Для более качественной работы по управлению информацией на предприятии и создания качественной информационной культуры необходимы такие понятия, как:
Релевантность информации (
достоверность)
ДостаточностьНеобходимостьВсё это
объективные параметры. Они имеют необходимые признаки и критерии. Вернее,
критерии и
их признаки.
Кстати, важно!
Любые процессы на предприятии имеют свои признаки. Спросите меня позднее, о чём эта фраза. Это одно из самых важный заявлений о реальности предприятия.
Второе важное заявление -
любые процессы и события в будущем имеют признаки в настоящем. ЛЮБЫЕ.
Любое будущее имеет своё представительство в настоящем.
Оба заявления - это не предмет для споров. Если Вы не понимаете их, или в своей реальной трудовой жизни не пользуетесь этими положениями, или не всегда Вам удаётся ими воспользоваться, то это не вопрос истинности этих утверждений, а вопрос Ваших способностей различать указанные признаки.
Это постулаты работы с информацией, в том числе с
информацией о будущем и
информацией о процессах (в т.ч.
скрытых и
неявных процессах), которые мы тоже будем потихоньку изучать.
Что нам ещё важно знать и различать?
Язык. Мы будем выделять две формы языка:
1. Описательный.
2. Оценочный.
Что нам ещё важно, и что пригодится как в изучении темы, так и в применении её в жизни:
Точность передачи информации, пересказ, рассказ:
1.
Дословный пересказ (чужих слов).
2.
Пересказ собственных пониманий чужих слов.
А так же:
1.
Свидетельство ("Я сам видел/слышал!")
2.
Передача через звено ("За что купил, то и продаю!")
И ещё, уже когда рассказывают не о чужих словах, а о наблюдаемых событиях, стоит различать:
1. "
Документальное описание", "как видеосъёмку".
2. Рассказ о своих
выводах и
личных впечатлениях.
Цитата
Язык. Мы будем выделять две формы языка:
1. Описательный.
2. Оценочный.
Оценочный язык:
"Сволочь он!"
"Это плохо, что ты так сделала! С твоей стороны это просто гадость!"
Тут есть оценка личности человека, эмоциональная окрашенность передачи. От этого типа информации можно защищаться, можно спорить с этим, можно сопротивляться этому сообщению, принятию этого сообщения.Описательный язык:
"Он не сообщил мне о том, что в отделе персонала есть льготные путёвки, хотя мы с ним договаривались, как только он узнает, мне сразу передаёт"
"То, что ты так сделала, лишит меня премии! Это мне неприятно, я потрясён, и пожалуй, не собираюсь больше с тобой разговаривать."
(В последней фразе есть: описание действий человека, последствий для Вас, Вашей реакции и Ваших чувств, Вашего решения и изменения Ваших намерений об отношениях и взаимодействии с данным человеком. Тут нет оценки личности человека. Спорить или сопротивляться принятию такого типа сообщения сложнее, в принципе, почти невозможноОписательный язык чем и хорош, что не вызывает защитных реакций, его труднее игнорировать, информацию в описательном формате легче воспринимать, она более защищена от искажений - намеренных и непреднамеренных.
Описательный язык, культура описательного языка - мощнейшее средство управления информацией на предприятии.
Цитата
Точность передачи информации, пересказ, рассказ:
1. Дословный пересказ (чужих слов).
2. Пересказ собственных пониманий чужих слов.
То же касается и пересказа чужих слов.
Чаще всего, рассказывая о неких событиях, в том числе и о том, о чём они договаривались с Вами,
люди запоминают или пересказывают СМЫСЛ произносимых собеседником слов, а не сами слова дословно.
Учтём, что смысл, извлекаемый человеками из чужих слов и сами слова зачастую имеют между собою мало общего.
Тем более, что люди склонны извлекать те смыслы, что выгодны или приятны им самим.
Люди часто сообщают нам собственные ВЫВОДЫ из чужих слов, чем сами слова.
Поэтому мой совет, не верьте рассказам о любых событиях или словах, до тех пор, пока человек не
докажет, что передаёт
прямую речь - Вашу или другого человека.
"Я тебе прямо так и сказал? Этими словами?"
"Нет, не совсем этими ..."
"это дословно?"
"Ты приводишь именно его слова, или это твои понимания его слов?"
Это может достаточно мощно защитить Вас от искажений и потерь важной информации.
Цитата
1. Свидетельство ("Я сам видел/слышал!")
2. Передача через звено ("За что купил, то и продаю!")
Обязательно уточняйте и выясняйте, челвоек рассказывает (описывает) то, чему был сам свидетелем, или это пересказ через третьи руки (лица).
И тут правило:
ДОВЕРЯТЬ МОЖНО ТОЛЬКО СВИДЕТЕЛЬСКИМ ПОКАЗАНИЯМ.
Никаким пересказам через звено доверять нельзя.
Потому что с появлением дополнительного звена количество искажений и потерь информации увеличивается по экспоненте стремясь к бесконечности.
Доверяйте только личным свидетельствам. Потому что только личное свидетельство ответственно. Только за личное свидетельство человек может ответить перед Вами. В любом другом случае люди будут "кивать" друг на друга, и "найти концы" в таких случаях принципиально невозможно. Стоит ли доверять информации, достоверность которой проверить невозможно?
И ещё не забудьте:Люди чаще передают
собственные выводы из наблюдаемых ими событий, вместо их документального описания.Требуйте документальных описаний. Самый лучший способ - это потребовать описать ПОШАГОВО и С ДЕТАЛЯМИ. Уточняйте, задавайте уточняющие вопросы о деталях. Любая заминка рассказчика - это повод усомниться в достоверности описания. Прямо спросите: "Ты вспоминаешь, или пытаешься догадаться?"
Вспомните пресловутое "Кто шил костюм?"
Достоверность информации - это тоже "костюм", и за неё кто-то должен отвечать.
И ещё одна моя находка:
Передача информации может быть ответственной и безответственной.
Причём, легитимно безответственной и нелегитимно безответственной. То есть, мы можем разрешить человеку безответственно давать инфомацию, и человек может давать её безответственно в тот момент, когда мы считаем, что он отвечает за качество и достоверность сообщаемой им информации. Не совсем запутались? Сейчас объясню.
1. С
ответственной передачей всё понятно. Человек передаёт информацию, и отвечает за её качество, точность, достоверность и так далее.
2.
Безответственная передача информации - это когда человек безответственно подошёл к сбору, уточнению, проверке её на достоверность и соответствие реальному положению дел или событиям.
3. Но существует ещё один формат, который часто помогает в основном исследовать ситуацию, "креативничать", искать варианты и выходы. Это как раз превозносимая мною
легитимная безответственность сообщения. Например, когда человек не решается сделать нужное нам предположение, руководствуясь именно ответственностью перед нами за качество передаваемой инфомации. И именно из-за того, что он слишком ответственно относится с своим словам, он может опасаться просто предположить что-то, а нам порою достаточно именно предположения человека. И тогда Вы говорите ему:
"Скажи безответственно!" "Ляпни!" В большинстве случаев он таки решается, и "ляпает", и часто это позволяет продвинуться в исследовании дальше.
Ещё укажем параметры, важные для употребления (я уже некоторые употребил). Это:
Проверка на достоверность.
Проверка на соответствие.
Сверка.И ещё слово, которым не очень умеют пользоваться:
Согласование. Согласование информации.
Согласование представлений.
Согласование действий.
Согласование намерений.
Согласование процессов.
Дилтс использовал согласование уровней в качестве инструмента управления информацией и процессами на предприятии.
Пожалуй, тезаурус наш достаточно полон, чтобы мы уже могли начинать работать над решением вопросов и задач управления информацией на предприятии.
Можете задавать вопросы, мы попытаемся начать применять эти слова и понятия для структурирования вашего мышления.
И конечно, нам помогут ещё такие слова, как:
1.
Намерения.
2.
Функция чего-либо.
И конечно, великое слово ПРАВИЛА. Правила, которые Вам ещё нужно будет создать для того, чтобы они управляли и регламентировали потоки информации на Вашем предприятии.
И конечно - слово ГРАНИЦЫ. Границы устанавливаются правилами, и диктуют наличие правил.
Знать, где должны быть проведены границы, и какими эти границы должны быть - великое искусство.
У границ есть определённые свойства. Например, такое свойство, как
проницаемость.
Границы могут быть с высокой проницаемостью и с низкой проницаемостью.
Проницаемость может быть для:
- Информации.
- Влияния.
Запомните, что управлять проницаемостью границ должны только Вы. И только Вы ЗАРАНЕЕ должны регламентировать и задавать,
степень проницаемости.
Кстати, кроме степени проницаемости есть ещё один параметр -
направление проницаемости.
Например, в одном направлении проницаемость может быть высокой, а в другом - нулевой (анизотропность).
Так же важным парамером может быть ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ проницаемости границы.
То есть, мы говорим о:
предмете избирательности (что конкретно фильтруется, сепарируется),
операторе избирательности (кто управляет избирательностью)
критерии избирательности (с чем сравнивается, какие параметры или критерии автоматически определяют избирательность)
И конечно стоит говорить о механизмах обеспечения избирательности.