Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: О наличии цели
Психотерапевт Александр Вакуров. Форум. > Статьи Александра Вакурова > Double bind, "Матрица" и все все все...
Александр Вакуров
В твиттере встретил у Егора Игнатьева:

Цитата
“@EgorIgnatiev: У кого нет цели, тот не находит радости ни в каком занятии.”


Ответил

Кстати,искать нужно не цель, а нечто дальше и глубже чем она. То,что за ней. Наличие цели признак цельности бытия, но не самоцель.
Александр Вакуров
Нельзя "искать для себя цель".

Это раз. Цель это даже не ориентир, по большому счёту. Наличие цели это признак. Признак того, что у тебя одно связано с другим.


Цель сама по себе не имеет смысла. Она обретает смысл лишь в цепочке или иерархии целей. Лишь относительно неких более общих контекстов и крупных смыслов, конкретных смыслов конкретного человека.
Александр Вакуров
Цель не может браться ниоткуда и висеть в воздухе, не может не зависеть от общей картины жизни и предназначений человека.

Призывы "искать цель в жизни" - глупость, примитивизм, наивность и подлость.
Натали Моррис
Не согласная я с Егором Игнатьевым smile.gif

Дети - самые радостные существа в своих занятиях biggrin.gif . А ведь детские занятия чаще всего безцельны.
Дети это еще умеют.
Натали Моррис
Эт я о том, что наличие радости никак не связано с наличием цели. Не может источник радости находится в голове (а цели - именно там). Радость, приходящая изнутри - от Духа.
Александр Вакуров
Говоря о цели, целях стоит различать два базовых контекста: деловой и "жизненный", контекст судьбы человека.

В деловом контексте мыслить терминами цели весьма неплохо, это показатель того, что человек способен своё профессиональное бытие разделять на части, этапы, осознавая структуру, архитектонику собственного профессионального функционирования : направление и скорость своего профессионального развития и карьерного пути.
Александр Вакуров
Кстати, цели стоит не "ставить", а - находить. Цель (цепочка и иерархия твоих целей) всегда УЖЕ ЕСТЬ, вмонтирована в структуру твоего бытия. Тебе остаётся лишь обнаружить её.
Искать лучше "с конца", иди "сверху" - отталкиваясь от верхних, главных твоих целей и смыслов:
Чем всё должно закончиться
Что в итоге
Ради чего всё это
И так далее.

Главное диктует второстепенное. Последствия диктуют начало.
Александр Вакуров
В контексте же "жизни", судьбы, личных отношений, личного бытия и функционирования, лучше ориентироваться не на "цели", а ЦЕННОСТИ.

Разница в простом. Цель ДОСТИГАЮТ. Ценности ОБЕСПЕЧИВАЮТ. Приводят реальность в соответствие с ценностью. Либо - проверяют реальность на соответствие ценности, конкретной ценности.
Ценности, либо критерию.

Цель - она всегда снаружи. Ценность или критерий всегда внутри. Но у ценности или критерия есть ПРИЗНАКИ - это ответ на вопрос, "Как мы КОНКРЕТНО узнаем, что данная конкретная ценность реализована (реальность приведена в соответствие с ней).

Признак находится снаружи - в Реальности, но он чётко связан с конкретной ценностью.

Наблюдаемость, измеряемость, доступность к сравнению - необходимые свойства признака, они связывают признак с двумя реальностями, позволяют нму находиться одновременно и неразрывно в двух реальностях - Внешней и Внутренней.
Lakedomian
Цитата
А ведь детские занятия чаще всего безцельны.


У детей как раз цель вполне обозначена - познание. И так как ребенок знает очень мало, любое новое знание и навык доставляет ему радость, причем радость, не отягощенную предыдущим опытом. А чем взрослее, тем меньше человек находит нового, прикладывая те же усилия, к которым привык с детства. Тем меньше и радости, ибо все знакомо и все скучно.

Александр Вакуров
Это не цель. Это потребность. Процесс.

Цель это точка, пункт назначения, либо путеводная звезда (ориентир).
Натали Моррис
Цитата
У детей как раз цель вполне обозначена - познание.


Маленькие дети не могут еще осознанно ставить цели.
Не может маленький ребенок лупить с кайфом прутиком по луже, при этом четко осознавая: "это я для познания" laugh.gif laugh.gif laugh.gif
Lakedomian
Цитата
Это не цель. Это потребность. Процесс.

Цитата
Маленькие дети не могут еще осознанно ставить цели.


"Цель — идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; финальный результат, на который преднамеренно направлен процесс"

То есть, даже если ребенок не знает свою цель, это вовсе не значит, что ее у него нет. А если рассматривать ребенка как биологическую систему, то у него априори будет цель, выраженная этим процессом.
И с другой стороны - если есть процесс, то у этого процесса как минимум должна быть причина. А так как ребенок - биологическая система в состоянии гомеостаза, то причина и следствие в ней меняются местами (можно посмотреть у Аристотеля про причины в будущем)
Кроме того, удовлетворение потребности - сам по себе целенаправленный процесс.
Предположим, что у ребенка есть потребность в развитии. Что является источником данной потребности? Адаптация к внешним условиям, для примера. Уже цель. И она уже "вмонтирована" в структуру бытия ребенка. Но адаптация идет разными путями. Ребенок приобретает знания, но эти же знания создают карту его опыта, с помощью которой он структурирует свою дальнейшую адаптацию. Обучение III по Бейтсону. Учиться учиться. Но человек тянется к похожему, поэтому чем больше опыта, тем больше вероятность того, что новый опыт будет интерпретирован как уже известный. Так человек адаптируется к среде просто не замечая изменений среды, он адаптирует Восприятие, а не Поведение. И вот он уже все знает, все понимает, и жить ему все скучнее и скучнее.

Цитата
Не может маленький ребенок лупить с кайфом прутиком по луже, при этом четко осознавая: "это я для познания"


Детский вопрос "а что будет если?" разве не явлеется осознаным целеполаганием? Вы в своей реплике использовали "взрослое" слово "познание", от этого фраза стала звучать убедительно. А если так: "интересно"? Может так ребенок думать?
Ivan37
Опять же.
Цели у всех разные.
Я хочу. Мне надо.
Что их формирует, как мы к ним относимся. Что мы в итоге хотим. Осознаем ли мы что хотим.

А вот что негативного в слове цель...
Так как по определинию смысл бытия мы всецело объять не можем на уровне сознания.
Мы фиксируем в сознание кусок зафиксированного образа истинной цели(постоянно меняющейся в месте с нами ) и обзываем этот кусок целью.
Переводим внимание на "ЭТО", блокируем внимание на остальное и живем временами несчастливо не понимая что же происходит ....
Это то что вижу я.

Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Русская версия Invision Power Board © 2001-2024 Invision Power Services, Inc.