Новинки в «Моих статьях»
Иерархические системы в которые мы впаяны
Мои чувства как МОЯ ценность
Шесть этапов формирования моей картины мира
Свежие зарисовки
О пределах психотерапии
Роль стыда в твоей жизни
Пусть будет много песен разных!
Новинки в «Статьях других авторов»
Гештальт-терапия как практическая философия
Критерии выбора быть человеком
Великолепие внутри нас
Три уровня познания мира человеком. - Психотерапевт Александр Вакуров. Форум.
IPBIPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> Три уровня познания мира человеком., Три разных способа обращения с информацией
Рейтинг  5
Поставьте оценку статье
Эта статья на:
5 баллов [ 2 ] ** [40.00%]
4 балла [ 2 ] ** [40.00%]
3 балла [ 1 ] ** [20.00%]
2 балла [ 0 ] ** [0.00%]
1 балл [ 0 ] ** [0.00%]
0 баллов [ 0 ] ** [0.00%]
-1 [ 0 ] ** [0.00%]
-2 [ 0 ] ** [0.00%]
-3 [ 0 ] ** [0.00%]
-4 [ 0 ] ** [0.00%]
-5 [ 0 ] ** [0.00%]
Всего голосов: 5
Гости не могут голосовать 
Александр Вакуров
сообщение 7.1.2007, 0:52
Сообщение #1


Хозяин форума
Group Icon

Группа: Главные администраторы
Сообщений: 26 548
Регистрация: 7.9.2006
Из: Иваново
Пользователь №: 1



Статья не научная. Наблюдения, размышления.

"Три уровня познания мира"

Это уровни способов обращения с информацией о мире, о себе, об окружающих.О процессах и явлениях. Это уровни личностной эпистемологии.
Статья посвящена обыкновенным людям. Тому, как они обращаются с информацией, тому, как они относятся к чему-либо. Ниже перечислены параметры, которые исследуются, и по которым выделены три способа бытия с миром.
Термины "религия", "политика", "наука" использованы просто потому, что автор не нашёл более адекватной замены им.

В статье исследуются:
  • Информация: Сбор
  • Информация: Проверка
  • Информация: Имеет ли смысл для человека
  • Информация: Цели сбора информации.
  • Информация: Направленность – на передачу или на сбор информации.
  • Информация: Личная информированность – ставится ли под сомнение.
  • Информация: Система – открытая или закрытая.
  • Информация: Желание сохранить прежнюю модель мира. Гибкость модели мира. Как поступают с информацией, противоречащей модели мира (прежним представлениям, прежнему опыту, убеждениям)
  • Познание: Куда направлено познание (внутрь себя, на мир, на людей, на законы)
  • Как относятся к убеждениям, как воспринимают их.
  • Доверие
  • Направленность на изменения или на сохранение.
1. "Религия". Вера. Фанатизм.

Отказ от сбора и проверки информации.

Проверка запрещена.

Она не имеет смысла, не важна, кощунственна.

Исследование запрещено. Все воспринимается на веру, и должно восприниматься на веру. Проверка и исследование производятся лишь с единственной целью - подтвердить "религиозные" положения. Информация, им противоречащая - открыто игнорируется - как "проповедниками", так и паствой. При обнаружении несоответствий ожидаемым результатам проверки - разочарование. Это - "ошибки проверки". Они - нежелательны.
Человек - закрытая система, познание направлено не наружу. Результаты познания не транслируются. Наружу направлена трансляция застывших и охраняемых, и ни от чего не зависимых и неизменяемых догм. Чаще всего - это представления о реальности. А сами представления о реальности диктуются представлениями "о том, что и каким должно быть"
Цель сбора информации - подтверждение догм, и опровержение опровержений, сохранение статус кво - внешнего и внутреннего.
Стремление к тому, чтобы была полная конгруэнтность между субъектом и средой (отсутствие разницы). Выправляется окружение, а не сам субъект (чтобы и другие верили в то, во что верю я). Иногда ведомые стремятся "выбрать веру" - "во что верить".
Убеждения - насущная необходимость, условие существования.
Понятия "объективность - нет (то есть, не ищется "объективный" , не зависящий от восприятий и мнений взгляд - свои личные взгляды и считаются объективностью). Есть просто истина - "пока" недоступная некоторым, но доступная ее апологетам.
Открытие глаз - опасно - крушением всей картины мира, падением самооценки (им свойственно дипольное восприятие - все либо черное либо белое, обобщения, краеугольный камень - чтение мыслей)

Отношение к ошибкам:
Сама их возможность ошибок в собственном мировоззрении и восприятии (диагностике), отрицается в принципе.
Ошибки в собственном восприятии - игнорируются - как перед собой, так и перед другими.
Важнее - отрицание перед собой, так как другие "по умолчанию" не могут знать столько и так, как они. И мнение "других" интересует меньше, чем собственное.

Не возникает даже сомнений в том, что они могут знать что-то "не так".

Диагностика:
Отношение к информации, противоречащей представлениям, должному, ожиданиям?
Чем и какой считают такую информацию, и что с ней делают - снаружи и внутри себя?
Отношение к носителям и источникам этой информации?




2. "Политика" (торговля, война, деструктивные игры) Манипуляции.

Чем пользуются в качестве собственных ориентиров: Убеждения. Личные мнения.
Утилитарное использование своих и чужих убеждений и процесса убеждения.
Убеждения - инструмент.
Искажения восприятия.
Индивидуальность восприятия.
Зависимость восприятия от намерений.
Убежденность, что их личное знание об истине (о мире, о том что есть, или каким нечто должно быть - объективно).
Не ставить под сомнение свою информированность. Влияние. Предубежденный сбор информации. Предвзятые мнения, источник которых - выгода, конкретные потребности, страх и власть. (носители зачастую осознают свою предвзятость в отличие от "религиозников". Преднамеренное искажение информации при передаче. Убежденность приемщиков в объективности принимаемой информации. Проверка не отрицается и не запрещена, но проводится осознанно и неосознанно (первое - властителями, манипуляторами, а второе - плебсом, стадом, ведомыми) с искажениями и игнорированием. В безопасное и выгодное верится легче. Опасное и невыгодное искренне считается менее истинным, объективным.
Несовпадение результатов проверки с ожидаемыми - трагедия, свидетельство их "неправоты" и "ошибочности", свидетельство ненадежности их источника. Либо - это свидетельство некомпетентности "проверяльщиков", некачественности проверки, либо ее инструментария. Такие факты стараются скрыть. Это позорно - быть неправым и ошибаться. Вообще есть такие понятия как "быть неправым" и "ошибаться". В этом схожесть с уровнем "религия". Правда там больше подходит термин "заблуждаться", "заблуждение" и "искренне верить". Религиозники более искренни, наивны и чисты в своем упорстве сохранения собственного статус кво. И тем более трагично для религиозников "открытие" "других истин". Эти же - "утрутся", скажут: "Хм, фигня какая-то", и будут продолжать то, что делали.
Негативные результаты проверки могут искренне скрываться и фальсифицироваться и там, и там. Различие - в осознании этого и намерениях. В "религии" - фальсификация проводится при сохранении веры, сбой воспринимается фальсификаторами, как случайность и ошибка природы; намерения здесь - охрана веры и "спокойствия умов" других людей.

Истинная мотивация при "религии" - уменьшение (удаление, снижение, инактивация) собственного внутреннего напряжения от разницы между информацией о том, как должно быть, и о том, как есть.
По большому счету, люди честны перед собой и другими. В результате - разная информация, "как и положено" при религии,находится на разных местах: о том, как должно быть - в сознании, о том, как есть - не осознается, находится за пределами осознания - в бессознательном. Пробивание ее на осознанный уровень - крайне затруднено и болезненно. Этот процесс может быть шоковым, и может вести к краху всей веры. Последствия - возможен переход в альтернативную, крайне противоположную веру. Иногда - "безбожник" становится хитрым "политиком". Переход на третий уровень самостоятельно почти невозможен. Этот процесс более вероятен лишь в кризисах, трагедии, запредельных травмах и стрессах, и целенаправленном психотерапевтическом вмешательстве.

Для "политика" собственная неправота или правота важна не сама по себе, а в контексте восприятия окружающих.
А для "религиозника" важнее правота перед собой (самооценка зависит от правоты, в то время как у политика - она больше зависит от восприятия его окружающими)

Познание направлено наружу. (Собственное нутро его не интересует, так как либо считается идеальным, либо - не знают что делать с открывшейся информацией - считают, что сделать ничего нельзя)
Результаты познания обязательно транслируются наружу. Есть намерения "объективизировать" знания, и уверенность, что они объективны. Догмы осуждаются. Признается примат научного объективного познания, но происходит сознательная, либо неосознанная фальсификация. Намерения фальсификации - обеспечить себе более выгодные и безопасные условия существования и влияния. Внутренних напряжений нет. Есть напряженность между средой, и субъектом. Влияние используется для уменьшения этой напряженности.
Функция искажений информации - управление степенью влияния на среду.
Функции сбора информации - расширение влияния, обогащение в способах влияния на среду.
Важно сохранение внутреннего статус-кво, при максимальном целенаправленном изменении среды.
Есть неконгруэнтность между субъектом и средой, и это нормально.

Отношение к ошибкам:
Сама возможность ошибок в восприятии и мировоззрении не отвергается.
При обнаружении ошибки в собственном восприятии:
перед собой - могут легко поменять мнение или мировоззрение (но только, если это выгодно на данный момент)
Перед другими - не признаются в этом, так как важен имидж "не ошибающихся". Ошибки в глазах наблюдателей - "не выгодны", а значит, не признаваемы.


3. "Наука". Факты. Исследование. Проверка. Измеряемость. Сенсорная обоснованность. Обмен и передача. Реальность.

Непредубежденный сбор информации - о мире и положении дел.
При несоответствии результатов исследования либо проверки - либо восприятие этого, как естественного способа познания реальности (просто: "получены новые факты"), либо - радость от открытия новых областей реальности. Ошибочные прошлые представления - не повод для расстройства, либо дискредитации всей системы представлений.
Это повод для выхода на более высокие (глубокие) уровни бытия и познания о нем.
Это повод для разработки более детальной, более широкой и объемной картины мира.
Функция искажений информации - создание условий для новых открытий.
Функция сбора информации - познание.
Убеждения не относятся к категории познания.

Отношение к ошибкам:
Легко признают как саму возможность ошибочности в человеческом (и своём в том числе) восприятии, так и саму ошибку. Обнаружив ошибку - легко корректируют свои представления (добавляя новую информацию, или используя её в качестве дополнительной для проверки). Не скрывают своих ошибок перед наблюдателями.

По большому счету, это не уровни, а стадии развития человека, Личности.

Или – легко напоминает Родителя, Дитя и Взрослого у Эрика Берна. (это сравнение пришло уже после написания статьи)

Вопросы для исследования.
Как соотносится эта модель с духовностью?
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
 
Ответить в эту темуОткрыть новую тему
Ответов
Александр Вакуров
сообщение 17.8.2007, 10:52
Сообщение #2


Хозяин форума
Group Icon

Группа: Главные администраторы
Сообщений: 26 548
Регистрация: 7.9.2006
Из: Иваново
Пользователь №: 1



Да, utkin, умный ты, с тобой неинтересно! smile.gif

Многоуровневый ты, и очень быстро скачешь по этим уровням. Блин, успевать за тобой...

Да прав ты, прав, чёрт клешаногий!

Ошибка - это не ошибка, а новый шанс, например. Это - прыжок в сторону, например. Это - альтарнативный путь, например. Это - прорыв в другие реальности, например.

Об этом (о величайшей важности и роли ошибок) великолепно писал Андрей Осипов у себя на сайте. Жалко, сейчас не найду. Осипов, если ты нас читаешь - хоть ссылочку дай!

Вот это я и называю тем, что ближе к голографическому мышлению. Ничего лишнего! Всё в дело идёт! smile.gif
Видно, у нас с тобою utkin, в роду либо евреи, либо украинцы были...

Только ты эта... не торопись, дай другим за тобою поспевать...

Ты сейчас сильное высказывание сделал. Сделал предположение, что "научное" познание не способно на такое. И ввёл новый термин "естественное сознание".

Я пока не понимаю, чем оно отличается от "научного" по Вакурову.
Подробнее можешь? Если знаешь, чем... wink.gif
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения

Сообщений в этой теме
Александр Вакуров   Три уровня познания мира человеком.   7.1.2007, 0:52
Чифа   Хочется обсудить "ненаучную статью". Я б...   18.1.2007, 15:46
Александр Вакуров   Хочется обсудить "ненаучную статью". Я ...   18.1.2007, 17:14
Александр Вакуров   И, к стати, тут мой взгляд задержался на названии ...   18.1.2007, 22:09
Чифа   Спасибо, Александр, за разговор на одном языке...   25.1.2007, 15:47
Александр Вакуров   Чифа! Спасибо за добавления в мои понимания (х...   25.1.2007, 20:09
Александр Вакуров   Возможно, духовность - это тоже стадия развития сп...   26.1.2007, 11:10
Александр Вакуров   Я списался с Азаматом Джендубаевым. Он философ. Ег...   26.1.2007, 13:11
Чифа   Спасибо ,Александр, за подключение к нашему разгов...   2.2.2007, 15:36
Александр Вакуров   Спасибо ,Александр, за подключение к нашему разго...   2.2.2007, 16:09
Александр Вакуров   Чифа, Вы достаточно точно понимаете, о чём я пишу....   2.2.2007, 16:35
Чифа   Спасибо, Александр! Не думаю, что взаимопонима...   6.2.2007, 10:45
Александр Вакуров   А еще я не очень уверенна в том, что другого чело...   6.2.2007, 21:25
Александр Вакуров   Чифа, спасибо за вклад. Азамат, тоже спасибо. Ч...   6.2.2007, 18:10
Чифа   Да, Александр, для меня ИЗУЧЕНИЕ это отстраненный ...   7.2.2007, 15:36
Александр Вакуров   Совершенно, согласен с Вами, Чифа! Изучение -...   7.2.2007, 17:35
Чифа   Алексендр, Александр! Я не спорю с каждым утве...   8.2.2007, 12:04
Александр Вакуров   Публиковать собираетесь? Можно раздел в форуме отк...   8.2.2007, 18:00
Чифа   Александр! С некоторым запозданием (в связи с ...   12.2.2007, 15:34
Александр Вакуров   Я уверена, что на эту страницу никто не заходит,...   4.8.2007, 14:20
Александр Вакуров   Спасибо! Девушки по прежнему красивы, жёны - п...   14.2.2007, 9:22
utkin   ИМХО. И т.н. "естественное сознание". Им...   15.8.2007, 11:17
Дмитрий   Ну раз уж я и сюда влез... ;) У статьи есть одно ...   15.8.2007, 14:12
utkin   Помоему вполне равновесно. А что ты добавил бы, Дм...   15.8.2007, 19:34
Дмитрий   Например, я бы сказал, что вся часть "Религия...   15.8.2007, 20:14
utkin   Я считаю переход в мистику признанием и простым оп...   15.8.2007, 23:27
Дмитрий   Разве кто-нибудь в этой ветке уже успел дать опре...   16.8.2007, 8:27
Александр Вакуров   Дмитрий, неужели ты меня совершенно не понял?...   16.8.2007, 9:40
Александр Вакуров   В общем, получается, Дмитрий, что я употреблял тер...   16.8.2007, 9:57
Дмитрий   :D :D Никогда не думал о себе как о неошибающем...   16.8.2007, 10:23
utkin   Попробую слегка повертеть эти утверждения, с вашег...   16.8.2007, 11:14
utkin   Давайте повертим это слово - "религия" ...   16.8.2007, 11:34
Дмитрий   Как логическое построение это не выдерживает ника...   16.8.2007, 16:22
Дмитрий   Мой первый вопрос: может ли атеист (или человек, ...   16.8.2007, 16:40
utkin   Не выкручивайся :lol: :lol: :lol: Я обычно не в...   16.8.2007, 16:46
Александр Вакуров   [color=#FF0000]Для того, чтобы знать - надо инфу ...   16.8.2007, 18:13
utkin   Не понял, для чего существуют тавтологии?   16.8.2007, 17:07
Дмитрий   Я не понял, о чём это. Я должен был на что-то отв...   16.8.2007, 17:11
Александр Вакуров   Я не понял, о чём это. Дмитрий, прошу, почитай,...   16.8.2007, 18:34
utkin   Понятно, Дмитрий :) Ты тогда просто верь, что я то...   16.8.2007, 17:56
Дмитрий   Понятно, Дмитрий :) Ты тогда просто верь, что я т...   16.8.2007, 18:45
Александр Вакуров   Дима, спасибо за ответ. Не знаю, как utkin, но я ...   16.8.2007, 18:56
Дмитрий   Спасибо! :)   16.8.2007, 19:21
Александр Вакуров   А вообще, ребята, до реальной религии мне (в этом ...   16.8.2007, 19:40
Дмитрий   Я полагаю, это не так. Это, скорее, взгляд челове...   16.8.2007, 20:03
utkin   Дмитрий, тебя просто невозможно похлопать снисходи...   16.8.2007, 20:31
Александр Вакуров   Дмитрий, чесслово, не понимаю твоей горячности. Н...   16.8.2007, 20:33
Александр Вакуров   Не забудем, статья у меня - о способах познания. А...   16.8.2007, 21:03
Дмитрий   А почему, кстати, горячность - это плохо? Горячнос...   16.8.2007, 21:35
Александр Вакуров   Выберу второй вариант или посмеюсь, решив что над...   19.8.2007, 23:14
Андрей Осипов   Дмитрий, ну и что? Вот Вы мне скажите, я ошибаюсь,...   12.2.2008, 12:55
Александр Вакуров   :) :) :) Дмитрий, спасибо за ещё более горячный от...   16.8.2007, 21:56
Александр Вакуров   И ещё. Понял свою ошибку. Я начал описывать на уро...   16.8.2007, 22:11
utkin   О! Всеж пришел к моей схеме Александр :) Это и...   17.8.2007, 8:52
Александр Вакуров   Да, utkin, умный ты, с тобой неинтересно! :) ...   17.8.2007, 10:52
Александр Вакуров   Дмитрию. Тут такое дело... Наконец, появилась...   17.8.2007, 11:22
utkin   И ввёл новый термин "естественное сознание...   17.8.2007, 18:19
Александр Вакуров   Да, брат, сегодня я великолепно понял Дмитрия... ...   19.8.2007, 22:33
utkin   У меня дел подвалило, я попозже разложу. То же сам...   20.8.2007, 15:55
Александр Вакуров   Из переписки в ЖЖ (автор скоро сам появится здесь)...   27.1.2008, 22:22
utkin   Это важное уточнение. Скорее даже не проверяется, ...   16.2.2008, 23:29
Александр Вакуров   Скорее даже не проверяется, а проживается. Если в...   17.2.2008, 5:19
Андрей Осипов   [quote name='Андрей Осипов' date=' '] Учение(эзот...   3.4.2008, 8:07
Александр Вакуров   Вчера сообщил группе, что ДЕДОВ МОРОЗОВ НЕ СУЩЕСТВ...   3.4.2008, 4:04
Александр Вакуров   Интересная статья на тему типологии жизненных миро...   13.7.2008, 20:43
Александр Вакуров   Сказал недавно: Крайне важно понимать: ВСЁ КОММУ...   29.5.2012, 4:16
Александр Вакуров   Обучение, образование, мифологии и религия   5.2.2014, 11:13
Александр Вакуров   RE: Три уровня познания мира человеком.   16.7.2014, 21:56
Александр Вакуров   Религия либо наука (разум, дело)   21.11.2014, 6:57


Ответить в эту темуОткрыть новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



- Текстовая версия Сейчас: 15.6.2025, 22:24