![]() |
Новинки в «Моих статьях» Иерархические системы в которые мы впаяны Мои чувства как МОЯ ценность Шесть этапов формирования моей картины мира |
Свежие зарисовки О пределах психотерапии Роль стыда в твоей жизни Пусть будет много песен разных! |
Новинки в «Статьях других авторов» Гештальт-терапия как практическая философия Критерии выбора быть человеком Великолепие внутри нас |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
Александр Вакуров |
![]()
Сообщение
#1
|
![]() Хозяин форума Группа: Главные администраторы Сообщений: 26 548 Регистрация: 7.9.2006 Из: Иваново Пользователь №: 1 ![]() |
Евгений Фандор в своём ЖЖ разместил замечательную инструкцию по выработке взрослой части у ребёнка. Инструкцию по знакомству ребёнка с реальностью, с опасными и неприятными моментами реальности
"Нельзя" в трех сценках: Цитата Сценка первая. Сколько то там месяцев - период активного ползанья по пластунски. Манежа еще нет, потому обиталищем является раскинутый вширь диван-раскладушка. Женский персонал - жена+теща - удаляется с ехидцей поглядывая - мол, без нас тебе просто каюк. И то - надо все время сидеть рядом и отводить настырного исследователя, норовящего спикировать носом на пол. После первых пяти минут мне это дело естественно надоедает и я провожу предметный урок. До того я отбивая атаку, приговаривал - нельзя! там бах! Естественно это не приносило никакого эффекта. Потому я во время очередной атаки не стал этого делать - просто слегка прихватил за распашонку и дал событию произойти. Она ящеркой рванула с обрыва... и застыла в воздухе в тот момент, когда ее нос оказался в сантиметре от паркета. Сначала она просто висела - скованная неожиданностью. Не голосит, вижу, что физиономия морщится недовольно - положение беспомощное. Я держу. Начала выкручиваться - мол, хочу обратно, здесь чегой то не нравится совсем. Я держу. Повисела она достаточно долго - дал возможность приложить максимум старания, что б попытаться выбраться. Старалась, пыхтела - не получается. Наконец, поднимаю, кладу на диван и показывая вниз, говорю - спокойно, но четко и громко - "Нельзя! Там бах!!". Она молнией улетает к стенке, бормоча, однако - бах... бах... Сижу и наблюдаю - посидела, очухалась, снова занялась спортивными упражнениями. К краю не ползет! Проверяю - подталкиваю слегка к краю и она резко выворачивается из рук. Мол, не хочу!! Сижу, читаю - прошло полчаса. Ползает, иногда подползает к краю и осторожно, одним глазком глядит вниз. Потом стремительно отлетает обратно. Убедившись, что все путем и процесс перешел на самоконтроль, ухожу за свой рабочий стол и занимаюсь своими делами, естественно, поглядывая на нее. Так проходит еще два часа и наконец мои хозяйки возвращаются. Услышав за дверью голоса, она летит к краю - но осторожно. В этот момент дверь открывается и они входят. У них истерика: я в трех метрах, а она одна разугуливает по дивану! С тещей чуть не приступ, да и жена тоже в истерике - а!.. сдурел!! она ж убьется!!! С трудом удерживаю руки, которыми они норовят ее тут же "спасти" и говорю - а ну тихо! Смотрите на нее! А она подползла к краю, и пальцем тычет вниз, приговаривая достаточно отчетливо: бах... бах... бах... и у самой рот до ушей - докладывает о своем открытии ![]() Тут с ними уже другая истерика - своим глазам не верят. Жена все-таки поняла, а теща так и не врубилась - так и считала меня идиотом, которому ребенка нельзя доверить. Правда, большого слова ей все таки не полагалось - это она втихомолку себе под нос ![]() Сценка вторая. Года три, наверное. Сижу за столом, работаю. Подходит и нацеливается на паяльник. Говорю - нельзя, горячо. В принципе, она очень хорошо знает уже, что если нельзя, то действительно нельзя. Но понимаю, что надо это все-таки подкреплять практически и потому, когда она ручонкой хватается за паяльник (холодный), я обхватываю ее руку своей и... включаю паяльник. Она застывает в ожидании - какая-то интересная игра, что ль? А я все приговариваю - паяльник горячий, нельзя руками трогать, можно только смотреть... Она хихикает. А паяльник между тем прогревается и прогревается - и вот настает момент, когда ее нежной детской коже становится уже дискомфортно - она пытается высвободиться. А я держу - мол, чувствуй, что значит горячо... В конце концов ее припекает так, что она начинает руку выдирать уже сильно - градусов сорок-сорок пять на паяльнике и для ее руки это уже действительно жжение серьезное. Потому я отпускаю и говорю - поняла теперь, что такое горячо? Она прячет ладошку за спину и кивая, что да, поняла, улепетывает. Больше проблем нет - она никогда не хватала предметы, не оценив РЕАЛЬНО, чем это для нее закончится. С трех лет она работала ножницами - естественно, под присмотром, но я обязательно давал ей почувствовать, как колются и режутся острые предметы (ножи, инструменты). Запрет на пользование она понимала, как предостережение. То есть, что "не трогать", это в ее интересах. Иголки, например - УБЕДИЛ, что их нельзя ей пока в руки брать (под кожу загонит и это очень опасно). Но можно их изучить из моих рук. В шесть она уже спокойно шила. Сценка третья. Лет шесть, наверное. Уже все знает и умеет - и в запретном только папины инструменты, радиодетали и прочее явно ей не принадлежащее. Любит подойти и смотреть, как я работаю. Поскольку знаю, что тормоза на действие руками несколько запаздывают по сравнению с мыслью, то приучил, что б стояла с руками за спиной. Потому, что если возникнет интерес - ой, а это что за деталька такая интересненькая? - то руки пойдут раньше, чем она успеет вспомнить "это нельзя трогать!". Ну, и понимаю, что надо и насчет розеток просветить - что б фигню не засунула однажды какую нибудь. Потому предварительно делаю подготовку - она стоит и наблюдает, а я как бы про себя рассуждаю, что "здесь трогать не будем, здесь ток кусачий - кусает очень больно". Потом переключаюсь на нее - мол, знаешь про электрический ток? Она, естественно, отвечает нет и дает возможность рассказать целую сказку про то, какой он злой-презлой и что совладать с ним может только папа - даже мама и бабушка не могут с ним совладать и потому не трогают. Слушает - но по глазам вижу, что не особо заморачивается. Возраст уже нигилистический - родителям на слово уже не очень верит ![]() Тогда беру большой конденсатор - я как раз тогда очередной усилок клепал - и заряжаю его от сети. То есть, очень приличная банка с очень приличным напряжением. Вот, говорю, смотри - сейчас ты увидишь, насколько электроток злой и как сильно он может долбануть, если зазеваешься. Только, говорю, отойди на другой конец комнаты. Отходит, даже прячется за шкаф - а у самой глазенки горят. Ладно, говорю, смотри - только не пугайся, потому что ты уже предупреждена и стоишь далеко. И разряжаю эту банку - грохот действительно, как от молнии. Искры на полкомнаты сыпятся, зеленое пламя такое, что в глазах чертики мельтешат. Слышу только топот - умчалась в другую комнату и забилась в угол. Проняло! ![]() Весь день была тихая - все больше сидела и рисовала за столом и на предложение подойти, отнекивалась, что занята ![]() В общем, она поняла, что это не шуточки и хватать электричество - ни-ни. Потом объяснил, где он, этот сердитый ток, живет - в проводах, розетках. телевизоре, холодильнике крутит мотор и гудит... В общем, с "нельзя" не было никаких проблем - по крайней мере до подросткового возраста ![]() Причем, полностью осознанное _нельзя_ - и когда по какому то другому поводу следовало предупреждение "нельзя" - соответствующим голосом (обязательно!) - то срабатывало на 100%... Чао! ЗЫ: конечно, реально опасное было с самого начала убрано в недоступные места... |
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 20.6.2025, 12:39 |