Новинки в «Моих статьях»
Иерархические системы в которые мы впаяны
Мои чувства как МОЯ ценность
Шесть этапов формирования моей картины мира
Свежие зарисовки
О пределах психотерапии
Роль стыда в твоей жизни
Пусть будет много песен разных!
Новинки в «Статьях других авторов»
Гештальт-терапия как практическая философия
Критерии выбора быть человеком
Великолепие внутри нас
Личностный рост - Психотерапевт Александр Вакуров. Форум.
IPBIPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> Личностный рост, Личностный рост - С чем его едят?
Александр Вакуров
сообщение 30.11.2007, 22:45
Сообщение #1


Хозяин форума
Group Icon

Группа: Главные администраторы
Сообщений: 26 548
Регистрация: 7.9.2006
Из: Иваново
Пользователь №: 1



Личностный рост

ПСИХОЛОГИЧСКАЯ ПРАКТИКА: ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ И СВЯЗАННЫЕ С НИМ ИЛЛЮЗИИ
Цитата
А.В. Сорокин (Оренбург)

Содержание понятия личностный рост в психологии сегодня является весьма неопределенным и приписываемый ему смысл весьма разнится. Само понятие роста в русском языке неоднозначно: оно с одной стороны выражает процесс неких изменений и содержательно близко к понятиям становление и развитие, с другой стороны выступает как объективный результат этих изменений, некое свойство или совокупность свойств объекта, доступные для измерения.
Парадокс личностного роста, как результата развития, состоит в том, что его не возможно измерить, не существует критерия, которым он может быть определен. Личностный рост не тождественен выраженности личностных свойств, достижений, навыков, умений и пр., что не исключает наличия взаимосвязи между ними. Личностный рост, как результат становления, связан с понятием психологического возраста, но не равнозначен ему.
Определение роста как результата личностного становления – это процесс сравнения особенностей субъекта с неким эталоном. Сложность изучения человека в рамках психологии заключается в отсутствии и невозможности создания универсальных норм и ступеней развития.
Характерная особенность личностного роста, как и многих процессов роста, заключается в том, что в обычных условиях его наблюдение недоступно ни для окружающих (в силу низкой скорости процесса, и того, что большая часть процессов изменения не проявляется непосредственно и имеет скорее глубинный, внутренний характер), ни для растущего субъекта (о чем будет сказано ниже).
Таким образом, личностный рост представляется нам неким абстрактным смысловым конструктом, имеющим преимущественно умозрительный характер, субъективно связываемый с теми или иными личностными изменениями.
В психологической практике, и в первую очередь на тренингах личностного роста, приходится иметь дело с двумя его аспектами: с личностными изменениями и изменениями представлений клиента о собственной личности. Ввиду того, что представления клиента о себе, как правило, не только отражают реальность, но и служат целям компенсации внутриличностных конфликтов и неприятных эмоций, эти представления зачастую являются искаженными. Иллюзии самовосприятия, связанные с защитным характером представлений клиента способствуют временному снижению тревожности, поддержке положительного эмоционального фона, ощущения благополучия, сужают сознание клиента, лишают его возможности анализа неприятных ситуаций и в долгосрочной перспективе тормозят процессы роста.
В продолжении статьи будут рассмотрены наиболее часто встречающихся в психологической практике иллюзии личностного роста. Необходимо отметить, что описанные в статье феномены, являются абстрактными представлениями и в чистом виде не встречаются. Описывая иллюзии личностного роста, мы ставим перед собой задачу определения содержания данного феномена, его причин и возможных проявлений. Мы не преследуем цели классифицировать виды иллюзий, делаем это исключительно для удобства изложения, предлагаемый перечень не является исчерпывающим и может быть расширен.
Иллюзия «обретенной мудрости». Проявляется в ощущении повышения собственных способностей, ума, интуиции, коммуникационных качеств.
Психологические тренинги, способствуя актуализации проблемных зон опыта и раскрытию их содержания, активируют защитные механизмы психики. Ввиду склонности к уходу от негативных переживаний за счет переосмысления проблемного опыта, с одной стороны, и контроля адекватности проговариваемых представлений со стороны тренинговой группы и ведущего с другой, клиенту приходится проявлять изощренность в выработке интерпретаций собственного опыта. Это может привести к отказу от прежних защит и замене их новыми, более правдоподобными и соответствующими ожиданиям группы. Выработка новой защиты способна принести состояние облегчения, может переживаться как состояние озарения, инсайт и способствует возникновению положительных переживаний по поводу жизни и собственных личностных качеств.
Иллюзия «особенного знания», проявляется в переживаниях связанных с появлением некой чрезвычайно важной, но недоступной ранее информации о собственной личности, закономерностях общения и функционирования психики. Содержательно близка к иллюзии «обретенной мудрости», с той лишь разницей, что основой построения защитных интерпретаций является информация, полученная в процессе тренинга.
Иллюзии «всесильности» и «простоты жизни». Связаны с чувством радости облегчения и радости от решения проблем или ухода от них. Переживается через ощущение простоты и легкости жизни, ощущение собственных сил и нереальности еще недавно актуальной проблемы. Ведет к утрате интереса клиента к проблемным ситуациям, предохраняя клиента от встречи с травмирующим опытом, вероятно, является проявлением неготовности клиента работать со сложными ситуациями.
Иллюзия «собственной исключительности». Переживается как ощущение себя особенным, понявшим истинную суть вещей, просветленным. Выражается в неспособности воспринять мнения, не совпадающие с собственным, нечувствительности к критике и неспособности анализировать собственные представления. Может быть связана с ситуацией небезопасности, глубинным чувством страха и травмоопасностью вытесняемых зон опыта.
Таким образом, процессы личностных изменений в группах личностного роста могут быть сопряжены с возникновением иллюзий восприятия себя и окружающего мира. Возникновение данного феномена объясняется функционированием естественных механизмов человеческой психики, обеспечивающих психологическую безопасность. Это, как правило, неосознаваемый процесс, который при определенных условиях, может быть осознан и осмыслен.
Содержание феномена личностного роста остается сегодня весьма неопределенным и неоднозначным, не существует способов объективной его оценки, и все же, психологическая практика позволяет отслеживать отдельные проявления личностной динамики и способствовать освобождению от психологических защит, более глубокому самосознанию, развитию и интеграции личности.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
 
Ответить в эту темуОткрыть новую тему
Ответов
Ann Roz
сообщение 14.4.2008, 12:13
Сообщение #2


Супер!
Group Icon

Группа: Пользователи
Сообщений: 1 380
Регистрация: 9.4.2008
Из: Москва
Пользователь №: 7 207



Да, понятие "личностный рост" туманно. Четких критериев не имеет.

КАк я определяю для себя, что это такое?
Вот есть человек и его психика. И имеет эта психика больное сознание.
Что относится к больному сознанию? Ограничивающие установки ( например, что у женщин своя женская логика, или что все мужчины козлы, или что надо всегда мыть руки перед едой, или детям нельзя слушать разговоры старших, или еще более глубокое: надо больше заботиться о том, что о тебе подумают окружающие, а не о том, что это действие в первую очередь поможет тебе позаботиться о себе). Неумение наблюдать в себе, как работает перенос и другие защитные механизмы, неумение понимать свои подлинные чувства и путать подлинные с рэкетными, не быть в контакте со своими потребностями, не уметь хвалить самого себя( люди обычно напрягаются, когда слышат похвалу в свой адрес), не умение различать разные уровни функционирования ( у нас проблемы в отношениях.. В чем у вас проблемы : в способах коммуникации, в понимании чувств своих и чувств партнера, в признании того, что у партнера могут быть такие чувства, мысли, представления, его способы проявления себя в различных ситуациях и так далее. И ведь неумение различать все это или неумения по уровням уже создают проблемы. Например, у женщины есть скрытый опыт(сценарное послание), который она получила от матери, а она от своей матери: мужчины, это существа, которых надо привлечь к себе, зачать от них детей, а потом исторгнуть его из системы, так как это лишние существа в системе. И она будет бессознательно следовать этому. Она непременно выберет мужчину, который пр свои скрытым установкам будеи\т ей подтверждать эти её установки. Они будут ругаться,она будет им постоянно недовольна, не замечая того, что можно было бы в его поведении оценить, а точнене обесценивать, и постепенно все придет к разводу с ним, по принципу " все мужики одинаковые, все они озабочены только одним, от них в семье толку мало " и прочее.),

есть еще что-то, но я устала писать и думать. Потом еще напишу.


Личностный рост для меня это когда исследуешь себя, разбираешься, почему у меня такие реакции, почему у меня такие отношения, какова у меня степень самообесценивания и обесценивания других, какие стратегии я использую в коммуникациях с мужчинами, с женщинами, в конфликтах с ними же, какие зашитные механизмы.
И после поиск новых стратегий, изменение неконстуктивных установок, понимание разных уровней, понимание того, как здоровым образом строятся отношения, коммуникации, как проходятся конфликты.


--------------------
-Когда я вернусь, пусть будет шесть часов.
- Шесть вечера или шесть утра?
- Шесть дня.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения

Сообщений в этой теме
Александр Вакуров   Личностный рост   30.11.2007, 22:45
Александр Вакуров   О ПРОБЛЕМЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОНЯТИЯ «ЛИЧНОСТ...   30.11.2007, 23:09
Ann Roz   Да, понятие "личностный рост" туманно. Ч...   14.4.2008, 12:13
Александр Вакуров   Интересно... По моему, скока людей, стока и опреде...   14.4.2008, 18:38
Ann Roz   Саша, с одной стооны так можно сказать, а с другой...   15.4.2008, 6:27
Александр Вакуров   Вот вот, ИЗМЕНЕНИЯ. Но какие? В какую сторону? Уч...   15.4.2008, 6:33
Александр Вакуров   Но существуют уникумы, которые способны совмещать ...   15.4.2008, 6:42
Ann Roz   Вот, вот. Слово ИЗМЕНЕНИЯ само по себе заманчиво. ...   15.4.2008, 7:07
Александр Вакуров   Вот вот, главное слово во всём этом - ПОСЛЕДСТВИЯ.   16.4.2008, 7:54
Ann Roz   Вот и получается, что когда ты ничего не знаешь по...   16.4.2008, 13:26
Александр Вакуров   Так и происходит в большинстве случаев. Достаточно...   16.4.2008, 13:31
Ann Roz   Так и происходит в большинстве случаев. Достаточн...   18.4.2008, 16:37
Андрей Осипов   Комментарий к термину "рост". Суть проц...   18.4.2008, 17:46
Ann Roz   Андрей Осипов, а что ты понимаешь под термином ...   21.4.2008, 11:46
Андрей Осипов   Ann Roz[b]Андрей Осипов, а что ты понимаешь под те...   21.4.2008, 15:55


Ответить в эту темуОткрыть новую тему
2 чел. читают эту тему (гостей: 2, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



- Текстовая версия Сейчас: 3.8.2025, 20:45