Новинки в «Моих статьях»
Иерархические системы в которые мы впаяны
Мои чувства как МОЯ ценность
Шесть этапов формирования моей картины мира
Свежие зарисовки
О пределах психотерапии
Роль стыда в твоей жизни
Пусть будет много песен разных!
Новинки в «Статьях других авторов»
Гештальт-терапия как практическая философия
Критерии выбора быть человеком
Великолепие внутри нас
ИГРА "ЗАВИСИМОСТЬ" - Психотерапевт Александр Вакуров. Форум.
IPBIPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> ИГРА "ЗАВИСИМОСТЬ", Навеяно ИГРОЙ "АЛКОГОЛИК" от Э.Берна
FreeMe
сообщение 13.7.2010, 10:32
Сообщение #1


Как хорошо вместе...
Group Icon

Группа: Пользователи
Сообщений: 400
Регистрация: 8.5.2010
Из: Размышления
Пользователь №: 13 238



По предложению Александра попробую "описать своё понимание" ИГРЫ "АЛКОГОЛИК" из главы ИГРЫ НА ВСЮ ЖИЗНЬ из книги Эрика Берна:
ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ.
Т.к. автор, Эрик Берн, исследует "социальные транзакции, которые связаны со злоупотреблением спиртным", то, полагаю, важен и социальный статус оценивающего для "опознавания" типа возможных его субъективных оценок.
Так вот, "оценить" пробует 50-летний семьянин с 27-летним стажем, в семье 2 девочки. Образование высшее-техническое. Сам глубоких зависимостей ни к чему не имею. Но натура увлекающаяся, поэтому в период увлечения могу быть "слегка зависим" от предмета увлечения (не то, что Вы подумали, от "хобби" разумеется smile.gif ).
В семье зависимостей не наблюдается, но есть некоторые, пока до конца не опознанные ИГРЫ и зависимость от них (сценарий крутится периодично). Что и дало мне повод попытаться разобраться.

Участвуя в теме "Созависимость. Семьи алкоголиков, наркоманов и игроманов", обратил внимание на взаимное недопонимание некоторых участников обсуждений как между собой, так и с Александром. Глубоко разобраться в ТЕМЕ так никто и не смог.
По счастливому стечению обстоятельств я параллельно изучал работу Берна "ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ" и там наткнулся на ИГРУ "АЛКОГОЛИК". Т.к. мне уже стало ясно, что эту игру с успехом можно интерпретировать на различные ЗАВИСИМОСТИ (назвать "ЗАВИСИМОСТЬ"), то внимательно прочёл её описание и понял, вот что нужно знать участникам вышеупомянутой Темы.

Я понял, что все МЫ, участвующие в теме, являемся игроками и играем прописанные правилами этой игры РОЛИ.
У нас есть ЖЕРТВА или ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЬ, описывающие проблемы с главным игроком - АЛКОГОЛИКОМ (для нас часто виртуальным).
У нас есть СПАСИТЕЛЬ, ПРОСТАК и ПОДСТРЕКАТЕЛЬ.
И МЫ не можем вырваться из этой ИГРЫ.
Но это, скажем ИГРА в ИГРЕ, которую вынуждены вести уже в РЕАЛЕ обращающиеся за помощью ЖЕРТВА или ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЬ.
И главное, что я понял, это ИМ надо ОПОЗНАТЬ эту ИГРУ. Опознать себя в этой ИГРЕ. Опознать все РОЛИ и их исполнителей.
Понять смысл этой ИГРЫ, все ВЫГОДЫ главного ИГРОКА, её ТЕЗИС и попытаться найти АНТИТЕЗИС.
Т.е найти такое решение, которое позволило бы её ПРЕКРАТИТЬ либо ТРАНСФОРМИРОВАТЬ в более Конструктивную ИГРУ.
Ведь для нашей ПСИХИКИ очень важно СТРУКТУРИРОВАНИЕ времени. Мы вынуждены ИГРАТЬ в различные ИГРЫ чтобы "занять себя". Важно научиться играть в Конструктивные Игры.
Конечно, как указывает Берн, было бы лучше, по крайней мере в СЕМЬЕ, испытывать настоящую БЛИЗОСТЬ. Тогда не нужны были бы различные ИГРЫ. Но это, имхо, архитрудная задача. По крайней мере для перманентной БЛИЗОСТИ.
Как указано в описываемой главе, негативную роль зачастую играет Общество и различные Организации. Они оказывают "медвежью услугу", вынуждаю такую ИГРУ и ИГРОКОВ модифицироваться, подбирать другие РОЛИ.
Но одно пугает, что подобные игры "на всю жизнь", по определению автора. Они позволяют "структурировать" огромные временные пласты жизни и огромные человеческие ресурсы. И такие ИГРЫ очень ВЫГОДНЫ различным "общностям".



--------------------
"Свобода есть осознанная необходимость, подкреплённая правом выбора"
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
 
Ответить в эту темуОткрыть новую тему
Ответов
FreeMe
сообщение 29.7.2010, 6:32
Сообщение #2


Как хорошо вместе...
Group Icon

Группа: Пользователи
Сообщений: 400
Регистрация: 8.5.2010
Из: Размышления
Пользователь №: 13 238



Дополнительно полагаю, для опознавания ИГРЫ и выхода из неё, необходимо осознать Иллюзорность нашего мышления.
Тема Иллюзий хорошо раскрыта у Берна в книге ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ИГРАЮТ В ИГРЫ в главе "ДЕТСТВО ПРОДОЛЖАЕТСЯ".
Вот фрагмент:

"Одна из тех иллюзий, с которыми расстаются особенно тяжело, даже в зрелом возрасте, это иллюзия самостоятельности или самодетерминации.

Это показано на рисунке 10. Область подлинной самостоятельности, которая представляет рационально действующего Взрослого, свободного от предубеждений и предрассудков Родителя, а также от свойственного Ребенку смешения желаемого с действительным, обозначена как В1. В этой области личность действительно свободна, что позволяет Взрослому принимать решения на основе собранных знаний и наблюдений. Этот аспект проявляется в профессиональной деятельности, когда механик или хирург использует здравый смысл, основанный на образовании, наблюдениях и опыте. Область Р распознается индивидуумом как область влияния Родителя: это усвоенные от родителей идеи и предпочтения относительно пищи, одежды, манер, религии и т,д. Мы можем назвать это "воспитанием". В области, обозначенной Ре, сосредоточены усвоенные в детстве желания и вкусы, все то, что исходит от Ребенка индивидуума. Пока он распознает и разделяет эти три области, он самостоятелен: знает, что значит быть взрослым и практичным, знает, что приходит из остальных сфер Я, и когда он поступает, руководствуясь не рациональным мышлением, а желаниями и порывами своего детства.
Изображение

Области, обозначенные как "обманы" и "иллюзии", – это те сферы, относительно которых индивидуум заблуждается. Обманы – это то, что он считает собственными идеями, основанными на наблюдениях и суждениях, тогда как на самом деле они навязаны ему родителями, и настолько срослись с ним, что он считает их частью своей реальной сути. Подобным же образом иллюзии – это идеи, которые исходят от его Ребенка, но он считает их исходящими от Взрослого и пытается использовать как рациональные. Обманы и иллюзии можно назвать "загрязнением". Иллюзия самостоятельности, следовательно, заключается в ошибочной мысли, будто вся область В1 на рисунке 10 не загрязнена, независима и принадлежит Взрослому, тогда как на самом деле она включает большие сферы, принадлежащие Родителю и Ребенку. Подлинная самостоятельность проявляется в признании того, что в сфере Взрослого есть ограничения (рисунок 11), что заштрихованные участки принадлежат другим состояниям Я.

В сущности, рисунки 10 и 11 дают нам возможность количественного определения самостоятельности. Область В2 на рисунке 11, деленная на область В1 на рисунке 10, может быть названа "степенью самостоятельности". Там, где В1 велика, а В2 мала, мало самостоятельности и много иллюзий. Если В1 мала (хотя она всегда больше В2), а В2 велика (хотя она всегда меньше В1), тогда иллюзий меньше, а самостоятельности больше."


--------------------
"Свобода есть осознанная необходимость, подкреплённая правом выбора"
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения

Сообщений в этой теме


Ответить в эту темуОткрыть новую тему
2 чел. читают эту тему (гостей: 2, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



- Текстовая версия Сейчас: 3.8.2025, 16:00