Новинки в «Моих статьях»
Иерархические системы в которые мы впаяны
Мои чувства как МОЯ ценность
Шесть этапов формирования моей картины мира
Свежие зарисовки
О пределах психотерапии
Роль стыда в твоей жизни
Пусть будет много песен разных!
Новинки в «Статьях других авторов»
Гештальт-терапия как практическая философия
Критерии выбора быть человеком
Великолепие внутри нас
Личностный рост - Психотерапевт Александр Вакуров. Форум.
IPBIPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> Личностный рост, Личностный рост - С чем его едят?
Александр Вакуров
сообщение 30.11.2007, 22:45
Сообщение #1


Хозяин форума
Group Icon

Группа: Главные администраторы
Сообщений: 26 548
Регистрация: 7.9.2006
Из: Иваново
Пользователь №: 1



Личностный рост

ПСИХОЛОГИЧСКАЯ ПРАКТИКА: ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ И СВЯЗАННЫЕ С НИМ ИЛЛЮЗИИ
Цитата
А.В. Сорокин (Оренбург)

Содержание понятия личностный рост в психологии сегодня является весьма неопределенным и приписываемый ему смысл весьма разнится. Само понятие роста в русском языке неоднозначно: оно с одной стороны выражает процесс неких изменений и содержательно близко к понятиям становление и развитие, с другой стороны выступает как объективный результат этих изменений, некое свойство или совокупность свойств объекта, доступные для измерения.
Парадокс личностного роста, как результата развития, состоит в том, что его не возможно измерить, не существует критерия, которым он может быть определен. Личностный рост не тождественен выраженности личностных свойств, достижений, навыков, умений и пр., что не исключает наличия взаимосвязи между ними. Личностный рост, как результат становления, связан с понятием психологического возраста, но не равнозначен ему.
Определение роста как результата личностного становления – это процесс сравнения особенностей субъекта с неким эталоном. Сложность изучения человека в рамках психологии заключается в отсутствии и невозможности создания универсальных норм и ступеней развития.
Характерная особенность личностного роста, как и многих процессов роста, заключается в том, что в обычных условиях его наблюдение недоступно ни для окружающих (в силу низкой скорости процесса, и того, что большая часть процессов изменения не проявляется непосредственно и имеет скорее глубинный, внутренний характер), ни для растущего субъекта (о чем будет сказано ниже).
Таким образом, личностный рост представляется нам неким абстрактным смысловым конструктом, имеющим преимущественно умозрительный характер, субъективно связываемый с теми или иными личностными изменениями.
В психологической практике, и в первую очередь на тренингах личностного роста, приходится иметь дело с двумя его аспектами: с личностными изменениями и изменениями представлений клиента о собственной личности. Ввиду того, что представления клиента о себе, как правило, не только отражают реальность, но и служат целям компенсации внутриличностных конфликтов и неприятных эмоций, эти представления зачастую являются искаженными. Иллюзии самовосприятия, связанные с защитным характером представлений клиента способствуют временному снижению тревожности, поддержке положительного эмоционального фона, ощущения благополучия, сужают сознание клиента, лишают его возможности анализа неприятных ситуаций и в долгосрочной перспективе тормозят процессы роста.
В продолжении статьи будут рассмотрены наиболее часто встречающихся в психологической практике иллюзии личностного роста. Необходимо отметить, что описанные в статье феномены, являются абстрактными представлениями и в чистом виде не встречаются. Описывая иллюзии личностного роста, мы ставим перед собой задачу определения содержания данного феномена, его причин и возможных проявлений. Мы не преследуем цели классифицировать виды иллюзий, делаем это исключительно для удобства изложения, предлагаемый перечень не является исчерпывающим и может быть расширен.
Иллюзия «обретенной мудрости». Проявляется в ощущении повышения собственных способностей, ума, интуиции, коммуникационных качеств.
Психологические тренинги, способствуя актуализации проблемных зон опыта и раскрытию их содержания, активируют защитные механизмы психики. Ввиду склонности к уходу от негативных переживаний за счет переосмысления проблемного опыта, с одной стороны, и контроля адекватности проговариваемых представлений со стороны тренинговой группы и ведущего с другой, клиенту приходится проявлять изощренность в выработке интерпретаций собственного опыта. Это может привести к отказу от прежних защит и замене их новыми, более правдоподобными и соответствующими ожиданиям группы. Выработка новой защиты способна принести состояние облегчения, может переживаться как состояние озарения, инсайт и способствует возникновению положительных переживаний по поводу жизни и собственных личностных качеств.
Иллюзия «особенного знания», проявляется в переживаниях связанных с появлением некой чрезвычайно важной, но недоступной ранее информации о собственной личности, закономерностях общения и функционирования психики. Содержательно близка к иллюзии «обретенной мудрости», с той лишь разницей, что основой построения защитных интерпретаций является информация, полученная в процессе тренинга.
Иллюзии «всесильности» и «простоты жизни». Связаны с чувством радости облегчения и радости от решения проблем или ухода от них. Переживается через ощущение простоты и легкости жизни, ощущение собственных сил и нереальности еще недавно актуальной проблемы. Ведет к утрате интереса клиента к проблемным ситуациям, предохраняя клиента от встречи с травмирующим опытом, вероятно, является проявлением неготовности клиента работать со сложными ситуациями.
Иллюзия «собственной исключительности». Переживается как ощущение себя особенным, понявшим истинную суть вещей, просветленным. Выражается в неспособности воспринять мнения, не совпадающие с собственным, нечувствительности к критике и неспособности анализировать собственные представления. Может быть связана с ситуацией небезопасности, глубинным чувством страха и травмоопасностью вытесняемых зон опыта.
Таким образом, процессы личностных изменений в группах личностного роста могут быть сопряжены с возникновением иллюзий восприятия себя и окружающего мира. Возникновение данного феномена объясняется функционированием естественных механизмов человеческой психики, обеспечивающих психологическую безопасность. Это, как правило, неосознаваемый процесс, который при определенных условиях, может быть осознан и осмыслен.
Содержание феномена личностного роста остается сегодня весьма неопределенным и неоднозначным, не существует способов объективной его оценки, и все же, психологическая практика позволяет отслеживать отдельные проявления личностной динамики и способствовать освобождению от психологических защит, более глубокому самосознанию, развитию и интеграции личности.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
 
Ответить в эту темуОткрыть новую тему
Ответов
Александр Вакуров
сообщение 30.11.2007, 23:09
Сообщение #2


Хозяин форума
Group Icon

Группа: Главные администраторы
Сообщений: 26 548
Регистрация: 7.9.2006
Из: Иваново
Пользователь №: 1



О ПРОБЛЕМЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОНЯТИЯ «ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ»
Цитата
А.В.Рыжухин (Оренбург)

Хорошо знакомое словосочетание «личностный рост» - давно и прочно вошло в словарь не только профессиональных психологов, но и простых любителей наук о человеке. Обычно, в контексте употребления словосочетания «личностный рост», встречаются такие понятия как развитие, самоактуализация, реализация потенциала и т.д. Простой запрос в любом русскоязычном поисковом Интернет-ресурсе на слова личностный рост выдаст массу психологических услуг, способствующих этому самому росту. Вместе с тем, начиная анализ понятия личностный рост, сразу сталкиваешься с определенными проблемами. Несмотря на расхожее употребление этого термина и ощущение его интуитивной ясности, имеет место следующие сложности:
- затруднено уточнение семантического поля понятия;
- отсутствие определения понятия в психологических, социологических, философских словарях;
- не обнаружено четкого указания на авторство данного понятия и время его появления.
Что же тогда разумеют под личностным ростом все те специалисты, предлагающие свои услуги широким массам? Каким содержанием наполнено это понятие и как оно может меняться в зависимости от методологической позиции, с которой идет рассмотрение?
Изучение широкого круга психологической и околопсихологической литературы дало нам некоторые сведения о происхождении понятия личностный рост. Однако, большинство этих сведений содержалось в широких фразах, вроде «понятие личностный рост, рождено в недрах гуманистической психологии Маслоу-Роджерса»
Прежде, чем подойти к исследованию первоисточников, мы решили в самом общем виде определить те понятия, через которые зачастую описывается семантическая сущность понятия личностный рост. Это такие термины как рост, развитие, созревание. Так, рост - увеличение размеров, функциональных возможностей и сложности организма до точки оптимальной зрелости. Это количественная характеристика процесса. Развитие можно определить как изменения, происходящие со временем в строении тела, психике и поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействии окружающей среды. Области развития: физическая, когнитивная, психосоциальная. В связи с этим уместно будет упомянуть два типа развития, которые выделял Л.С. Выготский. Преформированный тип - это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который явление достигнет. Здесь все дано с самого начала. Пример - эмбриональное развитие. Непреформированный путь развития не предопределен заранее, это процесс, который детерминирован не снизу, а сверху, той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на данном уровне развития общества. Его конечные формы не даны, а заданы.
Созревание - процесс развития, заключающийся в предварительно запрограммированных изменениях роста в соответствии с генетическим планом.
Опираясь на эти широкие понятия можно попытаться определить личностный рост, как процесс увеличения функциональных возможностей личности, в направлении всесторонней гармонизации всех аспектов жизни. На наш взгляд описание процесса личностного роста через количественные изменения чрезвычайно обедняет содержание феномена. Так, например, осознание или выбор собственного жизненного пути в результате психотерапии большинство психологов (да и клиентов), вероятно, назовут личностным ростом. Однако описывать произошедшие изменения через увеличение функциональных возможностей, будет односторонним и неполным. Или, например, смена некоторых невротичных паттернов, на здоровые и зрелые также будет похоже на личностный рост. Но только ли это увеличение возможностей?
Чтобы каким-то образом попытаться углубить содержание понятия личностный рост нами был предпринят анализ теорий личности некоторых западных персонологов. Конкретно нас интересовали следующие вопросы: представления о внутренней природе человека, условиях его развития, конечном результате развития и силах, реализующих движение к этому результату.
В модели Карла Роджерса «человек – это социализированное, постоянно растущее, рациональное и реалистичное существо» (C.Rogers, 1961). В рамках психотерапевтического процесса дальнейшее развитие личности, по Роджерсу, происходит в условиях искренности, прозрачности чувств, теплого принятия и высокой оценки другого человека, видения терапевтом мира клиента и понимание его и т.д. Именно в данных условиях «индивид будет воспринимать и понимать свои качества, которые прежде были им подавлены, обнаружит, что становится более цельной личностью будет более самоуправляемым и уверенным в себе, станет человеком с более выраженной индивидуальностью, способным проявлять себя, будет лучше понимать и принимать других людей, будет способен успешно и спокойно справляться с жизненными проблемами» (C.Rogers, 1961).
Какая же сила движет развитие человека? Роджерс отвечая на этот вопрос, говорит «у человека имеется способность и тенденция, если не явная, то потенциальная, двигаться вперед к зрелости. В подходящей психологической атмосфере эта тенденция высвобождается и становится не потенциальной, а актуальной
Как ни называть это – тенденцией к росту, самоактуализации или движению вперед, – это главная движущая сила жизни» (C.Rogers, 1961).
По нашим представлениям личностный рост в теории Роджерса - именно это движение, этот процесс становления (через снятие маски, переживание чувств, открытие себя в непосредственном переживании) к личности, которая проявляется в открытости своему опыту, доверии к своему организму, внутреннем локусе, желании быть процессом (вместо сущности).
В теории Абрахама Маслоу сущность человеческой природы также позитивна. Однако, по собственному выражению Маслоу, человек сейчас отошел в своем развитии от сильных инстинктов, ему трудно познать и прочувствовать свою внутреннюю природу. Главным условием развития взрослого человека Маслоу считал удовлетворение дефицитарных потребностей. Только в этом случае перед ним встают «настоящие проблемы» (собственно человеческие, экзистенциальные проблемы, решения которых не существует) и исчезают мнимые. То есть самоактуализация – это не отсутствие проблем, а переход от мелких или мнимых проблем к проблемам реальным. Только таким путем, через, принятие всех слабостей человеческой природы, человек обретает метапотребности. Фактически эти метапотребности не возникают ниоткуда, они находятся в свернутом виде всю жизнь человека, но могут обнаружиться только при удовлетворении дефицитарных потребностей. Результатом развития Маслоу видел такой уровень бытия личности, который он назвал самореализацией. Для нее характерны ряд черт, таких как креативность, непосредственность, принятие себя и природы, мистические переживания и т.д. Движущей силой развития является тенденция к самоактуализации. Личностный рост в теории Маслоу, на наш взгляд это тот вектор развития от удовлетворения дефицитарных потребностей, принятие собственной природы и обретение мотивов роста, - метапотребностей – к самоактуализации. Он при рассмотрении теории Роджерса во многом схож с названным выше.
В теории К.Г. Юнга, конечная жизненная цель – это полная реализация «Я», становление единого, неповторимого, целостного индивида. В основе развития личности лежит некое предназначение (собственный закон, голос глубин), тот иррациональный фактор, который неизбежно, «фатально толкает к эмансипации от стада с его проторенными путями» (Юнг К., 1995). Данное предназначение разворачивается, если человек сознательно, осознанным моральным решением выбирает свой путь. «Это трагично, но логично. Это естественно» - пишет сам Юнг (Юнг К., 1995). Движущим элементом развития в этой концепции является индивидуация - динамичный и эволюционирующий процесс интеграции многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций. Итог осуществления индивидуации есть самореализация.
Теория Альфреда Адлера также интересна для рассмотрения в этой связи. В основе развития человека лежит чувство собственной неполноценности. Данное обстоятельство драматично переживается человеком и рождает в нем стремление к превосходству, которое и является главной силой самоосуществления личности. Эта "великая потребность возвысится" от минуса к плюсу, от несовершенства до совершенства и от неспособности до способности смело встречать лицом к лицу жизненные проблемы развита у всех людей. Тем не менее, это чувство надо воспитывать и развивать, если мы хотим реализовать свой человеческий потенциал. Цель этого стремления – достичь совершенства, полноты и целостности в нашей жизни. На пути реализации этого стремления личность подчиняет свое поведение самим собой поставленным целям. Данное явления в теории Адлера носит название фикционный финализм. Важным моментом в развитии является неотъемлемое свойство человека – творческое «Я». Это то свойство, позволяющее человеку активно формировать собственную жизнь. К этому пункту теории Адлера очень близко понимание творческой природы человека Маслоу. Он высказывал мнение о том, что творчество как свойство человека естественно. «Деревья дают листья, птицы летают, люди творят» (Л. Хьелл, Д. Зиглер, 2003).
Очень интересны в плане анализа еще ряд теорий, имеющих собственное своеобразие и уникальную сущность. Например, теория Гордона Олпорта, Альберта Бандуры, Б.Ф. Скиннера, Эрика Эриксона, Эриха Фромма, представления Гейл Шихи, Кена Уилбера. Однако, в, ограниченной рамками, данной статье, мы не имеем возможности остановиться на них подробно и привести основные положения каждой теории.
Обобщая приведенные размышления и положения теорий, мы пришли к утверждению, что личностный рост - это те изменения, происходящие в личности, отражающие ее движение по направлению к достижению естественной, собственно человеческой сущности - зрелости (Г. Олпорт), самоактуализации (А. Маслоу), полной реализации «Я» (Юнг), раскрытию потенциала (А. Адлер), сознанию единения (К. Уилбер) и т.д.
А это есть не что иное, как развитие. Рост – лишь увеличение чего-либо. Но увеличение, не есть развитее и этот тезис чрезвычайно важен. Например, нелепо себе представлять личностный рост человека, который не развивается, а, скажем, деградирует. Личностный рост – есть развитие и само понятие личностного роста тождественно понятию личностное развитие с той лишь разницей, что чаще оно применяется к людям взрослым, нежели к детям.
Заключая все вышесказанное, мы утверждаемся во мнении, что понятие личностный рост не необходимо и его содержание вполне описывается понятием личностное развитие.


Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения

Сообщений в этой теме
Александр Вакуров   Личностный рост   30.11.2007, 22:45
Александр Вакуров   О ПРОБЛЕМЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОНЯТИЯ «ЛИЧНОСТ...   30.11.2007, 23:09
Ann Roz   Да, понятие "личностный рост" туманно. Ч...   14.4.2008, 12:13
Александр Вакуров   Интересно... По моему, скока людей, стока и опреде...   14.4.2008, 18:38
Ann Roz   Саша, с одной стооны так можно сказать, а с другой...   15.4.2008, 6:27
Александр Вакуров   Вот вот, ИЗМЕНЕНИЯ. Но какие? В какую сторону? Уч...   15.4.2008, 6:33
Александр Вакуров   Но существуют уникумы, которые способны совмещать ...   15.4.2008, 6:42
Ann Roz   Вот, вот. Слово ИЗМЕНЕНИЯ само по себе заманчиво. ...   15.4.2008, 7:07
Александр Вакуров   Вот вот, главное слово во всём этом - ПОСЛЕДСТВИЯ.   16.4.2008, 7:54
Ann Roz   Вот и получается, что когда ты ничего не знаешь по...   16.4.2008, 13:26
Александр Вакуров   Так и происходит в большинстве случаев. Достаточно...   16.4.2008, 13:31
Ann Roz   Так и происходит в большинстве случаев. Достаточн...   18.4.2008, 16:37
Андрей Осипов   Комментарий к термину "рост". Суть проц...   18.4.2008, 17:46
Ann Roz   Андрей Осипов, а что ты понимаешь под термином ...   21.4.2008, 11:46
Андрей Осипов   Ann Roz[b]Андрей Осипов, а что ты понимаешь под те...   21.4.2008, 15:55


Ответить в эту темуОткрыть новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



- Текстовая версия Сейчас: 18.6.2025, 15:06