Обо мнеОтзывыКонтакты
Главная
Форумы
Мои статьи
Зарисовки с натуры
Мои тренинги
Отзывы с моих тренингов
Мои стихи
Статьи других авторов
Семейная психология и психотерапия
Трансперсональное
О психотерапевтах
Учись думать сам!
Саморазвитие
Психотерапия
Психология
Пригодится!
Философия
Бизнес
Тренинги
Продажи
Переговоры
Маркетинг и реклама
НЛП и Эриксоновский гипноз
Стихи других авторов
Словари
Карта Сайта
Контакты
Мои статьи неоконченное
Ссылки
Ссылки 2
Поиск
Стихи других авторов
Система Orphus

Избранные темы
Новинки в моих статьях
Популярное в «Мои статьи»
Новые темы форума
Популярное на форуме
Голосование
Понравился ли Вам сайт?
 


Статьи других авторов
Детство как "переход" в архаическом хронотипе Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 7466
Рейтинг: / 0

 Мамычева Д.И.   

Аннотация. В статье раскрываются древнейшие представления о ребенке как существе, лишенном права социального признания в силу его континуальной отнесенности к потустороннему миру, в котором рождение и смерть являются двумя тесно связанными формами бытия человека. Отчужденность и вытесненность ребенка из культуры проявлялась как в отсутствии личного имени у детей, так и в массовом инфантициде, имевшем смысл возвращения души в первозданное состояние. Исходя из дискретности форм восприятия этапов развития человека, анализируются обряды инициации, одновременно являющихся практикой «перехода» и легализации статуса индивида в сообществе других людей. В буквальном смысле инициация означает вступление в права взрослого, обретение статуса полноценного человека, занимающего определенное место в хронотопе культуры, она «обрывает» детство и «открывает» взрослость. Культурологический анализ возрастных обрядов в архаической культуре вскрывает глубинные архетипы восприятия пространства и времени, как цикличного, ритмичного, повторяемого универсума сакральных событий, отмеряющих промежутки жизни человек и рода. Именно миф задавал порядок течения жизни рода, существующего в циклической повторяемости рождений и смертей. Для архаического сознания было характерным смешение социально-возрастных категорий с генеалогическими, что отразилось на представлениях о детстве как несуществующей в социальном плане ипостаси человека. Семиотическая реконструкция архаического образа детства позволяет восстановить утраченные для современного культурного сознания смыслы начала человеческой жизни в ее взаимосвязи с сакральным опытом.

 

Ключевые слова: архаика, хронотоп, детство, переход, инициация, ритуал, сакральность, архаическое сознание.

18.09.2009
Подробнее...
Механизмы бессознательного в культуре Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 7098
Рейтинг: / 0

 Соболев Денис   

Аннотация: в статье рассматриваются механизмы смысловые их основания в культуре. Понимание их существования может объяснить многие из тех сложностей и сопротивлений, с которыми анализ культуры неизбежно сталкивается в повседневном сознании

 

Ключевые слова: бессознательное, механизмы бессознательного, эпистемологический нарциссизм, утопический образ субъекта.

18.09.2009
Последнее обновление ( 18.09.2009 )
Подробнее...
Введение в аналитику дуальности "Культура и бессознательное" Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 7004
Рейтинг: / 0

 Соболев Денис   

Аннотация: в статье раскрыты подходы к пониманию бессознательного в культуре, дуальности Культура и бессознательное, рассматриваемые по структурно-функицональным аспектам.

 

Ключевые слова: культура, бессознательное, паттерн, структура

 

Мне бы хотелось свести воедино и проанализировать один из центральных аспектов того понимания человека, которое за последние сто лет постепенно сложилось в результате различных исследований культуры, так или иначе связанных с теоретической культурологией. Говоря более предметно, эта статья посвящена возможности стратифицированного описания и послойного анализа бессознательных механизмов культуры в их формирующем и частично детерминирующем отношении к эмпирическому субъекту. Впрочем, я смог сформулировать эту цель только ретроактивно, по мере того, как эта статья разрасталась из одной страницы, написанной, в основном, ради самоанализа. Я писал книгу на совершенно другую тему - об интенциональных актах, механизмах синтеза и стратегиях организации знаковых пространств, которые лежат в основе любой культуры. Однако постепенно - вопреки моим собственным намерениям и преимущественно гуссерлианскому аналитическому аппарату - я обнаружил, что большинство механизмов, которые я пытался анализировать, являются либо полностью бессознательными, либо содержат существенный бессознательный элемент. Но что же означала их "бессознательность" с теоретической точки зрения, какой понятийный аппарат мог быть использован для их анализа? У меня не было ответа. Я перебирал в памяти все возможности, которые были в моем распоряжении, или в распоряжении любого другого современного филолога или культуролога. Связаны ли эти компоненты с влечениями и травматическими переживаниями в прошлом? С подавленными желаниями или с инстинктом саморазрушения? Или может быть с мифическими и ускользающими архетипами? Являются ли они примером "неумышленного знания" и знакового распыления у Лакана? Или, может быть, речь идет об альтюссеровском воображаемом "центрировании" субъекта посредством идеологических категорий? Связано ли подобное бессознательное с процессом "не-сознательного" обучения, каким его описывает когнитивная психология? Определенно, это не было ничем из перечисленного; более того, то, с чем я столкнулся, было плохо сопоставимым со всеми этими привычными схемами. Среди многих языков культурологии – аналитических и фантастических, простых и намеренно усложненных – не было ни одного, на котором я мог бы говорить о той форме "бессознательности", перед которой оказался.

18.09.2009
Последнее обновление ( 18.09.2009 )
Подробнее...
Кризис индивидуальной и коллективной идентичности Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 6809
Рейтинг: / 0

 В. Хёсле   

Понятие «кризис идентичности» заслуживает анализа по двум причинам. Во-первых, для традиционной метафизики было аксиомой, что все идентично самому себе. Однако если это так, тогда почему необходимое свойство бытия— идентичность — может переживать кризис? Несмотря на все логические трудности, очевидно, что это понятие не пустое, — индивидуальные и коллективные кризисы действительно случаются, и в наше время, возможно, даже чаще, чем прежде. Такова вторая причина, делающая анализ понятия «кризис идентичности» весьма полезным, — во всяком случае, более полезным, нежели чисто логическое упражнение: ведь всякий, кто хочет понять современный мир, едва ли достигнет своей цели, не постигнув логики кризиса идентичности.

 

Поскольку я философ, а не психолог и не социолог, мои рассуждения будут достаточно отвлеченными1. Конкретные примеры, которые я привожу в своем тексте, не имеют отношения к исследованию каких-то реальных ситуаций, они взяты из литературы,— поскольку я уверен, что искусство имеет прямое отношение к истине и что поэтому оно может поспорить с наукой и философией, когда мы пытаемся понять не эмпирические факты, а сущность действительности.

18.09.2009
Последнее обновление ( 18.09.2009 )
Подробнее...
Когнитивный подход к сознанию Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 8408
Рейтинг: / 0

 Агейкина С.В.   

Аннотация. В статье рассматривается природа и механизмы функционирования сознания сквозь призму когнитивной науки. Решающая роль при изучении феномена сознания отводится языку, потому что существенной частью сознания является тот пласт человеческого опыта по осмыслению и освоению мира, который выражается в языке. Понимание и изучение языка лежит в основе когнитивного подхода. Когнитивная наука, анализируя языковой опыт, выявляет механизмы мышления, определяет структуру категорий, присутствующих в сознании. Все это позволяет заявить, что когнитивная наука, изучая язык, способна ответить на многие парадоксы проблемы сознания.

 

Ключевые слова: когнитивность, сознание, описание мира, язык, языковой опыт.

17.09.2009
Подробнее...
Квадрат знаний Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 7511
Рейтинг: / 0

 Роберт Дж. Виржбицки    
Аннотация. В статье рассматриваются процессы адаптации очного обучения к принципам дидактики, основанной на применении информационных технологий. Изменился взгляд на способ использования информационных технологий в процессе передачи знаний. Если раньше обучение с использованием информационных технологий, в частности компьютеров, считалось предпочтительным, то теперь оно стало обязательным. Тем не менее, нелинейные методы в очном обучении, основанные на парадигме гиперсреды, не выполняют свое дидактическое предназначение. Нелинейность в ходе обучения воспринимается, главным образом, в группах особенно одаренных и мотивированных студентов, способных быстро адаптироваться к новым условиям. В стандартной ситуации, наиболее предпочтительным среди студентов является линейный метод, при котором передача учебного контента осуществляется преподавателем.
Ключевые слова: линейные методы обучения, дидактика, информатизация учебного процесса, взаимосвязь основных дидактических основ образования.
17.09.2009
Последнее обновление ( 17.09.2009 )
Подробнее...
Информация как элемент повседневности Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 7276
Рейтинг: / 0

 Ходяков В.В.   

Аннотация. Речь идет об информации как об одном из элементов повседневной жизни общества, главном объекте адаптации и трансформации социального пространства и всей социальной структуры. Информация повседневности предполагает наличие двух объектов – источника и потребителя информации, между которыми происходит постоянное взаимодействие. Автор рассматривает виды повседневной информации, ее восприятие и обработку человеческим сознанием. Рассматривается проблема передачи информации и влияние внешних и внутренних факторов на ее достоверность, проблема СМИ в современном обществе.

 

Ключевые слова: информация, повседневность, элементы культуры повседневности.

17.09.2009
Последнее обновление ( 17.09.2009 )
Подробнее...
Отношения науки и мифа в эпоху постмодерна Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 6448
Рейтинг: / 0

 Ивушкина Е.Б.   

Аннотация. В статье рассматривается взаимосвязь и зависимость мира науки и мифа в эпоху постмодерна. Наука – это рационально организованное знание, источником которого является не богооткровение, а показания органов чувств, телесность которых напрямую связана с телесностью самого мира. Источник живучести всякой мифологии – опора на врожденные механизмы предсознания, действие которых «не отменяется» современной культурой, которые всегда готовы актуализироваться, которые не могут быть устранены, а могут быть лишь подвергнуты осмыслению и критике со стороны Разума. В отличие от архетипов «коллективного бессознательного», наука –очень молодое новообразование человеческого духа, а механизмы, которые приобретаются путем опыта и упражнения, разрушаются и деформируются гораздо легче, чем наследуемые.

 

Ключевые слова: миф, наука, разум, картина мира.

17.09.2009
Подробнее...
Семантика семьи и семейных отношений в мифе и сказке Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 8226
Рейтинг: / 0

 Мордовина Л.В., Пеньков Р.   

Аннотация. В статье раскрываются особенности архаического фольклора, где показаны сложности различения между мифом и сказкой. Выделяемые самими носителями традиции две формы повествования лишь условно соотносятся с мифами и сказками.

 

Ключевые слова: архаический фольклор, миф, сказка, происхождение архаического фольклора.

17.09.2009
Последнее обновление ( 17.09.2009 )
Подробнее...
Генезис понятия "чести" и её производных Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 7739
Рейтинг: / 0

 Колесникова Т.   

Аннотация. В статье рассматривается специфика понятия «чести» как основной нормативной особенности в культуре дуэли, приводятся определения видов чести: внешняя (субъективной) и внутренняя (объективной). Эти виды чести составляют несомненную принадлежность каждой реальной личности. Также автор подробно останавливается на возможностях нанесения оскорбления чести и репутации человека, находит пути разрешения последствий оскорбления.

 

Ключевые слова: честь, репутация, оскорбление.

17.09.2009
Последнее обновление ( 17.09.2009 )
Подробнее...
<< В начало < Предыдущая 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Следующая > В конец >>

Всего 121 - 130 из 392
 

Нет лучшего лекарства от успеха, чем совестливая добросовестность в оценке своих возможностей.

Андрей Гусев