Новинки в «Моих статьях»
Иерархические системы в которые мы впаяны
Мои чувства как МОЯ ценность
Шесть этапов формирования моей картины мира
Свежие зарисовки
О пределах психотерапии
Роль стыда в твоей жизни
Пусть будет много песен разных!
Новинки в «Статьях других авторов»
Гештальт-терапия как практическая философия
Критерии выбора быть человеком
Великолепие внутри нас
Культурология. Статьи - Психотерапевт Александр Вакуров. Форум.
IPBIPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> Культурология. Статьи
Александр Вакуров
сообщение 17.9.2009, 11:46
Сообщение #1


Хозяин форума
Group Icon

Группа: Главные администраторы
Сообщений: 26 548
Регистрация: 7.9.2006
Из: Иваново
Пользователь №: 1



Культрологические статьи


ЗНАЧЕНИЕ СМЕХА В КУЛЬТУРЕ

Редкозубова О.С.

.: Дата публикации 02-Декабря-2008 :: Просмотров: 517 :: Распечатать данную статью :: Распечатать все статьи:.

Редкозубова Ольга Сергеевна
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

Аннотация: в статье рассматривается значимость и функциональные особенности смеха в культуре и смеховой культуры, представленную в обрядово-зрелищных формах, словесных произведениях и фамильярной речи.

Ключевые слова: смех, смеховая культура, обыденность, фамильярность, студент.

Необходимость изучения многообразных форм человеческой жизнедеятельности делает важными исследования форм проявления смеха в ней. Следуя традициям ее изучения М.М. Бахтиным, отметим, что он представлял смеховую культуру как сплав трех составляющих: обрядово-зрелищных форм, словесных произведений и фамильярной речи, противостоящих официальной идеологии эпохи; все эти составляющие, по сути, представляют собой особые формы хранения и передачи информации о социокультурных ценностях.

Одновременно с этим, смех можно рассматривать как понимание того, каким образом можно решить данную проблему и найти выход из ситуации. То есть, смех есть реакция на проблему, легко разрешимую и не представляющую непреодолимой опасности. В студенческой жизни это часто встречается: студенты, пытаясь скрыть свою неготовность к занятиям, прибегают к смешным ситуациям, анекдотам и просто выходят из неловких и каверзных ситуации посредством смеха.

В силу этого особые свойства человека, обладающего пониманием, значительно больше, чем знания, это природные свойства личности, наделенной чувством юмора. Известно, что можно знать шутку, но не понимать ее: в силу этого, в основе смеха лежит нечто большее, чем только знание. Смех, таким образом, должен определяться через принципиально иную категорию, которой, собственно, и является категория понимания.

Многочисленные исследования смеха демонстрирует принадлежность его к ряду исторически выработанных и регламентированных форм социального действия, представляющих свои мировоззренческие ориентиры и культурные ценности. Это положение дает основания для выделения особой смеховой культуры, т.е. части общечеловеческой культуры, рассматривающей действительность сквозь призму смеха и комического.

Понимание является творческим процессом - приращение нового знания предполагает созидательную работу мышления, рефлексию и планирование, умение найти нечто общее в разнородных явлениях. На том же принципе основан и смех - единство процессов остроумия и творчества.

Важной характеристикой смехового понимания является биологичность. Михаил Бахтин говорит о понимании как о сочетании двух сознаний. При этом всякий объект познания проявляется как нечто персонифицированное: «Мертвая вещь в пределе не существует, это - абстрактный элемент (условный); всякое целое (природа и ее явления, отнесенные к целому) в какой-то мере личностно». Собственно в этой диалогичности понимания и коренится общепринятый тезис, согласно которому можно смеяться только над человеком и человеческим; смех существует только в диалоге личностей.

Понять адекватно любой культурный текст (в широком значении) - значит понять его контекст - исторический, религиозный, моральный, политический, научный и т.д. Ученый В.В. Ильин пишет, что понимание «связано с таким приобщением к смыслам человеческой деятельности, когда сознание начинает резонировать в вещах, а вещи выступают как вещание, раскрывая свой смысловой потенциал, удостоверяемый культурно-историческим, социальным опытом». Именно поэтому, хотя юмор и является общим достоянием человечества, его специфические проявления, например, национальные или профессиональные невозможно понять без предпонимания социальных и культурных смыслов, на которых он основан. Трудно понять студенческий юмор, ни живя и ни вращаясь в университетской жизни.

На основании всего можно сделать вывод о том, что смех является специфическим выражением понимания.

В условиях формирования информационного общества актуальной исследовательской проблемой становится вопрос о сущности, механизмах, возможностях и пределах взаимопонимания. Чрезвычайно важны эти позиции в студенческой среде. Смех и смеховая культура, прежде всего - коллективное понятие и занятие, в которую они (студенты) включаются при всяком удобном случае; по своей природе смеховая культура является ярко выраженным социокультурным явлением, выполняющим коммуникативную функцию. Коммуникация в студенческой среде чрезвычайно насыщенная. Так как молодежный возраст – это возраст общения, новых знакомств, обретение друзей и различных эмоций.

Цель студенческого взаимодействия - взаимопонимание, единые и согласованные действия всех членов общества. Для человека, включенного в общий процесс достижения цели, смех будет символом приятия и единения; для того, кто невольно тормозит этот процесс, ввиду чрезмерной педантичности, глупости и т.д., смех будет выражением неприятия и своеобразной, но действенной попыткой перевоспитания.

Смех и его разнообразные виды, как в условиях различных культур, так и в рамках одной культуры или социума несут некоторую информацию, сопровождаются определенными знаками, имеющими значения и смыслы, которые расшифровываются и принимаются или отвергаются окружающими. Это дает основание говорить о смехе как коммуникативном процессе, в ходе которого устанавливается (или не устанавливается) взаимопонимание между субъектами коммуникации.

Анекдот, остроту, шутку и т.п., что вызывает смех или улыбку, можно назвать объектом смеха. Коммуникантов, участвующих в смеховом процессе, т.е. шутников, пытающихся вызвать смех, и их слушателей, принимающих или не принимающих шутки, – субъектами смеха. В некоторых случаях объект и один из субъектов смеха могут совпадать, например, клоун, пытающийся вызвать смех над собой. Между субъектами смеха устанавливаются отношения понимания (взаимопонимания), когда они включены в единое смысловое поле, позволяющее им примерно одинаково истолковать заложенный в объекте смеха или приписанный ему смысл. Поскольку понимание всегда субъективно, ибо определяется индивидуальным полем смыслов, не вполне совпадающим с общим смысловым полем, возможна множественность и даже альтернативность пониманий как следствие осмысления объекта смеха различным образом, в частности, в различных социокультурных традициях, нравственных нормах, идеологических клише и т.д. Поэтому рискнем утверждать, что понимание объекта смеха всегда имеет место, поскольку субъект всегда приписывает той или иной смысл объекту смеха.

Объект смеха, сам смех и его характер определяются в целом социально-культурными условиями, задающими некоторое смысловое поле, в рамках которого осуществляется понимание объекта смеха.

Одно и то же явление может быть очень смешным в одной культурной эпохе и не быть таковым – в другой. Нынешние читатели очень удивляются, узнавая, что современники Пушкина весело смеялись над фразой в "Евгении Онегине": "На кляче тощей и косматой сидит форейтор бородатый", и приходится долго растолковывать, что же здесь смешного, кто такой форейтор и почему он был бородатым, хотя таковым быть не должен (расписать, в чем дело) В различных социальных группах или разных социально-исторических условиях также имеют место неодинаковые смеховые реакции на объект смеха, а порой выявляются различные, в том числе не смешные, уровни понимания смешной ситуации. Примером может служить типичный образ студента, который пришел на зачет или экзамен не подготовленным. Свое незнание студент может вуалировать эпатажной одеждой, видимостью тяжелой болезни, страдальческим рассказом о чрезвычайно бедственном положении семьи и мн. др. В том случае, если он проведет экзаменатора своими экзерсисами, то в поле зрения смеха попадает именно последний, а удачливый «ловкий» студент приобретает ореол «ловкача», который «обвел» его «вокруг пальца».

После этого, студент может смеяться в одиночестве, вспомнив выигрышную для себя ситуацию, или прочитав анекдот, или увидев некий другой объект смеха. Однако и в этом случае налицо коммуникация и процесс понимания и взаимопонимания по поводу объекта смеха. Во-первых, смысловое поле студента сформировалось под влиянием общепринятых смыслов и продолжает испытывать их воздействие. Во-вторых, в объект смеха, например, в прочитанный анекдот, заложен некоторый смысл его создателем. В-третьих, студент, приписав определенный смысл воспринимаемому объекту смеха, понял его. В-четвертых, в случае совпадения приписанных объекту смеха смыслов достигается взаимопонимание, хотя один из субъектов ( мы говорим о студенте)может находиться в другом месте.

История исследования конкретных критериев смеха, смеховой культуры, внутренних компонентов внутри ее, длительны и различны. Так, конкретные измерения, согласно которым сфера смешного раздваивалась, были: радость и торжество у бороро, целенаправленность и бесцельность у Аристофана, наличие или отсутствие вкуса у Цицерона. Смех, тесно связанный с биологической природой человека (вульгарной и беспричинной телесной радостью, обжорством, пьянством, распутством) противостоял смеху культурному: цивилизованному, целенаправленному, отточенному и разумному.

Сама сущность смешного, и собственно, смех есть реакция на что-то, победа над неким состоянием, что имеет древнюю дочеловеческую эмоционально-аффективную природу. В большинстве случаев это реакция на страх, где сам смех раздается как завершение состояния страха (все просто, а я боялся – (смех). Такая реакция присутствует во всех культурах и рассматривается как психофизиологическая его константа. Смех впервые раздается над поверженным врагом: это символ победы не только над противником, но и над страхом за свою жизнь. Этот победный смех является сигналом для членов племени, показывающим, что опасность миновала. Важно также отметить, что смех, прежде всего, является компенсацией именно ощущения страха - как индивидуального, так и коллективного; неслучайно смех часто звучит как реакция на отступивший страх.

На подобном принципе основана эффективность смеха в разрешении межличностных конфликтов; при этом смеховая разрядка часто играет первостепенную роль в преодолении кризисных ситуаций. Ролевые конфликты, особенно возникающие внутри семьи, создают напряженность. Шутка может помочь нам дать выход своим чувствам.

В первобытном обществе и, отчасти, в средневековом и ренессансном карнавале смех играл важную рекреативную роль: человек отдыхал от забот и проблем, от давления общественных норм, традиций и регламентации. Ритуалы и обряды существовали, в большей части, в особом, праздничном времени, четко отграниченном от времени трудового. Досуговый характер обрядов позволял отвлечься от каждодневных трудов, дать отдых, как телу, так и рассудку. Важнейшим из механизмов праздничной релаксации являлся смех. Подобная функция заложена уже в физиобиологических его основах - смех стимулирует выделение организмом эндорфинов, которые обладают специфическими наркотическими свойствами, притупляющими ощущения физической и духовной боли". Компенсация в данном случае выполняет защитную роль: не случайно то, что смех с успехом применяется в лечении, а также при оказании психологической помощи тяжело или неизлечимо больным людям. Защитную роль выполняет и черный юмор, связывающий смех и смерть: появившиеся несколько десятилетий назад шутки, связанные со СПИДом и взрывом в Чернобыле, в последние годы - с терроризмом, при всей их этической нежелательности психологически оправданы - они помогают справиться с угрозами и фобиями современного мира для налаживания нормальной каждодневной жизни.

На празднике часто звучит «беспричинный смех» - это ликующий смех человеческого здоровья, переполненности жизненными силами, радости существования, характерный, прежде всего, для детского мировосприятия или юности, наполненной новыми, сильными чувствами. Смысл и эмпирические причины такого смеха действительно трудно найти и строго классифицировать. «Подобно тому, как стоном человек привязывается к настоящей секунде своего страждущего тела (и он целиком за пределами прошлого и будущего), так и в этом экстатическом смехе человек свободен от воспоминаний и даже от желания, ибо обращает свой крик к настоящему мгновению мира и ничего другого знать не хочет», - пишет Милан Кундера . Тем не менее, можно сказать, что этот смех не эгоистичен, а диалогичен; эта «невыносимая легкость бытия» является способом отношения к миру как к Ты, способом, рождающим чувство всеобъемлющего понимания реальности во всей ее целостности. Очень часто именно такой – беспричинный смех – смех праздника и радости транспонируется в совместный, коллективный смех, который является совершенно особым уровнем смеха. Реакция каждого отдельного члена группы может вызываться разными комическими причинами, но общий смех подразумевает новый, социальный уровень понимания - взаимопонимание, являющееся признаком сплочения коллектива, дружеского участия и неформального равенства.

Смех, сам по себе, является оценочным сообщением, направленным на достижение определенного эффекта. Информация, передаваемая смехом, обозначает, как правило, негативную оценку объекта с точки зрения его соответствия социальным нормам. Смеховая информация проходит обратный путь от субъекта к объекту; при этом объект, в большей или меньшей степени, меняется под ее воздействием, направляя свое поведение в социально приемлемое русло.

Смеховая коммуникация всегда обнаруживает внутреннее устремление к увеличению числа участников: она отличается неполнотой и незавершенностью далее в диалоге двух субъектов. Помимо двух диалогических субъектов - того, кто высмеивает, и того, кого высмеивают, смех подразумевает и третью позицию - слушателя (слушателей). При этом смех проявляется тем ярче, чем больше людей вовлечены в сферу его воздействия: именно поэтому он так заразителен. Таким образом, смех изначально требует социального пространства. Смех может выступать также как определенная эмоциональная разрядка, отдых и защита от забот и проблем повседневной жизни, «предохранительный клапан» для асоциальных желаний.

Смеясь, человек и общество познают мир, преодолевая ложь, заблуждения и глупость и приближаясь к пониманию истины. Смех с этой точки зрения является формой познания. Иными словами, комическое можно рассматривать как специфический вид духовной деятельности человека и общества по постижению явлений окружающего мира, а, в конечном счете, и по созданию значимого мировоззренческого целого.

Особое значение смех приобретает в обыденном познании, обнажая, прежде всего, заблуждения, иллюзии, косность и догматизм в индивидуальной и общественной жизни - достаточно четко эти тенденции проанализированы различными теоретиками комического, прежде всего, Анри Бергсоном. В художественном познании область смеха значительно расширяется за счет свободного творчества художника, что расширяет и социальный опыт человечества, формируемый, в том числе комедиями, сатирой и другими художественными и близкими к художественным формами смеховой культуры.

Смех пронизывает различные сферы общественной жизни, однако в наибольшей степени он себя проявляет в сфере нравственных отношений. Это положение обусловлено рядом различных факторов. Прежде всего, смех, как и мораль, включен, прямо или косвенно, в процесс социальной коммуникации. При этом коммуникация - человека с человеком, группы с группой, личности и коллектива - опосредована общественной оценкой с позиции действующих норм. Смех также предполагает оценку сущего с точки зрения должного. И, наконец, смех, как и нравственные нормы, опирается на неофициальные санкции - прежде всего, на реакцию других и общественное мнение.

Подводя итоги, можно сделать следующий вывод, что значение смеха и смеховой культуры проходит определенные этапы и на каждом этапе формирует свое значение и влияние на культуру. На ранних этапах развития общества формируются базовые коммуникативная и игровая функции смеха. Первоначально смех служит сигналом для всего племени, указывающим на отсутствие опасности. Позже, с развитием досугово-обрядовых форм, смех, отчасти сохраняя первоначальное значение, превращается в символ праздника -временного завершения тяжелого труда и борьбы за выживание. Праздничная коммуникация, выраженная, прежде всего, коллективным осмеянием, таким образом, способствует достижению социальной общности. С коммуникационной функцией тесно связана игровая функция. Являясь частью игрового общения, смех, подобно последней, удовлетворяет ряд определенных социальных потребностей, способствуя консолидации.

Литература
1. Аверинцев С.С. Бахтин, смех, христианская культура. // М.М.Бахтин как философ. - М.: ИФ РАН, 1992, - С. 7 - 19.
2. Бахтин М.М. Автор и герой. - СПб.: Азбука, 2000. - 336 с.
3. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. - М.: Художественная литература, 1986.-543 с.
4. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Советский писатель, 1963.-364 с.
5. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М.: Художественная литература, 1990. - 543 с.
6. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. - 424 с.
7. Бергсон А. Смех. - М.: Искусство, 1992. - 127 с.
8. Гусев С.С, Тульчинский Г.Л. Проблема понимания в философии. — М.: Политиздат, 1985. - 192 с.
9. Дмитриев А.В. Социология юмора. - М.: Издательство РАН, 1996. - 214 с.
10. Ильин В.В. Философия: Социальная философия, аксиология, философия истории. - М.: Академический проект, 1999. - 386 с.
11. Карасев Л.В. Философия смеха. - М.: РГГУ, 1996. - 224 с.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
 
Ответить в эту темуОткрыть новую тему
Ответов
Александр Вакуров
сообщение 17.9.2009, 14:40
Сообщение #2


Хозяин форума
Group Icon

Группа: Главные администраторы
Сообщений: 26 548
Регистрация: 7.9.2006
Из: Иваново
Пользователь №: 1




ЭМОЦИИ КАК ОСНОВА ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ



http://analiculturolog.ru/index.php?module...&pageid=607


Медведева М.А.



.: Дата публикации 30-Марта-2009 ::





Медведева Мария Александровна
аспирантка ТГУ им. Г.Р. Державина

Аннотация. Статья посвящена анализу влияния праздника на изменение и формирование ментальности отдельно взятой личности.

Ключевые слова: праздник, трансформация, ментальность.

Выраженная очевидность особого состояния человека в праздничный период предполагает достаточное внимание к нему исследователей, но анализ литературы показывает, что эта проблема разработана недостаточно, поскольку, как правило, учитывается лишь некий определенный аспект данного вопроса. На подобные преобразования указывают такие авторы, как отмечают такие авторы, как Бахтин М., Бенифанд А.В., Мазаев А.М., Слюсаренко М.А., Рыбникова И.Ю. и мн. др.

Этому неповторимому состоянию человеческого сознания можно, на наш взгляд, дать определение праздничного менталитета. Т.е., войдя в сферу праздника, личность на время становится носителем другого вида настроения, а та трансформация, которую она при этом испытывает на себе в течение всего праздничного периода, до и, главным образом, после него и есть праздничная трансформация ментальности личности. При описании тех внутренних изменений, которые происходят с человеком в праздничной атмосфере, есть смысл озвучить тот факт, что общими характерными чертами ментальностей является их открытость и незавершенность [1].

При проведении анализа рассматриваемого явления необходимо сделать оговорку на то, что речь в данном случае пойдет главным образом о Настоящем празднике (или праздниках). Имеется ввиду, что исключительно сам факт праздника, т.е., скажем, формальное обозначение в календаре или же принудительное участие в нем (а такие моменты, как известно, имели место в сравнительно недалеком прошлом и актуальны по сей день) во внимание в данном случае не берутся. После праздников такого типа, как правило, не остается ничего кроме чувства выполненного долга, а иногда и сожаления от осознания бессмысленности потраченного времени. Они не отражают внутренних потребностей личности и никоим образом не сказываются на ее душевном (психологическом) состоянии, а уж тем более не влияют на ментальность.

Тем не менее, не стоит, на наш взгляд, подробно останавливаться на характеристике праздничности, поскольку это ощущение знакомо и находится где-то глубоко внутри, пожалуй, каждого (!) человека. По словам Й. Хейзинге "праздничность среди душевных реальностей есть такая вещь в себе, которую ни с чем другим на свете спутать невозможно" [2, с.34]. Источником ее могут быть яркие воспоминания прошлого или же, конкретно, детства, поскольку, как известно, в это время восприятие внешнего мира происходит особенно интенсивно. Также на основании этого можно сделать предположение о существовании некого праздничного подсознания, или даже определенного, праздничного архетипа.

На наш взгляд, рассматриваемый вид трансформации ментальности личности целесообразно сравнить с чем-то подобным, происходящим в период любви, влюбленности, поскольку высокая степень эмоциональности и позитивности этих "фундаментальных состояний человеческого бытия" [3, с.36] очень схожи между собой. В художественной литературе, философской мысли, во многих других источниках и отраслях наук, а также, безусловно, и в быту имеет место бесчисленное количество наблюдений, описаний и рассуждений на этот счет, где беспрестанно говорится о том, какие изменения, перестановки происходят в человеческом сознании в период жизни, окрашенный этим чувством.

Замечено, что появление любви, как правило, в позитивном ключе изменяет отношение к себе, людям и ко всему окружающему миру в целом. Здесь также, как и в празднике, воплощается особенная любовь к бытию, когда нравится все, что окружает и с удовольствием принимается все, что происходит. При этом наблюдается обострение восприятия, рождается вдохновение, человек словно поднимается на вершину своих внутренних возможностей, становясь при этом гуманнее. Любовь становится своеобразным "проводником" всего доброго, светлого, что есть в каждом человеке, без которого это светлое и доброе во многих случаях не только не может быть реализовано человеком, но и вообще могло не раскрыть себя. Замечательно предназначение этого культурологического феномена выразил А. П. Чехов: "То, что мы испытываем, когда бываем влюблены, есть нормальное состояние. Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть" [цит. по 4].

Интересно и немаловажно то, что практически все вышеописанное характерно и для человека, находящегося в праздничном состоянии, ведь ситуация праздника в общем задает неравнодушное отношение личности ко всему, что происходит вокруг него и в целом ко всему окружающему миру. Внутри него закладываются основы мироотношения, суть которых заключается в том, что человек открыт миру и принимает его. Таким образом, речь в данном случае идет о формировании духовного мира личности [5, с.49].

Как известно, существуют те непосредственные ощущения праздника, которые сопровождают как само торжество, так и подготовку к нему: позитивный настрой, приподнятость настроения, общая благожелательность, предчувствие хорошего, доброго, приятные ожидания, повышенная работоспособность, желание дарить и получать радость, преобразовывать, украшать, облагораживать себя и окружающее пространство. Межличностные отношения при этом также приобретают иной, более позитивный оттенок, ведь из будней в праздничную жизнь берется все самое привлекательное, самые лучшие фрагменты. Все эти эмоции и ощущения не проходят бесследно, но подробнее об этом речь пойдет ниже.

Особую, можно даже сказать фундаментальную роль играет здесь предпраздничное настроение, хотя важно заметить, что иногда по силе эмоций и длительности переживания оно гораздо сильнее, чем непосредственно в период самого праздника. И.Ф. Максютин формулирует это явление выражением, ставшим чрезвычайно распространенным: "Прелесть праздника - в его ожидании" [6, с.52]. Ведь хорошо известно, что в реальной жизни сам праздник нередко разочаровывает, проходит тускло, несмотря на искреннее стремление к веселью. Люди часто завышают ожидания от него, не оценивая скромные возможности их реализации. "Можно было бы сказать, - пишет С.П. Гурин, - что каждый раз праздник заманивает нас иллюзорной надеждой, ложными обещаниями. Праздник снова и снова обманывает, обкрадывает и лишает нас веры. Однако выход из праздника и послепраздничное существование является не менее ценным экзистенциальным и метафизическим опытом, чем сам праздник с его экстазами и трансами" (!) [3, с.99].

Несмотря на то, что предвосхищения далеко не всегда оправдываются, "проигранный" в голове праздник, те мысли и эмоции, которые в период ожидания его имели место быть не проходят бесследно. Во-первых, по аналогии с существующим с древних времен у разных народов мнением о том, что даже размышления о счастье делают каждого из нас в чем-то счастливее, уместно подумать и о мыслях в ожидании самого хорошего от предстоящего праздника, которые обязательно оставят в душе человека свой отпечаток. А, во-вторых, эти мысли, состояния и т.п. периодически настойчиво возвращаются (это касается преимущественно тех праздников, которые потенциально могут повториться), принося с собой определенное праздничное умонастроение, меняющее отношение к себе и к окружающей действительности.

Не лишним здесь было бы, как нам кажется, рассмотреть в качестве примера новогоднее торжество. В контексте несбывшихся чаяний и отсутствия ожидаемого взрыва эмоций оно также не является исключением (безусловно, это явление далеко не обязательного характера, но, вероятность его достаточно велика). Несмотря на некую разочарованность от свершившегося празднования, как точно выразился по этому поводу О.Николаев, к осени мы вновь забываем о том, что нечто подобное происходит каждый год, и "опять начинаем вожделеть свой самый любимый праздник" [7, с.186].

В структуру праздника входит огромное количество элементов как материального, так и духовного плана. В плане духовном важно отметить то, что подавляющее большинство праздников буквально пропитаны ощущением радости. В совокупности же, по замечанию кандидата философских наук Ванченко Т.П., все атрибуты праздничного поля в целом трансформируются в категорию гедонистичности, которая, как правило, является оформлением праздника. Она в свою очередь закрепляет содержащиеся в нем идеалы, насыщает людей радостью, надеждами, создает положительную жизненную проекцию [8]. Праздник содержит в себе потенциал, который, по словам В.М. Видгофа, превращает "человека страдающего" в "человека радующегося" [9, с.53]. Таким образом, мы тяготеем к выделению всего этого и отдельных фрагментов нижеследующего в отдельную важнейшую деталь в структуре менталитета как такового, а праздничного менталитета в особенности. Речь идет об оптимизме.

В современном психологическом словаре указано, что в структуру менталитета входит определенная парадигма сознания, включающая в себя, в том числе и установки, определяющие отношение человека к самому себе [10, с.235].

Ментальность изучается различными науками. С точки зрения лингвистики, при ее анализе важно подчеркнуть роль языка, моделирующего сознание. Язык же непосредственно проявляет себя через общение, в данном конкретном случае необходимо обозначить и рассмотреть особый его вид - праздничное (вербальное) общение. Очевидно, что данное проявление межличностной коммуникации, как и многое другое в празднике, отличается от будничного. К примеру, здесь, как правило, особое место занимает так называемое комплиментарное общение. Конечно, оно актуально и для повседневной коммуникации, однако в празднике его "концентрация" несравнимо выше.

Всем хорошо известно, что настоящий праздник (а именно о таком, как уже было сказано выше, и идет речь в наших рассуждениях) мало кого может оставить равнодушным. Это проявляется в различных направлениях, где акцентирована эстетизация себя и окружающего пространства, пробуждено желание демонстрировать себя с наилучшей стороны. Именно поэтому на большинстве праздников люди, стараются выглядеть как минимум хорошо, а как максимум - лучше, красивей, чем в повседневной жизни, в большей степени это относится к женщинам. Отдельные личности в этот период настолько преображаются, что представляется весьма сложным процесс сопоставления двух образов данного человека - повседневного и праздничного.

Все сказанное ранее в совокупности со всеобщим позитивным настроем порождает некое комплиментарное поле, которое наиболее часто имеет место как раз в праздничный период. Поскольку все комплименты являются оценочными и нередко ярко выраженными экспрессивными суждениями, как отмечает Ванченко Т.П.: "Здесь осуществляется искусство практического словесного воздействия, предоставляющее возможность мастерски использовать слово как инструмент мысли и убеждения". Особенно ею подчеркивается тот момент, что "энергийные эмоциональные люди, хорошо владеющие словом и речью, + могут производить своей речью неизгладимое впечатление. Если из их уст слышаться комплименты, то они высказаны таким образом, что слушающий воспринимает себя соответственно высказанной оценке. В данном случае комплимент выполняет важную социальную роль. Он, одновременно и характеристика субъекта и программа его дальнейших действий, которые не высказываются прямо, но содержаться "внутри" комплимента" [11].

Далее - игра, являющаяся неотъемлемым атрибутом праздника, а в некоторых концепциях (см. Й. Хейзинге) эти два определения и вовсе представляются практически синонимичными, также по ходу своего действия оказывает влияние в плане трансформации ментальности личности. Это происходит в результате того, что в процессе праздничной игры человек словно теряет свой повседневный социальный статус, свое "я".

Этот процесс имеет название психотехники перевоплощения, т.е. психотехническая реорганизация своего "я" в "я" - роль, поскольку участник праздника, затянутый в игровое действо создает из собственного повседневного "я" новое праздничное "я" [12, с.250]. За счет этого происходит реализация непростой эмоционально-психологической потребности личности в периодическом преобразовании. В результате, многообразие образов "я" обогащает каждый субъект праздничного общения новыми представлениями о себе, рождающимися в ходе выполнения игровых ролей разного уровня. Эти представления после выхода из праздничной ситуации, безусловно, также оставляют свой след в сознании человека.

Диалогическое общение во время празднично-игрового поведения связывает в единый узел процессы эмоционально-личностного и функционально-ролевого взаимодействия людей. Таким образом, через выполнение игровых ролей происходит переосмысление обыденных действий [12, с.176].

Как отмечает С.П. Гурин, обстановка и состояние "после" никогда не совпадает с состоянием "до". "Многое меняется принципиально и необратимо. Человек уже никогда не сможет стать прежним, каким он был до праздника. Он испытал нечто такое, что изменит его навсегда и заставит опять возвращаться в праздник и снова искать утерянное блаженств" [3, с.100].

В процессе праздничной реальности (подготовки или непосредственно в момент праздника) личность занята определенным видом праздничной деятельности, в которой, безусловно, проявляется, как уже говорилось выше, желание показать себя с наилучшей стороны, акцентировать внимание на своих самых лучших качествах. Состояние особого рода приподнятости, окрыленности, воодушевления ярко выраженная духовно-эмоциональная направленность, экспрессия действий и чувств поднимает мыслительный процесс здесь на качественно новый уровень мышления и воображения. По сути, это ситуация измененного состояния сознания [13, с.193].

Давно известно, что человечество использует лишь малый потенциал своих возможностей, и, что скрытые, "зарытые в землю" таланты могут не проявиться вовсе. Или же, к примеру, известно много случаев, когда человек, ушедший на пенсию (!) открывал в себе новые, неведомые ему раньше дарования. Праздничная ситуация в данном контексте является несравнимым, мощнейшим катализатором. Здесь претворяется в жизнь естественное желание, старание выработать что-то новое, удивительное, причем сделать это по-особенному хорошо, поскольку праздничный процесс, как правило, публичен. Значит, результаты деятельности будут незамедлительно оценены и определенным образом зафиксированы окружающим обществом, и, как следствие, в качестве раскрытия и осознания новых собственных возможностей, новое "я" останется ментальной составляющей личности.

Таким образом, посредством праздника для личности существует потенциальная возможность смены и формирования новых оценочных ориентиров, иного восприятия окружающего мира и общества и, что очень важно, при этом велика вероятность раскрытия новых внутренних качеств, закрепляющихся на ментальном уровне.

Литература.
1. Пушкарев Л., Пушкарева Н. МЕНТАЛЬНОСТИ (МЕНТАЛИТЕТ).
http://www.krugosvet.ru/articles/105/1010513/1010513a3.htm.
2. Хейзинга Й. Homo ludens в тени завтрашнего дня. М., 1992.
3. Гурин С.П. Проблемы маргинальной антропологии. Саратов, 1999, 182 с.
4.Алексеев С. Феномен любви. Бийск-Барнаул, 1982, 2005 гг..
5.Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности. Екатеринбург, 1997. 6.Максютин Н.Ф. Культурологические аспекты праздника:. - Казань, 1996, - 92 с.
7. Николаев Н. Новый год: праздник или ожидание праздника?/ Отечественные записки. 1(10) 2008, с.176-186.
8. Ванченко Т.П. Человек как семантико-семиотическая единица измерения праздника. Тамбов, "Аналитика культурологии"
http://analiculturolog.ru/ . 2008, № 2.
9. Видгоф В.М. Целостная модель человеческой эмоциональности. Опыт философской реконструкции// Вестник Томского государственного университета. Общенаучный периодический журнал. Бюллетень оперативной научной информации. - 2007. - 6.
10. Психологический словарь. - Ростов-на-Дону, 2003. - 640с.
11. Ванченко Т.П. Удовольствие как семиотичность праздника. Тамбов, "Аналитика культурологии" http://analiculturolog.ru/, 2008, № 2
12. Руденский Е.В. Феноменология и социальная технология праздничного общения. Дис. доктора социологич. наук. М.1991,
13. Сандомирский М. Е. Защита от стресса: Физиологически-ориентированный подход к решению психологических проблем (Метод РЕТРИ), 2001 - 331 [1] с.
.: Вернуться к статье АНАЛИТИКА КУЛЬТУРОЛОГИИ №1(13), 2009
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения

Сообщений в этой теме
Александр Вакуров   Культурология. Статьи   17.9.2009, 11:46
Александр Вакуров   ИНТЕЛЛЕКТ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ: ПОНЯТИЯ И ...   17.9.2009, 11:48
Александр Вакуров   RE: Культурология. Статьи   17.9.2009, 11:49
Александр Вакуров   [b]РИТУАЛ КАК КОДИФИКАЦИЯ ОБРЯДА [b]Клопыжникова...   17.9.2009, 11:50
Александр Вакуров   Журнал "АНАЛИТИКА КУЛЬТУРОЛОГИИ" analic...   17.9.2009, 11:59
Александр Вакуров   RE: Культурология. Статьи   17.9.2009, 12:01
Александр Вакуров   ТРИ ОСНОВНЫХ ФОРМАТА ИСТОЛКОВАНИЯ СУЩНОСТИ КУЛЬТУР...   17.9.2009, 12:02
Александр Вакуров   RE: Культурология. Статьи   17.9.2009, 12:04
Александр Вакуров   RE: Культурология. Статьи   17.9.2009, 12:05
Александр Вакуров   АНАЛИЗ ОТРЕЗКОВ ОБРАЗА ЖИЗНИ: РУССКАЯ НЕДЕЛЯ http...   17.9.2009, 12:06
Александр Вакуров   БЫТ КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ CONSTANTA http://anal...   17.9.2009, 12:41
Александр Вакуров   ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ЧТЕНИЯ h...   17.9.2009, 12:43
Александр Вакуров   СЕМАНТИКА СУБКУЛЬТУРЫ «АНИМЕ» http://analiculturo...   17.9.2009, 12:44
Александр Вакуров   ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ЭКСПЛИЦИРУЮЩИЙ ПРИНЦ...   17.9.2009, 12:45
Александр Вакуров   ЭКРАННАЯ КУЛЬТУРА КАК НОВАЯ МИФОЛОГИЯ http://ana...   17.9.2009, 12:46
Александр Вакуров   СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ГЛЯНЦЕВЫХ ЖУРНАЛОВ http:/...   17.9.2009, 12:47
Александр Вакуров   ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СЕКТОР ГЛЯНЦЕВОГО ЖУРНАЛА http://...   17.9.2009, 12:48
Александр Вакуров   СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ФАКТОР СМЫСЛОПОС...   17.9.2009, 12:49
Александр Вакуров   НАУКА КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ http://analiculturolo...   17.9.2009, 12:50
Александр Вакуров   RE: Культурология. Статьи   17.9.2009, 12:51
Александр Вакуров   ГЕНЕЗИС ДУАЛЬНОСТИ ПОНЯТИЙ ФЕНОМЕНА СЛУЧАЙНОСТИ-З...   17.9.2009, 12:53
Александр Вакуров   СЕМАНТИЧЕСКАЯ ЭТИМОЛОГИЯ ПОНЯТИЯ «ДУЭЛЬ» И ЕЕ ПРОИ...   17.9.2009, 12:54
Александр Вакуров   RE: Культурология. Статьи   17.9.2009, 13:59
Александр Вакуров   КАТЕГОРИЯ МУДРОСТИ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕ...   17.9.2009, 14:00
Александр Вакуров   СТРУКТУРА СМЕХОВОЙ КУЛЬТУРЫ http://analiculturo...   17.9.2009, 14:01
Александр Вакуров   ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ В КУЛЬТУРЕ http://analicult...   17.9.2009, 14:02
Александр Вакуров   СМЫСЛОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛГОЛЕТИЯ http://anal...   17.9.2009, 14:03
Александр Вакуров   КАЛЕНДАРЬ И ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА http:...   17.9.2009, 14:04
Александр Вакуров   СЛАВЯНСКОЕ ЯЗЫЧЕСТВО И МИФОЛОГИЯ http://analicul...   17.9.2009, 14:30
Александр Вакуров   ИЗМЕНЕНИЕ КАРТИНЫ МИРА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ХРИСТИ...   17.9.2009, 14:31
Александр Вакуров   ПРИРОДА ВОСПРИЯТИЯ МИРА В РУССКОМ НАРОДНОМ ХАРАКТЕ...   17.9.2009, 14:32
Александр Вакуров   RE: Культурология. Статьи   17.9.2009, 14:33
Александр Вакуров   СЕМАНТИКА МАССОВОГО ПРАЗДНИКА http://analicultu...   17.9.2009, 14:34
Александр Вакуров   ПРАЗДНИК КАК КУЛЬТУРОФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНЫХ...   17.9.2009, 14:35
Александр Вакуров   ЭМОЦИИ КАК ОСНОВА ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ http://a...   17.9.2009, 14:40
Александр Вакуров   ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ http://analic...   17.9.2009, 14:41
Александр Вакуров   СУФРАЖИЗМ КАК ПОЛИТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ФЕМИНИЗМА ...   17.9.2009, 14:42
Александр Вакуров   ВЕДИЧЕСКОЕ ТРАКТОВАНИЕ ГЕНЕЗИСА РОССИЙСКОГО СУПЕРЭ...   17.9.2009, 14:43
Александр Вакуров   АНАЛИЗ ИДЕАЛЬНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ПРАЗДНИКА «НОВЫЙ ГОД...   17.9.2009, 14:44
Александр Вакуров   RE: Культурология. Статьи   17.9.2009, 14:46
Александр Вакуров   НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ КАК ПОЛЕ «ВООБР...   17.9.2009, 14:49
Александр Вакуров   СЕМИОЗИС ЖЕНСКИХ КУЛЬТОВ В ТРАДИЦИОННЫХ СООБЩЕСТВА...   17.9.2009, 14:50
Александр Вакуров   ВКЛАД ОФИЦЕРСКОГО КОРПУСА РОССИЙСКОЙ АРМИИ В РАЗ...   17.9.2009, 14:51
Александр Вакуров   ЯЗЫК КАК ФОРМА ВЫРАЖЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА ...   17.9.2009, 14:52
Александр Вакуров   ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВСЕДНЕВНОСТИ: ТРАДИЦИИ И И...   17.9.2009, 14:56
Александр Вакуров   СИТУАТИВНАЯ СИМВОЛИКА: ЗАКОНОМЕРНАЯ СЛУЧАЙНОСТЬ?...   17.9.2009, 14:57
Александр Вакуров   НЕМЕЦКИЙ ДОМ КАК КВИНТЭССЕНЦИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВСЕДНЕВ...   17.9.2009, 14:58
Александр Вакуров   ШОУ КАК КАТАЛИЗАТОР ТРАНСФОРМАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННО...   17.9.2009, 14:59
Александр Вакуров   К ВОПРОСУ О СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ПОНИМАНИИ ЛИЧНОСТИ h...   17.9.2009, 15:00
Александр Вакуров   ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ ПОВСЕДНЕВНОЙ КУЛЬТУРЫ СЕМЬИ ht...   17.9.2009, 15:01
Александр Вакуров   ФЕМИНИЗМ В ИСТОРИИ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ ПРАВОВ...   17.9.2009, 15:02


Ответить в эту темуОткрыть новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



- Текстовая версия Сейчас: 18.6.2025, 2:23