Новинки в «Моих статьях»
Иерархические системы в которые мы впаяны
Мои чувства как МОЯ ценность
Шесть этапов формирования моей картины мира
Свежие зарисовки
О пределах психотерапии
Роль стыда в твоей жизни
Пусть будет много песен разных!
Новинки в «Статьях других авторов»
Гештальт-терапия как практическая философия
Критерии выбора быть человеком
Великолепие внутри нас
Треугольник Карпмана - Психотерапевт Александр Вакуров. Форум.
IPBIPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
Ответить в эту темуОткрыть новую тему
> Треугольник Карпмана
Александр Вакуров
сообщение 13.10.2008, 19:23
Сообщение #1


Хозяин форума
Group Icon

Группа: Главные администраторы
Сообщений: 26 545
Регистрация: 7.9.2006
Из: Иваново
Пользователь №: 1



Буду собирать здесь тексты разных авторов о треугольнике Карпмана

Треугольник Карпмана

Цитата
Развивая идеи Эрика Берна, Стефан Карпман в 1968 г. показал, что всё многообразие ролей, лежащее в основе «игр, в которые играют люди», может быть сведено к трем основным — Спасателя, Преследователя и Жертвы. Треугольник, в который объединяются эти роли, символизирует их связь, постоянную смену.

«Три драматические роли этой игры - Спасатель, Преследователь и Жертва - являются на самом деле мелодраматическим упрощением реальной жизни. Мы видим себя щедрыми Спасателями благодарной или неблагодарной Жертвы, праведными Преследователями нечестивых и Жертвами жестоких Преследователей. Погружаясь в любую из этих ролей, мы начинаем игнорировать реальность, как актеры на сцене, которые знают, что живут вымышленной жизнью, но должны делать вид, что верят в её подлинность, чтобы создать хороший спектакль. При этом мы никогда надолго не задерживаемся в одной роли».

Спаситель ищет, кого бы спасти, он готов отдать свои силы ради спасения другого человека, а когда силы заканчиваются, он превращается в Преследователя. Преследователь нападает на того, кого он спасал будучи спасителем, обвиняет его во всех своих бедах, и становится Жертвой. Жертва жалеет сама себя и ищет жалости у окружающих. Получив порцию жалости и сочувствия она снова берется за спасение кого-либо, и становится Спасителем. И так далее.

Что же дают человеку эти роли?

Основное занятие преследователя - нападение, скандал. Скандал дает сильные эмоции, насыщает жизнь событиями и позволяет сбросить накопившееся за день напряжение. Кроме того, он чувствует свою важность, доказав, что во всем виноваты все остальные, а он такой хороший. Это дает осознание собственного превосходства.

Жертва получает свое в виде самоунижения и самобичевания. Посокльку ее обида, как правило, поддерживается моралью общества - всегда находятся люди, жалеющие ее, сострадающие, и даже желающие ей помочь.

Спаситель, наверное, получает самое тонкое и извращенное удовольствие – он возвышается над кем-либо при помощи ощущения своей важности и нужности, решающей роли в жизни другого человека. Его жизнь наполнена смыслом - он живет ради кого-то.
Под травматической личностью мы будем иметь в виду такую личность, которая не просто сформировалась под воздействием травматического стресса, когда-то пережитого, но которая стала считать позитивными патологические изменения, происшедшие с ней, находить определенные психологические выгоды в этом, иногда даже гордиться этим.
Иногда человек начинает считать, что с ним все в порядке, и он не изменился, просто изменились все вокруг него или у него открылись глаза на окружающих. По сути дела, травматическая личность - это более или менее устойчивый набор узнаваемых черт, формирующихся под воздействием травмы, если человек не смог или не захотел проанализировать, что все-таки с ним произошло, и вместо одних, разрушенных базовых иллюзий построил другие.


ЧЕРТЫ ТРАВМАТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ:
1. Романтизм, причем в самом плохом значении этого слова. Такие люди знают, в чем счастье человечества, и ради этого готовы пожертвовать всеми, кто имеет другие представления о счастье. Здесь можно провести аналогию с фашистами. Если бы последние не имели светлых идеалов, то не смогли бы привлечь на свою сторону так много людей различного возраста и социального положения.
2. Преобладание групповых ценностей над индивидуальными. Для человека жизнь группы становится важнее, чем жизнь отдельного индивида. Следовательно, ради счастья группы, ради ее блага можно пожертвовать жизнью одного или другого человека, а также и своей собственной.
3. Стремление к саморазрушению , образующее вместе с предыдущим качеством комплекс, который можно было бы обозначить как "счастье принести себя в жертву ради групповых интересов". Песенные строчки "Все как один умрем в борьбе за это!" могли родиться и стать популярными только в травмированном сообществе.
Такое представление на самом деле имеет прямую связь с базовой иллюзией бессмертия и в какой-то степени является ее продолжением: моя смерть не важна, если дело группы живет и побеждает. Идея, что человек жив, пока жива группа, с которой он отождествляется, психологически иногда бывает очень убедительной. Именно поэтому люди с такой радостью гибнут за общественные идеалы. Таким образом они как бы обретают бессмертие.
4. Иллюзия справедливости устройства мира. Некоторые люди считают, что все зло обязательно бывает наказано, а добро непременно восторжествует. Это, как правило, слишком честные, благородные, принципиальные и справедливые люди. Правда, их честность и благородство относятся только к членам своего сообщества, а ради принципа они готовы пожертвовать и своей жизнью, и жизнью своих близких, и чужой жизнью. Павлик Морозов тоже был, по-видимому, принципиальный романтик. Девиз "не поступись принципами" очень характерен для травматической личности.
5. Иллюзия простоты устройства, мира. Согласно этой иллюзии, мир поделился на две части: "наши" и "не наши". По отношению к "нашим" применимы и честность, и благородство. "Не наши" должны быть уничтожены, так как (еще один принцип травматической личности) кто не с нами, тот против нас. Весь мир оценивается в зависимости от того, по "какую сторону баррикад" он располагается. Для них все окрашено или в черный, или в белый цвет. Третьего не дано.
Так, для женщины, подвергшейся насилию, все люди стали делиться на насильников - мужчин и жертв - женщин. На самом-то деле существует еще много других вариантов.

Еще один вопрос важен для понимания психологии травматика: любая ли личность может стать травматической?По-видимому, нет. Прежде всего, эта личность, как правило, инфантильна. Человек в этом случае не знает реальной жизни, живя в иллюзорном мире своих идеальных представлений. Он, что называется, "чист душой". Но первое же столкновение с реальностью показывает, что человек и не хочет разрушения иллюзий. Он предпочитает лишь заменить их на другие, часто противоположные, но такие же иллюзии. Это естественно, ведь в мире своих фантазий, идеалов жить гораздо уютнее, чем в непредсказуемой действительности.
Травмированный человек может играть в обществе разные роли. Часто это роли, которые называются: Жертва, Спасатель, Преследователь. Роли не всегда прямо совпадают с тем, что реально делает человек или что он реально пережил. Так, роль Жертвы может играть и человек, который действительно был пострадавшим, и человек, который на самом деле вполне благополучен. Человек действительно может работать спасателем, а может и играть роль Спасателя, лишь симулируя эту деятельность, и т. п.
Жертва. Сразу же отметим, что надо различать пострадавшего и Жертву. Пострадавший - это обозначение того, что с кем-то произошел трагический эпизод. Жертвой становится такой пострадавший, который начинает получать психологические (а иногда и материальные) выгоды от того, что он пострадал. Человек начинает играть роль.
Существует даже термин "профессиональная жертва". Все мы любим иногда напроситься на жалость, но только профессиональная Жертва делает это большую часть своего времени и получает от этого психологические выгоды. Ключевая фраза, позволяющая сразу же узнать Жертву, на вопрос, как дела, отвечает : "Как всегда, плохо".
Чем хорошо быть Жертвой, в чем ее выгоды? Жертве, как ей кажется, все все должны. Роль Жертвы - это роль безответственности. Действительно, какой с нее прок, если и так ей досталось. (Как можно от нее требовать чего-либо?) Жертву все жалеют, сочувствуют. А это часто очень приятно. Наконец, ей все прощают. Ну, конечно же, она так много переживала, что ее надо понять и простить.
Каким образом воспитывается жертва? Профессиональную Жертву создает, формирует профессиональный Спасатель. Эти роли не существуют одна без другой.
Спасатель - это человек, который всех утешает, всем приходит на помощь (даже когда его об этом не просят). Он больше всего на свете любит помогать другим


На самом деле профессиональный Спасатель, как и профессиональная Жертва, получает психологические выгоды (и не малые) от этой роли. И так же, как необходимо различать пострадавшего и Жертву, важно различать человека, который вам помогает, и профессионального Спасателя. Второй заинтересован не в том, чтобы действительно помочь, а в том, чтобы получить причитающиеся ему за его роль психологические выгоды.

Когда профессиональный Спасатель пытается делать добро тем, кто этого не хочет, он тем не менее требует благодарности. Если ее поступает недостаточно, Спасатель страшно обижается и начинает ощущать себя жертвой людской несправедливости. От такого Спасателя-Жертвы можно часто услышать "Я не ем, не сплю, делаю всем добро, а получаю в ответ только черную неблагодарность".
Иногда Спасатель может превратиться в Преследователя. Особенно когда он пытается сделать другому "хорошо" насильно.
Соловейчик М.Я., Спасательство // в Сб.: Мастерство психологического консультирования, под ред. Бадхен А.А. и Родиной А.М., СПб, «Европейский Дом», 2002 г., с. 11, 74-75.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Александр Вакуров
сообщение 13.10.2008, 19:25
Сообщение #2


Хозяин форума
Group Icon

Группа: Главные администраторы
Сообщений: 26 545
Регистрация: 7.9.2006
Из: Иваново
Пользователь №: 1



Треугольни к Карпмана
Цитата
Нет ничего деструктивнее «спасательства». Именно спасатели в семейной жизни воспитывают беспомощных, безответственных потребителей (в худшем смысле этого слова). В обществе они же создают комфортные условия для безответственных и ленивых людей. Спасатели выполняют чужую работу, защищают обиженных, сажают себе на шею тунеядцев, направляют на путь истинный заблудших. При этом они могут считать, что совершают благое дело, борются за справедливость, охраняют эмоциональное благополучие людей. Но спросите их: для чего они это все делают? Зачем это им нужно? Наверняка вы получите взрыв негодования, презрение или набор высокопарных фраз.
На самом деле, совершая все эти «благодеяния», спасатели преследуют единственную, часто не осознаваемую, цель – стоять «над», управлять, контролировать и чувствовать свою значимость. Решение чужих проблем дает возможность реализации невротических потребностей в любви, власти, контроле и доминировании одновременно. Удовлетворяя эти потребности, спасатели не замечают, что при этом лишают других людей веры в свои силы, грубо попирают их психологические границы, навязывают им свою систему ценностей и таким образом делают их зависимыми. Спасателям нужны несчастные и беспомощные, им нужны жертвы, потому что без них невозможно будет осуществить свою потребность во власти, контроле и в «заслуженном» ожидании благодарности, то есть подтверждения своей значимости. А для этого наилучшим образом подходит партнер зависимый.
Человек, не имеющий пристрастия к «спасательству», услышав призыв о помощи, придет и научит «ловить рыбу». Спасатель, напротив, часто бросается на помощь даже тогда, когда его не просят, лишая человека гордости за победу. При этом он будет давать готовую «рыбку» каждый раз, слишком беспокоясь за другого, чтобы затруднить его ловлей.
Спасатель – это человек, наполняющий свою жизнь, свою значимость за счет эгоистического использования беспомощности других, но при этом верящий, что живет только для них, что он альтруист. Это его возвышает. Спасатель – всегда над спасаемым: он сильнее, мудрее, проворнее.
Однажды женщину-спасателя спросили: «Если те, кто окружает тебя, станут самостоятельными, ответственными, успешными, счастливыми, что ты тогда будешьо делать? Кого ты будешь мирить? Кого ты будешь вытягивать из несчастий?» Она долго не находила ответа. Тогда её спросили: «Как ты будешь чувствовать себя среди успешных людей?» Она ответила: «Что я там буду делать? Мне будет скучно».
Вторая роль в треугольнике спасательства – это жертва. Та самая, которую надо спасать. Жертва беспомощна, несчастна, а также безответственна и лишена желания стать успешной, а потому, сколько её не спасай, она все равно находит возможность оставаться несчастной. Еще бы! Ведь стать успешной – это значит активно действовать для разрешения своих проблем, взять на себя ответственность за ошибки и неудачи. А главное, тогда никому не придет в голову пожалеть.
Это свойство жертвы лежит в основе того, что спасатель после бесплодных попыток «образумить» безответственного опекаемого сам начинает чувствовать себя жертвой, а «подопечного» воспринимает как источник наказания и неприятностей, то есть как преследователя. Его раздражение нарастает, и когда гнев, наконец находит свой выход, спасатель, обернувшийся жертвой, начинает тайно или явно мстить спасаемому: он говорит ему обидные слова, унижает, подвергает другим карательным воздействиям.
На этом витке отношений теперь уже спасатель превращается в преследователя. Это – третья роль в треугольнике спасательства. Наказанный спасаемый становится еще более несчастным, чем прежде, и всячески «сигнализирует» об этом спасателю.. Спасатель же, насытившись праведным гневом, вновь готов вернуться к исходной роли.
Перебегая из одного ролевого угла в другой, спасатель всегда находится «над» спасаемым, даже в тот период, когда чувствует себя жертвой. Ведь он так благороден, так альтруистичен! На самом деле спасатель всегда наполнен гневом и бессознательным стремлением к разрушению. Он не хочет позволить спасаемому стать по-настоящему успешным и лишить себя тем самым власти над ним, потеряв вместе с ней и смысл своего существования.

Такова сущность спасательства. Именно по такому принципу на протяжении многих лет строятся отношения между мужем и женой алкоголика, матерью и взрослым непутевым сыном, пьющими родителями и служащими социальной помощи и т.п.(с)

Tags:созависимость
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Александр Вакуров
сообщение 13.10.2008, 23:26
Сообщение #3


Хозяин форума
Group Icon

Группа: Главные администраторы
Сообщений: 26 545
Регистрация: 7.9.2006
Из: Иваново
Пользователь №: 1



Мой текст по треугольнику Карпмана
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Александр Вакуров
сообщение 28.2.2009, 20:30
Сообщение #4


Хозяин форума
Group Icon

Группа: Главные администраторы
Сообщений: 26 545
Регистрация: 7.9.2006
Из: Иваново
Пользователь №: 1



Треугольник, в который лучше не попадать


Цитата
С точки зрения геометрии любовный треугольник может сложиться лишь в том случае, если один из углов тупой.

В отношениях иногда складывается «любовный треугольник». Тем, кто в него попал, не позавидуешь, потому что выруливать из него очень и очень непросто.

Но гораздо чаще в отношениях складывается так называемый треугольник Карпмана (модель коммуникации, описанная в социальной психологии). Попадают в этот треугольник время от времени практически все. А вот знают про него немногие.

А лучше бы про него знать, потому что проблем от это треугольника зачастую даже больше, чем от любовного.

Итак, знакомьтесь: «Треугольник Карпмана»

В главных ролях: «Жертва», «Преследователь» и «Спаситель».

Сюжетная линия:

Акт 1: «Жертва» ищет «Спасителя», на которого пытается скинуть ответственность за решение своих проблем. Если «Жертве» это удается, то ловушка захлопнулась – треугольник образовался.

Акт 2: «Жертва», проблемы которой не решаются, превращается в «Преследователя», и начинает искать виновных в том, что жизнь не удалась. Виновным, конечно же, оказывается бывший «Спаситель», на которого и обрушивается гнев и нападки бывшей «Жертвы».

Акт 3: Бывший «Спаситель», ставший «Жертвой», недоумевает, как же так он оказался козлом отпущения в этой ситуации.

Мораль: Если вам предлагают стать спасителем, то, скорее всего для того, чтобы было кого потом обвинить в случае неудачи. Поэтому трижды подумайте, прежде чем брать на себя ответственность за чужие проблемы.

Рассмотрим на примерах, как это происходит в жизни:

Непослушный ребенок

В семье Петровых – беда. Ребенок перестал слушаться родителей. «Совсем от рук отбился. Может, вы подскажете, как его приструнить?», - с надеждой обращается семья Петровых к семье Сидоровых. Две роли уже определились: ребенок – «Преследователь», родители – «Жертва».

«Да пороть его нужно, как сидорову козу, - восклицает семья Сидоровых, беря на себя роль «Спасителя», - давно уже пора было. И нечего с ним цацкаться, мы вам гарантируем, пару раз отлупите, и будет как шелковый!»

После порки Петров-младший убегает из дому. Петровы ищут, кого бы обвинить в происшедшем. Само собой, виновными в их глазах оказываются Сидоровы. В праведном гневе они начинают ходить по всем знакомым и жаловаться: «А представляете, что нам Сидоровы посоветовали?»


Разбитая любовь

«Я видела, как он ее целовал… а после кафе, они сели в такси и куда-то поехали…», - ваша подруга, похоже, совсем никакая, рыдает у вас на плече, рассказывая, какой мерзавец ее бой-френд. Сквозь слезы также начинает проступать ее требовательное: «Скажи, что мне теперь делать?»

В порыве праведного гнева вы уговариваете ее послать парня ко всем чертям. Парень само собой уходит, правда не к чертям, а к той самой девице, из-за которой и разгорелся весь сыр-бор.

Через несколько дней вы с удивлением обнаруживаете, что именно вы виноваты в том, что ваша подруга осталась одна. По крайней мере, в этом убеждена она и большинство ваших общих знакомых, которым она уже успела выплакать свою версию происшедшего.


Деловое соглашение

«У нас бухучет налажен из рук вон плохо», - жалуется директор компании менеджеру по внедрению бухгалтерской системы. «Не волнуйтесь, мы гарантируем, что через 3 месяца у вас все будет в порядке», - обещает менеджер, чувствуя себя прямо таки спасителем в этой ситуации.

«Очень приятно, что решение этой проблемы вы целиком берете на себя», - радостно восклицает директор, подписывая контракт. Менеджеру при этих словах становится как-то неловко объяснять, что ответственность за результат лежит также и на компании заказчика. Эта «стеснительность», разумеется, через некоторое время выходит боком.

Внедрение началось. Заказчик, не ожидавший, что ему самому необходимо изрядно попотеть для достижения результата, в возмущении: «Наобещали с три короба, а теперь всю работу перекладывают на нас, результата нет и не видно».

Став «Преследователем», он обзванивает всех своих знакомых бизнесменов и отговаривает их пользоваться услугами этой IT-компании.


Кашемировое пальто

Ваша подруга собирается в магазин за новой зимней одежкой и просит вас помочь в ее выборе. Оказавшись в магазине, вы, ориентируясь на свой вкус, уговариваете ее купить ярко-красное кашемировое пальто: «Точно тебе говорю, не сомневайся, в нем ты выглядишь великолепно! Покупай!».

На следующий день оказывается, что муж вашей подруги, да и все в его семье, не выносят ярких цветов. Подруга в слезах. Деньги выброшены на ветер. Кого винить? Ну, конечно же, не себя!

«Дура я была, что послушала совета этой стервы», - с плачем будет она названивать в ближайшие дни вашим общим знакомым, рассказывая, какой вы нехороший человек.

Если вы таким же образом помогли ей купить не шубку, а автомобиль, то претензии к вам увеличиваются в пропорционально стоимости автомобиля.


По факту во всех этих историях «Жертва» не такая уж и жертва, а скорее опытный манипулятор, вешающий на других ответственность за свою жизнь. А сочувствия скорее заслуживает «Спаситель», которому в большинстве случаев уготовлена участь козла отпущения, если вдруг что-то в жизни так называемой «Жертвы» пойдет не так.

В чем же основная ошибка «Спасителя»? Один американский менеджер ответил на этот вопрос следующей метафорой:

Остерегайтесь «обезьян»! Каждый сотрудник, входящий в Ваш кабинет, приводит с собой толпу «обезьян» – больших и маленьких проблем, которые он хочет с вами обсудить. В действительности же он хочет только одного: пересадить «обезьян» со своих плеч на ваши, чтобы вместо него с ними мучались вы. Остерегайтесь этого! Следите за тем, чтобы каждый входящий получил всех своих «обезьян» назад...


Совет совершенно верный. Как бы ни хотела «Жертва» спихнуть ответственность за решение своих проблем на вас, ваша задача – вернуть эту ответственность обратно. Что часто бывает очень непросто, так как хватка опытной жертвы во многом подобна хватке бульдога – вцепившись в кого-либо, она не мытьем так катаньем, но добивается своего.

Поэтому полезно знать приемы, которые помогают с минимальными потерями выруливать из подобных ситуаций. Как минимум вы можете использовать следующие техники:


Прямой отказ

«Слушай, твоя жизнь – это твоя жизнь. И я считаю себя не вправе в нее вмешиваться. Поэтому решай сама, как ты выбираешь жить дальше…»

Вы прямо и открыто говорите человеку, что не намерены решать за него его проблемы. Такой вариант хорошо подходит для деловых и не очень близких отношений.

Так, в случае с «непослушным ребенком» семья Сидоровых вполне могла бы ответить: «Ничем здесь вам помочь не можем. Воспитание ребенка дело сугубо индивидуальное, и мы не хотим вмешиваться в ваши семейные неурядицы. Решать эту проблему должны именно вы»


Помоги не советом, а энергетикой

Очень часто человек становится на позицию жертвы только потому, что он упал духом, у него не хватает собственных сил и энергии на то, чтобы самостоятельно принять решение.

Если так, то разумно помогать не советом, а энергетикой. Взбодрите человека, разбудите в нем желание действовать, что-то менять!

В примере с «разбитой любовью» можно было бы взорваться следующими словами: «Ну, ты что здесь маленькой притворяешься?!!! Сама что ли не можешь решить, как в такой ситуации поступать?!!! Уже давно не в первый класс ходишь! Так что давай! Включай мозги! И думай сама! Уверена, у тебя получится! Действуй! Вперед!»

На эмоциональном подъеме после таких слов ваша подруга сама сможет решить, как ей быть со своим бой-френдом. И соответственно перестанет вешать эту проблему на вас.

Этот прием, с одной стороны подстраховывает вас от возможных претензий со стороны жертвы, а с другой, позволяет реально помочь близкому вам человеку тем, что ему действительно нужно – своей энергетикой!


Перевести стрелки

Если жертва требует от вас решения своей проблемы, то можно мягко дать ей понять, что она обратилась не по адресу и перевести стрелки на другого человека, который лучше, чем вы, подходит на роль «спасителя» в этой ситуации.

«Знаете что, попробуйте сходить к семейному психотерапевту. Он лучше, чем мы подскажет, что делать с трудным подростком», – после такого предложения Сидоровых, Петровым уже трудно настаивать на том, чтобы именно Сидоровы решали их проблему.

«Давай отложим это пальто. А завтра заедешь с мужем, и пусть еще он выскажется, нравится ему этот фасон или нет. В конце концов, ведь именно он дает деньги на эту покупку», - разумный совет, который убережет и вас, и подругу от возможных проблем в ситуации с «кашемировым пальто».

Здесь очень важно переводить стрелки аккуратно, то есть на правильных людей. Другой человек вряд ли скажет вам спасибо за свалившиеся на него проблемы жертвы, если решение их не в его компетенции.


Косвенные советы

Обычный совет нередко воспринимается как прямое указание к действию, что дает потом «Жертве» моральное право обвинить вас в неудаче. Косвенный совет – это просто дополнительная информация, оформленная в виде истории из жизни других людей, на основе которой жертве самой необходимо принять решение.

«А вот Ивановы, когда их младший начал хулиганить, так они ремнем его начали воспитывать. И помогло. Через неделю уже вел себя как шелковый. Не уверены, что это самое лучшее решение, но если вам кажется, что оно сработает, то попробуйте», - дав совет в такой форме, Сидоровы защищают себя от возможных обвинений со стороны Петровых в будущем.

«Одна моя подруга, ты ее не знаешь, когда ее парень загулял с другой, так она ему такой скандал устроила! Чуть стекла не повылетали! И знаешь, он к ней проникся таким уважением и любовью, что теперь они живут не разлей вода. Если ты думаешь, что с твоим бой-френдом такое прокатит – то можешь попробовать. Но будь осторожна, у другой моей знакомой после такого парень вообще ушел», - еще один пример косвенного совета в случае с «разбитой любовью».

Так что, если хочется сделать так, чтобы «и волки были сыты, и овцы целы» (то есть хочется и дать совет, и оставить ответственность за окончательное решение на «Жертве»), то советуйте не прямо, а косвенно.


Заключение договора о распределении ответственности
Прием, который традиционно используется в бизнесе: заключается контракт, в котором четко прописана ответственность каждой стороны. После этого, какие либо взаимные претензии возможны только в случае, если они были заранее оговорены.

Если бы менеджер по внедрению бухгалтерской системы сразу же в контракте указал ту часть работ, которая ляжет на плечи заказчика, то потом у директора компании не было бы повода для недовольства.

Или еще пример: если репетитор обещает подготовить школьника к экзаменам, то он рискует попасть в треугольник Карпмана. В случае неудачи, именно его обвинят в плохой работе. Поэтому ему важно заранее оговорить ответственность родителей: следить, чтобы их чадо выполняло домашние задания, чтобы у ребенка были все необходимые учебники и т.д.

Заключая договор о распределении ответственности, вы четко даете понять «Жертве», что вы помогаете ей только в том объеме, который указан в контракте. Оставшуюся работу для достижения результата, вы возвращаете на плечи «Жертвы», заставляя ее саму, активно участвовать в решении проблемы.

Следует помнить, что «треугольник Карпмана» - это только модель. И как всякая модель, она описывает реальность только приблизительно. Иногда люди просят вашего совета не потому, что хотят повесить на вас ответственность за результат, а потому что им нужна дополнительная информация.

Внимательно смотрите на мир. Если человеку нужно просто ваше мнение – то дайте ему ваш совет. Но если вы видите, что человек на самом деле хочет «пересадить на ваши плечи своих «обезьян»» - то не попадайтесь в эту ловушку.

Пореже оказывайтесь в этом треугольнике. Поверьте – вам там не место. Вы заслуживаете лучшего!


Сергей Шипунов
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Александр Вакуров
сообщение 19.3.2009, 19:50
Сообщение #5


Хозяин форума
Group Icon

Группа: Главные администраторы
Сообщений: 26 545
Регистрация: 7.9.2006
Из: Иваново
Пользователь №: 1



Мои тексты по мотивам работ Эрика Берна
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Александр Вакуров
сообщение 29.8.2009, 18:04
Сообщение #6


Хозяин форума
Group Icon

Группа: Главные администраторы
Сообщений: 26 545
Регистрация: 7.9.2006
Из: Иваново
Пользователь №: 1



Берновская игра Фандора

О психологических играх
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Dmitry
сообщение 24.1.2013, 10:50
Сообщение #7


Путешествие начинается!
**

Группа: Пользователи
Сообщений: 14
Регистрация: 17.1.2011
Пользователь №: 13 385



Я так понимаю, на уровне государств это тоже может работать.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Александр Вакуров
сообщение 24.1.2013, 21:07
Сообщение #8


Хозяин форума
Group Icon

Группа: Главные администраторы
Сообщений: 26 545
Регистрация: 7.9.2006
Из: Иваново
Пользователь №: 1



Дмитрий, можешь подробнее? С примерами?
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Dmitry
сообщение 24.1.2013, 22:44
Сообщение #9


Путешествие начинается!
**

Группа: Пользователи
Сообщений: 14
Регистрация: 17.1.2011
Пользователь №: 13 385



Есть какоето интуитивное ощущение, что кто то использует этот механизм в глобальной плитике, переодически запуская "жертву". Ну например - проблемы в ливии которую обозвали агрессором, обернулась жертвой. Проблемы в жертве ливии сформировали поток беженцев, которы ломанули в направлении стран, воевавших с нею. Теперь имигрировавшие жертвы оборачиваются по отношению к бывшим агрессорам, той же например франции - агрессорами, требуя от франции жизненных благ и уже не только на словах требуя. Израиль-палестина - жертва и агрессор меняются местами постоянно. Добрый дядечка ООН пытается их "померить". Смотрим в прошлое -Америка СССР Афганистан. Цветные революции тоже по этому сценарию. Стране внушается, что она жертва, жертва ищет спасителя. Спаситель становится агрессором. Спаситель давит и бывшего агрессора и бывшую жертву и держит эту парочку под контролем, периодически меняя их роли местами, сталкивая их. Где то так.
Где то была фраза "В войне двух сторон обязательно есть третий невидимый инициатор, который и получает все дивиденты от войны". Может по этому механизму?
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Александр Вакуров
сообщение 24.1.2013, 23:31
Сообщение #10


Хозяин форума
Group Icon

Группа: Главные администраторы
Сообщений: 26 545
Регистрация: 7.9.2006
Из: Иваново
Пользователь №: 1



Да, хорошо написал.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Koska
сообщение 26.1.2013, 19:54
Сообщение #11


Как хорошо вместе...
Group Icon

Группа: Пользователи
Сообщений: 367
Регистрация: 1.4.2012
Из: Одесса
Пользователь №: 13 625



Про ООН: "добрый дядечка" - это внешнее, как раз то впечатление, которое и надо произвести и которое "даёт добро" на "установление демократии")) Плата - рынки сбыта, инфантильность и управляемость в масштабах государств.
Да, интересую тему поднял. Спасибо smile.gif
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Dmitry
сообщение 7.2.2013, 10:33
Сообщение #12


Путешествие начинается!
**

Группа: Пользователи
Сообщений: 14
Регистрация: 17.1.2011
Пользователь №: 13 385



Хорошо. Вот есть этот треугольник. Он является дегенеративной моделью поведения. Но ведь по идее существует и позитивная модель треугольника. Размышляя пришел к возможности следующей связки: учитель-ученик-свидетель(вдохновитель).
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Dmitry
сообщение 7.2.2013, 10:43
Сообщение #13


Путешествие начинается!
**

Группа: Пользователи
Сообщений: 14
Регистрация: 17.1.2011
Пользователь №: 13 385



Учитель показывает, ученик запоминает и повторяет, свидетель констатирует факт наличия в учителе нужных навыков, которые ученику стоит перенять. Ученик запоминает, скорее всего синтезирует что то новое, если работает с полученными навыками как творческая личность, это может быть замечено и учителем и свидетелем. Кто из них первый засвидетельствовал, тот становится вдохновителем. Вдохновляя себя переходит в разряд ученика, вдохновляя учителя, переводит его в разряд ученика. Т.е. учитель - человек сформировавший новый навык и имеющий возможность проявить его при остальных, ученик - человек, востребовавший полезный навык и применивший к нему творческий полдход, свидетель(вдохновитель) - человек, заинтересованный в проявлении новизны в их тесном кругу и внимательно наблюдающий за возниконовением онной. С другой стороны, человек, который тупо скопировал навык учителя не преобразив его своим творчеством, не ассимилировав под свою психику, учеником не является, ибо не создал ничего нового. подмастерье повидимому. Свидетель не является свидетелем ,если ему безразлично развитие группы. Учитель не учитель, если он не может передать свой навык на уровне, доступном для повторения и что очень важно - творческого повторения окружением.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Dmitry
сообщение 7.2.2013, 10:52
Сообщение #14


Путешествие начинается!
**

Группа: Пользователи
Сообщений: 14
Регистрация: 17.1.2011
Пользователь №: 13 385



Это, похоже, в первую очередь работает в любознательном человеке, как личностное развитие.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Koska
сообщение 7.2.2013, 20:39
Сообщение #15


Как хорошо вместе...
Group Icon

Группа: Пользователи
Сообщений: 367
Регистрация: 1.4.2012
Из: Одесса
Пользователь №: 13 625



Цитата(Dmitry @ 7.2.2013, 10:43) *

Учитель показывает, ученик запоминает и повторяет, свидетель констатирует факт наличия в учителе нужных навыков, которые ученику стоит перенять. Ученик запоминает, скорее всего синтезирует что то новое, если работает с полученными навыками как творческая личность, это может быть замечено и учителем и свидетелем. Кто из них первый засвидетельствовал, тот становится вдохновителем. Вдохновляя себя переходит в разряд ученика, вдохновляя учителя, переводит его в разряд ученика. Т.е. учитель - человек сформировавший новый навык и имеющий возможность проявить его при остальных, ученик - человек, востребовавший полезный навык и применивший к нему творческий полдход, свидетель(вдохновитель) - человек, заинтересованный в проявлении новизны в их тесном кругу и внимательно наблюдающий за возниконовением онной. С другой стороны, человек, который тупо скопировал навык учителя не преобразив его своим творчеством, не ассимилировав под свою психику, учеником не является, ибо не создал ничего нового. подмастерье повидимому. Свидетель не является свидетелем ,если ему безразлично развитие группы. Учитель не учитель, если он не может передать свой навык на уровне, доступном для повторения и что очень важно - творческого повторения окружением.

Ух ты! Молодцааа!

И ученик становится для своего учителя - учителем, побуждая его развиваться и двигаться дальше.

Читая о свидетеле, поймала себя на мысли, что якобы прнимаю (хотя я абсолютно не знакома с этим явлением), что могли иметь в виду "Свидетели Иеговы", называя себя так.


Мне интересна система как явление. А насчёт "треугольников", я думаю, что основное - это признак здоровья системы и её участников. Треугольник Карпмана - признак "программирования", сценарный.

А ученичество и учение может быть как сценарным, так и осознанным.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Dmitry
сообщение 9.2.2013, 6:06
Сообщение #16


Путешествие начинается!
**

Группа: Пользователи
Сообщений: 14
Регистрация: 17.1.2011
Пользователь №: 13 385



"Свидетели И" это отдельная тема. И это лучше выяснять с ними. Как по мне, так любой социальный бизнес имеет более высокий шанс на успех, если выбирает более громкий и замудрёный лейбл.

Похоже выход из треугольника Карпмана происходит через потребность в новизне.

Сценарное вряд ли. Еще раз критерий истинного учителя из этой беседы - его научение можно обновлять и творчески перерабатывать, причем это будет комфортно и интересно. Критерий ученика - он может творчески переработать получчаемый материал и выдать новый уникальный результат.

Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Александр Вакуров
сообщение 9.2.2013, 10:46
Сообщение #17


Хозяин форума
Group Icon

Группа: Главные администраторы
Сообщений: 26 545
Регистрация: 7.9.2006
Из: Иваново
Пользователь №: 1



Дима, замечательно! Но почему - треугольник? Из всего многообразия комбинаций бесконечного количества человеческих проявлений - лишь три позиции?
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Dmitry
сообщение 9.2.2013, 12:55
Сообщение #18


Путешествие начинается!
**

Группа: Пользователи
Сообщений: 14
Регистрация: 17.1.2011
Пользователь №: 13 385



Саша, да скорее всего размышления пошли из темы треугольника. Кстати, с Днем Рождения! Если лывжурнал ничего не путает. Поэтому и три. Буду поразмышлять. Чувствую нечто неозвученое, попробую вытащить на слова. Делать дело всеравно лень )

Ограничу пространство:
Два варианта динамического будущего - эволюция, деградация.
Три варианта человеков - позитивист, негативист, мудрый.
Четыре варианта пространства взаимодействий - личность, пара, тройка и много.
Варианты приложения и перераспределения сил... здесь математика. точка, линия, плоскость, объем.


Для анализа нужен взгляд со стороны. Два туповатых объекта, втянутые в эмоционально зависимые отношения не могут дистанцинироаться из своих отношений и не могут адекватно оценивать общий совместных итог отношений. Туповатостью тут называю заклинивание на сверхидее. Поэтому туповатым может быть и учитель в момент задалбывания нерадивого ученика. Просто попал на фикс-идею и ожидает фикс-результата. А ученик чувствует это требование сверхрезультата и отзеркаливает снижением логичности и заинтересованности в верном ответ. ТУповатость двоих равноправных приводит к отношениям типа "линия". Что в плане дай-забери очень сильно напоминает маятник. Вывод - взгляд со стороны нужен. Для этого нужно что бы один из двоих был мудр и искал во взаимоотношениях следующую идею для перевода отношений на более высокий (низкий) уровень. Если такого мудрого нет, то для выхода нужен третий туповатый smile.gif Который если не выведет на новый уровнь, то хотя бы изменит линейность маятника ну хотя бы в зигзаг, переведя вектор туповатости одного из участников на себя. а это уже плоскость. В плоскости может быть множество треугольников. Любой выпад двоих из под надзора свидетеля тут же выбрасывает эту пару из плоскости и переводит их в линейность и при наличие взаимных притензий - в маятник. Ух ты. Фактически в коллективе любой переход пары на личности тут же выбрасывает их из общего делопроизводства. Т.е. однозначно теряем двух работников, пока они там тупят. В школе допускают ошибку, когда к двоешнику приставляют одного отличника? надо двоих?
Плоскость. Плоскость может содержать в себе множество людей, но они должны быть завязаны друг на друга. И пока во внимании несколько человек - ты в плоскости. На плоскости люди объединяются через элементы взаимодополнения или взаимоподавления. Адекватность самоопределения в группе? Не здесь ли феномен влюбленности, когда человека клинит на другом, он выпадает из плоскости в линию. Плоскость его теряет. Коллектив видит человека, но толку от него ноль. А если влюблен в человека не из этой плоскости, то выпадение 100%, он становиться по отношению к плоскости точкой. Уровень эгоизма. На плоскости люди объединены свидетелями личностных отношений. Свидетели удерживают плоскость от распада при отсутствии высшей объединяющей идеи для плоскости? Хм. Заговоры, подставы и прочая в коллективе являются важной частью жизни группы? Кто высший свидетель? Начальник? Кстати, да. На его уровне чаще всего рушаться возникающие личностные конфликты. Но здесь уже разговор об объеме. Начальник из более высокой плоскости.
В коллективе плоскостей много- объем. Похоже, что градацию по плоскостям проще всего вести от должностных обязательств и личной ответсвенности. В объеме крупного коллектива для каждой плоскости уже есть пассивная высшая объединяющая идея - выйти на более высокую плоскость. А могут ли плоскости создавать пару отношений? )
Такс. Захотелось творчества. Закругляюсь.
Вывод - треугольник, младшая ступень для удержания коллективных отношений, первый уровень отношений, позволяющий разнообразие. Пара со временем распадается из-за усталости от обыденности внутренних реакций и пресыщения однотипностью жизни.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Dmitry
сообщение 9.2.2013, 13:11
Сообщение #19


Путешествие начинается!
**

Группа: Пользователи
Сообщений: 14
Регистрация: 17.1.2011
Пользователь №: 13 385



А если к линии добавить еще одно качество - векторность, то уже можно вычислять направления
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения

Ответить в эту темуОткрыть новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



- Текстовая версия Сейчас: 23.4.2024, 21:05