Цитата
Это не цель. Это потребность. Процесс.
Цитата
Маленькие дети не могут еще осознанно ставить цели.
"Цель — идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; финальный результат, на который преднамеренно направлен процесс"
То есть, даже если ребенок не знает свою цель, это вовсе не значит, что ее у него нет. А если рассматривать ребенка как биологическую систему, то у него априори будет цель, выраженная этим процессом.
И с другой стороны - если есть процесс, то у этого процесса как минимум должна быть причина. А так как ребенок - биологическая система в состоянии гомеостаза, то причина и следствие в ней меняются местами (можно посмотреть у Аристотеля про причины в будущем)
Кроме того, удовлетворение потребности - сам по себе целенаправленный процесс.
Предположим, что у ребенка есть потребность в развитии. Что является источником данной потребности? Адаптация к внешним условиям, для примера. Уже цель. И она уже "вмонтирована" в структуру бытия ребенка. Но адаптация идет разными путями. Ребенок приобретает знания, но эти же знания создают карту его опыта, с помощью которой он структурирует свою дальнейшую адаптацию. Обучение III по Бейтсону. Учиться учиться. Но человек тянется к похожему, поэтому чем больше опыта, тем больше вероятность того, что новый опыт будет интерпретирован как уже известный. Так человек адаптируется к среде просто не замечая изменений среды, он адаптирует Восприятие, а не Поведение. И вот он уже все знает, все понимает, и жить ему все скучнее и скучнее.
Цитата
Не может маленький ребенок лупить с кайфом прутиком по луже, при этом четко осознавая: "это я для познания"
Детский вопрос "а что будет если?" разве не явлеется осознаным целеполаганием? Вы в своей реплике использовали "взрослое" слово "познание", от этого фраза стала звучать убедительно. А если так: "интересно"? Может так ребенок думать?