"Иди за клиентом!" - лозунг и принцип, популярный и основополагающий в психотерапии.
Согласен. В психотерапии это именно так.
Источников ориентиров на самом деле много.
1. Можно идти за клиентом - ориентируясь на его слова, его чувства (кстати, откуда они нам известны? И откуда нам знать, не путает ли клиент свои чувства?), физиологические проявления (внешние проявления чувств и ощущений) и поведенческие проявления клиента, его реакции, его мышление, его речь, его выборы. Его страхи, его желания, его иллюзии, его ожидания, его влечения, склонности, индивидуальность.
Тут, конечно, великий вопрос - В ЧЁМ идти за клиентом. Но это отдельная тема.
Кроме клиента есть ещё два базовых источника ориентиров.
2. Профессионализм психотерапевта. Техники.
3. Чувствительность психотерапевта.
Процессуальники включают ещё и события в мире - вокруг.
Но принцип "Иди за клиентом" остаётся основополагающим. Могут спасти техники. Может проявиться и увлечь талантливость и чувствительность психотерапевта, но клиент (пациент) на первом месте.
В работе с бизнесом (для меня) всё иначе. Там я следую другим принципам. "Иди за собой!".
Вернее, так.
На этапе уточнения заказа - иди за клиентом.
На этапе исполнения - иди за собой.
Но это схема. Её необходимо уточнять и формулировать.
Предприятие клиента - система. Система многоуровнева. Многие уровни:
а) неосознаваемы
б) неназываемы
в) неопознаваемы в принципе (например, из-за опасности опознавания)