Александр Вакуров
12.1.2008, 18:15
Культура и корпоративная культура
Кто-то из фашистских лидеров говорил: "Когда я слышу слово "культура" моя рука тянется к пистолету"
У слова "культура" есть разные смыслы.
И есть смысл, который мощно влияет на то, что происходит в любой компании, в любой фирме, на любом производстве.
Любая компания имеет собственную и неповторимую внутреннюю культуру, в смысле "в нашей культуре", "у нас так принято", "это для нас привычно", и так далее.
Многие организационные изменения, многие проекты, многие идеи и начинания гаснут именно потому, что противоречат главенствующей, доминирующей на предприятии (предприятием я называю любую компанию, в которой есть производственный цикл, в которой есть технологические цепочки; магазин бытовой техники в этом смысле для меня тоже предприятие) культуре.
Александр Вакуров
12.1.2008, 18:25
Бывает так, что изменения и нововведения произошли, и можно было бы радоваться, но проходит время, и достигнутые вершины вновь отступают.
Это может происходить только потому, что нововведения не коснулись культуры процессов.
Культура это:
То, что принято,
То, что привычно,
То , что нормально для данной группы людей,
То, что одобряемо коллегами
В культуру входят определённые вещи, которые осуждаемы людьми.
Есть производства, на которых стыдно бездельничать, хотя бы потому, что коллеги работают.
А есть культуры, в которых позорно "высовываться", "лезть вперёд всех", "выслуживаться перед начальством, показывая хорошую работу".
Ещё в школе все сталкивались с тем, что в данном конкретном классе что-то кажется "крутым", а что-то позорным, что-то весёлым, а что-то просто недопустимым. Это и есть культура.
В работающих коллективах, в компаниях всё то же самое. Одни вещи осуждаемы, другие одобряемы. Одни считаются нормальными, другие просто недопустимыми.
Интересно проверить, то, что Вам, как руководителю необходимо от Ваших работников - входит ли в их привычную культуру их бытия на фирме? Что среди них считается нормальным, а что ненормальным?
Что они говорят друг другу в курилках? Ведь это и есть истинная культура Вашей Компании.
Вызовет ли удивление коллег поступок Иванова, если он придёт на работу на пол-часа раньше? Это будет удивление позитивное (восхищение, добрая зависть, уважение), или негативное (раздражение, ненависть, желание наказать "выскочку", и т.д.)
Реакция коллег будет поддерживающей поведение работника, или наоборот, будет тормозящей и противодействующей этому так нужному Вам поведению работника?
Александр Вакуров
12.1.2008, 18:31
Если вопрос о том, что же такое "культура" понятен, то можно переходить к следующему блоку вопросов:
1. Как диагностировать истинную культуру на Вашем предприятии?
2. Как понять, какие аспекты существующей культуры мешают Вашим планам и эффективности производства, работников, фирмы?
3. Как изменять существующую культуру?
4. Как понять/определить, какая культура нужна Вашей Компании.
И не забудьте о том, что чаще всего высшее руководство Компании дезинформировано в том, что на самом деле происходит в фирме.
И совершенно неориентировано в том, о чём говорят работники в курилках.
Александр Вакуров
12.1.2008, 18:33
И ещё важный вопрос. Что интересует руководителя, если он всё-таки, интересуется "курилочными" разговорами.
Часто его интересует совершенно не то, чем ему стоит интересоваться.
Александр Вакуров
10.2.2008, 1:13
Игорь Варнаков на своём тренинге как-то говорил, что корпоративная культура во многих компаниях не имеет ничего общего с эффективностью.
Привожу его слова не дословно, как помню.
Полностью с ним согласен.
Вот моё понимание корпоративной культуры. Можно я просто свои мысли изложу на эту тему? А потом чуть-чуть вопросов.
Корпоративная культура. Что она несёт? Идеология бизнеса => миссия компании => формат бизнеса => формат корпоративной культуры => формат персонала.
Из чего состоит корпоративная культура: 1) видимые артефакты, 2) ценности и убеждения на сознательном уровне, 3) фундаментальные представления и убеждения, которые определяют поведение на подсознательном уровне.
Корпоративная культура должна быть конкретно и четко выражена. Это микромир, живой организм, наполненный здоровой энергетикой, улавливающий тенденции, гибкий, подвижный, забирающий и дающий одновременно.
Что она даёт:
1. Помогает организации адаптироваться во внешней среде, заявить о себе, показать свою индивидуальность и в то же время соответствовать тенденциям современного мира. Почувствовать тенденцию => переработать => создать свой продукт.
2. Задает порядки и правила. Порядок, традиции, ценности и убеждения помогают быстро адаптироваться внутри компании, отчасти сплотить коллектив, сделать его управляемым, вдохновить, замотивировать.
3. Наполняет смыслом работу, вдохновляет, приближает к целям.
4. Она должна быть существенным фактором, который удерживает сотрудника в данной организации.
В чем выражается корпоративная культура? Создание (формирование) реальных убеждений и ценностей, традиций, ритуалов, порядков, правил, норм, не противоречащих, не идущих параллельно, а усиливающих формат, миссию и цели компании.
Реальных, потому что они не должны быть мертвыми, формальными, идеальными, утопичными.
В корпоративную культуру нужно вводить, обучать. Это должно быть за закреплено за компетентным, чувствующим человеком. Обязательно вводный курс, и периодическая проверка как качества корпоративной культуры, так и включенности в нее сотрудников. Нужно всё время это отслеживать и реагировать.
Как быть, если видение руководителей не совсем соответствует современным тенденциям. Если деньги (пусть и не большие), которые тратятся на мероприятия не работают? А из года в год они тратятся на одно и то же, а поклонников и приверженцев этого всё меньше. Раньше люди говорили, блин, оставьте нас в покое. А сейчас – снисходительное равнодушие. Это разве здоровая культура?
Корпоративной культурой занимаются люди некомпетентные (утверждают, влияют), нечувствующие, но свои. В итоге людям, которые ее передают приходится тратить титанические усилия, на результат приближающийся к 0. Всё-таки нужно учиться чувствовать людей и доверять им.
Кстати, если формально заявленная культура не соблюдается высшим руководством, непрочувствованна ими, это так заметно! Даже когда они это скрывают и делают вид. Это выходит ото всюду. Никого ведь нельзя обмануть.
Хорошее тоже есть, много, но ведь хочется большего. Хочется меняться, развиваться!
Цитата(Александр Вакуров @ 12.1.2008, 22:31)
Если вопрос о том, что же такое "культура" понятен, то можно переходить к следующему блоку вопросов:
1. Как диагностировать истинную культуру на Вашем предприятии?
2. Как понять, какие аспекты существующей культуры мешают Вашим планам и эффективности производства, работников, фирмы?
3. Как изменять существующую культуру?
4. Как понять/определить, какая культура нужна Вашей Компании.
И не забудьте о том, что чаще всего высшее руководство Компании дезинформировано в том, что на самом деле происходит в фирме.
И совершенно неориентировано в том, о чём говорят работники в курилках.
А если руководитель не только не видит и не слышит и не хочет это делать? Но хочет навязать свои убеждения.
Вот методы диагностики были бы очень интересны. Я правильно понимаю, это настроения, удовлетворённость коллектива (всех вместе и по отдельности каждого), уровень текучести персонала, уровень лояльности, КПД, результаты работы и их сроки?
Ведь с помощью этого можно донести до руководства, что (как минимум) потраченные средства могут работать и лучше, если их перенаправить.
Ой! У меня это больной вопрос. Я могу долго дискутировать на эту тему!
Александр Вакуров
23.4.2008, 19:12
Цитата
Корпоративная культура должна быть конкретно и четко выражена. Это микромир, живой организм, наполненный здоровой энергетикой, улавливающий тенденции, гибкий, подвижный, забирающий и дающий одновременно.
Всё правильно пишешь.
Давай порассуждаем.
Корпаративная культура есть всегда и в любой организации. В любой.
Только тут вопрос, знают ли руководители, какова истинная КК на предприятии и в коллективе.
Причём, в разных отделах и на разных уровнях может быть разная корпоративная культура.
Чаще всего под словосочетинием "корпоративная культура" понимается ... А что вообще мы можем понимать под этим словосочетанием? Давайте разберёмся.
"Корпоративной культурой" называют:
1. Желаемая корпоративная культура. Это
идеальные картинки (идеальные стандарты) того, что должно быть на предприятии в качестве реальной доминирующей культуры взаимодействия между людьми, подразделениями, организационными и управленческими уровнями, в отношениях и отношении людей к чему угодно - к себе, к своей работе, к клиентам, к коллегам, к руководителям, к подчинённым, к Компании, к чужому труду, к результатам своего или чужого труда, к системе оценки своих или чужих действий, и многое и многое другое, что стоит как-нибудь структурировать и перечислить в отдельной теме.
Чаще всего эти картинки не продуманы, не адаптированы к конкретным условиям и конкретным людям.2. Представления руководителей о том,
что присутствует на их предприятии в качестве корпоративной культуры.
Чаще всего эти представления ошибочны и не имеют ничего общего с реальным положением дел.3. Конкретные и реальные действия руководителей по созданию и внедрению в реальность тех своих представлений об идеальных картинках (см п.1)
Чаще всего эти действия имеют под собою позитивные намерения, но совершенно не согласуются с другими действиями руководителей (одна рука не знает, что делает другая).
Действия руководителей не согласованы друг с другом, это во первых. А во вторых, действия одного и того же руководителя не согласованы между собою. И одно действие (один выбор) может поддерживать желаемую КК (то есть, соответствовать глобальным намерениям руководителя в отношении желаемой КК), а другие действия и выборы - противоречить в принципе, желаемой КК, но на момент этого выбора, не учитываемой самим руководителем. Эта нецельность в собственных действиях и выборах мощным образом засталбливает особые формы Корпоративной культуры, в которой принято говорить одно, а делать другое.
Отсутствие навыков сбора информации, обработки информации, сверки управленческих и организационных уровней и процессов, привычка к обесцениванию и игнорированию важной информации позволяет существовать этой неконгруэнтности и нецельности и непоследовательности руководителей в собственных выборах и поступках (действиях)
Александр Вакуров
23.4.2008, 19:15
4. Реальная корпоративная культура не предприятии. На её формарование влияют первые три КК плюс реакция коллектива на действия (или бездействия) руководителей.
Александр Вакуров
23.4.2008, 19:16
Самое мощное влияние на формирование реальной корпоративной культуры имеют непоследовательность действий и выборов руководства.
А так же любое игнорирование и обесценивание информации - в любых объёмах и от любых источников.
А так же - приоретизирование источников информации на основании не деловых, а личных предпочтений и представлений руководителей.
Александр Вакуров
23.4.2008, 19:18
Руководители не знают о том, что приоритеты необходимо расставлять на основании ОБЪЕКТИВНЫХ критериев. Им и невдомёк, что критерии выбора и приоритеты могут быть (ДОЛЖНЫ!!!!!) объективными. Потому что не умеют этого делать, им никто никогда не объяснял, как это делается безопасно для себя.
Александр Вакуров
23.4.2008, 19:19
Игнорирование и обесценивание информации - огромная гигантская тема, которую мы тоже аккуратно и постепенно будем изучать здесь на форуме.
Александр Вакуров
23.4.2008, 19:21
По большому счёту - это защитные реакции руководителей в ситуациях, в которых они незащищены или не знают, как что-то можно делать безопасно и эффективно.
Александр Вакуров
23.4.2008, 19:27
В основном за этими феноменами скрываются банальные страхи и ЛИЧНОСТНЫЕ незащищённости руководителей.
Но как ни странно, выход не в личностной работе (её слишком долго делать, да и почему компания должна платить за это?), а в овладении тхнологияим и навыками управления и организации производства и собственного мышления.
Александр Вакуров
23.4.2008, 19:28
Всем этим мы занимаемся на моих тренингах и консультациях.
Александр Вакуров
23.4.2008, 19:30
Цитата
Руководители не знают о том, что приоритеты необходимо расставлять на основании ОБЪЕКТИВНЫХ критериев. Им и невдомёк, что критерии выбора и приоритеты могут быть (ДОЛЖНЫ!!!!!) объективными. Потому что не умеют этого делать, им никто никогда не объяснял, как это делается безопасно для себя.
Критерии выбора критериев выбора тоже объективны и диктуются
уместностью этих критериев.
Уместность тоже имеет собственные критерии и признаки.
Цитата(Александр Вакуров @ 23.4.2008, 19:30)
Цитата
Руководители не знают о том, что приоритеты необходимо расставлять на основании ОБЪЕКТИВНЫХ критериев. Им и невдомёк, что критерии выбора и приоритеты могут быть (ДОЛЖНЫ!!!!!) объективными. Потому что не умеют этого делать, им никто никогда не объяснял, как это делается безопасно для себя.
Критерии выбора критериев выбора тоже объективны и диктуются
уместностью этих критериев.
Уместность тоже имеет собственные критерии и признаки.
А какие признаки и критерии уместности?
Александр Вакуров
14.2.2015, 21:06
Спасибо за вопрос.
Александр Вакуров
14.2.2015, 21:09
Цитата(Koska @ 13.2.2015, 14:05)
Цитата(Александр Вакуров @ 23.4.2008, 19:30)
Цитата
Руководители не знают о том, что приоритеты необходимо расставлять на основании ОБЪЕКТИВНЫХ критериев. Им и невдомёк, что критерии выбора и приоритеты могут быть (ДОЛЖНЫ!!!!!) объективными. Потому что не умеют этого делать, им никто никогда не объяснял, как это делается безопасно для себя.
Критерии выбора критериев выбора тоже объективны и диктуются
уместностью этих критериев.
Уместность тоже имеет собственные критерии и признаки.
А какие признаки и критерии уместности?
Трудно сразу войти в тему, восстановить тему.
Помоги войти в неё.
В чём твоё любопытство? Давай конкретную ситуацию, проблему или задачу? Но не из головы, а из твоего практического опыта. Из прямо-сейчас, что волнует и тревожит.
Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста,
нажмите сюда.