![]() |
Новинки в «Моих статьях» Иерархические системы в которые мы впаяны Мои чувства как МОЯ ценность Шесть этапов формирования моей картины мира |
Свежие зарисовки О пределах психотерапии Роль стыда в твоей жизни Пусть будет много песен разных! |
Новинки в «Статьях других авторов» Гештальт-терапия как практическая философия Критерии выбора быть человеком Великолепие внутри нас |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
Александр Вакуров |
![]()
Сообщение
#1
|
![]() Хозяин форума Группа: Главные администраторы Сообщений: 26 548 Регистрация: 7.9.2006 Из: Иваново Пользователь №: 1 ![]() |
Уважаемый мною переводчик текстов Грегори Бейтсона Дмитрий Федотов по моей просьбе дал начало дискуссии на тему ... энергии.
Цитата 51. Кое-что общеполезное Юзер vakurov попросил задать какую-то тему для общеполезной бейтсонианской дискуссии у него на форуме. Я подумал, что и наши френды (а равно просто прохожие) также могут принять горячее участие. Давно уже пора разогнать густую муть вокруг понятия "энергия". Бейтсон постоянно указывал на принципиальное отличие Плеромы и Креатуры, заключающееся помимо прочего в том, что всякие "энергетические" приговаривания для Креатуры малорелевантны (однако только в ней и существуют. Парадокс!). Поясним примером. 1) Что мы видим в Плероме? По покоящемуся шару 1 ударяет движущийся шар 2, в результате чего шар 1 приходит в движение и приобретает некоторое MV2. Эту энергию он приобрел в результате физического взаимодействия с шаром 2 и она в точности равна уменьшению энергии шара 2 (потерями пренебрегаем). 2) Что мы видим в Креатуре? Вот стоит на месте здоровенный мужик 1, к нему подходит мужик 2 и шепчет тому на ухо несколько слов. Мужик 1 срывается с места и несется как угорелый, развивая при этом весьма приличное MV2. Безусловно, в процессе шептания звуковая волна передала мужику 1 некоторую энергию в строгом смысле, однако такой разгон ей никак не объяснишь. Ясно, что дело тут совершенно не в "передаче энергии". При этом ситуация дополнительно затуманивается бытовой манерой выражаться. Вот вполне реалистичная ситуация: некто А охвачен депрессией и еле ползает. "Что с тобой?" -- спрашивает его Б. "У меня совсем нет энергии," -- отвечает А. Через некоторое время А получает хорошие новости, которые резко (и наблюдаемо!) меняют его состояние -- он куда-то бежит с большим MV2, что-то тащит и вообще делает много всяких действий, которые можно замерить в объективном смысле. "Каким ты стал энергичным, тебя просто не узнать", -- говорит Б. "Поддержка друзей придала мне энергию!" -- отвечает А. Однако эта "энергетизирующая поддержка" могла быть оказана в виде, скажем, телефонного звонка, пришедшего по проводам, энергия которого может быть замерена с любой точностью. Ясно, что этой энергии не хватит и на то, чтобы пошевелить волос на голове, и все эти разговоры о "получении энергии" от друзей или "из космоса" -- просто чушь. Однако ясно и другое (и это можно наблюдать): что-то действительно произошло и А уверен (он это чувствует), что у него сначала чего-то было мало, а потом вдруг стало много, вот он и помчался. Так вот вопрос: если перестать городить чушь про "целебную энергию", "жизненную энергию", "энергетический вампиризм" и прочее в том же роде, то как, какими словами и терминами описать некие реально наблюдаемые (креатурные!) феномены. Честное слово, я не понял, в чём Ваш вопрос? Я так понял, что по Вашему у человеков на этой планете есть путаница в понимании разницы между этими двумя примерами. Я же - даже не представляю, чтобы хоть один человек мог путать эти две разные вещи. Или я ошибаюсь? Но позвольте мне порассуждать, так скажем, свободно, сделав шаг дальше, чем Бейтсон. Дмитрий, в Вашем примере во втором случае не происходит передача энергии. Там происходит активизация высвобождения энергии. Сигнал - высвобождение. Нажатие на кнопку - срабатывание пружины. Высвобождение заранее припасённой и приготовленной энергии. Но с другой стороны. В первом случае с шарами - простая и банальная передача энергии, с потерей её при передаче (конвертация в колебательную, звуковую, тепловую формы) и качении. Во втором случае - активизация скрытых механизмов, катализация принципиально других процессов. Хотя - после такого моего описания я уже не вижу принципиальной разницы. И там и там - происхоидт рождение других форм энергий. Просто для наблюдателя в одном случае происходит сохранение формы энергии. В первом случае: у передатчика качение, и у приёмщика качение. А во втором случае - у передатчика "говорение", а у приёмщика - "движение" Но, ведь, по большому счёту, суть - одна: конвертация энергии. Только во втором случае - с высвобождением и добавлением энергии из депо. |
![]() ![]() |
Александр Вакуров |
![]()
Сообщение
#2
|
![]() Хозяин форума Группа: Главные администраторы Сообщений: 26 548 Регистрация: 7.9.2006 Из: Иваново Пользователь №: 1 ![]() |
И ещё, хоть и безобразно длинно, но по моему, добавляет нечто в тему:
Лошадь Пржевальского, собака Павлова, кот Шредингера Автор: Леонид Левкович-Маслюк Опубликовано в журнале "Компьютерра" №39 от 25 октября 2006 года Цитата "С каким животным вы себя отождествляете?" Вечнозеленая палочка-выручалочка для психологических развлечений. Сколько тестовых анкет заполнено, сколько слонов нарисовано - с немедленным истолкованием: нарисовал слона с оттопыренными ушами - значит, лучше воспринимаешь информацию на слух. Нарисовал еще и клыки - хорошо, значит, ты опасен. Нарисовал только клыки, а уши забыл, - еще лучше, значит, ты просто неукротим. Нехитрые развлечения быстро приедаются. Действительно, какая равнодушной природе разница: отождествляй себя хоть с соседским тойтерьером - ни в твоей, ни в его жизни это ничего не изменит. Интереснее, может быть, взглянуть с другой стороны - какие образы действительности, связанные с животными, предлагает то, что вокруг? Имея в виду любимое по должности "информационное измерение", попробуем скрестить информационные метафоры со звериными. Простейшее информационное действие - называние. Многие виды животных носят чье-то имя. В России среди таких вряд ли найдется зверь популярнее, чем лошадь Пржевальского (удивляюсь, почему у подножия памятника Пржевальскому в Питере не дикая лошадь, а - пусть и симпатичнейший - верблюд?). С какой ситуацией, с каким сценарием может ассоциироваться поименование дикой лошади? Да с сущими пустяками. Занесение в каталог, не более того. Получил название - и опять носись по бескрайним степям. Свобода, и даже - воля. Только не надо забывать, она хоть и на воле, но - лошадь. Все-таки лошадь. Символ впрягания, влачения лямки неявно вмонтирован в этот образ, что делает его даже слегка пророческим: ведь имя было дано дикой лошади всего за двадцать лет до начала XX века с его тотальными мобилизациями. Идем дальше. 20-е годы ХХ века. Триумф в изучении важнейшего информационного механизма - нервной системы. Стимулы, рефлексы, выделение желудочного сока по звонку. Кто все это вынес на своей шкуре? Ну конечно, собака Павлова. Это словосочетание давно стало нарицательным, причем не только в русском языке. Даже Мик Джаггер (Mick Jagger) ввернул его в один из своих текстов: Yeah when you call my name//I salivate like a Pavlov dog (The Rolling Stones, "Bitch", Sticky Fingers). С чем в нашей жизни можно соотнести образ этой несчастной собаки (удостоенной, в отличие от дикой лошади, памятника), что можно им проиллюстрировать? Из информационной области - ну, например, ситуацию "человек и массовая пропаганда". Получил сигнал - выделил то, что требуется. "Да здравствует!.." - "Ура!", "Долой!.." - "Ура!"… Кот Шредингера - самое новое, самое стильное: квантовая информатика. Этот кот абсолютно виртуален. Он, участник знаменитого мысленного эксперимента, находится в черном ящике, и его жизнь зависит от попадания или непопадания случайного фотона в датчик, включающий смертельный газ. Пока ящик не открыт, состояние фотона будет квантовой смесью двух состояний - "попал в датчик" и "не попал". Спрашивается - каково же состояние кота? Он ведь не может быть отчасти жив, а отчасти мертв? (Счастье, что никто пока не додумался провести эксперимент в натуре - что-то подсказывает, что независимо от логических тонкостей коту придется плохо.) В физике выражение "кот Шредингера" стало обозначением макроскопического объекта, находящегося в "квантовом состоянии". Какую ситуацию из жизни современного человека в современном информационном обществе может символизировать этот квантовый кот? Ответить не так просто - ведь еще до конца не понято, что он в самой-то физике символизирует. Хотя, если встать на точку зрения "теории множественных миров", то в одной параллельной Вселенной кот погибает, зато в другой, одновременно возникающей, он безоговорочно жив. Это вселяет некоторую надежду: может быть, метафора в том, что из кажущихся абсолютных тупиков все-таки иной раз можно выбраться - хотя бы в наспех изготовленную параллельную Вселенную?.. Прошу заметить, что лошадь, собака и кот - лишь три из двенадцати существ, входящих в древний календарный цикл. Видимо, информационное общество еще готовит нам массу сюрпризов. |
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 17.6.2025, 6:31 |