![]() |
Новинки в «Моих статьях» Иерархические системы в которые мы впаяны Мои чувства как МОЯ ценность Шесть этапов формирования моей картины мира |
Свежие зарисовки О пределах психотерапии Роль стыда в твоей жизни Пусть будет много песен разных! |
Новинки в «Статьях других авторов» Гештальт-терапия как практическая философия Критерии выбора быть человеком Великолепие внутри нас |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
Александр Вакуров |
![]()
Сообщение
#1
|
![]() Хозяин форума Группа: Главные администраторы Сообщений: 26 548 Регистрация: 7.9.2006 Из: Иваново Пользователь №: 1 ![]() |
Термин "кастрирующая женщина" популярен в психоанализе.
Я встречал немало женщин, которые мечтают о счастливой семейной жизни, высокой и страстной любви и прекрасной женской доле, но ведущих себя по отношению к своим мужчинам таким, мягко говоря странным образом, что превращают их во всё что угодно, но не в мужчин. Другой стороной кастрирующей женщины является отталкивание от себя мужчины в то время, как на сознательном уровне она мечтает быть с мужчиной. В качестве горькой шутки скажу, что кастрирующая женщина мечтает иметь своего мужчину - во всём многообразии современного русского слова "иметь". О феномене "кастрирования" мужчин я и хочу поговорить в этой теме. В качестве иллюстрации к теме и термину я здесь буду приводить психоаналитические тексты. Женщина-вамп Цитата Осторожно - вамп! Ее сексуальность - ловушка, ее тело - оружие, ее любовник назначен в жертву. Тип женщины, от которой бросает то в жар, то в холод. Если в нее влюбишься, тебе предстоят тяжелые времена. Она прекрасна? Она сексуальна? Она лучится и сверкает? Она манит, зазывает, льстит. Она воплощенная страсть, но самоуверенна, как королева? Вот Вам мой совет: ноги в руки - и бежать от нее. И как можно быстрее. Ошеломляющее существо с горящим взглядом, осиной талией и в модном, вызывающем "прикиде" - всего этого достаточно, чтобы с вами покончить. Сперва Вас завоюют по всем правилам искусства, а потом дадут от ворот поворот на самом интересном месте. Она бьет без промаха. Когда Тони увидел Барбару впервые, он мгновенно обезумел. "Она вылитая Кармен! - плакался он. - Она сама чувственность". Когда Барбара с затуманенным томным взором снимала с Тони серые фланелевые брюки, ему казалось, он сейчас взорвется. Нечего и говорить, что было с Тони, когда Барбара в стиле "Ну, погоди!" обнажала ноги, блуждала взглядом по своим бедрам и проводила языком по влажным губам. Ах, Тони, оставь пылкие мечты! Барбара лишь для того все это затеяла, чтобы, в конце концов, сказать тебе: "Пожалуй, достаточно". Когда она своим к поцелуям зовущим ртом окончательно сведет тебя с ума, она просто выкинет тебя, как картофелину. С Ульрихом Кора обошлась так же. И она играла на всех клавишах женского очарования. Она морочила Ульриха длинными, стройными ногами, игрой бедер и равнодушным, но искусным бесстыдством. Своим поведением Кора ввергла Ульриха в дикие мечтания. Порой ему казалось, Кора в него влюблена. Заблуждение. Кора влюблена, прежде всего, в свои способности соблазнять. Отношения с мужчиной ей нужны только для того, чтобы в подходящий момент разорвать их. Что скрывается за мороком женщины-мечты? Комплекс неполноценности. Мужененавистницей, если она сексуальна и привлекательна, владеет бессознательное желание отомстить за предполагаемые мужские привилегии. Эротический фасад скрывает глубокую ненависть к мужчине, о котором она думает, что он в лучшем положении. Кроме того, у него есть то, чего нет у нее: пенис. Мать-природа снабдила Вас 15-сантиметровым агрегатом - вот причина, по которой предприятие этой сирены всегда заканчивается отказом. Тут не что иное, как символическая кастрация. Вы - мужчина, но женщина не позволит Вам того, на что Вы способны и ради чего Вы ее атакуете. И вот Ваша женщина-мечта лишает Вас потенции. В том, о чем здесь говорится только поверхностно, виноваты, вероятно, травмы, полученные в раннем детстве. Когда мать или отец дают дочери почувствовать, что она "всего лишь" девочка, это может болезненно переживаться, как ущемленность, и позднее вылиться в неспособность к нормальным отношениям. Женщина с половой завистью никогда не отдастся мужчине, потому что тем самым она признала бы мужское превосходство. Вместо этого она мстит за предполагаемое преимущество: сперва соблазняет, а после кастрирует отказом. Теперь она его привела в то же состояние, в котором видит себя: бессилен, потому что без члена. А сейчас сложнейший вопрос: отчего вдруг так много подобных женщин? Ответ: их всегда было порядком, как в действительности, так и в мифе. Гордая, независимая Кармен равно принадлежит к ним, как и Саломея или Клеопатра. Но и Марлен Дитрих или Грета Гарбо могут быть записаны в ряды мужененавиствующих женщин. И все же неслучайно, что кастрирующие женщины снова размножились именно сейчас. Если Вы влюбитесь в роковую женщину, не допускайте беспечности. Будь она сколь угодно женственна, Вы ее все равно меряете мужскими мерками. Это, конечно, проще всего, но тогда-то она и погубит нечто, что Вы более в себе цените: мужскую потенцию. А если она ведет себя с максимальной чувственностью, так это тактика: она предлагает то, чего Вы особенно домогаетесь, и оставляет голодать с протянутой рукой. И только, если перетерпите кастрирующий удар под дых, - роковая женщина способна отдаться. Вам надо быть суперменом с суперпотенцией, тогда она не почувствует себя униженной. Оставайтесь в игре, но не показывайте, как глубоко Вы заглотнули наживку. Единственное, что выведет роковую женщину из равновесия, это двойное утверждение: "Ты меня интересуешь", но "Ты меня не возбуждаешь". Если же Вы чувствуете, что Вам не выдержать такого напряжения, лучше обратите внимание на кого-нибудь другого. Возможно, сначала будет нелегко, но зато Вы избежите тяжелых потрясений. С роковой женщиной надо обходиться, как можно хитрее: она никогда не выполняет своих обещаний... http://tvoisex.ru/ |
![]() ![]() |
Александр Вакуров |
![]()
Сообщение
#2
|
![]() Хозяин форума Группа: Главные администраторы Сообщений: 26 548 Регистрация: 7.9.2006 Из: Иваново Пользователь №: 1 ![]() |
Значение фаллоса
Ж. Лакан Цитата Без текстуальных изменений мы представляем вашему вниманию доклад, сделанный на немецком языке 9 мая 1958 г. в Институте Макса Планка в Мюнхене, на конференции, организованной профессором Полем Матюшеком. Учитывая способ мышления, царивший в то время в среде далеко не неискушенных слушателей, можно попробовать себе представить, как могли быть тогда здесь восприняты термины, которые в первую очередь были взяты нами из Фрейда (например, приводимый в данной статье термин "другая сцена"). Если задним числом [Nachtrag] (используем здесь другой такой термин, теперь распространенный в сфере блестящих умов) такая попытка окажется невоплотимой, то знайте, - о данных терминах никто в этой среде тогда не имел ни малейшего понятия. Известно, что бессознательный комплекс кастрации выполняет функцию узла: 1. в динамическом структурировании симптомов, понимаемых аналитически, т.е. того, что является анализируемым в неврозах, перверсиях и психозах; 2. в регулировании развития, которое придает свое ratio этой первой роли - а именно, установлению в субъекте той или иной бессознательной позиции, без которой он не смог бы иденти-фицировать себя с идеальным типом своего пола, ни сколько-нибудь сносно отвечать потребностям партнера в сексуальных отношениях, ни верно воспринимать потребности родившегося в результате этих отношений ребенка. Тут проявляется внутреннее противоречие в принятии на себя человеком (Mensch) своего пола: почему он должен принимать атрибуты пола только через угрозу, и даже угрозу лишения? Как известно, Фрейд в "Болезни цивилизации" приходит к мысли, что с человеческой сексуальностью связано не случайное, но основополагающее нарушение; а в одной из его последних статей говорится, что никакой завершенный (endliche) психоанализ не устраняет последствий комплекса кастрации в бессознательном мужчины и penisneid (зависти к пенису) в бессознательном жен-щины. Это не единственная, но первая апория, которую опыт, открытый Фрейдом, и вытекающая из него метапсихология внесли в наш опыт о человеке. Апория эта неразрешима на уровне биологиче-ской редукции: уже необходимость мифа, лежащего в основе структурирования комплекса Эдипа, выявляет эту апорию в достаточной мере. Ссылаться в данном случае на наследственный стертый из памяти опыт было бы лишь уловкой не только потому, что таковой опыт сам по себе вызывает сомнения, но и потому, что он не затрагивает проблему: какова связь между убийством отца и пактом изначального закона, если он подразумевает, что кастрация есть наказание за инцест? Плодотворной может быть лишь дискуссия, основанная на клинических данных. А клинический опыт показывает, что отношение субъекта к фаллосу устанавливается независимо от анатомических различий между полами, и, следовательно, его интерпретация особенно сложна у женщины и в связи с женщиной, а именно в следующих четырех пунктах: 1. в том, почему маленькая девочка, хотя бы на какое-то время, ощущает себя кастрированной, что значит: лишенной фаллоса, в результате действия кого-то - сначала, это важно, матери и за-тем - отца, - но таким образом, что здесь следует распознать перенос, каким его понимает психоанализ; 2. в том, почему еще раньше оба пола рассматривают мать как наделенную фаллосом, как фаллическую мать; 3. в том, соответственно, почему значение кастрации фактически (что отражается в клинике) дает эффект образования симптомов лишь после открытия ее как кастрации матери; 4. кульминация всех трех проблем связана с вопросом об основании в развитии фаллической фазы. Под этим термином Фрейд, как известно, выделяет первичное генитальное созревание, поскольку его можно было бы определить, с одной стороны, воображаемым доминированием фаллического атрибута и масгурбаторным наслаждением им; с другой стороны, тем, что у женщины Фрейд локализует это наслаждение на клиторе, возведенном таким образом в функцию фаллоса, и что тем самым вплоть до окончания этой фазы, т. е. до заката Эдипа, для обоих полов он, похоже, исключает всякую возможность инстинктивного определения влагалища как места проникновения гениталий. Такое неведение слишком похоже на непризнание, в том смысле, в каком мы используем этот термин в нашей технике, тем более, что порой оно бывает выдумано. Не напоминает ли оно нам басню Лонга, где инициация Дафниса и Хлои проводится по разъяснениям старой женщины? Именно таким путем некоторые авторы пришли к тому, что фаллическая фаза является эффектом вытеснения, и что функцию, которую получает в ней фаллический объект, нужно рассматривать как симптом. Сложно, правда, определить, какой это симптом: фобия - говорит один, перверсия - говорит другой, а иногда и тот же самый. В этом последнем случае ничто уже не годится: не потому, что здесь нет интересных превращений объ-екта фобии в фетиш, но как раз интересны эти превращения различием их места в структуре. Тщетно было бы просить этих авторов сформулировать подобное различие с точки зрения того, что сегодня любят называть объектным отношением. Пусть хотя бы так, за неимением другого основания, нежели весьма приблизительное понятие частичного объекта, которое было введено Карлом Абрагамом и никогда с тех пор не пересматривалось, к сожалению, - тем более что в наше время оно столь широко употребляется. Как бы то ни было, оставленная ныне дискуссия о фаллической фазе, если судить о ней по текстам 1928-32 гг., дает нам отрезвляющий пример того доктринерского запала, к которому дегра-дация психоанализа, последовавшая за переводом его на амери-канскую почву, добавляет некоторый оттенок ностальгии. Этот спор невозможно обобщить, не исказив реальную разнородность позиций Элен Дойч, Карен Хорни, Эрнста Джонса (ограничиваясь наиболее известными). Последовательность трех статей Эрнста Джонса, посвященных этой теме, особенно показательна: хотя бы в том, что касается первоначальной основы его построения и на что указывает выдуманный им термин aphanisis. Ведь совершенно справедливо поставив проблему отношения кастрации к желанию, он с такой очевидностью проявляет свою неспособность осознать то, к чему подходит настолько близко, что термин, дающий нам вскоре ключ к пониманию, похоже, возникает здесь из самого этого отсутствия. Особенно забавно то, что Джонсу удалось выразить словами са-мого Фрейда позицию прямо ему противоположную: вот истинный образец в сложном жанре. Но нас сложно настолько одурачить, и все это звучит лишь насмешкой над речью Джонса в защиту восстановления равенства естественных прав (ему остается разве что закончить ее словами из Библии: "Бог сотворил их, мужчину и женщину"). Что же он действительно выиграл, нормализовав функцию фаллоса как частичного объекта, если ему тем не менее, необходимо ссы-латься на присутствие фаллоса в теле матери как внутреннего объекта (а данный термин исходит из фантазмов, открытых Мелани Кляйн), и если он не может отделиться от доктрины последней, соотнося эти фантазмы с возвратом к границам раннего детства, формирования Эдипова комплекса? Мы не ошибемся, возобновив изучение проблемы с вопроса том, что внушило Фрейду очевидный парадокс его позиции. Ведь приходится признать, что Фрейд лучше, чем кто-либо, распознал порядок открытых им феноменов бессознательного и что отсутствие достаточно ясного понимания свойства этих феноменов обрекает его последователей на более или менее серьезные заблуждения. Именно на этом основан наш принцип толкования творчества Фрейда, которому мы следуем уже семь лет, - и те результаты, к которым мы пришли: прежде всего то, что при всяком объяснении аналитического феномена необходимым представляется понятие означающего в той мере, как оно противостоит понятию означаемого в современном лингвистическом анализе. Фрейд не мог основываться на данных понятиях структурной лингвистики, появившейся после него, но, как мы считаем, открытие Фрейда приобретает свою рельефность в том, что ему пришлось предвосхитить эти ее формулировки, хотя исходит оно из той области, где нельзя было надеяться на ее главенство, Напротив, именно открытие Фрейда придает оппозиции означающего и означаемого действенную значимость, что подразумевает активность означающего в определении воздействий, в которых само означиваемое несет на себе его печать и преобразуегся в результате такого захвата в означаемое. И тогда захват означающим становится новым измерением человеческого состояния, поскольку говорит не только человек, но в человеке и посредством человека говорит оно, и человеческая структура оказывается сотканной из взаимодействий структуры языка, для которой он становится материалом, и отношения речи таким образом отражающимся в нем помимо всего того, чтомогла уловить психология идей. ИТАК, мы можем сказать, что последствия открытия бессознательного не были даже предугаданы в теории, когда его сотрясающие эффекты уже дали себя почувствовать в гораздо более широкой области праксиса, чем это пока оценивают, - даже в их видe отступлений. Уточним, что само выделение связи человека с означающим не имеет ничего общего с "культуралистской" точкой зрения, в обычном смысле этого слова. Такую точку зрения в спорах о фалосе предвосхитила, например, Карен Хорни своей позицией расцененной Фрейдом как феминистская. Не идет здесь речи и об отношении человека к языку как социальному феномену, ни о чем-либо подобном пресловутому идеологическому психогенезу, вовсе еще не преодоленному категоричным использовани-ем понятия совершенно метафизического, хотя и скрывающего-ся за принципом апелляции к конкретному, и носящего нелепое название аффекта. Речь здесь идет о необходимости обнаружить в законах, правящих на той другой сцене (eine andere Schauplatz), которую Фрейд в связи со снами относит к сфере бессознательного, воздействия, обнаруживающиеся на уровне цепи материально изменчивых элементов, которые составляют язык воздействия, детерминированные двойной игрой комбинации и субституции в озна-чающем, соответственно двум образующим означаемого - ме-тонимии и метафоры; воздействия, детерминирующие установление субъекта. Такая попытка намечает топологию, в математическом смысле слова, без которой, как вскоре оказывается, не-возможно даже обозначить структуру симптома, понимаемого аналитически. Оно говорит в Другом, сказали бы мы, обозначив Другим само место, всплывающее при всяком использовании речи в любом отношении, в которое он вступает. Если оно говорит в Другом, слышит ли это ухо субъекта или нет, но именно здесь субъект, в силу логического предшествования всякому появлению означаемого, занимает отведенное ему означающее место. Открыв то, что выражает субъект на этом месте, то есть в бессознательном, мы сможем понять, ценой какого раскола (Spaltung) он себя так-то конституировал. Здесь фаллос высвечивается в его функции. В теории Фрейда фаллос не фантазм, если видеть в этом воображаемый эффект. Как таковой не является он и объектом (частичным, внутренним, хорошим, плохим и т. д...), в той мере как данным термином ста-раются определить реальность, на которую направлен интерес в отношении. Еще меньше является он символизируемым им органом, пенисом или клитором. И не без оснований Фрейд ссылается здесь на призрачность (simulacre), которой он был для Древности. Ведь фаллос - означающее, функция которого в интрасубъективном хозяйстве анализа, приподнимает завесу над его функцией в мистериях. Ведь это означающее, призванное обозначить всю совокупность эффектов означаемого, в той мере как означающее их обуславливает своим присутствием означающего. Изучим теперь эффекты такого присутствия. Прежде всего они вытекают из искажения потребностей человека фактом того, что он говорит, а именно, чем больше его потребности подчиняются запросу, тем более отчужденными они к нему возвращаются. Это не следствие его реальной зависимости (не ищите здесь ту пара-зитическую концепцию, которая представлена понятием зависимости в теории невроза), - но эффект претворения в означающую форму как таковую и эффект того, что передается сообщение с места Другого. То, что отчуждается таким образом от потребности, составляет Uruerdrangung (правытеснение) из предполагаемой невозможности выразиться в запросе, но появляется в своего рода выбросе - в том, что наличествует у человека в качестве желания (das Begehren). Феноменологии, развивающейся на базе аналитического опыта, свойственно вскрывать в желании парадоксальный, девиантный, неустойчивый, эксцентрический, даже скандальный характер, отличающий желание от потребности. И этот факт слишком убедителен, чтобы не быть вечно навязываемым мора-листам, в высшем смысле этого слова. Казалось бы, фрейдизм из-начально должен придавать этому факту соответствующий статус. Но, как это ни парадоксально, психоанализ оказался во главе полного обскурантизма, совершенно отрицающего факты в идеале теоретического и практического сведения желания к по-требности. Вот почему нам необходимо четко определить этот статус, исхо-дя из запроса, характерные свойства которого, по сути, ускользают в понятии фрустрации (термин, никогда не употреблявшийся Фрейдом). По своей природе, запрос относится не к удовлетворениям, к которым он апеллирует. Он является запросом присутствия или отсутствия. Первоначальное отношение к матери, неся в себе Другого, это прекрасно выявляет - и поместить его следует по эту сторону потребностей, которые он может пресытить. Уже в этом отношении Другой конституируется как имеющий "привилегию" удовлетворять потребности, т.е. он наделяется властью ли-шить потребности того единственного, посредством чего они могут быть удовлетворены. Эта привилегия Другого очерчивает, таким образом, радикальную форму дара того, чем он не обладает и что можно назвать его любовью. Таким образом запрос снимает (aufbebt) своеобразие всего, что может быть допущено как воплощение его в доказательство люб-ви, а удовлетворения, получаемые запросом для потребности, унижаются (sich emiedrigt) до того, чтобы стать лишь крахом за-проса любви (все это прекрасно выявляет психология ухода за новорожденным, которой придерживаются наши аналитики-няньки). Тогда возникает необходимость, чтобы упраздненное здесь своеобразие вновь появилось по ту сторону запроса. Там оно вновь, действительно, и появляется, но сохраняя структуру, которую та-ит в себе безусловность запроса любви. В результате оборачива-ния, которое не есть простое отрицание отрицания, мощь полной утраты возникает из осадка от изглаживания. Безусловность запроса желание замещает "абсолютным" условием: в такое условие разрешается то, что в доказательстве любви не признавало удовлетворения потребности. И поэтому желание не аппетит к удовлетворению, не запрос любви, но разность от вычитания первого из второго, собственно, феномен их раскола (Spaltung). Понятно, как сексуальное отношение занимает такое замкнутое поле желания и исполнит там свою судьбу. Это поле создано для того, чтобы в нем возникала загадка, которую это отношение вы-зывает в человеке, "означая" для него ее двояко: возвращением порожденного таким отношением запроса в виде запроса по по-воду потребности; двусмысленностью, презентифицированной на Другом, которого имеет в виду запрошенное доказательство любви. Зияние такой загадки удостоверяет то, что ее определяет и что может предстать очевидным в следующей наиболее простой формулировке: субъект как и Другой, для каждого из партнеров отношения не могут ограничиться ни ролью субъекта по-требности, ни объекта любви, но они должны занять место при-чины желания. В сексуальной жизни эта истина лежит в основе каких бы то ни было неполадок, попадающих в поле зрения психоанализа. Она также составляет условие счастья человека, и камуфлировать ее зияние, полагаясь на свойства "генитального", чтобы решать ее как проблему развития чувственности (т. е. используя Другого ис-ключительно в качестве реальности), - представляет собой про-стое жульничество, какими бы благими ни были намерения. Уме-стно здесь отметить, что введя лицемерное понятие "oblativite genitale" (жертвование генитальным), французские аналитики стали на стезю морализма, и при поддержке хора Армии спасения этот взгляд распространился теперь всюду. В любом случае, человек не может рассчитывать быть цельным ("целостная личность" - еще одна ложная посылка современной психотерапии), с тех пор как игра смещения и сгущения, на которую он обречен в осуществлении своих функций, отмечает его отношение субъекта к означающему. Фаллос является привилегированным означающим этой отметины, где участие логоса сочетается с воцарением желания. Можно сказать, что это означающее выбрано, с одной стороны, как наиболее заметное в реальном сексуальной связи; с другой стороны, как наиболее символичное, в буквенном смысле (типо-графически), потому что он равноценен связке (логически). Прежде всего, более точную формулировку получает кляйновский факт, что изначально ребенок считает, что мать "содержит" фаллос. Однако упорядочивается развитие лишь в диалектике запроса любви и испытания желания. Запрос любви может лишь чахнуть от желания, означающее которого ему чуждо. Если желанием матери является фаллос, то ребенок хочет быть фаллосом, чтобы удовлетворять этому жела-нию. Так разделение, присущее желанию, уже дает о себе знать, будучи испытанным в желании Другого, где это разделение противостоит удовлетворению субъекта тем, что он может представить Другому имеющееся у него нечто реальное, соответствующее этому фаллосу, поскольку для запроса любви, требующего, чтобы субъект им был, безразлично, что он имеет, а что нет. Как показывает клиника, это испытание желания Другого имеет решающее значение не в том, что субъект узнает, имеет ли он реальный фаллос, - а в том, что он обнаруживает его отсутствие у матери. Вот момент опыта, без которого не может стать дейст-венным никакое последствие, относящееся к комплексу кастрации, будь оно симптоматическим (фобия) или структуральным (Penisneid). Здесь обозначается сопряжение желания, поскольку меткой его является фаллическое означающее, с угрозой или ностальгией иметь недостающее. Конечно, будущее такого ряда зависит от закона, введенного в него отцом. Однако руководствуясь функцией фаллоса, можно наметить структуры, которым будут подчинены отношения между полами. Скажем, что такие отношения станут вращаться вокруг "быть" и "иметь", относящихся к означающему, фаллосу, и поэтому при-водящих к противоречивому эффекту, с одной стороны, прида-вая реальность субъекту в этом означающем, а с другой - ирреализуя отношения, подлежащие означиванию. Это происходит благодаря вмешательству кажимости, которая замещает "иметь", чтобы защитить его, с одной стороны, и - чтобы скрыть его нехватку в другом, и которая, как следствие, це-ликом проецирует в комедию идеальные или типичные проявления в поведении каждого из полов вплоть до завершающего акта совокупления. Такие идеалы черпают мощь из запроса, который они властны удовлетворить и который всегда есть запрос любви с его дополнением сведения желания к запросу. Какой бы парадоксальной ни казалась эта формулировка, мы скажем, что женщина, именно для того, чтобы быть фаллосом, т. е. означающим желания Другого, отбрасывает главную часть своей женственности, а именно, все ее атрибуты в маскараде. По-тому, что она не есть, как она это понимает, существо желаемое и в то же время любимое. Но, что касается ее собственного желания, она находит его означающее в теле того, кому адресован ее запрос любви. Конечно, не следует забывать, что благодаря функции означающего орган, в нее облаченный, приобретает ценность фетиша. Но результат для женщины остается тот же: на одном объекте сходятся опыт любви, который как таковой (см. выше) в идеале лишает ее того, что дает, - и желание, обретающее здесь свое означающее. Поэтому можно видеть, что отсутст-вие удовлетворения, свойственного сексуальной потребности, т. е. фригидность, у нее относительно более терпимо, a Verdrangung, присущее желанию, меньше, чем у мужчины. У мужчины, напротив, диалектика запроса и желания порождает эффекты, которые Фрейд с лишний раз восхищающей нас точностью поместил на тех самых стыках, к которым они принадлежат, под рубрикой специфического унижения [Emiedrigung] любовной жизни. Если мужчине действительно удается удовлетворить в отноше-нии к женщине свой запрос любви настолько, насколько означающее фаллоса конституирует ее как дающую в любви то, чего она не имеет, - наоборот, его собственное желание фаллоса за-ставит появиться его означающее в остающейся склонности к "другой женщине", которая может означать этот фаллос в различных планах, будь то девственница или проститутка. Отсюда вытекает центробежная тенденция полового влечения в любов-ной жизни, благодаря которой у него гораздо хуже выносима импотенция, и в то же время гораздо более значительно прису-щее желанию Verdrangung. Вовсе не следует, однако, делать вывод, будто судьба неверности, которая могла бы показаться здесь конституирующей для мужской функции, есть его особенность. Ведь если приглядеться, точно такое же раздвоение можно обнаружить и у женщины, с тем лишь отличием, что Другой Любви как таковой, поскольку он лишен того, что дает, бывает плохо заметен в обратном движении, где он заменяется бытием того же мужчины, атрибутами которого она дорожит. Можно к тому же добавить, что мужская гомосексуальность, соответствуя фаллической метке, конституирующей желание, сама конституируется на его обороте, - а женская гомосексуальность, напротив, как показывает наблюдение, ориентирована разоча-рованием, усиливающим обратную сторону запроса любви. Такие замечания стоило бы изложить более подробно, вернувшись к функции маски, поскольку она главенствует в идентификациях, в которые разрешаются отвержения запроса. Факт, что женственность находит себе убежище под такой маской благодаря факту Verdrangung, присущего фаллической метке желания, приводит к тому интересному следствию, что у человека само мужское щегольство кажется женственным. Соответственно, угадывается основание той никогда не разъяснявшейся детали, в которой лишний раз отражается глубина интуиции Фрейда: а именно, почему он считает, что есть лишь одно libido, причем, как можно судить по его тексту, понимается оно как мужское по природе. Функция фаллического означающего ведет здесь к его наиболее глубокому отношению: тому, посред-ством которого воплощали в нем в Древности … и Логос. |
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 16.6.2025, 21:07 |