Нейромаркетинг. Статьи по нейромаркетингу

kommersant.ru "Мало кто в бизнесе понимает, как мозг обрабатывает информацию"

Журнал «Секрет Фирмы» № 11 (292) от 02.11.2009
Джон Медина, молекулярный биолог и нейрофизиолог, автор бестселлера «Правила мозга»: «Через 10 лет в большинстве компаний будет штатный нейрофизиолог. Это гораздо выгоднее, чем платить бизнес-консультантам»
Фото: John Keatley

Через 10 лет в большинстве компаний будет штатный нейрофизиолог. Это гораздо выгоднее, чем платить бизнес-консультантам.

Джон Медина, молекулярный биолог и нейрофизиолог, автор бестселлера "Правила мозга"
Блокбастер "Суррогаты" имеет мало общего с нашим возможным будущим. В фильме люди управляют машинами с помощью нервных импульсов, а мы едва понимаем, как работает наша нервная система. В желтой прессе регулярно появляются "нейробайки" про успехи науки о мозге. На самом деле успехов немного. Скорее машины опередят нас в самопознании и устроят "Суррогаты" наоборот или "Матрицу", подпитываясь энергией от человечества. Но все еще можно изменить, если нейрофизиология получит импульс от практического применения в бизнесе и жизни. Чтобы продвинуться, ученым нужен доступ в корпоративную жизнь, чтобы на ежедневно обновляемом материале строить и проверять гипотезы и теории.

Когда я читаю лекции в Google, Microsoft или Boeing, где много инженеров, то спрашиваю, в какой части дня они получают новые задания. Неизменный ответ — "с утра" или "в начале недели". Но нейрофизиологи доказали, что мозгу лучше получать задание на ночь: пока мы спим, он сделает значительную часть работы. Вечером сотрудник читает письмо от руководителя — и погружается в восьмичасовой "рабочий" сон. А если мозг загрузить в пятницу, у него будут три лишние ночи для работы.

Та же проблема не только с организацией труда, но и с созданием продуктов. Такое ощущение, что мало кто в бизнесе понимает, как наш мозг обрабатывает информацию. При встрече с любым объектом мы задаем себе шесть вопросов. Первая пара: "съест ли он меня?" и "могу ли я его съесть?" На современный язык это переводится так: "Зачем мне эта штука? Не опасна ли она?" Вторая пара вопросов: "могу ли я иметь секс с этим объектом?" и "может ли он иметь секс со мной?" Что означает: "доступен ли продукт по цене?", "подходит ли он под мой имидж?" И третья пара вопросов: "видел ли я его раньше?" и "видело ли он меня?" — оценивает инновационность, трендовость продукта.

В начале 2000-х все ждали бума на электросамокаты Segway. На такой самокат залез сам Джордж Буш — казалось, лучшей рекламы не придумать. Проблема была в том, что люди никогда раньше не видели такого устройства и не могли связать его с контекстом своей жизни, оценить по шкале третьей пары вопросов. С точки зрения нейрофизиологии Segway был обречен. Когда же люди смотрят на iPhone, ответы на все шесть вопросов в его пользу. Потому что Apple уже давно не выпускает продукты, не проконсультировавшись с исследователями мозга.