В своё время мне довелось видеть мастера своего дела – мастера боевого искусства, мастера управления телом, посвятившему этому свой талант и долгие годы. Меня это впечатлило настолько, что те моменты сейчас словно перед глазами. Глядя на свои воспоминания, я провожу параллели между искусством, мм, скажем так «полноконтактного неспортивного спарринга» и другими областями жизни, а также нахожу общее с системой Берна.
На ваш суд и комментарии – что интересно, что притянуто за уши, что подмечено верно.
***
Посмотри – говорит тренер – не стоит так далеко шарахаться от удара. Видишь если во время твоего удара, я сдвину тело совсем чуть чуть твой кулак пройдёт по касательной не причинив мне вреда.
У «родителя» глаза велики.
Многие последствия имеют границы которые не видит «родитель» и не стремится видеть.
Зато может увидеть «взрослый».
Подвергать ПОСТОЯННОЙ критики предполагаемые последствия события – важный винтик в мозге.
Когда, кто то авторитетный для вас скажет что все пропало – позвольте себе усомниться.
***
Вот смотри, ты бьёшь в подбородок, я двигаюсь чуть назад твой удар проваливается – говорит тренер -- Бей в воображаемую точку за затылком, бей «на вынос».
На академическом рисунке в универе нас учили проводить воображаемую линии построения. Тут схожее действие.
При постановке задачи представь «точку за затылком».
ребёнок видит лицо, родитель знает что будет если попасть в подбородок, взрослый – может высчитать точку за затылком.
ребёнок видит место, которые ты хочешь занять в структуре людей – родитель знает как обычно это место занимают, и что из этого обычно бывает. взрослый может собрать и оценить информацию насчёт того кто действительно нужен на этом месте.
***
Видишь ты бьешь рукой, а надо бить весом – говорит тренер
ты ударил не вложившись и удар не имел эффекта, ты зря потратил силы приложив их недостаточно, если бы ты ударил весом потратив больше сил был бы эффект.
Отличник выучив урок в итоге тратит куда меньше сил зря, чем тот троечник, которому надо врать чтобы не делать уроки полностью, делать их наполовину, ускользать от ответа и в итоге все это зря – ведь все равно не достигнет цели (если его цель не получить в итоге плохую отметку и нагоняй) он зря потратит кучу сил думая что экономит их.
Целясь в точку за затылком и вкладываясь весом ты тратишь больше сил в целом и меньше сил зря.
Это же помогает не остановиться на пустяковых преградах которые родитель выставляет стенами. Когда чего то достигаешь вкладываясь, ты спускаешься как лавина– встретив преграду лавина не останавливается и не говорит «ой преграда? ну ладно я обратно» а обтекает ее с одной стороны или с другой или просто поглощает ее. Для лавины нет слова «нет», «невозможно», разум свободный от навязок родителя, полностью сосредоточен на поиске решений.
Поиске решений – не обстукивании треснувшим лбом гранитной стены, а решений. Лавина не будет бороться с уступом скалы.
***
Наших тренеров их наставники учили вырывать глину из огромного куска – рассказывает тренер – и так три часа к ряду -- глиняный столб в рост человека надо перенести на другое место – со временем пальцы становились настолько сильными чтобы ухватить человека за мышцу и повердить ее .
Ребенок видит явления в их ярком свете, родитель скажет те их свойства, что заметил.
Взрослый может провести параллели между явлениями и понять каким образом можно подготовиться к нужной ситуации используя подручные средства. Понять как натренироваться удел аналитика.
***
Тренировка с шестом объявляет тренер.
Я говорю что шест слишком большой для уличного оружия, а спарринговаться с ним мы все равно не сможем – никакая спортивная защита не выдержит таких ударов, одна ошибка и ты травмирован. Шест на ладонь выше головы, тяжелый, толстый.
Шест поможет вам научиться чувствовать свой вес – ответил тренер – правильность своей стойки, правильно ли ты переносишь вес, правильна ли твоя осанка, а принципы движений одни для спарринга без оружия.
Когда я взял шест я почувствовал как и где я действую неправильно
Любая деятельность свалившаяся на тебя – от затяжной уборки по дому до какого то идиотизма бюрократии – как шест – позволяет узнать где у тебя перекосы.
Но использовать и оценить ее как шест может лишь взрослый.
Для ребенка это неудобный тяжелый груз, для родителя -- повод поговорить, о том что жизнь ноша не из легких.
***
Ошибка многих начинающих – ударив, они стоят и смотрят "что получилось", еще головы вперед вытягивают как индюки – иронизирует тренер – любопытствующее таким образом лицо – сразу получает в лицо. ьУдарив продолжайте движение, словно лезете в нору. Всегда продолжайте движение.
Получив успех развивай его. Не слушай родителя который говорит тебе что уже хватит.
Сделав интересное выжми из этого все.
***
Вот смотри твоя ошибка в том что нормально защищён ты только в стойке -- когда двигаешься теряешь руки, после того как попадаешь – говорит тренер. – Ну попал ты загнул ему башку в бок, а он вслепую махая руками задел тебя в висок по дуге. Тренируйтесь глядя на соперника видеть его целиком и не терять этот контроль, иначе шанс нарваться на слепой удар -- ваш шанс.
Ни успех не поражение не должно расшатывать тебя. Всегда оценивай обстановку отстранено со всех сторон, как когда входил в ситуацию.
Не давай ребенку увлечься и ломануться вперед забыв все на свете.
***
Прекращайте движение только когда противник отказался от борьбы полностью и ты полностью его контролируешь – говорит тренер – во многих видах спора учат останавливаться когда противник упал – это в корне неверно для вас. Бей пока не заляжет в позе эмбриона, это не спортивная арена, судья не вмешается.
Потом другой человек говаривал – когда уходите с поля битвы – там не должно быть лежащх на локте оппонентов, выкрикивающих вам с в спину проклятия – все должны лежать молча, повернувшись к земле и закрыв лицо руками. И он тоже был прав – если уж делаешь – делай.
Иначе выронишь из рук собственную жизнь.
Не позволяй родителю остановить тебя.
Если казалось бы полностью все сделал по какому ли бо проекту или задаче и можно передохнуть – и родитель говорит что это уже успех – не верь. Убедись. А потом проверь еще раз.
***
Мы в сотый раз отрабатывали удар ногой из положения лежа – неудобно просто абзац как вес толком не вложишь, а пустое брыкание тренера не устраивало. Но мы должны были уметь биться лежа
Пока в сознании не прекращай биться – кричит тренер – вертись занимай позиций, работай по коленям, в пах, пока не будет удобного момента встать.
Когда тебя задели по черепу – «шеф, все пропало» истерически вопит родитель, «пора срочно падать и прикидываться мертвым илли бежааааать!!!» -- а уж если упал -- родитель вообще в панике дергает за все ниточки в голове, как звонарь запутавшийся в веревках.
Это надо убрать. Пока я мыслю я существую.
Взрослый может работать все то время пока ты в сознании.
Когда несколько лет была одна массовая драка, я стоял во втором ряду — бойцы первого ряда противников удачно прыгнули с ног вперед – мой друг впереди меня сместился, я получил мощный удар на противоходе в грудь и упал вниз под ноги. В тот момент я, сидя на корточках, собрался пружинкой и просто обнял его ноги ближайшего оппонента, дернул их под себя, подмял и выкарабкался сев на него сверху и провел серию ударов.
Потом в другом пересечении мой друг упав на спину так ловко отбивался ногами что его не долго не мог добить его противник, и подмога подоспела. Я успел заметить удивление на лице оппонента – тот не ожидал что упав человек не растеряется а продолжит схватку.
Когда один раз я ошибся забыв одну важную по деятельности вещь и тот кто был в тот момент был куда более сведущ чем я и опытен заявил что теперь все пропало, я нашел способ все сделать, получил результат.
Взрослый вовремя отмел возражения родителя и продолжил искать варианты и нашел их.
Смотрите на кошек – говорит тренер – они будут царапаться, в любом положении как их не катай по полу. Делайте также – и ваши шансы утроятся.
***