![]() |
Новинки в «Моих статьях» Иерархические системы в которые мы впаяны Мои чувства как МОЯ ценность Шесть этапов формирования моей картины мира |
Свежие зарисовки О пределах психотерапии Роль стыда в твоей жизни Пусть будет много песен разных! |
Новинки в «Статьях других авторов» Гештальт-терапия как практическая философия Критерии выбора быть человеком Великолепие внутри нас |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
Александр |
![]()
Сообщение
#1
|
Самый главный математик и физик форума ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 74 Регистрация: 30.8.2007 Из: Питер, Рязань Пользователь №: 2 054 ![]() |
Наиболее свежая версия размещена здесь:
http://www.school-forum.ru/viewtopic.php?t=9344 Это 8 очень коротких занимательных рассказов о математике. Первые тексты - для разминки ума. Далее - заточенные под обьяснение работы мозга с т зр современных моделей. Прошу писать там отзывы. Форум физико-математ. школы Вы можете кое-что унать о себе ![]() ![]() |
![]() ![]() |
Александр |
![]()
Сообщение
#2
|
Самый главный математик и физик форума ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 74 Регистрация: 30.8.2007 Из: Питер, Рязань Пользователь №: 2 054 ![]() |
Синхрония с чем?
есть, по Вашему указанию размещаю очерки и здесь: 8 РАССКАЗОВ О МАТЕМАТИКЕ Московский поэт и философ Александр Балтин пишет: "Александр,в нашей с вами философской переписке,которую Вы опубликовали на сайте (http://e-vi.org/PHYL/PHYL.HTM),есть в Вашем письме,такое место - Все человеческие "мысли" слабы в принципе,и это доказывается математически. А как это возможно доказать,Александр? Что, математика располагает чёткими определениями слабости и силы? Не то, что за человеческие мысли обидно,а просто интересны пределы(или беспредельность) математики. Если найдёте время - напишите,любопытно". Цикл рассказов как раз про это, и он посвящается Александру Балтину. Рассказ первый. Задача Пифагора - Скажи мне, знаменитый Пифагор, сколько учеников посещают твою школу и слушают твои беседы. - Вот сколько, - ответил Пифагор, - половина изучает математику, четверть - природу, седьмая часть проводит время в размышлении, и, кроме того, есть еще три женщины. В учебнике задача там, где уравнения. Ну, тогда и составляем уравнение: X/2 + X/4 + X/7 + 3 = X Приводим к общему знаменателю (с ужасными, подозрительными дробями вроде 11/28), получаем в ответе X=28. С ответом совпадает. Подставляем в уравнение - да, совпадает. Но что-то, что-то здесь не так... Формулировка задачи забавна, литературна. Математика важнее всех, природа - вполовину меньше, проводить время в размышлении - сомнительное занятие, во всяком случае, не изучение, а женщины вообще "кроме того". А если кто изучает и математику, и природу? Возможно, кто-то из изучающих проводит время в размышлениях. Да это совсем не та задача! Уравнение не годится. К тому же Пифагор не применял уравнений и не приводил дроби к общему знаменателю. Ничего этого тогда не было. И что теперь делать? Эти X/2, X/4 и X/7 могут совмещаться, да еще 3 женщины могут входить то ли в X/2, то ли 2 в природу, одна в размышления, или еще как. Впрочем, нет - в условии сказано "кроме того". А все-таки, женщины - ученики, или они "кроме" учеников? Допустим, у Пифагора женщины не ученики. Тогда про учеников известно только то, что половина учит математику, четверть... и т.д. Но тогда годится любое число, которое делится на 2, на 4 и на 7. Таких чисел сколько угодно. Например, учеников может быть 2x4x7=56, а также 560,5600... И во всех случаях три женщины кроме того. Вряд ли Пифагор ставил такую дурную задачу (математики называют такие задачи "тривиальными"). Значит, 3 входит в искомое число X, а остальное - совмещенные полностью или частично половина, четверть и X/7. И кто сказал, что у задачи одно решение? Может быть, если по-разному распределять учеников по предметам, подойдет несколько чисел? Совсем непонятно, как решать. Рассмотренный тривиальный случай дает подсказку. Рассмотрим те самые большие числа: 56,5600... Если вычесть указанные доли,остается больше 3 учеников, которые "кроме" (X/2+X/4+X/7). Попробуем почувствовать (но не доказать), что большие числа не подходят. Ведь математики, натуралисты и размышляющие в сумме образуют некоторую ДОЛЮ общего числа учеников; тогда те, что кроме, тоже образуют какую-то ДОЛЮ. А при увеличении общего числа все доли растут, женская тоже, и именно поэтому при больших числах остается больше 3 женщин. Теперь видно, как решать задачу. Проверим число, которое заведомо делится на 2,4,7 - это 2x4x7=56. Оно не подходит - 56 - (56/2 + 56/4 +56/7) = 56 - (28+14+8) = 56 -50 =6 (остается не 3, а 6 женщин). Много. Числа больше 56, по вышенедоказанным соображениям, пробовать не стоит - не подойдут. Пробуем числа, меньшие, чем 56, но такие, чтобы делились на 2,4 и 7. Есть такое число: 28. Пробуем - подходит. А меньше, чем 28, таких чисел нет (то есть таких, что делятся на 2,4,7). Если бы оказались, пришлось бы пробовать и их, накладывая по-разному доли. Итак, задача решается не уравнением, а перебором (можно было делать его и с единицы). При этом суть задачи в строгом доказательстве того, что среди чисел, больших 28, больше нет подходящих! Предусматривал ли Пифагор все эти умные вещи, или мы их сами придумали? Скорее всего - предусматривал. Здесь вправду простой вариант задачки, для детей. Числа нарочно были подобраны так, чтобы получилось единственное решение без совмещения. Слегка измененная задача: "половина изучает математику, четверть - природу, восьмая часть проводит время в размышлении, и, кроме того, есть еще восемь женщин" имеет три решения: 64, 32 и 16. Как Вы думаете - решили мы эту задачу, или всего лишь изучили проблему (по-английски problem - задача)? Математик ставит задачу; инженер ее решает; философ обдумывает - а та ли это вообще задача, которую следует решать. Кто же тогда литератор? А есть еще и монахи, и разбойники. |
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 18.6.2025, 23:10 |