Шерпинг: от комплексной поддержки предпринимателей до профессионального бизнес-обученияНаш мир интенсивно меняется: появляются новые технологии и продукты, ежедневно увеличиваются объемы информации, постоянные нововведения в законодательных и исполнительных актах государственных органов, налоговых и таможенных служб, судебные тяжбы, ограничения, санкции и многое-многое другое. В этих условиях предпринимателю всё сложнее и сложнее заниматься собственным бизнесом. В связи с этим практически каждая бизнес-структура приходит к пониманию необходимости поиска новых решений, освоению иных технологий, методов и подходов.
Что же делать, как быть в этой сложной ситуации, когда конкуренция растет с каждым днем?
Путей развития несколько…
Бизнес-консультирование позволяет комплексно решать вопросы, связанные с продвижением на рынке товаров и услуг. Бизнес-консультант помимо сообщения ценной информации проводит маркетинговые исследования и разрабатывает рекламные проекты. Его работа направлена на обеспечение максимальной эффективности бизнеса клиента.
Тренинговые программы и семинары сегодня доступны всем – от частных предпринимателей – до топ-менеджеров крупных компаний, причем стоимость таких мероприятий колеблется от нескольких сотен гривен до десятка тысяч долларов. Так, например, отдел подготовки персонала Запорожской ТПП регулярно проводит обучающие семинары и тренинги по активным продажам, командообразованию, стратегическому менеджменту, PR и рекламе и многим другим направлениям.
Достаточно широкое распространение получило явление и понятие «коучинга» - индивидуальных тренировок человека для достижения значимых для него целей, повышения эффективности планирования, мобилизации внутреннего потенциала, развития необходимых способностей и навыков, освоения передовых стратегий получения. Однако коучинг не дает «ценных советов», а предоставляет в распоряжение клиента реальные методы и навыки, использование которых позволит в конкретной ситуации самостоятельно находить нужные работающие решения.
Однако что же делать представителям малого бизнеса, которые ограничены в ресурсах и не всегда понимают, на что именно нужно сделать упор в конкретной ситуации, как расти дальше, как развиваться?
Решение есть – мы предлагаем услуги консультанта-шерпа.
Шерпинг – направление, объединяющее некоторые аспекты и коучинга, и бизнес-консультанта. Это не только нахождение и использование внутренних резервов личности и коллектива, но и информационно-коммуникационная помощь в решении многих практических задач (об этом – в предыдущих номерах журнала «Содружество»). Это помощь не только советом, вопросом, объяснением или демонстрацией, но и выполнение поручений, поиск интересных ниш и путей развития, готовность к тому, чтобы взять на себя определенный груз.
Какой механизм работы консультанта-шерпа?
Шерпинг не имеет единственного верного решения. Это не просто разовое решение конкретной задачи, а комплексная поддержка и подготовка предпринимателя с целью обеспечения необходимыми знаниями и навыками, поиск слабых мест и их преодоление. Основная задача консультанта-шерпа состоит в повышении как показателей деятельности коммерческой организации, так и комплексного обучения предпринимателя. Основными инструментами шерпинга служат: активное слушание, вопросные технологии, элементы тренинга, решение конкретных бизнес-вопросов. Механизм работы консультанта-шерпа мы предлагаем следующим образом:
1. Определение задач и проблем – чего Вы хотите добиться?
2. Исследование текущей ситуации – определение имеющихся ресурсов и ограничений. Шерп или группа специалистов стараются понять текущую ситуацию (проблему), задавая вопросы и активно слушая, изучая документацию, отчетность, финансовые показатели.
3. Определение внутренних и внешних препятствий на пути к результату.
4. Выработка и анализ возможностей для преодоления препятствий.
5. Выбор конкретного варианта действий и составление плана.
Консультации проводятся 1-2 часа один раз в неделю, шерп и предприниматель договариваются о том, что должно быть сделано к следующей встрече. Итогами работы являются конкретные намеченные шаги или бизнес-планы.
Исходя из алгоритма этих действий нами предложены базовые принципы шерпинга SHERP:
Specific – Решение поставленных задач в соответствии со спецификой деятельности
Health – Благополучие и процветание предпринимателя
Energetic – Активность и энергичность в реализации плана действий
Realistic – Реалистичность действий – предоставление конкретных рекомендаций, а не общих положений
Plan – Работа в соответствии с намеченным планом в установленные сроки
Проблемы, с которыми возможно обратиться к консультанту шерпу, условно можно разделить на несколько групп:
1. Вопросы взаимоотношений с государственными органами.
2. Текущие проблемы, связанные с юридическими, финансовыми, внешнеэкономическими, налоговыми службами.
3. Недостаточное знание рынка и конкурентов – проведение маркетингового исследования, анализ конкурентов (построение эффективной маркетинговой стратегии).
4. Недостаточная эффективность рекламы - анализ эффективности рекламной кампании (результативности рекламы).
5. Малые показатели сбыта продукции - разработка и проведение нетрадиционных рекламных мероприятий.
Наши шерпы - это опытные образованные специалисты по различным направлениям деятельности (бухгалтера, юристы, брокеры, аудиторы и другие), работавшие со многими проектами в самых различных областях.
Обсуждение вопросов по функционированию службы шерпинга по тел.: (061) 270-02-64
Дмитрий АНТОНЮК, начальник отдела подготовки персонала ЗТПП.