Обо мнеОтзывыКонтакты
Главная
Форумы
Мои статьи
Зарисовки с натуры
Мои тренинги
Отзывы с моих тренингов
Мои стихи
Статьи других авторов
Семейная психология и психотерапия
Трансперсональное
О психотерапевтах
Учись думать сам!
Саморазвитие
Психотерапия
Психология
Пригодится!
Философия
Бизнес
Тренинги
Продажи
Переговоры
Маркетинг и реклама
НЛП и Эриксоновский гипноз
Стихи других авторов
Словари
Карта Сайта
Контакты
Мои статьи неоконченное
Ссылки
Ссылки 2
Поиск
Стихи других авторов
Система Orphus

Избранные темы
Новинки в моих статьях
Популярное в «Мои статьи»
Новые темы форума
Популярное на форуме
Голосование
Понравился ли Вам сайт?
 


Учись думать сам!


Что такое семиотика? Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 8095
Рейтинг: / 0
Учись думать!

 Е. Горный   

…постепенно я стал понимать, что, в действительности, я сам не понимаю, что такое семиотика. Я стал размышлять над этим поразительным фактом. Ниже следуют плоды моих медитаций.


Самым распространенным, классическим определением семиотики является определение по объекту: "Семиотика - это наука о знаках и/или знаковых системах". Однако, если мы взглянем на это определение более пристально, возникает вопрос: КТО устанавливает различие между знаками и не знаками (условимся считать заранее, что 1) знаки ЕСТЬ и 2) мы знаем, ЧТО такое знаки).

17.07.2009
Последнее обновление ( 23.07.2009 )
Подробнее...
Анализ дискурса в социолингвистике Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 7587
Рейтинг: / 0
Учись думать!

 Н. Комина   

В настоящее время в исследовании дискурса выделяются шесть основных направлений: теория речевых актов, интеракциональная социолингвистика, этнография коммуникации, прагматика, конверсационный анализ и вариационный анализ. Следует отметить, что источниками формирования моделей понимания и методов анализа дискурса в перечисленных подходах (при всём множестве различий между ними) были достижения таких дисциплин, как лингвистика, антропология, социология, философия, теория коммуникация, социальная психология и искусственный интеллект (Shiffrin 1994).


Интеракциональная социолингвистика, которой посвящается данная статья, представляет собой такой подход к дискурсу, когда в центре внимания оказывается ситуативное значение. Исследователи, работающие в этом направлении, сочетают идеи Джона Гамперца и Эрвина Гоффмана.

17.07.2009
Последнее обновление ( 03.08.2009 )
Подробнее...
Вехи и знаки движения России от догматических смыслов к смыслу гармонии Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 7601
Рейтинг: / 0
Учись думать!

 Шелкопляс Е.В.   

И жизнь уж нас томит
Как долгий путь без цели…

М. Лермонтов



Россия завершает осмысление своего очередного социально-экономического эксперимента. После неудачной попытки построить в ХХ столетии идеальное общество, основанное на принципах всеобщего равенства, политической элитой было принято решение изменить в новом столетии идеологический курс, резко переложив руль слева направо, объявив средством спасения принцип индивидуальной свободы.

 

Эйфории от результатов реформ длящихся более полутора десятков лет нет ни у одной из социальных групп общества, даже у тех, кто получил явные материальные выигрыши. Разочарований много, даже слишком много. При всех расхождениях оценок, наибольшие потери большая часть российского общества отмечает в области нравственности и духовности.


Казалось бы, для общества превратившего материальные ценности в предмет культа, утраты в области нравственности и духовности не имеют принципиального значения, но граждане России совершенно отчетливо воспринимают огромное значение понесенной потери, правда, не столько рационально, сколько интуитивно.

29.06.2009
Последнее обновление ( 29.06.2009 )
Подробнее...
Чик и ек. Как мир нас уменьшает, а мы его – в ответ Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 8334
Рейтинг: / 0
Учись думать!

 Михаил Наумович Эпштейн   
Я как-то бродил по Агоре в Афинах, воображал здесь Сократа и ап. Павла – и вдруг услышал русскую речь: «Вон скамеечка, давай присядем в тени олив, водички попьем». После долгого путешествия в иноязычной среде меня это вдруг удивило. Почему «водичка», «скамеечка»? Что выражают эти уменьшительные формы? Никакой уменьшительной семантики («маленькая скамья») или ласковой экспрессии («миленькая вода») эти формы не несут. Это просто явление неформального стиля речи. «Выпьем водочки под селедочку». Сельдь – это ресторанное меню. Селедка – обиходное, литературно-разговорное. Селедочка – знак неформальной ситуации, в компании, с друзьями.
20.06.2009
Последнее обновление ( 20.06.2009 )
Подробнее...
Откуда дерево берет свою массу? Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 8451
Рейтинг: / 0
Учись думать!

 Андрей Четвериков   

Этот вопрос - заголовок интересной заметки, на которую наткнулся в блоге The Last Psychiatrist. Там автор достаточно хорошо описывает саму призрачность существующего понимания вещей.

 

Не в том смысле, что непонятно, откуда дерево эту массу получает, а в том, что большинство людей не в состоянии дать правильный ответ на этот вопрос, хотя изучали соответствующие явления в школе. Но это только одна часть проблемы. Далее автор рассматривает саму корректность поставленного вопроса. И следует вывод: “The first business of science education should not be to help us answer questions, but to help us ask questions” (”Прежде всего, научное образование должно не помогать нам отвечать на вопросы, но помогать нам их задавать”). Мне сразу пришел в голову сегодняшний семинар по методологии. Он был последним в этом семестре, и у участников спрашивали, какое у них ощущение оставил курс, и что они в итоге думают о методологических основах психологии. И как-то так получилось, что достаточно большая часть аудитории высказалась в том смысле, что “Ну, я считала, что в психологии все относительно, и теперь я в этом убедилась”. Т.е. по сути, они получили авторитетное подкрепление своим убеждениям, и вместо того, чтобы начинать задавать себе вопросы о базе своих профессиональных взглядов, еще больше убеждаются в бессмысленности этих вопросов. Долбаный постмодернизм.

17.06.2009
Последнее обновление ( 20.06.2009 )
Подробнее...
О примитивных социальных группах Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 10177
Рейтинг: / 0
Учись думать!

 Шелкопляс Е.В.   

Предисловие. Читателю представляется фрагмент лекции ивановского психотерапевта Евгения Валентиновича Шелкопляса. Этому тексту более десяти лет, и многое современному читателю может показаться архаичным (язык, или имена гремевших в прошлом политиков), дело не в этом. Я хочу представить уважаемому читателю этот труд, ибо в нём сделана попытка структурирования микросоциальных групп по очень верным на мой взгляд и базовым критериям.

 

Александр Вакуров

14.03.2009
Последнее обновление ( 14.03.2009 )
Подробнее...
Жизнь в сообществах: формула счастья Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 8402
Рейтинг: / 0
Учись думать!

 Ж. И. Резникова   
Резникова Ж. И.

Об авторе

Жанна Ильинична Резникова, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Института систематики и экологии животных СО РАН, заведует кафедрой сравнительной психологии в Новосибирском государственном университете. Область научных интересов — экспериментальная этология и экология животных. Автор нескольких учебников и книг, последняя из которых «Animal Intelligence. From Individual to Social Cognition» (Cambridge, 2007).

 

Эта статья — попытка этолога-экспериментатора найти основные закономерности в поражающем воображение разнообразии форм социальной организации животных и выяснить, какую роль играет интеллект в их общественной жизни.

06.02.2009
Последнее обновление ( 06.02.2009 )
Подробнее...
Об исторической лингвистике Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 7851
Рейтинг: / 0
Учись думать!

 академик Андрей Анатольевич Зализняк   

Об авторе

Андрей Анатольевич Зализняк, 12 декабря 2008 года, школа «Муми-тролль». Фото М. И. Смирновой

Андрей Анатольевич Зализняк — выдающийся российский лингвист, специалист в области грамматики и истории русского языка, акцентологии, изучения древнейших памятников русского языка. Ему принадлежат следующие крупнейшие научные достижения: построение формальной модели русского словоизменения и лежащей в его основе теории грамматических категорий и морфологических парадигм; построение теории русской акцентологии в синхронном и историческом аспектах, основанное на доскональном изучении древних памятников; всесторонняя реконструкция грамматики и лексики языка новгородских грамот на бересте и лингвистический анализ корпуса этих текстов; строгое лингвистическое доказательство подлинности «Слова о полку Игореве». Лауреат Государственной премии России 2007 года и премии Александра Солженицына (2007).

 

06.02.2009
Подробнее...
Метонимическое мышление Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 7580
Рейтинг: / 1
Учись думать!

 Д.Трунов   

Метонимическое мышление // Антропологические основания теоретического мышления: Материалы научной конференции (16-17 ноября 2004). Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2005. С. 173-176.
--------------------------------------------------------------------------------

Существуют два основных механизма иносказательного мышления — метафорический и метонимический. Они участвуют в образовании всех остальных иносказательных феноменов языка и культуры (символических, знаковых и т.д.).

 

Если иносказательность метафоры основана на отождествлении объектов, явлений, понятий по их сходству, то иносказательность метонимии основана на связи (сопричастности) вещей (объектов, явлений, понятий). Метонимия есть результат обозначения одной вещи через другую, ассоциирующуюся с ней по смежности.

14.01.2009
Подробнее...
Успешность: о точках отсчета и системах координат Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 7761
Рейтинг: / 0
Учись думать!

 Светлана Ленько   

Мне задали вопрос:

 

В жизни встречаются люди, которые в школе были успешными, а после школы стали не очень успешными. Что происходит с ними? Обеспечивает ли школьная успешность последующую успешность во взрослой жизни?

Попытка ответа моментально выявила неоднозначность самого понятия Успешность и, сразу же возник вопрос о Точках Отсчета, о Системах Координат в которых и будет определяться результат: успешен или нет?

16.11.2008
Последнее обновление ( 18.11.2008 )
Подробнее...
Стиль, изящество и информация в примитивном искусстве Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 6474
Рейтинг: / 0
Учись думать!

 Грегори Бейтсон   

Введение

Эта статья включает несколько разрозненных попыток создать план теории, относящейся к культуре и невербальным искусствам. Поскольку ни одну из этих попыток я не считаю вполне успешной и мои усилия еще не сошлись в центре территории, план которой требуется составить, может оказаться полезным изложить не-техническим языком то, к чему я стремлюсь.


Олдос Хаксли (Aldous Haxley) часто говорил, что центральная проблема человеческого рода - поиск благодати (grace). Он полагал, что использует это слово в том же смысле, в котором оно используется в Новом Завете, но объяснял его в своих собственных терминах. Он утверждал, как и Уолт Уитмен (Walt Whitman), что коммуникации и поведению животных свойственна наивность, которую человек утратил. Поведение человека извращено обманом (включая и самообман), стремлением к цели и самосознанием. Олдосу представлялось, что человек утратил ту "благодать", которую животные все еще сохраняют.

08.11.2008
Последнее обновление ( 08.11.2008 )
Подробнее...
Идеология и харизма (Харизматические стратегии) Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 6609
Рейтинг: / 0
Учись думать!

 Александр Сосланд   
Когда заходит речь об идеологии вообще и в частности, то мы сталкиваемся с одним и тем же противоречием: речь идет о дискурсе, отражающем определенные интересы, в то время как путь к реализации этих интересов намечен недостаточно. Ясно, что без такого компонента, как экспансия, идеология теряет свой смысл. Она, собственно, создана для того, чтобы распространяться. Мы предлагаем концепт, который объединил бы и производство идеологии, и ее распространение в единый процесс.
27.10.2008
Последнее обновление ( 27.10.2008 )
Подробнее...
За пределами непосредственной информации Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 6646
Рейтинг: / 0
Учись думать!

 Дж. Брунер.   
 Много лет назад Чарлз Спирмен [27] задался честолюбивой целью охарактеризовать основные познавательные процессы, которыми можно объяснить сущность разума. В результате появилась триада принципов, названных им ноэгенетическими.

Первый из принципов — простое утверждение, что организмы способны понимать мир, в котором они живут. Два других дают нам исходную точку для последующих рассуждений.

Второй принцип, называемый «усвоение отношений», гласит, что стоит только воспроизвести в сознании два или более предметов, как сразу же возникает мысль об их связи. Представление «черное» и «белое» влечет за собой представление «противоположное», или «различное».

Третий принцип — «усвоение коррелятов — предполагает, что при наличии определенного предмета с отношения сразу же приходит на ум какая-либо другая вещь. «Белое» и «противоположное чему-то» влечет за собой «черное». Я думаю, что Спирмен стремился показать, что наиболее характерной чертой духовной жизни человека, помимо понимания им событий окружающей жизни, является то, что он постоянно выходит за пределы непосредственно получаемой информации.

24.10.2008
Подробнее...
Гносеологический принцип эволюции систем Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 6812
Рейтинг: / 0
Учись думать!

 В. Лившиц.   
 В нашей работе ("Способен ли человек находить оптимальное решение?") мы показали, что гносеологический принцип А. Н. Колмогорова по нахождению простого (оптимального) решения действительно имеет место в мышлении и творчестве человека, причем он проявляется лишь в тенденции поиска оптимума на близком расстоянии, путем постепенных мелких улучшений. Естественно возникает вопрос, по какому принципу эволюционируют любые другие системы (включая и человека)? Интересно понять, почему скорость самообучения и эволюции столь мала. Неужели природа не выработала более совершенных механизмов развития? Постараемся ответить на эти вопросы, опираясь на две опубликованные работы.
24.10.2008
Подробнее...
О механизмах ассимиляции и аккомодации Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 7919
Рейтинг: / 0
Учись думать!

 Ж. Пиаже   
Фундаментальные психологические связи, рождающиеся в ходе развития, не могут сводиться к эмпирическим ассоциациям, скорее они состоят из ассимиляций, как в биологическом, так и в рациональном смысле слова.
24.10.2008
Подробнее...
<< В начало < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 Следующая > В конец >>

Всего 46 - 60 из 92
 

"Когда судьба ставит тебе палки в колёса, ломаются лишь негодные спицы".

А.Подводный.