![]() |
Новинки в «Моих статьях» Иерархические системы в которые мы впаяны Мои чувства как МОЯ ценность Шесть этапов формирования моей картины мира |
Свежие зарисовки О пределах психотерапии Роль стыда в твоей жизни Пусть будет много песен разных! |
Новинки в «Статьях других авторов» Гештальт-терапия как практическая философия Критерии выбора быть человеком Великолепие внутри нас |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
Александр Вакуров |
![]()
Сообщение
#1
|
![]() Хозяин форума Группа: Главные администраторы Сообщений: 26 548 Регистрация: 7.9.2006 Из: Иваново Пользователь №: 1 ![]() |
Фильм о боли
Цитата Алексей МАКАРКИН Анджей Вайда снял фильм о Катыни. О польских офицерах, расстрелянных под Смоленском, и об их семьях. О преступлении и попытке скрыть его. О людях, избиравших разные жизненные пути, когда «век-волкодав» принуждал их к драматическому выбору. Когда выжившие могли завидовать погибшим, что тем уже не больно. Вайда снял фильм, а не политическую однодневку – впрочем, само предположение об обратном было бы оскорблением для великого режиссера. У него не было возможности воздействовать на братьев Качиньских, которые, видимо, в силу воспоминаний о собственном опыте жизни в просоветской Польше, стали организовывать коллективные просмотры для военнослужащих и школьников. Кстати, такое политическое действо не помогло им выиграть выборы – избиратели крупных городов Польши отказали им в доверии, отдав свои голоса оппозиции, что и решило исход кампании. Кстати, свое отношение к использованию трагедии в политических целях Вайда недвусмысленно высказал в фильме, в котором представлены два почти идентичных ряда военной кинохроники – немецкой и советской, посвященной Катыни. В этих хрониках почти одними и теми же словами противоположная сторона обвиняется в гибели поляков – эмоционально, с надрывом, с сознательной спекуляцией на боли. Если с советской стороны речь шла о заведомой циничной лжи (освященной именами академика и митрополита – они также есть на этих кадрах), то с немецкой – об особой форме цинизма, при которой преступник с видом оскорбленной невинности обличает другого преступника в совершенных тем злодеяниях. В фильме нет ни одного реально существовавшего исторического персонажа, хотя у многих есть прототипы – реально жившие люди. Генерал – не совсем Сморавиньский (хотя подходит по возрасту и некоторым подробностям биографии) и не совсем Минкевич (хотя как старший по званию именно он был командиром для офицеров в Козельском лагере). Ротмистр, почти до самой гибели ведущий записи в своей книжечке, – не «копия» майора Сольского, чей дневник стал одним из основных документов катынской драмы. Русский капитан Попов, спасающий семью польского офицера, – вовсе не живое воплощение политкорректности. Во-первых, у него, как и у других героев фильма, есть реальные прототипы, а, во-вторых, литературный предшественник – вполне приличный капитан Рыков из «Пана Тадеуша» Мицкевича, не так давно экранизированного тем же Вайдой (царского капитана играл Шакуров, а советского в «Катыни» — Гармаш). Всем героям фильма больно. Кто-то (как поручик, призванный в армию мирный конструктор спортивных самолетов) находит утешение в Боге, сжимая в руках до самого конца четки. Кого-то, как другого поручика, чудом спасшегося от гибели и сделавшего успешную карьеру в просоветской польской армии (к концу войны – уже майор!), боль, стыд и одиночество в кругу своих коллег, боящихся прослыть неблагонадежными, приводит к самоубийству. Свою боль скрывает вдова ротмистра, тихо работающая в заштатной фотостудии. Боль ощущается в гордой непреклонности вдовы генерала. На боль по-разному реагируют две сестры поручика-конструктора. Одна выбирает путь, который в церковной практике называется «акривией» — оказывая почести погибшему брату, она твердо и непреклонно идет на конфликт с системой, понимая, что ее как минимум ждет тюрьма. Другая следует «икономии», идя на компромисс с доминирующей системой, рационально полагая, что стенку нельзя пробить головой. Вайда не судит никого из своих героев (все палачи подчеркнуто обезличены и практически лишены индивидуальных характеристик, так что они не в счет). Та же сестра-конформистка принимает в школу сына погибшего в Катыни офицера, несмотря на его явную ненависть к убийцам отца; и не ее вина, что ему не приходится в ней учиться – боль к тому времени уже привела его к вооруженной борьбе с почти неизбежным трагическим концом. Здесь вспоминаешь Марека из «Пепла и алмаза», который тоже гибнет, только-только успев полюбить. Разница в том, что здесь герой так и не успевает убить перед смертью. Пока что «Катынь» демонстрировалась один раз – в Москве, в польском посольстве, в присутствии небольшого числа зрителей. Мне кажется, что люди в зале тоже испытывали боль – во всяком случае, во время сцен деловито-профессионального расстрела. Это была тихая боль, без демонстраций и истерик, после просмотра хотелось помолчать. Покажут ли «Катынь» на российских экранах? Уже звучат голоса, что нет, не решатся. Отношения с Польшей изрядно испорчены (вряд ли смена правительства приведет к их быстрому потеплению), и многие россияне до сих пор убеждены, что их соотечественников оклеветали, приписав им нацистское преступление. Представляется, впрочем, что реальность будет иной, более соответствующей теперешней стилистике, – фильм покажут, но не на основных каналах и не в прайм-тайм. Может быть, на «Культуре» — Михаил Швыдкой уже упоминал о такой возможности. И не во всех кинотеатрах, а в некоторых, для «просвещенного зрителя». В любом случае можно будет посмотреть этот фильм на DVD. А посмотреть надо – хотя бы для того, чтобы понять, почувствовать чужую боль и сопереживать ей. «Ежедневный журнал». 13.11.07 08:11 |
![]() ![]() |
Александр Вакуров |
![]()
Сообщение
#2
|
![]() Хозяин форума Группа: Главные администраторы Сообщений: 26 548 Регистрация: 7.9.2006 Из: Иваново Пользователь №: 1 ![]() |
12 фактов о вранье
Светлана Малевич, 29.1.2008 Цитата Первый Происхождение лжи - от слова «лыжа», что означает «ложная весть», а не средство передвижения по снегу. Звук «ы» начали глотать всего пару сотен лет назад, раньше слово звучало как «лыгать». Кстати, фамилии вроде Залыгин и Перелыгин имеют ко лжи самое прямое отношение. Второй Существует немало теорий, согласно которым лжецов выдает их поза или жестикуляция. Если им верить, то в момент вранья человек непременно теребит ухо, потирает лоб или глаз, прикрывает рот рукой. В общем, ведет себя неспокойно. Но значит ли это, что каждый раз, когда собеседник в момент разговора теребит ухо, потирает лоб или глаз – он непременно врет? Сделать такой вывод – значит, попасть в «капкан Брокау». То есть, руководствоваться чисто теоретическими измышлениями, не учитывая индивидуальных особенностей человека. Считается, например, что бесстрастный голос – признак правдивого человека. А если собеседник неэмоционален и от природы обладает ровным невыразительным голосом? Третий Исследования Р.Крауса показали, что испытуемые, ориентированные на обнаружение лжи интерпретировали долгую паузу как ложь, а нацеленные на правду воспринимали паузу как раздумье и признак правдивости. Меньше сомнений вызывает способ выявления лжи по движению глаз собеседника. Когда человек начинает фантазировать, он начинает смотреть сначала вправо вверх, а затем влево вниз. Это означает попытку создать новый образ и контролировать свою речь. Четвертый В настоящее время ведутся споры, вызывает ли ложь какую-то уникальную, ни на что не похожую реакцию вегетативной нервной системы? Или же учащение дыхания, пульса, изменение частоты сглатывания и повышенное потоотделение бывает вызвано не только собственной ложью, но еще и страхом, огорчением, стыдом. Если будет доказано, что у лжи есть особая физиологическая реакция, это сможет сильно упростить расшифровку данных, полученных на детекторе лжи. Пятый Мужчины лгут чаще, чем женщины. Среднестатистический мужчина лжет пять раз в день, а средняя женщина – три раза. Если верить статистике, конечно. Шестой По данным опроса, проведенного среди двух с половиной тысяч американцев, самой распространенной ложью среди них является фраза: «У меня все в порядке». На третьем месте стоит другая затасканная фраза: «Я тебя люблю». А что на втором месте? «Нет, ты совсем не толстая». Седьмой Каждый человек в течение 60 лет соврет в среднем 88 тысяч раз, свидетельствует недавнее исследование, проведенное британской компанией Beverage Brands. Восьмой Социологами разных стран неоднократно предпринимались попытки составить список самых лживых (по мнению респондентов) профессий. По данным российской социологической службы, первые места занимают: политик, пиарщик, актер, юрист, рекламщик, экономист, медик, менеджер по продажам. В западных рейтингах лживых позиций лидируют политики, журналисты (у нас они на почетном 21 месте) и агенты по недвижимости (у нас – 18 место). Зато в российский рейтинг лживых профессий включены, казалось бы, такие безобидные специальности как педагог (16 место), представитель фундаментальной науки (14 место) и дизайнер (13 место). Для того чтобы профессия стала лживой, существуют определенные предпосылки. Это: большое количество внешних контактов, зависимость карьеры от других людей, возможность невыполнения обещаний и юридическая безнаказанность лжеца. Девятый Патологическая ложь (она же псевдология) – это склонность человека к рассказам о вымышленных событиях, несуществующих друзьях, постоянная потребность в обмане. Чаще всего патологическая ложь является способом привлечения к себе внимания у людей с крайне низкой самооценкой. Патологические лгуны отличаются тем, что достаточно быстро начинают сами верить в собственные выдумки. Не так давно ученые из Калифорнийского университета (Лос-Анджелес) доказали, что в мозгу патологических врунов количество серого вещества меньше, чем того требует норма. Десятый Ложь ради удовольствия – типичный случай барона Мюнхгаузена. Немецкий барон Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен был совершенно реальным историческим персонажем. Несколько лет Мюнхгаузен служил в России, затем взял отпуск, чтобы поучаствовать на родине в разделе наследства, после чего на военную службу в Россию так и не вернулся. Его истории о своих похождениях в России он придумывал и рассказывал на потеху соседям. Обычно это происходило в охотничьем павильоне, названном самим Мюнхгаузеном «павильоном лжи». Сюжеты, принадлежащие барону Мюнхгаузену, постепенно не только расходились по окрестностям, но и неоднократно проникали в печать – например, были опубликованы в альманахе «Путеводитель для веселых людей». Последней своей выдумкой Мюнхгаузен прославился перед смертью: когда его разбил инсульт, он рассказал своей служанке, что два пальца на ноге, ампутированные из-за обморожения, на самом деле ему откусил в России белый медведь. Одиннадцатый По результатам опроса американцев, мужчины чаще женщин врут на первом свидании. Почти четверть скрывает свое истинное семейное положение, наличие детей или другой женщины. 24% мужчин преувеличивают размеры своих доходов. Зато правду о количестве своих предыдущих сексуальных партнеров скрывает почти равное количество мужчин и женщин – шестая часть опрошенных. Двенадцатый Журнал «Ридерз Дайджест» составил рейтинг родительской лжи. Какие небылицы рассказывает большинство британских родителей с благими воспитательными целями? Прежде всего, как несложно догадаться, - о существовании Санта-Клауса, дары приносящего. Затем - что если ковырять в носу, отвалится голова, что детей находят в кустах крыжовника, что если проглотить яблочные косточки, они прорастут в животе, что если в тот момент, когда ты корчишь рожи, поменяется ветер, то гримаса останется на лице навсегда. И, наконец, что у врунов болит язык. Кто бы говорил. |
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 3.8.2025, 11:16 |