Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Психотерапевтические тексты
Психотерапевт Александр Вакуров. Форум. > Психотерапия > Любые вопросы для всех.
Александр Вакуров
Ксения Канская

От сепарационной тревоги к возможности выносить одиночество

На чём базируются страдания человека, который остро нуждается в слиянии с объектом и для которого не переносимы даже редкие минуты одиночества?
Эти страдания базируются на невозможности принять и интегрировать реальность ОТДЕЛЬНОСТИ двух ПСИХИК, то есть, невозможности отделять субъект и объект. Эта невозможность есть следствие прерывания эволюции психосексуального развития в точке (очень ранней точке развития), где между матерью и ребёнком происходит отделение через выносимые фрустрации младенца и через "цензуру любовницы", когда между ребёнком и матерью встраивается третья фигура - отец. Эта фигура существует как в психическом матери, так и в её реальной внешней жизни.
Если симбиотические отношения матери и ребёнка не приходят к своему эволюционному завершению ("ребёнок ночи"), то единственно известный психике этого субъекта тип объектной связи - это нарциссически инвестированные объектные отношения.
Нарциссически инвестированные отношения - это отношения, при которых между Эго субъекта и объектом не существует чётких отличий и дифференциации. Это отношения, в которых субъект размещает части своего психического в объект, а объект размещает части себя в субъект. И тогда при расставании у субъекта возникает сильнейшая сепарационная тревога, ибо при расставании он ощущает как бы утрату частей себя, своей психики. Что причиняет непереносимую душевную боль. Человек, инвестирующий отношения по нарциссическому типу - инвестирует по сути себя самого в объекте. И тогда отделение от значимого лица представляет угрозу целостности его собственного Эго. Тревога, которая возникает в этом случае, носит название сепарационной тревоги и переживается как душевная боль от потери себя самого. Это - тревога, при которой человек вынужден следовать за объектом, чтобы остаться в слиянии с ним и сохранить целостность своей психики, сохранить субъективное переживание "Я есть".
Это очень тонкие, бессознательные процессы, которые сходу самим субъектом, конечно же, не отслеживаются и не ощущаются. С этим типом слиятельных объектных отношений человек живёт с младенчества и дальше всю свою жизнь - этот тип отношений уже часть его (внутренние объектные отношения). Да и другого типа инвестирования отношений человек не знает.
Лишь кропотливая психическая работа позволяет человеку обнаружить это в себе и разглядеть рисунок своих отношений с объектом.
Что может предложить психоанализ человеку, для которого одиночество является кошмаром?
Как с этим работать в пространстве психоаналитического кадра?
Во первых, раздельность субъекта и объекта "автоматически" будет обнаруживаться в отношениях пациента с аналитиком.
Постепенно человек начинает осознавать аналитика, не как функцию и не как своё продолжение, а как отдельного человека: пациент мало-помалу способен уже дифференцировать то, что относится к аналитику, и то, что принадлежит ему самому. Тем самым, человек открывает свою, отличную от аналитика, идентичность. Пациент начинает видеть в аналитике человека, который постепенно инвестируется как отдельная личность.
Во вторых, чёткость границ кадра будет способствовать репрезентации того, что за расставанием последует встреча (и это будет становиться частью внутренней картины мира пациента, в которой уже нет необходимости цепляться за объект) и следовательно, будет перерабатываться сепарационная тревога.
В результате, внешний объект, за которого цеплялась психика, станет внутренним "хорошим" объектом, на который всегда можно опереться при необходимости.
Повторение разлук и встреч даёт возможность детально проработать отдельность на уровне нарциссизма и обрести встречу с аналитиком на объектном уровне.
В третьих, человек в пространстве анализа как бы собирает себя, возвращает себе свои проекции, в том числе и свои ресурные части, которые он "делегировал" объекту.
Человек строит себя и обнаруживает себя в своей отдельности от объекта. И обретает опыт независимости и устойчивости в самом себе.
"Эго пребывает в состоянии постоянного изменения, непрерывно создавая себя заново. Это постоянный поиск идентичности, как нечто новое, безостановочно воссоздающееся из разрозненных элементов в процессе, аналогичном художественному творчеству"
Человек никогда не завершает поиск самого себя, также как никогда не способен в полной мере познать другого.
"Эта загадка является частью постоянного изменения, составляющего богатство жизни".
Доброго дня smile.gif

#сепарационная_тревога
#психоанализ
#трансформации
Александр Вакуров
О том как происходит бессознательный выбор.

Занимаясь исследованием малых групп, Бион отмечал, что люди сплачиваются вокруг бессознательных групповых тем. Чтобы это объяснить он ввёл понятие валентности. Бион сказал
"Валентность - это спонтанная, бессознательная функция качества коммуникации в личности человека".
В дальнейшем, Ракер, представитель теории объектных отношений, развил идею Биона о валентности применительно к исследованиям парных отношений.
Валентность - это эмоционально заряженная тема каждого участника пары, живущая в бессознательном. Именно на основе подобия валентностей- подобия эмоционально заряженнвх тем, которые НЕ ОСОЗНАЮТСЯ- происходит бессознательный выбор партнёра в паре. Подобное притягтвает подобное.

Ксения Канская
Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Русская версия Invision Power Board © 2001-2024 Invision Power Services, Inc.