![]() |
Новинки в «Моих статьях» Иерархические системы в которые мы впаяны Мои чувства как МОЯ ценность Шесть этапов формирования моей картины мира |
Свежие зарисовки О пределах психотерапии Роль стыда в твоей жизни Пусть будет много песен разных! |
Новинки в «Статьях других авторов» Гештальт-терапия как практическая философия Критерии выбора быть человеком Великолепие внутри нас |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
Александр Вакуров |
![]()
Сообщение
#1
|
![]() Хозяин форума Группа: Главные администраторы Сообщений: 26 548 Регистрация: 7.9.2006 Из: Иваново Пользователь №: 1 ![]() |
Фильм о боли
Цитата Алексей МАКАРКИН Анджей Вайда снял фильм о Катыни. О польских офицерах, расстрелянных под Смоленском, и об их семьях. О преступлении и попытке скрыть его. О людях, избиравших разные жизненные пути, когда «век-волкодав» принуждал их к драматическому выбору. Когда выжившие могли завидовать погибшим, что тем уже не больно. Вайда снял фильм, а не политическую однодневку – впрочем, само предположение об обратном было бы оскорблением для великого режиссера. У него не было возможности воздействовать на братьев Качиньских, которые, видимо, в силу воспоминаний о собственном опыте жизни в просоветской Польше, стали организовывать коллективные просмотры для военнослужащих и школьников. Кстати, такое политическое действо не помогло им выиграть выборы – избиратели крупных городов Польши отказали им в доверии, отдав свои голоса оппозиции, что и решило исход кампании. Кстати, свое отношение к использованию трагедии в политических целях Вайда недвусмысленно высказал в фильме, в котором представлены два почти идентичных ряда военной кинохроники – немецкой и советской, посвященной Катыни. В этих хрониках почти одними и теми же словами противоположная сторона обвиняется в гибели поляков – эмоционально, с надрывом, с сознательной спекуляцией на боли. Если с советской стороны речь шла о заведомой циничной лжи (освященной именами академика и митрополита – они также есть на этих кадрах), то с немецкой – об особой форме цинизма, при которой преступник с видом оскорбленной невинности обличает другого преступника в совершенных тем злодеяниях. В фильме нет ни одного реально существовавшего исторического персонажа, хотя у многих есть прототипы – реально жившие люди. Генерал – не совсем Сморавиньский (хотя подходит по возрасту и некоторым подробностям биографии) и не совсем Минкевич (хотя как старший по званию именно он был командиром для офицеров в Козельском лагере). Ротмистр, почти до самой гибели ведущий записи в своей книжечке, – не «копия» майора Сольского, чей дневник стал одним из основных документов катынской драмы. Русский капитан Попов, спасающий семью польского офицера, – вовсе не живое воплощение политкорректности. Во-первых, у него, как и у других героев фильма, есть реальные прототипы, а, во-вторых, литературный предшественник – вполне приличный капитан Рыков из «Пана Тадеуша» Мицкевича, не так давно экранизированного тем же Вайдой (царского капитана играл Шакуров, а советского в «Катыни» — Гармаш). Всем героям фильма больно. Кто-то (как поручик, призванный в армию мирный конструктор спортивных самолетов) находит утешение в Боге, сжимая в руках до самого конца четки. Кого-то, как другого поручика, чудом спасшегося от гибели и сделавшего успешную карьеру в просоветской польской армии (к концу войны – уже майор!), боль, стыд и одиночество в кругу своих коллег, боящихся прослыть неблагонадежными, приводит к самоубийству. Свою боль скрывает вдова ротмистра, тихо работающая в заштатной фотостудии. Боль ощущается в гордой непреклонности вдовы генерала. На боль по-разному реагируют две сестры поручика-конструктора. Одна выбирает путь, который в церковной практике называется «акривией» — оказывая почести погибшему брату, она твердо и непреклонно идет на конфликт с системой, понимая, что ее как минимум ждет тюрьма. Другая следует «икономии», идя на компромисс с доминирующей системой, рационально полагая, что стенку нельзя пробить головой. Вайда не судит никого из своих героев (все палачи подчеркнуто обезличены и практически лишены индивидуальных характеристик, так что они не в счет). Та же сестра-конформистка принимает в школу сына погибшего в Катыни офицера, несмотря на его явную ненависть к убийцам отца; и не ее вина, что ему не приходится в ней учиться – боль к тому времени уже привела его к вооруженной борьбе с почти неизбежным трагическим концом. Здесь вспоминаешь Марека из «Пепла и алмаза», который тоже гибнет, только-только успев полюбить. Разница в том, что здесь герой так и не успевает убить перед смертью. Пока что «Катынь» демонстрировалась один раз – в Москве, в польском посольстве, в присутствии небольшого числа зрителей. Мне кажется, что люди в зале тоже испытывали боль – во всяком случае, во время сцен деловито-профессионального расстрела. Это была тихая боль, без демонстраций и истерик, после просмотра хотелось помолчать. Покажут ли «Катынь» на российских экранах? Уже звучат голоса, что нет, не решатся. Отношения с Польшей изрядно испорчены (вряд ли смена правительства приведет к их быстрому потеплению), и многие россияне до сих пор убеждены, что их соотечественников оклеветали, приписав им нацистское преступление. Представляется, впрочем, что реальность будет иной, более соответствующей теперешней стилистике, – фильм покажут, но не на основных каналах и не в прайм-тайм. Может быть, на «Культуре» — Михаил Швыдкой уже упоминал о такой возможности. И не во всех кинотеатрах, а в некоторых, для «просвещенного зрителя». В любом случае можно будет посмотреть этот фильм на DVD. А посмотреть надо – хотя бы для того, чтобы понять, почувствовать чужую боль и сопереживать ей. «Ежедневный журнал». 13.11.07 08:11 |
![]() ![]() |
Александр Вакуров |
![]()
Сообщение
#2
|
![]() Хозяин форума Группа: Главные администраторы Сообщений: 26 548 Регистрация: 7.9.2006 Из: Иваново Пользователь №: 1 ![]() |
ЭТАПЫ ПОЗНАНИЯ. Егор Булыгин
Цитата На каждой стадии развития можно выделить четыре этапа цикла роста. Это относится к любому развитию, будь то глобальный личностный рост (напр. переход на следующий уровень мировоззрения по Спиральной Динамике), понимание специализированного знания (НЛП, Маркетинг, психология отношений и т.д.) или что-то еще, что имеет свои эволюционные уровни _понимания_ вещей. 1-я стадия: Узнавание. Человек только-только узнает что-то принципиально новое (переходит на новый этап понимания чего-либо), и потому склонен понимать это "магически", т.е. брать то что известно и предполагать каким это может быть в действительности на основе того, что знает. Как правило, по большей части его предположения ошибочны, т.к. базируются на принципах знания другого порядка, которые другие по сути своей. 2-я стадия: Рефлексия. Человек только-только освоил новое знание и только-только уловил его принципы. В этот период "модель" нового знания в его сознании еще только выкристаллизовывается и обрастает опытом и примерами, и этот момент характеризуется большим количеством инсайтов, т.к. весь жизненный опыт, который ранее воспринимался через старую модель знания теперь пересматривается через новую, и это рождает новые смыслы. На этом этапе человек _очень_ сильно цепляется за новую модель (т.к. ему важно удержать и выкристаллизовать ее в сознании, чтобы она закрепилась и сохранилась), и любое знание более высокого порядка будет сводить либо к своей обретенной модели, либо, если оно не укладывается в нее - относить к старым. В этот момент человек не то что не готов к развитию дальше, более того - оно вредно ему, т.к. может помешать процессу закрепления обретенного знания (которое еще слишком слабо, чтобы быть использованным как фундамент для дальнейшего роста) и даже спродуцировать непонимание и откат назад. 3-я стадия: Интеграция. На этом этапе "скелет" модели нового знания уже выкристаллизован и вероятность отката назад минимальна. В этот период человек обладает очень сильной эмоциональной привязкой к новой модели и в поисках новой "ткани" для "скелета" применяет модель во всех контекстах, которые ему попадаются под руку. Это самый творческий период познания, характеризуемый самым большим и быстрым развитием, но не вверх, к следующей парадигме, а в плоскости обретенной парадигмы. В этот период обществу этот человек представляется фанатиком своего знания (модели), т.к. все сводит к нему и объясняет через него. 4-я стадия: Обнаружение исключений. На этом этапе человек уже не столь сильно эмоционально привязан к новой модели (можно сказать он ей "насытился"), но еще склонен многое объяснять через нее, т.к. это самая эволюционная модель из известных ему в данном контексте. В другие контексты распространять эту модель он уже не стремится, и, более того, начинает замечать свои ошибки применения и распространения этой модели. Владение моделью знания становится абсолютным, видение ее и через нее становится ясным, и периодически человек начинает обнаруживать исключения, не вписывающиеся в парадигму модели. В этот момент начинаю формироваться предпосылки к поиску нового, более комплексного и более эволюционного знания следующего порядка. Человек начинает искать и, когда находит, переходит на 1-ю стадию следующего цикла - "Узнавание". Откуда - не помню (может КУ?), проверял с несколькими людьми - с практическим опытом совпадает. |
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 16.6.2025, 23:24 |