![]() |
Новинки в «Моих статьях» Иерархические системы в которые мы впаяны Мои чувства как МОЯ ценность Шесть этапов формирования моей картины мира |
Свежие зарисовки О пределах психотерапии Роль стыда в твоей жизни Пусть будет много песен разных! |
Новинки в «Статьях других авторов» Гештальт-терапия как практическая философия Критерии выбора быть человеком Великолепие внутри нас |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
Александр Вакуров |
![]()
Сообщение
#1
|
![]() Хозяин форума Группа: Главные администраторы Сообщений: 26 548 Регистрация: 7.9.2006 Из: Иваново Пользователь №: 1 ![]() |
Статья не научная. Наблюдения, размышления.
"Три уровня познания мира" Это уровни способов обращения с информацией о мире, о себе, об окружающих.О процессах и явлениях. Это уровни личностной эпистемологии. Статья посвящена обыкновенным людям. Тому, как они обращаются с информацией, тому, как они относятся к чему-либо. Ниже перечислены параметры, которые исследуются, и по которым выделены три способа бытия с миром. Термины "религия", "политика", "наука" использованы просто потому, что автор не нашёл более адекватной замены им. В статье исследуются:
Отказ от сбора и проверки информации. Проверка запрещена. Она не имеет смысла, не важна, кощунственна. Исследование запрещено. Все воспринимается на веру, и должно восприниматься на веру. Проверка и исследование производятся лишь с единственной целью - подтвердить "религиозные" положения. Информация, им противоречащая - открыто игнорируется - как "проповедниками", так и паствой. При обнаружении несоответствий ожидаемым результатам проверки - разочарование. Это - "ошибки проверки". Они - нежелательны. Человек - закрытая система, познание направлено не наружу. Результаты познания не транслируются. Наружу направлена трансляция застывших и охраняемых, и ни от чего не зависимых и неизменяемых догм. Чаще всего - это представления о реальности. А сами представления о реальности диктуются представлениями "о том, что и каким должно быть" Цель сбора информации - подтверждение догм, и опровержение опровержений, сохранение статус кво - внешнего и внутреннего. Стремление к тому, чтобы была полная конгруэнтность между субъектом и средой (отсутствие разницы). Выправляется окружение, а не сам субъект (чтобы и другие верили в то, во что верю я). Иногда ведомые стремятся "выбрать веру" - "во что верить". Убеждения - насущная необходимость, условие существования. Понятия "объективность - нет (то есть, не ищется "объективный" , не зависящий от восприятий и мнений взгляд - свои личные взгляды и считаются объективностью). Есть просто истина - "пока" недоступная некоторым, но доступная ее апологетам. Открытие глаз - опасно - крушением всей картины мира, падением самооценки (им свойственно дипольное восприятие - все либо черное либо белое, обобщения, краеугольный камень - чтение мыслей) Отношение к ошибкам: Сама их возможность ошибок в собственном мировоззрении и восприятии (диагностике), отрицается в принципе. Ошибки в собственном восприятии - игнорируются - как перед собой, так и перед другими. Важнее - отрицание перед собой, так как другие "по умолчанию" не могут знать столько и так, как они. И мнение "других" интересует меньше, чем собственное. Не возникает даже сомнений в том, что они могут знать что-то "не так". Диагностика: Отношение к информации, противоречащей представлениям, должному, ожиданиям? Чем и какой считают такую информацию, и что с ней делают - снаружи и внутри себя? Отношение к носителям и источникам этой информации? 2. "Политика" (торговля, война, деструктивные игры) Манипуляции. Чем пользуются в качестве собственных ориентиров: Убеждения. Личные мнения. Утилитарное использование своих и чужих убеждений и процесса убеждения. Убеждения - инструмент. Искажения восприятия. Индивидуальность восприятия. Зависимость восприятия от намерений. Убежденность, что их личное знание об истине (о мире, о том что есть, или каким нечто должно быть - объективно). Не ставить под сомнение свою информированность. Влияние. Предубежденный сбор информации. Предвзятые мнения, источник которых - выгода, конкретные потребности, страх и власть. (носители зачастую осознают свою предвзятость в отличие от "религиозников". Преднамеренное искажение информации при передаче. Убежденность приемщиков в объективности принимаемой информации. Проверка не отрицается и не запрещена, но проводится осознанно и неосознанно (первое - властителями, манипуляторами, а второе - плебсом, стадом, ведомыми) с искажениями и игнорированием. В безопасное и выгодное верится легче. Опасное и невыгодное искренне считается менее истинным, объективным. Несовпадение результатов проверки с ожидаемыми - трагедия, свидетельство их "неправоты" и "ошибочности", свидетельство ненадежности их источника. Либо - это свидетельство некомпетентности "проверяльщиков", некачественности проверки, либо ее инструментария. Такие факты стараются скрыть. Это позорно - быть неправым и ошибаться. Вообще есть такие понятия как "быть неправым" и "ошибаться". В этом схожесть с уровнем "религия". Правда там больше подходит термин "заблуждаться", "заблуждение" и "искренне верить". Религиозники более искренни, наивны и чисты в своем упорстве сохранения собственного статус кво. И тем более трагично для религиозников "открытие" "других истин". Эти же - "утрутся", скажут: "Хм, фигня какая-то", и будут продолжать то, что делали. Негативные результаты проверки могут искренне скрываться и фальсифицироваться и там, и там. Различие - в осознании этого и намерениях. В "религии" - фальсификация проводится при сохранении веры, сбой воспринимается фальсификаторами, как случайность и ошибка природы; намерения здесь - охрана веры и "спокойствия умов" других людей. Истинная мотивация при "религии" - уменьшение (удаление, снижение, инактивация) собственного внутреннего напряжения от разницы между информацией о том, как должно быть, и о том, как есть. По большому счету, люди честны перед собой и другими. В результате - разная информация, "как и положено" при религии,находится на разных местах: о том, как должно быть - в сознании, о том, как есть - не осознается, находится за пределами осознания - в бессознательном. Пробивание ее на осознанный уровень - крайне затруднено и болезненно. Этот процесс может быть шоковым, и может вести к краху всей веры. Последствия - возможен переход в альтернативную, крайне противоположную веру. Иногда - "безбожник" становится хитрым "политиком". Переход на третий уровень самостоятельно почти невозможен. Этот процесс более вероятен лишь в кризисах, трагедии, запредельных травмах и стрессах, и целенаправленном психотерапевтическом вмешательстве. Для "политика" собственная неправота или правота важна не сама по себе, а в контексте восприятия окружающих. А для "религиозника" важнее правота перед собой (самооценка зависит от правоты, в то время как у политика - она больше зависит от восприятия его окружающими) Познание направлено наружу. (Собственное нутро его не интересует, так как либо считается идеальным, либо - не знают что делать с открывшейся информацией - считают, что сделать ничего нельзя) Результаты познания обязательно транслируются наружу. Есть намерения "объективизировать" знания, и уверенность, что они объективны. Догмы осуждаются. Признается примат научного объективного познания, но происходит сознательная, либо неосознанная фальсификация. Намерения фальсификации - обеспечить себе более выгодные и безопасные условия существования и влияния. Внутренних напряжений нет. Есть напряженность между средой, и субъектом. Влияние используется для уменьшения этой напряженности. Функция искажений информации - управление степенью влияния на среду. Функции сбора информации - расширение влияния, обогащение в способах влияния на среду. Важно сохранение внутреннего статус-кво, при максимальном целенаправленном изменении среды. Есть неконгруэнтность между субъектом и средой, и это нормально. Отношение к ошибкам: Сама возможность ошибок в восприятии и мировоззрении не отвергается. При обнаружении ошибки в собственном восприятии: перед собой - могут легко поменять мнение или мировоззрение (но только, если это выгодно на данный момент) Перед другими - не признаются в этом, так как важен имидж "не ошибающихся". Ошибки в глазах наблюдателей - "не выгодны", а значит, не признаваемы. 3. "Наука". Факты. Исследование. Проверка. Измеряемость. Сенсорная обоснованность. Обмен и передача. Реальность. Непредубежденный сбор информации - о мире и положении дел. При несоответствии результатов исследования либо проверки - либо восприятие этого, как естественного способа познания реальности (просто: "получены новые факты"), либо - радость от открытия новых областей реальности. Ошибочные прошлые представления - не повод для расстройства, либо дискредитации всей системы представлений. Это повод для выхода на более высокие (глубокие) уровни бытия и познания о нем. Это повод для разработки более детальной, более широкой и объемной картины мира. Функция искажений информации - создание условий для новых открытий. Функция сбора информации - познание. Убеждения не относятся к категории познания. Отношение к ошибкам: Легко признают как саму возможность ошибочности в человеческом (и своём в том числе) восприятии, так и саму ошибку. Обнаружив ошибку - легко корректируют свои представления (добавляя новую информацию, или используя её в качестве дополнительной для проверки). Не скрывают своих ошибок перед наблюдателями. По большому счету, это не уровни, а стадии развития человека, Личности. Или – легко напоминает Родителя, Дитя и Взрослого у Эрика Берна. (это сравнение пришло уже после написания статьи) Вопросы для исследования. Как соотносится эта модель с духовностью? |
![]() ![]() |
Александр Вакуров |
![]()
Сообщение
#2
|
![]() Хозяин форума Группа: Главные администраторы Сообщений: 26 548 Регистрация: 7.9.2006 Из: Иваново Пользователь №: 1 ![]() |
А вообще, ребята, до реальной религии мне (в этом топике, по крайней мере) - совершенно до лампочки.
Дмитрий прав, формируя термины, я взял от каждого феномена (?) нечто, кардинально, по моему мнению, его характеризующее. Для меня в религии главное - Вера. Вот по параметру незыблимости Веры и непроверяемости положений веры я и нашёл этот термин. Помогите мне понять, что я неправ. В религии (если я её правильно понимаю), вера, верить, не сомневаться в положениях веры - это главное. Вот об этом я и пишу, когда описываю способ познания мира "религия". Если во что-то веришь - не сомневайся и не подвергай сомнениям и проверке. Всё, что не соответствует твоим представлениям - либо отвергай, как несуществующее (неважное, нерелевантное), либо - находи объяснения этому в формате своей веры. Причём всё это происходит неосознаваемо, автоматически. И мысли не приходит, что всё может быть по другому. Сама мысль, что я могу ошибаться в своих опознаваниях - кощунственна. "А вдруг ты ошибаешься?" - это "религиозник" просто отвергнет. Манипулянт ("торгаш", "политик") - возможно и допустит сам факт возможности собственной ошибки в опознавании, и, возможно, даже разрешит себе проверку (заново, ещё раз) объекта опознавания, но: а) скрыто от наблюдателей (свидетелей) б) если ему это может быть выгодно в) если ему может быть невыгодно и опасно непроверить "Религиозник" же при осознавании своей тенденциозности - начнёт проверять. И будет делать это открыто (скорее всего; всё зависит от развитости у него радикала "политика"). "Религиозник" стремится быть честным перед собою и людьми. И часто ему это удаётся. "Политик" - по определению лжив и нечестен - до тех пор, пока это ему выгодно и безопасно. "Религиозник" руководствуется не "выгодностью" и не "безопасностью", а - параметрами "истинности", "правды", "справедливости". Он будет воевать и отдаст жизнь свою (и отношения в том числе) на алтарь своей убеждённости в чём либо. "Научник" - смелее в исследовании своих способов познания. Смелее в признании своих ошибок - и перед собою, и перед другими. Но это не гарантирует ему, что у него нет развитых радикалов "религии" и "политики". Но научников, скорее всего, не очено и любят. Сухие они. Манипулировать ими труднее. Игры отношенческие с большим трудом поддерживают. Чистых типов я не встречал. И "религиозник" и "научник" в своих ценностях имеют "честность" и "искренность", но трактуют их они, скорее всего - по разному. |
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 16.6.2025, 11:55 |