ТЕБЕ. Приблизительно также мы говорим «спасибо», а на самом деле слово подразумевает СПАСИ БОГ, «благодарю» – ДАРУЮ ВАМ БЛАГО. Расшифровку слова здравие можно рассмотреть с корней санскрита или нашего исконно русского языка:
З - духовный центр (как душа),
Д - давать,
Ра - Бог солнца (или законы космоса, мироздания),
В - ведать, знать. [3]. Человек здоров тогда, когда он знает (ведает) законы мироздания и живет в согласии с ними, то есть не отрывает себя от природы, в душевной гармонии с собой и окружающим миром. То есть, что он дает миру, то и получает в ответ.

Таким образом, смысловые позиции долголетия чрезвычайно объемны и включают в себя множество аспектов. Долголетие – долгая активная жизнедеятельность, складывающаяся из творчества, здорового образа жизни, духовного роста, интеллектуального совершенствования, обогащения внутреннего мира.

Список литературы:
1. Большой энциклопедический словарь. – М., 2007, с. 407
2. Гулыга А.В. Ценности жизни. – М., 2006, с. 154
3. Рыжков Л.Н. О древностях русского языка. – М., 2006, с.307, 502
4. Тартман Н. Этика. – М., 1935, с.97
5.Энциклопедический словарь Живучесть основ культуры. jivuches@online.ru
.: Вернуться к статье АНАЛИТИКА КУЛЬТУРОЛОГИИ №1(13), 2009
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения

Сообщений в этой теме
Александр Вакуров   Культурология. Статьи   17.9.2009, 11:46
Александр Вакуров   ИНТЕЛЛЕКТ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ: ПОНЯТИЯ И ...   17.9.2009, 11:48
Александр Вакуров   RE: Культурология. Статьи   17.9.2009, 11:49
Александр Вакуров   [b]РИТУАЛ КАК КОДИФИКАЦИЯ ОБРЯДА [b]Клопыжникова...   17.9.2009, 11:50
Александр Вакуров   Журнал "АНАЛИТИКА КУЛЬТУРОЛОГИИ" analic...   17.9.2009, 11:59
Александр Вакуров   RE: Культурология. Статьи   17.9.2009, 12:01
Александр Вакуров   ТРИ ОСНОВНЫХ ФОРМАТА ИСТОЛКОВАНИЯ СУЩНОСТИ КУЛЬТУР...   17.9.2009, 12:02
Александр Вакуров   RE: Культурология. Статьи   17.9.2009, 12:04
Александр Вакуров   RE: Культурология. Статьи   17.9.2009, 12:05
Александр Вакуров   АНАЛИЗ ОТРЕЗКОВ ОБРАЗА ЖИЗНИ: РУССКАЯ НЕДЕЛЯ http...   17.9.2009, 12:06
Александр Вакуров   БЫТ КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ CONSTANTA http://anal...   17.9.2009, 12:41
Александр Вакуров   ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ЧТЕНИЯ h...   17.9.2009, 12:43
Александр Вакуров   СЕМАНТИКА СУБКУЛЬТУРЫ «АНИМЕ» http://analiculturo...   17.9.2009, 12:44
Александр Вакуров   ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ЭКСПЛИЦИРУЮЩИЙ ПРИНЦ...   17.9.2009, 12:45
Александр Вакуров   ЭКРАННАЯ КУЛЬТУРА КАК НОВАЯ МИФОЛОГИЯ http://ana...   17.9.2009, 12:46
Александр Вакуров   СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ГЛЯНЦЕВЫХ ЖУРНАЛОВ http:/...   17.9.2009, 12:47
Александр Вакуров   ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СЕКТОР ГЛЯНЦЕВОГО ЖУРНАЛА http://...   17.9.2009, 12:48
Александр Вакуров   СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ФАКТОР СМЫСЛОПОС...   17.9.2009, 12:49
Александр Вакуров   НАУКА КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ http://analiculturolo...   17.9.2009, 12:50
Александр Вакуров   RE: Культурология. Статьи   17.9.2009, 12:51
Александр Вакуров   ГЕНЕЗИС ДУАЛЬНОСТИ ПОНЯТИЙ ФЕНОМЕНА СЛУЧАЙНОСТИ-З...   17.9.2009, 12:53
Александр Вакуров   СЕМАНТИЧЕСКАЯ ЭТИМОЛОГИЯ ПОНЯТИЯ «ДУЭЛЬ» И ЕЕ ПРОИ...   17.9.2009, 12:54
Александр Вакуров   RE: Культурология. Статьи   17.9.2009, 13:59
Александр Вакуров   КАТЕГОРИЯ МУДРОСТИ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕ...   17.9.2009, 14:00
Александр Вакуров   СТРУКТУРА СМЕХОВОЙ КУЛЬТУРЫ http://analiculturo...   17.9.2009, 14:01
Александр Вакуров   ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ В КУЛЬТУРЕ http://analicult...   17.9.2009, 14:02
Александр Вакуров   СМЫСЛОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛГОЛЕТИЯ http://anal...   17.9.2009, 14:03
Александр Вакуров   КАЛЕНДАРЬ И ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА http:...   17.9.2009, 14:04
Александр Вакуров   СЛАВЯНСКОЕ ЯЗЫЧЕСТВО И МИФОЛОГИЯ http://analicul...   17.9.2009, 14:30
Александр Вакуров   ИЗМЕНЕНИЕ КАРТИНЫ МИРА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ХРИСТИ...   17.9.2009, 14:31
Александр Вакуров   ПРИРОДА ВОСПРИЯТИЯ МИРА В РУССКОМ НАРОДНОМ ХАРАКТЕ...   17.9.2009, 14:32
Александр Вакуров   RE: Культурология. Статьи   17.9.2009, 14:33
Александр Вакуров   СЕМАНТИКА МАССОВОГО ПРАЗДНИКА http://analicultu...   17.9.2009, 14:34
Александр Вакуров   ПРАЗДНИК КАК КУЛЬТУРОФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНЫХ...   17.9.2009, 14:35
Александр Вакуров   ЭМОЦИИ КАК ОСНОВА ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ http://a...   17.9.2009, 14:40
Александр Вакуров   ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ http://analic...   17.9.2009, 14:41
Александр Вакуров   СУФРАЖИЗМ КАК ПОЛИТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ФЕМИНИЗМА ...   17.9.2009, 14:42
Александр Вакуров   ВЕДИЧЕСКОЕ ТРАКТОВАНИЕ ГЕНЕЗИСА РОССИЙСКОГО СУПЕРЭ...   17.9.2009, 14:43
Александр Вакуров   АНАЛИЗ ИДЕАЛЬНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ПРАЗДНИКА «НОВЫЙ ГОД...   17.9.2009, 14:44
Александр Вакуров   RE: Культурология. Статьи   17.9.2009, 14:46
Александр Вакуров   НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ КАК ПОЛЕ «ВООБР...   17.9.2009, 14:49
Александр Вакуров   СЕМИОЗИС ЖЕНСКИХ КУЛЬТОВ В ТРАДИЦИОННЫХ СООБЩЕСТВА...   17.9.2009, 14:50
Александр Вакуров   ВКЛАД ОФИЦЕРСКОГО КОРПУСА РОССИЙСКОЙ АРМИИ В РАЗ...   17.9.2009, 14:51
Александр Вакуров   ЯЗЫК КАК ФОРМА ВЫРАЖЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА ...   17.9.2009, 14:52
Александр Вакуров   ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВСЕДНЕВНОСТИ: ТРАДИЦИИ И И...   17.9.2009, 14:56
Александр Вакуров   СИТУАТИВНАЯ СИМВОЛИКА: ЗАКОНОМЕРНАЯ СЛУЧАЙНОСТЬ?...   17.9.2009, 14:57
Александр Вакуров   НЕМЕЦКИЙ ДОМ КАК КВИНТЭССЕНЦИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВСЕДНЕВ...   17.9.2009, 14:58
Александр Вакуров   ШОУ КАК КАТАЛИЗАТОР ТРАНСФОРМАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННО...   17.9.2009, 14:59
Александр Вакуров   К ВОПРОСУ О СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ПОНИМАНИИ ЛИЧНОСТИ h...   17.9.2009, 15:00
Александр Вакуров   ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ ПОВСЕДНЕВНОЙ КУЛЬТУРЫ СЕМЬИ ht...   17.9.2009, 15:01
Александр Вакуров   ФЕМИНИЗМ В ИСТОРИИ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ ПРАВОВ...   17.9.2009, 15:02


Ответить в эту темуОткрыть новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



- Текстовая версия Сейчас: 18.6.2025, 5:09