Новинки в «Моих статьях»
Иерархические системы в которые мы впаяны
Мои чувства как МОЯ ценность
Шесть этапов формирования моей картины мира
Свежие зарисовки
О пределах психотерапии
Роль стыда в твоей жизни
Пусть будет много песен разных!
Новинки в «Статьях других авторов»
Гештальт-терапия как практическая философия
Критерии выбора быть человеком
Великолепие внутри нас
Табуировано: посмеяться над собой и над клиентами в психотерапии - Психотерапевт Александр Вакуров. Форум.
IPBIPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> Табуировано: посмеяться над собой и над клиентами в психотерапии
Александр Вакуров
сообщение 24.2.2010, 16:45
Сообщение #1


Хозяин форума
Group Icon

Группа: Главные администраторы
Сообщений: 26 548
Регистрация: 7.9.2006
Из: Иваново
Пользователь №: 1



Цитата:

Цитата
В психотерапии меня по-прежнему удивляет то, что большинство клиентов:

1. Едут через весь город и платят большие деньги лишь для того, чтобы доказать, что им никто и никогда не сможет помочь.

2. На вопрос "чего ты хочешь" могут часами рассказывать о том, чего они НЕ хотят.

3. За свои же деньги пытаются угадать, чего хочет от них терапевт, чтобы ему не было с ними скучно.

4. Приходят за тем, чтобы узнать о себе что-то новое, и бесконечно рассказывают о том, что они сами всегда знали.

5. Удивляются, когда в их жизни начинает что-то меняться, как будто бы они приходили за чем-то совершенно другим.

6. Обижаются, когда терапевт начинает говорить о чём-то ещё, кроме их проблем.

7. Ищут простых решений, и злятся, когда их находят.

8. Благодарят терапевта именно тогда, когда он понятия не имеет, что сделал.

9. Панически бояться, что терапевт подумает, что у них действительно есть какие-то проблемы.

10. Всегда уверены в том, что понять причины своей проблемы и избавиться от неё - одно и то же.

11. Пытаются узнать, почему другие ведут себя тем или иным образом, ничуть не удивляясь своему собственному поведению.

12. Считают, что терапевт мечтает о том, что они были с ним откровенны.

13. Лишь после сеанса задают вопросы, которые хотели задать в самом начале.

14. Сам факт обращения к психотерапевту считают признаком своей неадекватности.
...
15. Пытаются выяснить степень компетентности терапевта по тому, сталкивался ли он с подобными случаями, будучи уверенны, что их случай абсолютно уникален.

16. Считают, что терапевт должен знать все детали их жизни с раннего детства, чтобы понять суть их проблемы.


Автор - Борис Новодержкин http://boriru.livejournal.com/
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
 
Ответить в эту темуОткрыть новую тему
Ответов
Александр Вакуров
сообщение 25.2.2010, 20:19
Сообщение #2


Хозяин форума
Group Icon

Группа: Главные администраторы
Сообщений: 26 548
Регистрация: 7.9.2006
Из: Иваново
Пользователь №: 1



Борис Новодержкин

психолог, теле- и радиоведущий

ЧЕТЫРЕ УРОВНЯ ИСКУССТВА ПРОВОКАЦИИ

Несколько предварительных замечаний:

Провокация для меня – это не то, чем лечат геморрой, а одно из высших проявлений (наряду с любовью) искусства человеческого общения. Во-первых, она всегда энергозатратна - и с точки зрения восприятия ситуации, и с точки зрения интеллектуального напряжения. Во-вторых, она требует определённого мужества, т.к. провоцирующий (не хочу говорить – провокатор) всегда подставляется на свой собственный страх и риск. Он всегда более уязвим, чем тот, кто цинично-равнодушен. Провоцируя, ты в полной мере готов к ответу – по головке обычно не гладят…

Рассуждать о провокации – занятие само по себе парадоксально-провокативное. Чтобы не запутаться, пишу тезисно. Иллюстрации беру из трёх наиболее близких мне областей – живопись, психотерапия и телевидение. Подытоживаю примерами из области детской психологии.

Первый уровень – КОПИРОВАНИЕ.

В живописи с этим уровнем соотносится такое направление, как реализм. В психотерапии ему релевантна фраза «Я сделаю всё, чтобы Вам помочь». В телевизионном ток-шоу это обсуждение банальных историй с банальной же моралью в конце. Это тот уровень, на котором существует подавляющее большинство «женских дневных ток-шоу» с центральных каналов.

Это – ещё не провокация. Отсутствие внутреннего конфликта ведёт к отсутствию движения. Поэтому, по большому счёту, здесь ещё нет никакого искусства. Реализм в живописи в этом смысле – чисто условный пример, говорящий лишь о форме (настоящее искусство всегда провокативно, и поэтому многопланово). Это всего лишь попытка воспроизведения части реальности без каких-либо глубинных подтекстов. При этом у «художника» (конечно, опять условного, так как в этом ещё нет Искусства) есть чётко сформулированная мораль, к которой он и подводит с помощью своего «произведения». Если это было бы не так, то зритель мог бы подумать: «К чему всё это?» - и тут же возникли бы подтексты.

В развитии ребёнка это стадия конформизма, абсолютного подражательства, с целью сделать как можно более точный слепок с «родительской» реальности.

Втоой уровень – РАЗРУШЕНИЕ.

В искусстве на этом уровне существует абстракционизм. В психотерапии - фраза «Вряд ли я смогу Вам помочь». В телевизионном ток-шоу это та высокоинтеллектуальная дискуссия, где вопросов больше, чем ответов. Послушав её, зритель восклицает «Зачем вы морочите мне голову?!» Хороший пример в этом смысле – программа «Гордон», в которой зритель добивает себя вопросами типа «А причём тут хорошие сигары и дорогой коньяк?»

Здесь уже присутствует протест против копирования, а, следовательно, есть и конфликт, и движение. Абстракционисты провоцировали «реалистов», разрушая их взгляды на средства отображения окружающего мира. Но, по сути, спорили они сами с собой, со своим «реалистическим» прошлым. Это - всего лишь первая робкая игра с планами и контекстами. Многоплановости ещё неоткуда взяться, потому что общий контекст всего один - разрушающий всегда сверяется с тем, что именно он разрушает. Поэтому его ходы легко просчитываемы, а провокации – разгадываемы.

В социальном становлении человека этому уровню соответствует стадия подростковой протестности. Нонконформизм подростка говорит о его незрелости. Его провокативность плоско-примитивна, и поэтому им крайне легко управлять через «ровно обратное». Крайне поучительно, как ловко взросло-консервативное общество утилизировало энергию подростково-протестных движений типа хиппи и панков, выжав из них в итоге её банальный финансовый эквивалент.

Третий уровень - УНИЧТОЖЕНИЕ.

В живописи этот уровень нашёл своё абсолютное воплощение в «чёрном квадрате» Казимира Малевича. В психотерапии на этом уровне находятся фразы типа «Вам невозможно помочь». На телевидении подобное ток-шоу просто не может существовать, т.к. выглядело бы оно как просто молча сидящие с студии люди.

Вот тут впервые начинается что-то по-настоящему интересное. Это – провокация по отношению к самой провокации, или пародия на неё. «Чёрный квадрат» уже не находится в оппозиции к реализму. Он - осмеяние абстракционизма, всё ещё хватающегося в своей детской непоследовательности за цвета и формы - как «маргинальный» подросток, не готовый отказаться от родительских финансов. Но мы ещё помним и про тот «реализм», с которого всё начиналось! – и тут возникает многоплановость, планы начинают множиться, отражаясь друг в друге…

Люди, в молчаливой задумчивости сидящие на своих стульях с сигарами и коньяком в руках как пародия на «Гордона». Но откуда взялись сигары и коньяк? Из программы «Гордон», или из их отсутствия в «Очевидном - Невероятном»?

Это тот уровень, на котором заканчивается детство. Ещё непонятно, как с этим справляться, но неоднозначность окружающего тебя мира становится очевидной. «На дурака» уже явно не проскочишь – не «в прямую», не «от обратного».

Четвёртый уровень - ВОССТАНОВЛЕНИЕ.

В живописи в эту сторону наиболее явно сдвинулись гиперреалисты. Превращая живопись в фотографию, они стебались над реализмом, доводя его до абсолютного технического совершенства. В психотерапии так стебётся терапевт, произносящий фразу «Я помогу Вам!». Применительно к телевидению именно так звучат для меня слова Александра Гордона, советующего Ксении Собчак бросить наконец-то концептуально исчерпавший себя Дом-2, и сосредоточиться на доведении до абсурдного совершенства «Блондинки в шоколаде».

Этот уровень – «высший пилотаж» искусства провокации. Внешне здесь всё выглядит как идеальное копирование. И в этой «идеальности» содержится единственно возможный намёк на подвох. Но тут очень легко ошибиться, и перепутать четвёртый уровень с первым. Вся тонкость в том, что провокацию этого уровня можно либо не заметить, либо увидеть её там, где её нет. По большому счёту, на этом уровне вообще исчезает какая-либо объективность. Границы между внешним и внутренним растворяются. Вопрос «Меня развели или я развёл себя сам» теряет смысл. Как хочешь – так и будет. Всё зависит от того, что ты сам соорудил у себя в голове.

Обычный человек может заглядывать сюда только из огромной любви к искусству – без кавычек. И то лишь на очень короткое время – иначе есть риск сойти с ума (или превратиться в субъективного идеалиста - что, в общем-то, одно и то же). Жить здесь могут только гении и сумасшедшие. Но только здесь можно соприкоснуться с настоящей тайной и многоплановостью человеческого существования. Это тот уровень, на котором появляется по-настоящему взрослая свобода. С её полной ответственностью за субъективность своего восприятия и контролем над жизнью в стиле: «Лишь твоя голова в ответе за то, куда сядет твой зад».
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения

Сообщений в этой теме


Ответить в эту темуОткрыть новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



- Текстовая версия Сейчас: 19.6.2025, 7:42