![]() |
Новинки в «Моих статьях» Иерархические системы в которые мы впаяны Мои чувства как МОЯ ценность Шесть этапов формирования моей картины мира |
Свежие зарисовки О пределах психотерапии Роль стыда в твоей жизни Пусть будет много песен разных! |
Новинки в «Статьях других авторов» Гештальт-терапия как практическая философия Критерии выбора быть человеком Великолепие внутри нас |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
Александр Вакуров |
![]()
Сообщение
#1
|
![]() Хозяин форума Группа: Главные администраторы Сообщений: 26 548 Регистрация: 7.9.2006 Из: Иваново Пользователь №: 1 ![]() |
Оправданы семь смертных грехов: в их основе лежат простые химические реакции в организме
время публикации: 2 ноября 2005 г., 11:15 последнее обновление: 2 ноября 2005 г., 14:14 Цитата В основе пороков, которые принято считать смертными грехами, лежат простые химические реакции, происходящие в организме, выяснили ученые. Испанский биолог Джон Медина объясняет происхождение людских пороков особенностями человеческой природы и наличием определенных генов. Эти суждения вызвали много споров. Как пишет "Комсомольская правда", ученый в своей книге "Ген и семь смертных грехов" высказывает мнение, что сопротивляться грехам бесполезно, потому что в наших проступках ощущаются отголоски животных инстинктов, которые до сих пор живут в человеческом сознании. Перечень всем известных смертных грехов - гордыня, алчность (жадность), зависть (ревность), злость (гнев), сладострастие (похоть), праздность (лень), чревоугодие - не опирается на библейские тексты. Этот список стали считать общепринятым с XIII века, когда крупнейший христианский теолог Фома Аквинский его "переписал". Семь смертных грехов - это продукт позднейшего осмысления библейской традиции. И цифра "семь" условна. Если мы говорим о христианстве, о православии, то ближе и понятнее опираться на Христовы заповеди. Многие путают смертные грехи с десятью заповедями, данными Богом Моисею, и это является заблуждением. Между этими двумя списками есть некоторое сходство, но различий больше. Так, например, понятия "не убий" и "не укради" относятся к заповедям, отступление от которых карается на небесах как смертные грехи. А семь пороков, о которых мы поговорим сегодня, одолевают в течение жизни каждого человека. Что касается словосочетания "грехи смертные", то существует мнение, что преступника наказывают смертной казнью. Но значение слова "смертные" гораздо глубже. Ими считаются те грехи, которые не покрываются смертью человека, а остаются с ним и после того, как он перейдет в мир иной, и где ему придется отвечать за них по всей строгости. Сами грехи неодинаковы по своему смыслу. Одни грехи - это проступки человека перед людьми, другие - перед Богом. Убийство - с современной точки зрения самое тяжкое прегрешение - это грех человека перед человеком. Гордыня - это вызов Богу, и потому раньше она считалась самым тяжким из грехов. 1. Лень (безделье, уныние, апатия) В своем труде Джон Медина, объясняет наличие лени у человека с биологической точки зрения: "У каждого человека есть что-то вроде сознания-будильника, работающего как часы и посылающего нам сигналы из мозга". И именно этот внутренний "будильник" составляет нам расписание, по которому должен жить наш организм. По мнению ученого, программа, включающая и выключающая "звонок", записана в генах, которые и несут всю ответственность за наше нежелание работать, праздность или уныние. Людям просто необходимо время от времени баловать себя бездельем, констатирует ученый. Каждый из нас может вспомнить случаи, когда плодотворные идеи и решения приходили в наши головы в те моменты, когда мы полностью отрешались от напряженной работы по их поиску. Более того, социологические исследования немецкого профессора Питера Акста показали, что лентяи и бездельники часто живут дольше и работают, когда захотят, лучше. Многие из них даже становятся гениями. "Те, кто умеет бездельничать по-настоящему, многого достигают в жизни, - считает кандидат психологических наук Алексей Миронов. Оправдание: в определенных дозах именно лень позволяет неторопливо обдумать важные решения и сохранить жизненные силы для грядущих свершений. 2. Чревоугодие (обжорство) Голод, по мнению Медины, является ощущением, появляющимся у нас, когда человеческий организм начинает испытывать недостаток энергии. А к греховному поглощению яств нас подталкивают находящиеся в носу и на языке вкусовые рецепторы и гормон лептин, который отвечает за аппетит человека и находится в постоянном контакте с одним из отделов головного мозга - гипоталамусом. Эта зона нашего серого вещества действует в качестве сигнальной сирены и незамедлительно извещает нас, как только организму не хватает энергии и необходимо подкрепиться. Оправдание: обжорство не приносит существенного вреда никому, кроме самого любителя поесть. 3. Гнев (злость, месть, ярость) Лучшим генетическим объяснением греха гнева являются проведенные учеными-биологами эксперименты с близнецами. В ходе них обнаружено, что если один из братьев злобен, то с высокой степенью вероятности можно утверждать, что и другой тоже будет агрессивным. "Существует своеобразная неврологическая "трасса", связывающая отдел мозга амигдала с гипоталамусом, - поясняет Медина. - Она отвечает за направление импульсов в другие части головного мозга, для передачи в них информации об агрессивном поведении. И этот биологический "код гнева" передается из поколения в поколение". Оправдание: природа неспроста оставила нам способность гневаться и злиться. Впадать в ярость иногда полезно, хотя бы для защиты собственных интересов. 4. Алчность (жадность, скупость) С психологической же точки зрения жадность - это навязчивая, но естественная борьба за право собственности, когда это право у тебя отнимают. Ученым пока не удалось выделить конкретный отдел головного мозга, непосредственно отвечающий за жадность. Однако были выявлены гены, определяющие два фактора, лежащие в основе этого греха, - страх и беспокойство. Доктор Медина указывает на пять основных отделов головного мозга, отвечающих за появление "жадных" чувств: таламус, амигдала, гиппокамп, кора головного мозга и миндалевидное тело. А последние эксперименты исследователей из Нью-Йоркского университета не только подтвердили предположение испанского ученого, но и уточнили местонахождение "центров скупости". Они выяснили, какой участок человеческого мозга возбуждается в предчувствии денежного вознаграждения. Наблюдая за мозговой деятельностью добровольцев, участвовавших в реальной компьютерной игре на деньги в лабораторных условиях, исследователи заметили, что при появлении признаков выигрыша усиливается приток обогащенной кислородом крови к участку под названием "нуклеус аккумбенс". Когда игроку грозил проигрыш, такого явления не наблюдалось. Оправдание: нет ничего плохого в том, что ты не хочешь ни с кем делиться всем своим нажитым и заработанным. 5. Зависть (ревность) Зависть и подобные ей переживания, как правило, не вызывают никаких активных действий. Это "внутренние" чувства. Опасно, когда они переходят в агрессивную стадию. "Зависть возникла в ходе эволюции как биологически необходимая реакция нашего сознания на различия между отдельными людьми в степени их эволюционной "продвинутости", - говорит старший научный сотрудник Центра генетических исследований Ирина Юрьева. - Ведь в зависти есть элемент мотивации: ты завидуешь, и это толкает тебя на новые свершения, новые достижения. А ревность позволяет отстоять свое право на объект любви или добиться его". Оправдание: нет ничего порочащего в желании переплюнуть своих конкурентов - не важно, бизнес это или личная жизнь. И если без зависти ты бы и с места не сдвинулся, то, завидуя, ты горы готов свернуть. 6. Гордыня (высокомерие, гордость) Библейский грех высокомерия - доказательство типичного чувства неполноценности человека. Доктор Медина отмечает, что "этот недостаток зависит от нашей способности к обучению и принятию всего нового". А корень этого греха кроется в одном из генов, названном CaM-kII. Он, по мнению ученого, возбуждает наши амбиции и надменность. Кроме того, психологи утверждают, что гордость и чувство собственного достоинства являются важнейшими составляющими ощущения того, что человек проживает счастливую и успешную жизнь. Оправдание: люди, которые себя очень любят и чтят, очень безобидны по своей природе, а в некоторых случаях даже очень щедры. Они высокомерно могут дать в долг большую сумму денег и долго будут гордиться своим барским поступком. 7. Похоть (сладострастие, блуд, распутство) По утверждению Медины, причины греха, связанного с сексуальной активностью, кроются в специальных отделах мозга, в действии почти тридцати различных биохимических механизмов и более сотни специальных генов, отвечающих за этот процесс. Действительно, еще в конце ХХ века ученые точно установили, что интимная жизнь буквально пропитана особыми химическими реактивами. Вещество допамин рождает сексуальные фантазии. Серотонин заставляет людей испытывать сладостное томление в предвкушении интимной близости, во время и после нее. Гормон альфа-меланоцит, который вырабатывается гипофизом, возбуждает половые органы. Гормон окситоцин вызывает у партнеров непреодолимое желание ласкать друг друга и доводит до упоительных судорог при оргазме. Гормон эстроген, который вырабатывается яичниками у женщин, вызывает влечение. И, наконец, гормон тестостерон, без которого соитие было бы невозможно, у мужчин он вырабатывается в яичках, а у женщин - в яичниках. Это настоящая биохимическая лаборатория внутри каждого из нас. Оправдание: в нас присутствует здоровый инстинкт передавать свои гены следующему поколению. Психолог, руководитель НИЦ "Психическое здоровье человека" Андрей Горюнов резко отрицательно оценивает подобные рассуждения. "Как удобно, не правда ли, подличай, унижай, оскорбляй, обворовывай людей и объясняй, что это просто химические реакции. Прекрасный труд для любого негодяя в мире написал Джон Медина. Каждый человек в мире делает сам очень простой выбор: прославлять свои животные инстинкты или стыдиться их", - комментирует он. Кандидат философских наук, старший научный сотрудник Российского государственного гуманитарного университета Леонид Карасев к теории профессора Медины, который сводит все к биохимии человека, относится отрицательно. "Выходит, человек ни за что не несет ответственности. Но ведь в древности человек был точно таким же, с той же биохимией, и именно против его естественных склонностей и встал нравственный или божественный закон", - говорит он. Британцы считают гнев, влекущий за собой жестокость, самым ужасным пороком Пять тысяч опрошенных британцев сошлись в одном мнении: прежняя концепция семи смертных грехов безнадежно устарела. Несмотря на то, что ученые оправдали все семь грехов, ученые выяснили, что самый-самый плохой порок - это гнев, влекущий за собой жестокость. Это показало недавнее исследование, проведенное по заказу телекомпании ВВС. Опрос показал, что жестокость регулярно проявляют почти 80% опрошенных. Чревоугодничают, завидуют и гордятся сверх меры - две трети. А половина - похотливы, ленивы и алчны. В результате опроса был составлен новый список грехов. Из старого в него вошло только сладострастие под видом прелюбодеяния. Далее следуют фанатизм, нечестность, лицемерие, жадность и эгоизм. |
![]() ![]() |
Александр Вакуров |
![]()
Сообщение
#2
|
![]() Хозяин форума Группа: Главные администраторы Сообщений: 26 548 Регистрация: 7.9.2006 Из: Иваново Пользователь №: 1 ![]() |
Как Санта-Клаус стал таким, каким мы его знаем? (Часть 1)
Цитата «– Эта борода меня раздражает? – По крайней мере, хозяин, борода создает настроение. Держит в роли, так сказать. – Ну а спускаться по трубе? Какой в этом смысл? Я мог бы пройти сквозь стену. – Проходить сквозь стены не совсем правильно… – Меня вполне устраивает. – А положено по трубе. И борода, кстати, тоже положена». (Т. Пратчетт «Санта-Хрякус») То, что Санта-Клаус ведет свою родословную от святого Николая – дарителя и заступника всех «униженных и неимущих», думаю ни для кого не секрет. Заветы святого со временем стали воплощаться в жизнь в виде подарков, которые дарились детям в день его памяти – 19 декабря (6 декабря по старому стилю). Особую популярность эта традиция приобрела в Голландии, где Николай был в большом почете. В результате празднование Рождества занимало не один-два дня, а целый сезон – с 6 по 25 декабря. Дети, которые хотели получить подарки, ставили у дымохода свою обувь, в которую клали немного соломы. Наутро в башмачках оказывались подарки, а солома исчезала. Ею подкрепляла силы белая лошадка, на которой Николай разъезжал по Голландии. В представлении голландцев их святой патрон является одетым в епископскую митру, имеет строгое бледное худое лицо, белую бороду и курит трубку. По традиции считалось, что святой приплывает в Амстердам из Испании, и его повсюду сопровождает мавр Черный Пит со связкой хороших крепких прутьев. Мало ли какие дети попадутся… Чтобы рассовать подарки по детским башмачкам, без чуда не обойтись… В общем, все было чинно-благородно, до тех пор, пока голландцам не взбрело в голову колонизировать Новый свет. На носу первого голландского корабля, появившегося у берегов острова Манхэттен, гордо возвышалась фигура святого Николая. Кстати, по-голландски святой назывался Sinter Klaas. В 1625 г. голландцы основывают на Манхэттене и в устье реки Гудзон город Новый Амстердам. Но спустя 43 года его завоевывают англичане и переименовывают в хорошо знакомый нам Нью-Йорк. Естественно, завоеватели стали относиться ко всем голландским обычаям пренебрежительно и с насмешкой. Такое отношение воплотилось в книге Вашингтона Ирвинга «История города Нью-Йорка» (1809), которая представляла собой забавную смесь реальных фактов, местных легенд, анекдотов и авторских фальсификаций. Иронизируя над голландским прошлым Нью-Йорка, Ирвинг не мог не «уколоть» и голландского святого патрона, изобразив его панибратским пухлым стариком-весельчаком, разодетым в меховые одежды (типичная одежда голландских господ в XVII веке). Попытка подразнить голландцев имела неожиданные последствия… Будущие Соединенные Штаты изначально представляли собой бурлящий многонациональный котел, в котором причудливо переваривались старые традиции и рождались новые. Так произошло и с празднованием Рождества. Большинство рождественских традиций принесли в Америку немецкие эмигранты. А тут еще и забавный чудесный старичок с подарками пришелся по душе американским ребятишкам. В результате Рождество и Sinter Klaas как-то сами по себе совместились. Следующим, кто после Ирвинга хорошо поработал над образом голландского святого, был Клемент Кларк Мур. Впрочем, он не хотел ничего плохого, просто решил на Сочельник 1822 г. написать небольшую поэму «Визит Святого Николаса», чтобы развлечь своих трех дочек. Издавать ее автор не собирался и даже противился, так как был профессором в теологической семинарии, писал академические статьи, в общем – занимался вещами серьезными. Тогда поэму послали в издательство восторженные знакомые, и под Рождество 1823 г. она все-таки вышла, хотя и анонимно. Когда стало понятно, что слава – девушка непредсказуемая и от нее не уйдешь, Мур в 1844 г. все же признал свое авторство. Клемент Кларк Мур и издание его поэмы о Святом Николасе. В поэме святой чудотворец окончательно превратился в сказочного волшебника, больше похожего на гнома, нежели на строгого архиепископа. Во-первых, он стал разъезжать на оленьих санях. Во-вторых, сильно пополнел, хотя курить так и не бросил. В-третьих, Святой Николас уменьшился в росте, что значительно облегчало ему проникновение в дом через дымоход. Попав в квартиру столь негигиеничным способом, наш герой плотно забивал подарками предусмотрительно вывешенные детьми чулки и исчезал – так же тайно, как и его далекий святой предок. А вот от Черного Пита и розг пришлось отказаться. Вывалившийся из камина Санта, кидающийся пороть детей – картина не только странная, но и жуткая. «– Прибыли, – сказал Альберт. – Джеймс Пузл, восемь лет. – Да, да, помню такого. В своем письме он написал следующее: «Я знаю, что тебя не существует, ведь всем известно, ты – это папа». Ну конечно… Не сомневаюсь, его дражайший папенька только и мечтает о том, как бы ободрать все локти в двенадцатифунтовой узкой и грязной каминной трубе. Оставлю-ка я побольше сажи на тамошнем ковре. …А если я ничего ему не подарю в качестве наказания за неверие? – Да, но что это докажет?». (Т. Пратчетт «Санта-Хрякус») Вместо Пита с розгами, как уже упоминалось, наш старичок завел себе восемь оленей. Благодаря поэме Мура мы впервые узнали их имена: Лихач, Танцор, Гарцующий, Злобный, Комета, Купидон, Болван и Молниеносный. В 1939 г. Роберт Монтгомери расширит оленью компанию, написав поэму о девятом олене – Рудольфе. Маленький и застенчивый Рудольф обладал одним несомненным достоинством – он имел ярко-красный нос, который с успехом заменял Санте фары дальнего света (наш Дед Мороз, как известно, обходится своим собственным красным носом). Однако вернемся в XIX век, когда привычному нам образу Санта Клауса еще не хватало нескольких штрихов. Штрихов художника. Томас Наст не только нарисовал канонического Санту, но и создал знаменитых "слона" и "осла" — символы американских консерваторов и демократов. Доработать образ Санты взялся американский карикатурист немецкого происхождения Томас Наст. Именно в родной Баварии, где прошло его детство, он слышал множество историй, связанных с Pelze-Nicol (еще один святой Николай, только немецкий). И вот в начале 1863 г., когда гражданская война между северными и южными штатами была в самом разгаре, в еженедельнике «Harper» за 3 января появилась иллюстрация Наста, где в окружении вполне реальных солдат Северного союза мы можем видеть знакомую сказочную фигуру. Санта восседает на санях с оленьей упряжкой и занят привычной раздачей рождественских подарков. Избранная тема так увлекла Наста, что он развивал ее в течение почти 30 лет. Именно благодаря Насту Санта обрел родину – Северный полюс и помощников – эльфов. Именно Наст ввел в обиход традицию писем, адресованных Санте. Хотя художник и не вернул розги Черного Пита, но в воспитательных целях проповедовал идею, что непослушные дети подарков на Рождество не получат. Наиболее близким к современному считается образ на картине Наста «Веселый старина Санта Клаус», опубликованный в «Harper» в январе 1881 г. И хотя рождественский дедушка еще какое-то время не мог определиться с размерами (они варьировали от гномика до человека), цветом одежды (предлагался красный, синий, зеленый и даже черный) и именем (кроме Санта Клауса в ходу были Святой Николас, Pelze-Nichol, Kris Kringle и др.), в целом общий портрет рождественского дарителя сложился. [b]Как помочь малышу преодолеть страх? [/b] Цитата К детским страхам многие взрослые относятся снисходительно. Мол, подрастёт дитя, и всё пройдёт; или – все мы когда-то чего-то боялись… Но при этом взрослые скромно умалчивают о том, сколько неприятностей им доставлял их детский Страх (а возможно, доставляет и сейчас, только они научились это хорошо скрывать). Чтобы «детские» проблемы малыша не просочились в его взрослую жизнь, ребёнку нужно помочь справиться со страхами. А сделать это можно, лишь точно определив их. Так чего же боятся дети? Исследования педагогов-психологов показали, что до 6-7 лет дети могут испытывать страх одиночества, бояться людей некоторых профессий (врачей, милиционеров) или вообще людей (незнакомых, пьяных), боли, уколов, высоты, внезапных и резких звуков. Интересно, что страх наказания в этом возрасте не очень силён, зато боязнь воды (глубины), замкнутого пространства, темноты и крови очень распространена. Страхи чаще беспокоят детей перед сном и связаны в основном со сказочными или выдуманными персонажами, населяющими воображение впечатлительных детей. Кто они? В два года это может быть «Волк – зубами щёлк», способный причинить боль, загрызть, съесть, как Красную Шапочку. На рубеже двух-трёх лет дети боятся Бармалея, а чуть позже Бабу Ягу и Кощея Бессмертного (аналоги зарубежных сказок и мультсериалов не меняют сути страха). Так что же теперь, не читать детям сказок? Вовсе нет. Знакомство с «отрицательными» образами сказок необходимо детям как прививка от болезни, от чувства беззащитности и излишней доверчивости. Эти персонажи могут познакомить детей с отрицательными, негативными сторонами взаимоотношений людей, с жестокостью и коварством, бездушием и жадностью, как и с опасностью вообще. И потом, в сказках добро всегда побеждает зло, жизнь – смерть, а это даёт возможность показать ребёнку, как можно преодолевать трудности. Замечено, что чаще боятся те дети, родители которых мало читают сказок, не участвуют в играх, но при этом поучают и угрожают. Страхи уходят, когда ребёнку предоставлена свобода и самостоятельность в играх. Родители непременно должны участвовать в них, менять роли по усмотрению детей. Как только «Волк» появляется в страхах, начинается борьба с ним, до тех пор, пока охотник-ребёнок его не убивает. Вот почему мальчики даже ночью не расстаются с «оружием» – пистолетом, ружьём, которые защищают их чувства от внешних опасностей. Главное в этом возрасте – создать детям уверенность, что они сильные и бесстрашные и смогут всегда выйти из неприятности победителем. Девочки же, напротив, очень рассчитывают на помощь взрослых. «Папа (мама), ты убьёшь Волка?» К трём годам «Волк» побеждён, очередь – за остальными. Годам к пяти на вопрос: «Снился ли тебе страшный сон?» – ребёнок спокойно может ответить, что он всех прогнал. Отрицательные сказочные персонажи потеряли свою силу, остался лишь интерес к сказкам. Если всё же страхи продолжают беспокоить, то необходимо расширить сферу общения ребёнка, наполнить его жизнь радостными эмоциями. Совместные игры, походы на природу, в театры, на аттракционы, прогулки (в том числе и спортивные!) – всё это поможет ребёнку вытеснить страх из сознания и подсознания, придать ему уверенности в своих силах и чувство защищённости со стороны родителей. Излишняя принципиальность, беспокойство, опека здесь могут лишь навредить. Будьте рядом, но «отпустите» малыша, пусть он самостоятельно (по крайней мере, он должен быть в этом уверен) попробует справиться со страхом. Возможно, не стоило бы даже говорить о недопустимости резких, насмешливых, раздражительных оценок состояния ребёнка, но, к сожалению, очень часто родители именно так реагируют на мольбы ребёнка не выключать свет, не закрывать дверь в комнату… (список можно продолжить) Почитайте на ночь нестрашную сказку, расскажите придуманную историю с радостным, победным финалом. Это более действенные меры, чем крики и угрозы, от которых ребёнок ещё дольше не может заснуть. Вы вместе со своим малышом непременно справитесь с любыми трудностями. Верьте в это, и ребёнок поверит в вас и в себя! |
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 3.8.2025, 7:03 |