![]() |
Новинки в «Моих статьях» Иерархические системы в которые мы впаяны Мои чувства как МОЯ ценность Шесть этапов формирования моей картины мира |
Свежие зарисовки О пределах психотерапии Роль стыда в твоей жизни Пусть будет много песен разных! |
Новинки в «Статьях других авторов» Гештальт-терапия как практическая философия Критерии выбора быть человеком Великолепие внутри нас |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
Александр Вакуров |
![]()
Сообщение
#1
|
![]() Хозяин форума Группа: Главные администраторы Сообщений: 26 548 Регистрация: 7.9.2006 Из: Иваново Пользователь №: 1 ![]() |
Фильм о боли
Цитата Алексей МАКАРКИН Анджей Вайда снял фильм о Катыни. О польских офицерах, расстрелянных под Смоленском, и об их семьях. О преступлении и попытке скрыть его. О людях, избиравших разные жизненные пути, когда «век-волкодав» принуждал их к драматическому выбору. Когда выжившие могли завидовать погибшим, что тем уже не больно. Вайда снял фильм, а не политическую однодневку – впрочем, само предположение об обратном было бы оскорблением для великого режиссера. У него не было возможности воздействовать на братьев Качиньских, которые, видимо, в силу воспоминаний о собственном опыте жизни в просоветской Польше, стали организовывать коллективные просмотры для военнослужащих и школьников. Кстати, такое политическое действо не помогло им выиграть выборы – избиратели крупных городов Польши отказали им в доверии, отдав свои голоса оппозиции, что и решило исход кампании. Кстати, свое отношение к использованию трагедии в политических целях Вайда недвусмысленно высказал в фильме, в котором представлены два почти идентичных ряда военной кинохроники – немецкой и советской, посвященной Катыни. В этих хрониках почти одними и теми же словами противоположная сторона обвиняется в гибели поляков – эмоционально, с надрывом, с сознательной спекуляцией на боли. Если с советской стороны речь шла о заведомой циничной лжи (освященной именами академика и митрополита – они также есть на этих кадрах), то с немецкой – об особой форме цинизма, при которой преступник с видом оскорбленной невинности обличает другого преступника в совершенных тем злодеяниях. В фильме нет ни одного реально существовавшего исторического персонажа, хотя у многих есть прототипы – реально жившие люди. Генерал – не совсем Сморавиньский (хотя подходит по возрасту и некоторым подробностям биографии) и не совсем Минкевич (хотя как старший по званию именно он был командиром для офицеров в Козельском лагере). Ротмистр, почти до самой гибели ведущий записи в своей книжечке, – не «копия» майора Сольского, чей дневник стал одним из основных документов катынской драмы. Русский капитан Попов, спасающий семью польского офицера, – вовсе не живое воплощение политкорректности. Во-первых, у него, как и у других героев фильма, есть реальные прототипы, а, во-вторых, литературный предшественник – вполне приличный капитан Рыков из «Пана Тадеуша» Мицкевича, не так давно экранизированного тем же Вайдой (царского капитана играл Шакуров, а советского в «Катыни» — Гармаш). Всем героям фильма больно. Кто-то (как поручик, призванный в армию мирный конструктор спортивных самолетов) находит утешение в Боге, сжимая в руках до самого конца четки. Кого-то, как другого поручика, чудом спасшегося от гибели и сделавшего успешную карьеру в просоветской польской армии (к концу войны – уже майор!), боль, стыд и одиночество в кругу своих коллег, боящихся прослыть неблагонадежными, приводит к самоубийству. Свою боль скрывает вдова ротмистра, тихо работающая в заштатной фотостудии. Боль ощущается в гордой непреклонности вдовы генерала. На боль по-разному реагируют две сестры поручика-конструктора. Одна выбирает путь, который в церковной практике называется «акривией» — оказывая почести погибшему брату, она твердо и непреклонно идет на конфликт с системой, понимая, что ее как минимум ждет тюрьма. Другая следует «икономии», идя на компромисс с доминирующей системой, рационально полагая, что стенку нельзя пробить головой. Вайда не судит никого из своих героев (все палачи подчеркнуто обезличены и практически лишены индивидуальных характеристик, так что они не в счет). Та же сестра-конформистка принимает в школу сына погибшего в Катыни офицера, несмотря на его явную ненависть к убийцам отца; и не ее вина, что ему не приходится в ней учиться – боль к тому времени уже привела его к вооруженной борьбе с почти неизбежным трагическим концом. Здесь вспоминаешь Марека из «Пепла и алмаза», который тоже гибнет, только-только успев полюбить. Разница в том, что здесь герой так и не успевает убить перед смертью. Пока что «Катынь» демонстрировалась один раз – в Москве, в польском посольстве, в присутствии небольшого числа зрителей. Мне кажется, что люди в зале тоже испытывали боль – во всяком случае, во время сцен деловито-профессионального расстрела. Это была тихая боль, без демонстраций и истерик, после просмотра хотелось помолчать. Покажут ли «Катынь» на российских экранах? Уже звучат голоса, что нет, не решатся. Отношения с Польшей изрядно испорчены (вряд ли смена правительства приведет к их быстрому потеплению), и многие россияне до сих пор убеждены, что их соотечественников оклеветали, приписав им нацистское преступление. Представляется, впрочем, что реальность будет иной, более соответствующей теперешней стилистике, – фильм покажут, но не на основных каналах и не в прайм-тайм. Может быть, на «Культуре» — Михаил Швыдкой уже упоминал о такой возможности. И не во всех кинотеатрах, а в некоторых, для «просвещенного зрителя». В любом случае можно будет посмотреть этот фильм на DVD. А посмотреть надо – хотя бы для того, чтобы понять, почувствовать чужую боль и сопереживать ей. «Ежедневный журнал». 13.11.07 08:11 |
![]() ![]() |
Александр Вакуров |
![]()
Сообщение
#2
|
![]() Хозяин форума Группа: Главные администраторы Сообщений: 26 548 Регистрация: 7.9.2006 Из: Иваново Пользователь №: 1 ![]() |
Закрепить воспоминания позволяет бег на месте
13.11.2009 в 21:15 , обновлено 16.11.2009 в 14:44 Алексей Тимошенко На иллюстрации из статьи в журнале Cell - срез гиппокампа, области мозга, ответственной за консолидацию памяти. Красные точки - новые клетки. Ученые из Японии обнаружили, что процесс формирования памяти тесно связан с рождением новых клеток в мозге. Им удалось показать то, что физическая активность может способствовать закреплению информации в памяти. Нейробиологи сделали еще один шаг к разгадке того, как именно работает мозг при обучении чему-то новому. Их работа вносит свой вклад в борьбу с такими заболеваниями, как амнезия и, возможно, со временем приведет к появлению препаратов, ускоряющих обучение. Новизна Исследователи из университета Корау, опубликовавшие свои результаты в журнале Cell, стали далеко не первыми, кто исследовал роль формирования новых клеток после обучения в связи с закреплением той или иной информации в памяти. Переход памяти из краткосрочной формы в долговременную ученые называют консолидацией, и это явление привлекает интерес многих исследовательских групп во всем мире. Смотрите также Подробнее про нейрогенез можно почитать на русском языке на сайте Московской медицинской академии. Про работу одной из российских лабораторий, которая занимается в том числе и консолидацией памяти – в статье, повествующей о том, как ученые научились делать прозрачным мозг мыши. Ну а студентам-биологам, свободно читающим на английском языке, можно порекомендовать и обзорную статью в журнале Cell наряду с оригинальной работой японской группы из четырех разных институтов. Процесс появления новых нервных клеток в мозге, нейрогенез, был впервые обнаружен на практике в 1992 году, и это открытие не просто опровергло бытовавшее до определенного момента представление о том, что «нервные клетки не восстанавливаются», но и подтолкнуло ученых к поиску взаимосвязей между нейрогенезом и консолидацией памяти. Гипотеза о том. что новые клетки образуются специально для того, чтобы сохранить новую информацию, выглядела достаточно убедительно и правдоподобно. Более того, в ее пользу говорило и то, что новые клетки, которые обнаруживали нейробиологи в экспериментах на животных, появлялись не равномерно по всему мозгу, а в гиппокампе, участке, связанном именно с консолидацией памяти. Смотрите также Забыть все Во всех учебниках по нейробиологии фигурирует пример пациента H.M. который потерял способность запоминать новую информацию, но при этом помнил все то, что с ним было до неудачной операции. Врачи, пытавшиеся избавить H.M. от тяжелейших приступов эпилепсии, удалили гиппокамп: это была первая и, по очевидным причинам, последняя операция такого рода. Опыты на животных с тех пор подтвердили то, что гиппокамп необходим для формирования памяти, хотя и далеко не всех видов – например способность собирать головомки с гиппокампом у человека оказалась не связана. Облучение и зарядка Японские исследователи решили проверить, что будет, если попытаться подавить процесс нейрогенеза у мышей и крыс или, напротив, стимулировать появление новых клеток. Во время эксперимента грызунов выпускали в клетку, где через какое-то время раздавался гудок и одновременно на пол подавался слабый, но довольно неприятный разряд тока. Животные запоминали то, что звуковой сигнал не сулит ничего хорошего. Спустя некоторое время ученые проверяли их реакцию. Если мышь или крыса в ответ на гудок замирала – значит, память о разряде сохранилась. Для того, чтобы выяснить то, где именно хранится воспоминание, и как на его консолидацию, то есть переход в долговременную форму, повлияло рождение новых клеток, биологам пришлось внутрь интересующих ученых отделов мозга животных ввести вещества, блокирующие активность нейронов – отключая, по сути, часть мозга. Кроме того, одну группу животных облучали рентгеновскими лучами, которые подавляют образование новых клеток. Другую, напротив, периодически пускали бегать в колесо – из проведенных ранее научных исследований было известно, что физическая активность нейрогенез стимулирует. Результаты Сопоставив изменение уровня нейрогенеза с переходом памяти в долговременную форму, исследователям удалось установить, что нейрогенез ускоряет консолидацию памяти и изначально требующийся для извлечения информации гиппокамп становится не нужен. Но если процесс формирования новых нейронов по какой-то причине замедляется (облучение – это экстремальный случай, в реальной жизни скорее скажется недостаток активности), то информация задерживается в гиппокампе. Впрочем, поскольку в общей картине консолидации памяти до сих пор остаются неточности, корректнее будет сказать, что гиппокамп остается критически важным для использования недавно приобретенных знаний. Применительно к человеку эти результаты означают то, что на устойчивость памяти (считается, что не зависимая от гиппокампа форма более стойка) влияет не только прошедшее с момента обучения время, но и то, в каком состоянии находился человек после обучения на протяжении нескольких недель и даже месяцев (в исследовании речь шла о промежутке в месяц). Вывод, конечно, может показаться отчасти тривиальным, но между простой констатацией пользы физических упражнений и пониманием того, что эти упражнения влияют на рождение новых нервных клеток есть большая разница, которая позволит со временем врачам найти новые способы борьбы с нарушениями памяти. |
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 3.8.2025, 11:01 |