![]() |
Новинки в «Моих статьях» Иерархические системы в которые мы впаяны Мои чувства как МОЯ ценность Шесть этапов формирования моей картины мира |
Свежие зарисовки О пределах психотерапии Роль стыда в твоей жизни Пусть будет много песен разных! |
Новинки в «Статьях других авторов» Гештальт-терапия как практическая философия Критерии выбора быть человеком Великолепие внутри нас |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() ![]() |
![]() |
Александр Вакуров |
![]()
Сообщение
#1
|
![]() Хозяин форума Группа: Главные администраторы Сообщений: 26 548 Регистрация: 7.9.2006 Из: Иваново Пользователь №: 1 ![]() |
Кризис. Личностный кризис.
Как сказал на своём вчерашнем выступлении профессор кафедры психологии М.В. Уткин: Кризис это всегда утрата:
Так вот, всё это у меня сейчас есть. Очень многие смыслы сейчас утеряны. Ну, нельзя сказать, что утеряны - они пересматриваются. Огромная система ценностей сейчас разваливается по кускам, приходится и её пересматривать, проверяя их и по отдельности и во взаимосвязи. Системы коммуникации НАСТОЛЬКО меняются, что даже трудно предположить, во что это выльется дальше. Вы спросите: "И что?!", "Что дальше?!" Я смотрю в будущее с воодушевлением. И вдохновением. Немного со страхом, как это и должно быть. Но - даже с восторгом и конечно с любопытством. И благодарен каждой секунде прожитой жизни. |
utkin |
![]()
Сообщение
#2
|
![]() Ценнейший кадр форума Группа: Пользователи Сообщений: 1 020 Регистрация: 7.6.2007 Пользователь №: 1 160 ![]() |
Я не профессор, но тоже utkin, волею судеб.
Кризис это всегда стирание сцаной тряпкой всего что ты знал, что было тебе наиболее ценно, за что держался в жизни. А потом - удивляясь наблюдать живость живого, если хватит сил до этого дотерпеть. -------------------- Ничто не может считаться более явным признаком умопомешательства, чем повторение одних и тех же действий в надежде получить разные результаты.
Альберт Эйнштейн. |
Александр Вакуров |
![]()
Сообщение
#3
|
![]() Хозяин форума Группа: Главные администраторы Сообщений: 26 548 Регистрация: 7.9.2006 Из: Иваново Пользователь №: 1 ![]() |
Очень точно, Ут.
Вот так и живём. Живы-ы-е! ![]() |
Александр Вакуров |
![]()
Сообщение
#4
|
![]() Хозяин форума Группа: Главные администраторы Сообщений: 26 548 Регистрация: 7.9.2006 Из: Иваново Пользователь №: 1 ![]() |
Цитата Кризис – это настойчивое требование изменений, вызванное острой нехваткой ресурсов. Это конфликт между структурой и мощностью потока (благодати, вещества, информации, энергии, денег) внутри, которого она развивается. Экономический кризис неизбежно влечет за собой изменение социальной реальности и требует от человека формирования новых навыков социальной адаптации. Комплекс этих навыков может быть назван Персоной. Персона эффективна не только тогда, когда она согласуется с социальной реальностью, но и с сущностным ядром личности человека. Важно что бы человек в процессе социальных взаимодействий не разобщался с правдой относительно своих чувств и переживаний. Это дает ему возможность адекватно тестировать себя и реальность. В противном случае персона мешает тонко чувствовать тенденции, которые получают развитие в реальности. Она искусственна, утомительна и поддерживается за счет деформации человеческого естества, что нередко заканчивается болезнями. Изменение социальной реальности, вызванное кризисом экономическим, вызывает кризис личностный. Личностный кризис (в том числе кризис среднего возраста, кризис идентичности, кризис семейных отношений) развивается тогда, когда привычная структура личности утрачивает комплементарность внутренней и внешней реальности и не может более поддерживаться ресурсами биологической и психологической адаптации из-за их истощения. Причем этот кризис может принимать совершенно различные формы. Человек может не отдавать себе отчет в том, что структура социальной реальности меняется, и изо дня в день воспроизводить привычный уклад мыслей и жизни. Тем не менее, расхождение и рассогласование с ней может заявлять о себе по разному. Дело в том, что меняются не только рационально постигаемые параметры социально-экономической реальности (цены, отношения между работниками и работодателями, между властью и хозяйствующими скбъектами). Изменяется само социальное пространство и время. А эти изменения далеко не каждый человек способен рационально осмыслить. Как на это реагирует психика? Как меняется субъективное восприятие времени? Как ощущается насыщенность времени событиями и смыслами? Как меняется режим дня? Как меняется сон? Как меняется общий тонус? Как меняется связанность сознания? Как меняются предпочтения? Как меняется способ установления причинно-следственнных связей между событиями? Как меняется отношение к перспективам? Как меняется отношение к прошлому? http://community.livejournal.com/psy_pro/1310622.html#cutid1 |
Александр Вакуров |
![]()
Сообщение
#5
|
![]() Хозяин форума Группа: Главные администраторы Сообщений: 26 548 Регистрация: 7.9.2006 Из: Иваново Пользователь №: 1 ![]() |
|
Александр Вакуров |
![]()
Сообщение
#6
|
![]() Хозяин форума Группа: Главные администраторы Сообщений: 26 548 Регистрация: 7.9.2006 Из: Иваново Пользователь №: 1 ![]() |
Литература и пресса о Кризисах Среднего Возраста
Цитата Вот список источников, освещающих тему кризисов. Собственно, книг именно про КСВ не так-то много. В данном списке почти в каждой из них есть глава или часть, посвященная именно середине жизни. Сама тема КСВ в психологии была впервые введена Эриком Эриксоном и освещена в 1963 г. в книге «Детство и общество». Отдельно рекомендую замечательную книгу Гейл Шихи «Возрастные кризисы», где теме 40-летних посвящена часть 6-я. Книга написана на основании многолетних исследований автора, ее базу составляют многочисленные интервью, которые Шихи брала у своих героев в их различные жизненные периоды. Кому интересны иррациональные категории проживания кризисов, рекомендую труды Карла Густава Юнга, Джозефа Кэмпбелла, Роберта Джонсона, Джозе Стивенса и супругов Гроф. 1. Э. Эриксон Детство и общество 2. Дж. Стивенс Приручи своих драконов 3. Г. Шихи Возрастные кризисы 4. В. В. Козлов Работа с кризисной личностью Психотерапия, М. 2001 5. М. Мелия Бизнес – это психология Альпина, М.2008 6. Роберт А. Джонсон ОН Глубинные аспекты мужской психологии 7. Дж. Кэмпбелл Герой с тысячью лиц 8. Карл Густав Юнг Проблемы души нашего времени, Академический проект, М. 2007 9. Д. Шарп Кризис среднего возраста. Записки о выживании (1 и 2 части) Класс, 2007 10. Л. Юрьева Кризисные состояния, http://fidel-kastro.ru/psihology/patopsyhologia/kr_sost.htm 11. Психология возрастных кризисов: Хрестоматия. Мн.: Харвест, 2000. Кроме этого, масса интересного о кризисах зашифрована в художественной литературе, например: 1. Х. Мураками Охота на овец 2. Х. Мураками Дэнс, дэнс, дэнс… (1 и 2 части) 3. М. В. Льоса Похождения скверной девчонки 4. М. Кундера Невыносимая легкость бытия А также ссылки на статьи в Интернете: http://aif.ru/article/print/article_id/15673 http://www.e-xecutive.ru/community/article...x.php?ID=703147 http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1015835 http://old.e-xecutive.ru/career/article_1781/ http://old.e-xecutive.ru/career/article_1818/ http://old.e-xecutive.ru/career/article_1822/ http://old.e-xecutive.ru/print/career/newf...2/article_5895/ http://old.e-xecutive.ru/career/newfolder7822/article_5897/ http://www.turist.ru/article/31/01/2008/81511.print |
Александр Вакуров |
![]()
Сообщение
#7
|
![]() Хозяин форума Группа: Главные администраторы Сообщений: 26 548 Регистрация: 7.9.2006 Из: Иваново Пользователь №: 1 ![]() |
Что такое КСВ
Цитата Не так давно мой заочный собеседник на «Радио Зенит» сказал, что кризиса среднего возраста нет. Те, кто на него сетуют, просто «бесятся с жиру». А разговор – ни о чем… И в чем-то он, безусловно, прав. Не у всех есть потребность разбираться в том, что же с ним (с ней) происходит на рубеже 40-летия. И для кого-то КСВ – абстракция. А для кого-то – мощная реальность. И любая однобокая трактовка будет ошибочна, как в истории со слоном – когда для одних «слон – это веревка», а для других – «бревно». В предыдущих постах я писала, что попытка найти какую-то общую рамку для этого явления привела как раз к эффекту восприятия «слона с завязанными глазами». Почему такая разрозненная информация? Наука, которая стремится объяснить все и вся, нуждается в статистических данных для принятия концепции. А в данном случае их просто нет. (Я, например, не смогла найти результатов всесторонних исследований КСВ.) Как же так получилось? Вот что пишет об этом Гейл Шихи в своей книге «Возрастные кризисы»: «Изучение процесса развития ребенка помогло выявить каждый нюанс их роста и дало нам удобные штампы: беспокойные двухгодовалые и шумные девятилетние дети. Юность тоже была тщательно разложена по полочкам. Но — скрупулезный анализ развития личности разработан только до восемнадцати-двадцатилетнего возраста. После двадцати одного года мы предоставлены самим себе и плывем вниз по течению до старости, когда нас начинают изучать геронтологи. И все это время только медицинские работники интересуются нашим физическим здоровьем. Значительно легче изучать подростков и стариков. Обе группы находятся в учреждениях (школах или домах престарелых), где они являются пленниками. Остальные же мечутся в основном потоке запутанного и обезумевшего общества, пытаясь придать некоторый смысл своему существованию и пробиться через неопределенность». Действительно, что об этом явлении – кризисе середины жизни – на слуху, кроме знаменитых стихов Высоцкого, трактования китайского иероглифа и растиражированных мифов о разбитых семьях, когда кто-то из супругов «вдруг» осознал, что «вся предыдущая жизнь с тобой была ошибкой»? Отзывы о КСВ разнятся от «Ну, думал пару месяцев, как мне жить дальше, тревожно как-то было…» до историй «поменял (-а) все» и отчетов о пугающих глубинах отчаяния, страха, депрессий и т.п. (Про типичные симптомы этого периода я писала ранее.) И вряд ли все составляющие это континуума можно перечислить. Однако, разбираясь во всем этом калейдоскопе информации о КСВ, можно выделить несколько общих тенденций – явных и неявных. Начнем с очевидных. Во-первых, КСВ является одним из личностных кризисов в ходе нашей жизни. А значит, это просто (!!!) период определения дальнейших жизненных целей. Однако попробуйте это «просто» сказать пережившим и переживающим его тяжелую форму, людям, которые годами – годами! – не знаю, как им жить дальше. И что так? Дело в том, что в середине жизни человек имеет высокий шанс попасть в несколько личностных кризисов одновременно. Это возрастной и экзистенциальный кризисы плюс вероятность «бытового» (или жизненного). А в нашем времени и нашей стране – еще и социального. И это без пресловутого экономического. Поэтому, вторая закономерность – это вероятность суммы кризисов. А это само по себе отягчающее для психических процессов обстоятельство. Потому что, как правило, без специальных сознательных усилий человека, его попытки ответить на вопрос «Что со мной происходит?» мозг будет «смешивать» и события, и причинно-следственные связи. Короче, попытка найти ответ на вопрос «Что же мне делать?» и/или «Как жить дальше?» окажется безуспешной. Так что один из шагов грамотного проживания КСВ – это определить, какой из вышеназванных имеет к вам отношение. Каждый же из перечисленных кризисов имеет собственную архитектонику. И уникальные задачи, которые он ставит перед человеком. Обо всем этом будет далее. |
Александр Вакуров |
![]()
Сообщение
#8
|
![]() Хозяин форума Группа: Главные администраторы Сообщений: 26 548 Регистрация: 7.9.2006 Из: Иваново Пользователь №: 1 ![]() |
Механизмы кризисов
Цитата «Что со мной происходит?», – вопрос, который мы в личностном кризисе постоянно обсуждаем с клиентами. Приходящие мысли и эмоции часто необычны и пугают, а опыта проживания новых кризисов у нас нет. Действительно, что? Через какие этапы (и какие состояния) проходит человек в КСВ? Не буду претендовать на полноту информации. Вот то, что удалось наблюдать мне. Сначала, продолжая жить по «накатанной колее» (даже если эта колея состоит из экстремальных маршрутов), человек «внезапно» доходит до «точки кипения» – сильного раздражения на создавшееся положение и понимания «не могу так больше». После чего, если человек откликнулся на «зов» кризиса, начинается поиск. Как именно это происходит в быту? Сценариев всего два. Если обстоятельства позволяют, кто-то может «бросить все» и начать поиски новой жизненной «рамки». Пресловутый дауншифтинг, смена страны проживания, деятельности, окружения… А для кого-то эта личностная работа произойдет без отрыва от производства (места, семьи и т.д.) Это – событийные реалии. А что происходит внутри личности? Один из первых вопросов – что именно он(а) больше не может. Варианты ответов – «жить», «работать», «строить отношения», «обманывать сам(а) себя» и т.д. В моей практике, например, частый запрос в начале кризиса – определение, чем человек на самом деле хотел бы дальше в жизни заниматься. Есть вопрос – есть ответ. Не могу – да. А как хотелось бы? … И, когда ответ найден, происходит следующее: 1. Счастье, эйфория – от обретения нового смысла; 2. Ломка – борьба между юными, еще неокрепшими желаниями и старыми сценариями; 3. Перебор вариантов «новой жизни»; 4. Подстройка системы – личностных качеств и режима жизни. И это – сценарий присвоения, интеграции в собственную жизнь всех следующих открытий. Часто кажется, что найденный ответ на мучивший человека вопрос – завершение кризиса. Возможно, у кого-то отзовется… На самом деле наоборот – чаще всего лишь начало. Перестройка одной части системы неизбежно потянет за собой остальные, подлежащие трансформации. Например, определение нового вида деятельности может потребовать смены и режима жизни, и места работы, и привычного окружения. Еще и поучиться придется. К сожалению, невозможно привести точные списки жизненных задач, встающих перед человеком в кризисе. Таск-лист этот составляется в ходе трансформации. А вот ее этапы – «путь героя» – в современной литературе и эпосах описан. Про это – пост на очереди. |
Александр Вакуров |
![]()
Сообщение
#9
|
![]() Хозяин форума Группа: Главные администраторы Сообщений: 26 548 Регистрация: 7.9.2006 Из: Иваново Пользователь №: 1 ![]() |
Тайм-Менеджмент (ТМ) неопределенности
Цитата Пост назревал давно. Частично это – результат моего опыта и размышлений по «поводу», частично – навеяно клиентскими запросами… «Система» сейчас не претендует на полноту, скорее всего, она будет еще пересматриваться и шлифоваться… Пока – как написалось. Предупреждаю – текста много. Не удержусь от банальности – время течет, несмотря на то, как мы в нем живем… А тайм-менеджмент присутствует в нашей жизни, каким бы смутным и, поэтому, малосознательным, не было наше душевное состояние… Даже если в кризисе мы находимся практически в трансе (а такое бывает часто), мы продолжаем планировать встречи, забирать детей из школы и приезжать в аэропорт ко времени рейса… Когда может возникнуть подобная ситуация? И пересмотр классического ТМ станет актуальным? Совершенно точно – в среднем возрасте, при определении Самости (см. у Юнга). Гипотетически – при любом кризисе. Например, когда перестают «работать» императивы Долга. И говоря о необходимости другого подхода к самоорганизации в кризисах, я исключаю ситуации форс-мажоров. С ними все прекрасно с точки зрения целенаправленности – необходимо «выжить», и алгоритмы многократно отработаны. А вот при рождении новой личности приходится «изобретать» велосипед. И предлагаемая система ТМ – для «сибаритов» с полной сохранностью амбиций и деловой активности. Итак, давайте посмотрим на ситуацию эволюционного кризиса. Как чаще всего обозначается проблема: «Мне надо делать (заняться, обратить внимание и т.п.) то-то и то-то, а я бездельничаю (занимаюсь фигней, валяюсь на диване и т.п.)» Эмоциональное состояние при этом может быть от умиротворенного до панического. Но, как правило, человек еще и занимается самообвинениями за «ничегонеделание». В чем проблема метода: Да, «надо»!.. А классика не работает!!! Точнее, работает, но не на автомате. (Это как, например, с коммуникативными навыками – гениальный переговорщик в бизнесе может запросто потеряться в семейном скандале. Хотя инструментарий и там, и там – одинаков. А разница – в контексте, и мозг «теряется», потому что не опознает ситуацию как «знакомую».) Для начала скажу, что описанная выше модель поведения является нормальной для кризиса. Давайте вспомним его определение и еще раз зафиксируем, что внутренний кризис – это время отсутствия целей. И с чего бы здесь стал работать классический ТМ, все известные мне системы которого основаны на идее сознательного желания? А где ж его здесь взять, если цели отсутствуют? Что происходит с человеком (какая задача решается): А что же делает Личность, «занимаясь фигней»? Если я на сессии начинаю расшифровывать «валяние на диване», мы очень быстро с клиентом приходим заключению, что за тревогой и самообвинениями за «ничегонеделание» человек не дает себе возможности услышать диалог с собственной душой о том, как ему жить дальше. Определение целей требует времени и замедления темпа жизни. Тем более тех, которые будут определять жизнь человека в следующие сорок лет. И эта работа Личности может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Почему? Объяснение следующее: нет внешнего предписания, социальной и семейной «заданности» целей. Например, какую машину принято иметь в привычном вам круге общения. Или за кого в 4-й раз выходить замуж. И по этой причине у мозга нет произвольных «хочу» для будущего, на которых основаны «быстрые» ментальные модели постановки целей. (Поэтому в духовных кризисах бессмысленно пытаться ставить цели по SMART и т.п. технологиям.) А поиск же собственных желаний требует большего количества времени. «Решение» о собственной жизни должно «прорасти», так как идет из глубины себя настоящего. И здесь есть следующая закономерность – если человек уделяет время саморефлексии (без фанатизма, конечно), эмоционально ситуация неопределенности выдерживается намного легче. Душе спокойно – она знает, что человек ее слышит. А вот чем сильнее человек избегает диалога с самим собой, тем жестче становятся «призывы» обратиться к себе – в виде апатии, беспричинных раздражения или паники, глухой тоски и т.п. Поэтому проще всего с собственной душой договориться – и в плане текущих задач просто выделить время на понимание себя: своих желаний, приоритетов, предпочитаемого ритма/стиля жизни и т.д. Таким образом, из всего вышесказанного можно выделить три ограничения для применения классических моделей ТМ: - отсутствие четко сформулированных целей; - неуверенность и неопределенность в «правильности» практически любых собственных действий; - появление очень объемной задачи самопонимания, продолжительность во времени которой сложно спрогнозировать. Но ведь жить-то все равно как-то надо. И я предлагаю три основные посылки системы тайм-менеджмента неопределенности, чтобы она сработала для конкретного человека: 1.У вас нет четких целей, но есть целевые ориентиры. Если и таковых нет – отдельная история, здесь разбирать сейчас не буду. (Одна из первых вещей, кстати, которые я проверяю при обращении клиентов – это наличие жизненных целей и временные горизонты планирования.) 2.Вам хватает личностных ресурсов, чтобы философски относиться к состоянию неопределенности. В противном случае лучше обратиться к психотерапевту. 3.У вас есть возможность в течение дня оставаться наедине с собой. Теперь увяжем эти идеи в конкретные действия. Из чего обычно состоит система ТМ: цели, планирование их достижения, реализация планов и корректировка целей/планов. У нас будет немного не так. Без цели и плана – сразу мониторинг. А план несколько позже. Первым шагом является разделение ваших задач на текущие и имеющие стратегическое значение. «Текущие» в данном случае – вольный термин. И подразумевает, что вы все равно уже что-то запланированное делаете. Хотя не всегда при этом можете ответить на вопрос «Зачем?» Например, ходите на курсы керамики, не будучи уверены в том, что это ваша новая профессия. Или даже что вы будете этим продолжать этим заниматься через полгода. Могут быть более явные «необходимости». Например, переехать на другую квартиру или устроить ребенка в детский сад. Почему я здесь привожу столь бытовые примеры? Чтобы подчеркнуть следующий психологический эффект – при этом у человека может возникать некоторое подозрение (недоумение, сомнение), что это не совсем то, чем бы ему сейчас важно было/хотелось бы заниматься. А причина этого – в том, что не хватает того самого диалога с душой, которая исподтишка заставляет человека задуматься о смысле собственной жизни. И стратегическими задачами в данном контексте является определение этих самых смыслов, как бы пафосно это не звучало. Это первая категория стратегически важных дел. Вторая – пошаговое продвижение к целевым ориентирам, если они определены. Продолжим пример с керамикой. Одним из неясных вариантов развития вашего увлечения является создание антикварной галереи. Тогда в качестве шагов по проверке этой идеи будет исследование соответствующего рынка, завязывание контактов в творческой и бизнесовой среде и т.д. Резюме: в результате такого мониторинга у вас появятся 2 колонки – «Задачи текущие» и «Задачи стратегические». Как жить и организовывать себя в таких условиях: Задачи стратегические: - выделить время на саморефлексию. То, когда вам удобно остаться наедине с собой. Объем времени тоже надо определить самостоятельно – кому-то 20 минут в день, кому-то 1,5 часа. Для «начинающих» я обычно рекомендую уделять себе по 20-30 минут 2 раза в день – утром и вечером, каждый день. Попробовав с неделю пожить с таким правилом, человек сам быстро понимает, сколько времени и когда ему нужно выделить, чтобы «слушать себя». Список вопросов для диалога с собой я выложу немного позже; - определЯть стратегические намерения по различным параметрам. «Заниматься археологическими раскопками», «есть утку в апельсиновом соусе, когда захочу», «жить полноценной жизнью» – масштабы и контексты желаний могут быть любыми. И оставить, не пытаясь насильно довести до состояния правильно поставленной цели – пусть «зреют». И придет время – все конкретные воплощения смутных намерений проявятся. Например, «полноценной жизни». Так что попробуйте довериться работе души – и поэтому важна 2-я посылка. Время для этих размышлений может совпадать с предыдущим пунктом – это ведь тоже про себя ![]() Важно: отличие от обычного ТМ – у этих дел нет четких сроков, и вы сами определяете время их выполнения и продолжительность. Задачи текущие: - составить развернутый список ключевых жизненных задач сегодняшнего дня – то, что уже запланировано и то, что вы в любом случае собираетесь делать. Не можете ответить на вопрос «Почему?» или «Зачем?», плюньте на аргументы. Главное, чтобы нравилось, чтобы вы чувствовали это дело, как свое. Это вообще ключевые слова всей технологии. И здесь для планирования выполнения задач уже можно воспользоваться принципами обычного ТМ. Есть 2 важных поддерживающих правила использования такой системы ТМ: 1. Проверку и рефреш этих планов необходимо делать каждый день и неделю. Закон – в кризисе промежутки планирования становятся короче. 2. Полезно вести по ходу дня дневник того, как выполняются намеченные дела. Там же можно записывать всякие приходящие к вам соображения о себе. Это, в частности, сильная реабилитация для тех, у кого постоянно фонит мысль «Я ничего не успеваю» или «А что я сделал(а) за день?» Вы удивитесь, сколько на самом деле делается. Просто сознание это плохо фиксирует, так как его усилия направлены на то, чтобы в кризисе человек слышал себя. Писать хорошо в тетрадях формата А4, где на одной стороне листа вы фиксируете хронометраж жизни, а на другой – размышления. Тогда у вас визуально одном пространстве будут собираться текущий и стратегический план. А в вашей голове т.о. незаметно для вас начнут быстрее формироваться новые смыслы. p.s. Это моя личная трактовка разумности предлагаемого подхода самоорганизации в кризисе. Возможно, такие рекомендации существуют в иной формулировке. Но мне в систематизированном виде их не довелось встречать. Буду рада, если мои размышления и опыт окажутся для кого-то полезными. Ковалева Ольга Евгеньевна – тренер-консультант в области менеджмента и личностного развития, коуч, гештальт-терапевт |
Александр Вакуров |
![]()
Сообщение
#10
|
![]() Хозяин форума Группа: Главные администраторы Сообщений: 26 548 Регистрация: 7.9.2006 Из: Иваново Пользователь №: 1 ![]() |
Провокативное самоописание: 12 вопросов, которые изменят ваше представление о себе
25.7.02009 margot the light photo credits Цитата Каждому человеку время от времени приходится отвечать на вопросы «кто я» и «чего я хочу». Как правило, делаем мы это неосознанно, подспудно, а если и доходит до осознанных ответов, то потом почему-то оказывается, что в реальной жизни от них нет никакого толка: наш образ себя ничего нам не объясняет или объясняет слишком неточно — как карта, которая не совпадает с местностью. Причина в том, что при этом мы исходим из, казалось бы, очевидной аксиомы: я — это я, один и тот же. Поскольку мы осознаем себя как «я», даже когда находимся в диаметрально противоположных состояниях, нам кажется, что я — константа, а константа не может менять значение и тем более полярность. Так возникает упрощенное представление о себе (и, следовательно, о других) как о рациональных существах, которые имеют четкие цели, намерения, интересы и действуют исходя из них. Парадоксальным образом это представление погружает нас во власть иррационального, поскольку не позволяет увидеть, что наши цели и намерения в разных ситуациях и состояниях могут различаться с точностью до наоборот. В результате мы повторяем одни и те же ошибки и наша жизнь не спешит меняться. Упражнение, которое я привожу ниже, помогает ощутить, насколько на самом деле мы можем быть разными. Насколько вообще-то ошибочно называться «я». Вряд ли оно даст однозначный ответ на упомянутые в начале вопросы, скорее всего они станут еще глубже, но одновременно кое-что прояснится. Возьмите бумагу и ручку или сядьте поудобнее у компьютера. Вам понадобится минут 30-40. Не старайтесь писать связно, ничего не исправляйте, не перечитывайте написанное. Если вы будете делать это упражнение за несколько заходов, не забудьте в конце все перечитать. Пристегнулись… 1. Опишите свою жизнь и свой характер как никогда по существу не менявшиеся. То, что выглядело как изменения, на самом деле было просто способами оставаться по сути тем же самым. 2. Опишите свою жизнь и свой характер как сформировавшиеся в первую очередь под влиянием важных перемен, поворотных точек — даже если вам кажется, что никаких серьезных изменений в вашей жизни не происходило. 3. Представьте себе, что вы верите в то, что люди полностью свободны — каким-то образом они выбирают или обуславливают все, что с ними происходит. Опишите свою жизнь и свой характер с этой точки зрения. 4. Представьте себе, что вы придерживаетесь противоположной точки зрения — люди несвободны, они полностью зависят от обстоятельств, на которые никак не могут влиять. Опишите свою жизнь и свой характер. 5. Найдите как можно больше ритмов в своей жизни — опишите ее как набор повторяющихся событий (циклы могут быть самой разной продолжительности, от минут до лет). 6. Какие события в вашей жизни произошли только однажды и не могут повториться? 7. Опишите себя как в первую очередь продукт культуры общества, в котором вы живете, социального слоя, в котором вы выросли, и национальности, к которой принадлежите. 8. Опишите себя как в первую очередь как результат влияния личностей — членов своей семьи, друзей, близких людей. 9. Опишите себя как результат такого влияния окружающих, при котором одни типы поведения поощрялись, а другие наказывались. 10. Опишите свой характер как решение прошлых проблем. 11. Опишите свой характер как источник будущих проблем. 12. Придумайте для себя 2—3 самых неподходящих профессии и опишите себя так, как будто вы уже давно в них находитесь. Готово? А теперь выберите моменты, которые кажутся вас наиболее живыми и подлинными, и напишите небольшой связный текст о том, кто вы. Выводы, как всегда, предлагаю сделать самостоятельно — и одновременно приглашаю ими поделиться ![]() P.S. Это упражение — разновидность кьюбинга. Если вы недовольны качеством своих ответов или у вас не получается их написать, перечитайте описание кьюбинга и попробуйте его освоить, а затем вернитесь к этой заметке. P.P.S. Список вопросов я позаимствовал из великолепной книги Питера Элбоу Writing with Power, посвященной тому, как писать так, чтобы люди хотели вас читать. Очень советую всем, кто так или иначе связан с написанием текстов (не обязательно художественных). |
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 15.6.2025, 12:49 |