![]() |
Новинки в «Моих статьях» Иерархические системы в которые мы впаяны Мои чувства как МОЯ ценность Шесть этапов формирования моей картины мира |
Свежие зарисовки О пределах психотерапии Роль стыда в твоей жизни Пусть будет много песен разных! |
Новинки в «Статьях других авторов» Гештальт-терапия как практическая философия Критерии выбора быть человеком Великолепие внутри нас |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
Александр Вакуров |
![]()
Сообщение
#1
|
![]() Хозяин форума Группа: Главные администраторы Сообщений: 26 548 Регистрация: 7.9.2006 Из: Иваново Пользователь №: 1 ![]() |
Для тех, кто "не признаёт" и "не понимает" великую "теорию" Эрика Берна. Во первых, уж ежели на то пошло, не "теорию", а - "модель", или "гипотезу" Эрика Берна. Во вторых, не "не признаёт" или "не понимает". Для тех, чьи защитные механизмы психики попросту НЕ ДАЛИ даже чуточку начать проверять эту гипотезу на собственной жизни и жизни окружающих их людей.
По себе знаю, когда в первые два раза читал Эрика Берна "Люди, которые играют в игры" и "Игры, в которые играют люди" - вырубался почти на каждой странице (а книга толстенная!), вырубался где-то на неделю - материал всплывал, всплывал каскадно, нужно было успеть его проработать, рассортировать, УЗНАТЬ, опознать, осознать, опять отсортировать и так далее. Труд большой, если, конечно, читаешь не как ТЭОРИЙКУ, а как матрицу для опознавания собственных паттернов и стереотипов, рисунков и узоров своей сложно (или просто) выстроенной закодированной и заколдованной жизни. Так вот, дело не в "верности" или "неверности" гипотезы Берна. Дело в её практической, хотел написать "полезности", нет, не полезности, это слишком общее слово - дело в её пользе для каждого конкретного человека, решившегося пойти по пути осознания себя и своей жизни, и, главное - для человечества как вида живых существ, собирающегося существовать долго и реализовать смысл своего появления на свет божий. Третье, и это главное. Основная мысль Эрика Берна (как я это понимаю, естественно), это идея сценариев. Жизненных сценариев. Запрограммированности и предопределённости (невротическими и психопатическими программами предопределёнными) жизненными сценариями. О которых во-первых, полезно просто хотя бы знать. Просто зная о такой штуке, уже можно делать и выявлять для себя про себя и свою жизнь массу вещей. Это, кстати, моё утверждение. Трансактные аналитики со мной не согласятся, но МОЯ жизнь и жизнь тех, с кем работали не только трансактные аналитики, тому подтверждение. Во-вторых, зная хотя бы основы сценарного анализа и типичные сценарии опять же вы повышаете шансы на более аутентичную, самостоятельную, живую и настоящую жизнь с большим количеством любви, тепла, доверия, силы, благополучия, ясности, мудрости, естественности и красоты. Берновская идея о сценариях даёт свободу - и "от" и "для", - свободу начать думать, искать и открывать. Идеи Грегори Бейтсона продолжают великую идею Берна. Грегори Бейтсон разрешил узнавать о том, что узнавать во-первых, не принято, и во вторых, не положено. Я не знаю более великих людей, подаривших планете и людям, что на ней обитают, шанс на дальнейшее сохранение разума. Всех остальных психологов (да-да, и Фрейда, и Юнга, и Гроффа, и великих отечественных психологов и психиатров) я рассматриваю как подмастерьев, подготовителей платформ и материала для этих двух глыбин. Я осознаю, что каждый человек ценит то и тех, кто сыграл в его собственной жизни наибольшую роль. Конечно осознаю. И осознаю и признаю, что для большинства людей на планете, ну хорошо, - для большинства тех, кто уже пошёл по пути исследования и изменения своей жизни через психологию и личностный (или духовный рост), имена Берна и Бейтсона не стоят на вершине их личного иконостаса. И масса людей прямо сейчас уже не согласна со мою. ![]() Роль Берна и Бейтсона будет по настоящему оценена лишь спустя столетия. Когда человечество встретится с гигантскими ловушками, заготовленными ему основными религиями и психотеологиями (и ещё теми религиями, что ещё появятся и будут захватывать планету и умы) . Антивирусность Бейтсона и Берна является на сегодняшний момент наиболее чистой, ясной и простой - конечно, для хотя бы чуточку прояснённого и смелого разума. Все остальные психорелигии глубоко и порочно не защищены от искажений и злоупотреблений. В них, почему-то не создавались и не впаивались в них защитные противовирусные механизмы. Об этом даже не думалось. А большинство так называемых правополушарных психорелигий и просто религий не только не защищены, а наоборот, открыты для злоупотреблений и искажений. Эзотерические направления, к примеру - так в них вообще впаяны вирусо-привлекающие модули. Большинство психотеологий (особенно гештальт и НЛП) подобны ножу - в каких руках он находится, то он и делает (убивает или спасает и помогает). Представители указанных парадигм сразу возмутятся, ибо, по их мнению, иначе и не бывает. Бывает, дорогие мои. Просто об этом нужно специально заботиться. Учиться этому. Признать возможность защиты собственной продукции от вирусного содержания (А СНАЧАЛА ВООБЩЕ ПРИЗНАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ НАЛИЧИЯ В БАЗОВОЙ МОДЕЛИ И У ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ЭТОЙ МОДЕЛИ ВИРУСНОГО СОДЕРЖАНИЯ И ДЫР В ПРОГРАММНОМ КОДЕ) и начать учиться делать это - учиться защищать других людей и себя от своих тараканов и глюков. |
![]() ![]() |
Andrei |
![]()
Сообщение
#2
|
Мастер общения первого ранга Группа: Пользователи Сообщений: 198 Регистрация: 27.5.2010 Пользователь №: 13 245 ![]() |
Я хотел бы поделиться своим опытом прочтения Берна. Первый раз "Игры..." я прочел лет 15 назад, учась в институте. Отнесся с некоторым снисхождением: да, есть интересные схемки со стрелочками, но это так просто по сравнению с физикой и математикой, где формулы огого какие. Сами игры совершенно не отложились в голове, казались притянутыми за уши и не имеющими отношения к реальности. Второй раз та же книжка попалась на глаза 5 лет назад. За плечами был уже опыт семейно жизни, дети, тут я уже обратил внимание на некоторые игры. В частности, на игру "Алкоголик". Мне показалось забавным, что то, что там описано, очень напоминает поведение одного моего приятеля, большого любителя выпить. То есть книжка показалась занятной и веселой. И наконец, год назад я ее снова перечитал. И тут меня накрыло, что называется, ПО ПОЛНОЙ ПРОГРАММЕ. Я осознал, что сам принимал участие в очень стремной игре и чудом из нее выскочил. Я также увидел, что происходит вокруг, как люди структурируют свое время в этих играх, мой приятель к тому моменту обзавелся своей женой алкоголика. Я понял, что эту книжку надо читать "буквально", она предельно конкретна. Ну а потом я прочел Штайнера про сценарии, потом вернулся к Берну и меня опять накрыло. Раньше-то я этих сценариев вообще не замечал, настолько все это казалось абстрактным и неправдоподобным. А тут все увидел. И сценарии своих родителей. И своих друзей. И сценарий самого Берна. Как-то так... И вообще последнее время хочется в него почаще заглядывать. Уж очень много там уровне и смыслов. Только вот термодинамики я там пока не разглядел
![]() |
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 18.6.2025, 13:10 |