![]() |
Новинки в «Моих статьях» Иерархические системы в которые мы впаяны Мои чувства как МОЯ ценность Шесть этапов формирования моей картины мира |
Свежие зарисовки О пределах психотерапии Роль стыда в твоей жизни Пусть будет много песен разных! |
Новинки в «Статьях других авторов» Гештальт-терапия как практическая философия Критерии выбора быть человеком Великолепие внутри нас |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
Александр Вакуров |
![]()
Сообщение
#1
|
![]() Хозяин форума Группа: Главные администраторы Сообщений: 26 548 Регистрация: 7.9.2006 Из: Иваново Пользователь №: 1 ![]() |
Статья не научная. Наблюдения, размышления.
"Три уровня познания мира" Это уровни способов обращения с информацией о мире, о себе, об окружающих.О процессах и явлениях. Это уровни личностной эпистемологии. Статья посвящена обыкновенным людям. Тому, как они обращаются с информацией, тому, как они относятся к чему-либо. Ниже перечислены параметры, которые исследуются, и по которым выделены три способа бытия с миром. Термины "религия", "политика", "наука" использованы просто потому, что автор не нашёл более адекватной замены им. В статье исследуются:
Отказ от сбора и проверки информации. Проверка запрещена. Она не имеет смысла, не важна, кощунственна. Исследование запрещено. Все воспринимается на веру, и должно восприниматься на веру. Проверка и исследование производятся лишь с единственной целью - подтвердить "религиозные" положения. Информация, им противоречащая - открыто игнорируется - как "проповедниками", так и паствой. При обнаружении несоответствий ожидаемым результатам проверки - разочарование. Это - "ошибки проверки". Они - нежелательны. Человек - закрытая система, познание направлено не наружу. Результаты познания не транслируются. Наружу направлена трансляция застывших и охраняемых, и ни от чего не зависимых и неизменяемых догм. Чаще всего - это представления о реальности. А сами представления о реальности диктуются представлениями "о том, что и каким должно быть" Цель сбора информации - подтверждение догм, и опровержение опровержений, сохранение статус кво - внешнего и внутреннего. Стремление к тому, чтобы была полная конгруэнтность между субъектом и средой (отсутствие разницы). Выправляется окружение, а не сам субъект (чтобы и другие верили в то, во что верю я). Иногда ведомые стремятся "выбрать веру" - "во что верить". Убеждения - насущная необходимость, условие существования. Понятия "объективность - нет (то есть, не ищется "объективный" , не зависящий от восприятий и мнений взгляд - свои личные взгляды и считаются объективностью). Есть просто истина - "пока" недоступная некоторым, но доступная ее апологетам. Открытие глаз - опасно - крушением всей картины мира, падением самооценки (им свойственно дипольное восприятие - все либо черное либо белое, обобщения, краеугольный камень - чтение мыслей) Отношение к ошибкам: Сама их возможность ошибок в собственном мировоззрении и восприятии (диагностике), отрицается в принципе. Ошибки в собственном восприятии - игнорируются - как перед собой, так и перед другими. Важнее - отрицание перед собой, так как другие "по умолчанию" не могут знать столько и так, как они. И мнение "других" интересует меньше, чем собственное. Не возникает даже сомнений в том, что они могут знать что-то "не так". Диагностика: Отношение к информации, противоречащей представлениям, должному, ожиданиям? Чем и какой считают такую информацию, и что с ней делают - снаружи и внутри себя? Отношение к носителям и источникам этой информации? 2. "Политика" (торговля, война, деструктивные игры) Манипуляции. Чем пользуются в качестве собственных ориентиров: Убеждения. Личные мнения. Утилитарное использование своих и чужих убеждений и процесса убеждения. Убеждения - инструмент. Искажения восприятия. Индивидуальность восприятия. Зависимость восприятия от намерений. Убежденность, что их личное знание об истине (о мире, о том что есть, или каким нечто должно быть - объективно). Не ставить под сомнение свою информированность. Влияние. Предубежденный сбор информации. Предвзятые мнения, источник которых - выгода, конкретные потребности, страх и власть. (носители зачастую осознают свою предвзятость в отличие от "религиозников". Преднамеренное искажение информации при передаче. Убежденность приемщиков в объективности принимаемой информации. Проверка не отрицается и не запрещена, но проводится осознанно и неосознанно (первое - властителями, манипуляторами, а второе - плебсом, стадом, ведомыми) с искажениями и игнорированием. В безопасное и выгодное верится легче. Опасное и невыгодное искренне считается менее истинным, объективным. Несовпадение результатов проверки с ожидаемыми - трагедия, свидетельство их "неправоты" и "ошибочности", свидетельство ненадежности их источника. Либо - это свидетельство некомпетентности "проверяльщиков", некачественности проверки, либо ее инструментария. Такие факты стараются скрыть. Это позорно - быть неправым и ошибаться. Вообще есть такие понятия как "быть неправым" и "ошибаться". В этом схожесть с уровнем "религия". Правда там больше подходит термин "заблуждаться", "заблуждение" и "искренне верить". Религиозники более искренни, наивны и чисты в своем упорстве сохранения собственного статус кво. И тем более трагично для религиозников "открытие" "других истин". Эти же - "утрутся", скажут: "Хм, фигня какая-то", и будут продолжать то, что делали. Негативные результаты проверки могут искренне скрываться и фальсифицироваться и там, и там. Различие - в осознании этого и намерениях. В "религии" - фальсификация проводится при сохранении веры, сбой воспринимается фальсификаторами, как случайность и ошибка природы; намерения здесь - охрана веры и "спокойствия умов" других людей. Истинная мотивация при "религии" - уменьшение (удаление, снижение, инактивация) собственного внутреннего напряжения от разницы между информацией о том, как должно быть, и о том, как есть. По большому счету, люди честны перед собой и другими. В результате - разная информация, "как и положено" при религии,находится на разных местах: о том, как должно быть - в сознании, о том, как есть - не осознается, находится за пределами осознания - в бессознательном. Пробивание ее на осознанный уровень - крайне затруднено и болезненно. Этот процесс может быть шоковым, и может вести к краху всей веры. Последствия - возможен переход в альтернативную, крайне противоположную веру. Иногда - "безбожник" становится хитрым "политиком". Переход на третий уровень самостоятельно почти невозможен. Этот процесс более вероятен лишь в кризисах, трагедии, запредельных травмах и стрессах, и целенаправленном психотерапевтическом вмешательстве. Для "политика" собственная неправота или правота важна не сама по себе, а в контексте восприятия окружающих. А для "религиозника" важнее правота перед собой (самооценка зависит от правоты, в то время как у политика - она больше зависит от восприятия его окружающими) Познание направлено наружу. (Собственное нутро его не интересует, так как либо считается идеальным, либо - не знают что делать с открывшейся информацией - считают, что сделать ничего нельзя) Результаты познания обязательно транслируются наружу. Есть намерения "объективизировать" знания, и уверенность, что они объективны. Догмы осуждаются. Признается примат научного объективного познания, но происходит сознательная, либо неосознанная фальсификация. Намерения фальсификации - обеспечить себе более выгодные и безопасные условия существования и влияния. Внутренних напряжений нет. Есть напряженность между средой, и субъектом. Влияние используется для уменьшения этой напряженности. Функция искажений информации - управление степенью влияния на среду. Функции сбора информации - расширение влияния, обогащение в способах влияния на среду. Важно сохранение внутреннего статус-кво, при максимальном целенаправленном изменении среды. Есть неконгруэнтность между субъектом и средой, и это нормально. Отношение к ошибкам: Сама возможность ошибок в восприятии и мировоззрении не отвергается. При обнаружении ошибки в собственном восприятии: перед собой - могут легко поменять мнение или мировоззрение (но только, если это выгодно на данный момент) Перед другими - не признаются в этом, так как важен имидж "не ошибающихся". Ошибки в глазах наблюдателей - "не выгодны", а значит, не признаваемы. 3. "Наука". Факты. Исследование. Проверка. Измеряемость. Сенсорная обоснованность. Обмен и передача. Реальность. Непредубежденный сбор информации - о мире и положении дел. При несоответствии результатов исследования либо проверки - либо восприятие этого, как естественного способа познания реальности (просто: "получены новые факты"), либо - радость от открытия новых областей реальности. Ошибочные прошлые представления - не повод для расстройства, либо дискредитации всей системы представлений. Это повод для выхода на более высокие (глубокие) уровни бытия и познания о нем. Это повод для разработки более детальной, более широкой и объемной картины мира. Функция искажений информации - создание условий для новых открытий. Функция сбора информации - познание. Убеждения не относятся к категории познания. Отношение к ошибкам: Легко признают как саму возможность ошибочности в человеческом (и своём в том числе) восприятии, так и саму ошибку. Обнаружив ошибку - легко корректируют свои представления (добавляя новую информацию, или используя её в качестве дополнительной для проверки). Не скрывают своих ошибок перед наблюдателями. По большому счету, это не уровни, а стадии развития человека, Личности. Или – легко напоминает Родителя, Дитя и Взрослого у Эрика Берна. (это сравнение пришло уже после написания статьи) Вопросы для исследования. Как соотносится эта модель с духовностью? |
![]() ![]() |
Дмитрий |
![]()
Сообщение
#2
|
Дорогой гость ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Специалисты Сообщений: 61 Регистрация: 4.8.2007 Пользователь №: 1 728 ![]() |
Цитата Я считаю переход в мистику признанием предела восприятия. Разве кто-нибудь в этой ветке уже успел дать определение понятию "мистика"? ![]() Мистическое мировоззрение основывается на том, что: 1. Весь мир един и неделим, все объекты, явления, процессы и идеи взаимосвязаны. Существует тотальная взаимосвязь причин и следствий. Лучшая метафора мистического мировоззрения 2. Всё во Вселенной наделено единой природой (иногда её называют божественной или Природой Будды). 2. Мир руководствуется этическими и эстетическими законами. Мир гармоничен и разумен. 3. Нет предела познанию, направленному "внутрь", то есть на выяснение законов гармонии в мире. На мой взгляд, это главное, хотя, думаю, есть ещё довольно много характеристик. Мистическое мировоззрение никак не препятствует поступлению новой информации, не противоречит науке и не отрицает её достижения. Разумеется, мистическое (религиозное) мировоззрение объясняет все доступные и поступающие факты определённым образом, на основе уже упомянутых правил. Но и в этом оно несильно отличается от научного. Большое значение в мистике придаётся переживанию Бога (под различными названиями). В действительности это переживание имеет эстетический и трансцендентный (выходящий за пределы повседневной личности) характер. Его "глубинный смысл" - переживание единства со всей Вселенной (со всей божественной природой). Цитата мистические переживания могут опираться на совершенно отсутствующие в реальности объекты. И т.о. закрывать поле восприятия Наблюдателю фантомными ощущениями. Так, могут образовываться ложные причинно-следственные связи в мозгу верующего. Более пристрастного пассажа и не придумать! Что такое "совершенно отсутствующие в реальности объекты"? Кто из людей может знать, какие именно объекты "совершенно отсутствуют в реальности"? Кроме того, мы, люди науки, верим во многое такое, что не представлено нам в ощущениях. Например, кто-нибудь видел воочию электрон? Если в мозгу верующего образуются ложные причинно-следственные связи, значит, в мозгу неверующего причинно-следственные связи истинны?Я могу дать пару комментариев. 1. В качестве "совершенно отсутствующих в реальности объектов" я мог бы принять предмет дискуссии "Сколько ангелов поместится на кончике иглы". То есть вообще неизвестно, бывают ли такие сущности, как "ангелы", имеют ли они обыкновение устраиваться на конце иглы и существует ли мыслимый способ подсчитать их максимальное количество в этом месте. Однако, это всего-навсего пример тупого, вульгарного мистицизма. Естественно, если существует вульгарный материализм, упрощающий, искажающий и огрубляющий материалистические идеи, так же точно существует и вульгарный мистицизм, проделывающий то же самое с идеями мистическими. 2. Сама идея о том, что кто-то может установить "истинную реальность" и, пользуясь этой точкой отсчёта, оценивать меру истины реальности других людей является психотической в самом полном смысле этого слова. Психотический подход к реальности - это утверждение истины в последней инстанции без выработки процедуры проверки своих воззрений. Полагаю, что фрагмент, касающейся веры и веры в Веру, а также мысли о крестике и крестике к религии отношения не имеют, несмотря на занимательность. Наконец, хочу заметить, что существует такое понятие, как "естественная теология", то есть система воззрений, обосновывающая существование бога достижениями естественных наук. Иными словами, достижения науки приводят некоторых людей к убеждению в существовании Бога. |
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 17.6.2025, 19:29 |