УЧЁНЫЕ НАШЛИ ШЕСТЬ СХЕМ, НА КОТОРЫХ СТРОЯТСЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Учёные из Computational Story Lab в университете Вермонта выяснили, что все литературные произведения построены на чередовании полюсов эмоциональной окраски. В своём исследовании они выделили шесть базовых кривых, которые иллюстрируют популярные последовательности «взлётов» и «падений».

В своём анализе учёные отталкивались от идеи, что каждое слово можно охарактеризовать как положительно либо отрицательно эмоционально окрашенное. Они использовали алгоритм Hedonometer, в котором эта эмоциональная нагрузка выражена в числовом значении. Алгоритм присваивает числовое значение каждому слову, затем делит текст на отрывки по 10000 слов и высчитывает среднюю эмоциональную валентность. Таким образом они проанализировали 1737 текстов из электронной библиотеки Проекта «Гуттенберг», которые были скачаны более 150 раз.


Схема анализа. Иллюстрация: Andrew J. Reagan

«Мы нашли набор из шести основных дуг, на основе которых строятся более сложные нарративы», — заявляют учёные. Конечно, многие произведения имеют более тонкое построение, но в целом основные эмоциональны кривые выглядят так:

«Из грязи в князи» (взлёт): «Алиса в стране чудес» Льюис Кэролл

«Трагедия» (падение): «Ромео и Джульетта» Уильям Шекспир

«Человек в яме» (падение-взлёт):«Волшебник страны Оз» Лаймен Фрэнк Баум

«Икар» (взлёт-падение):«Римский Экспресс» Артур Гриффитс

«Золушка» (взлёт-падение-взлёт):«Рождественская песнь» Чарльз Диккенс

«Эдип» (падение-взлёт-падение): «Герой нашего времени» Михаил Лермонтов


Шесть эмоциональных кривых, соответствующих основным литературным сюжетам.