Обо мнеОтзывыКонтакты
Главная
Форумы
Мои статьи
Зарисовки с натуры
Мои тренинги
Отзывы с моих тренингов
Мои стихи
Статьи других авторов
Семейная психология и психотерапия
Трансперсональное
О психотерапевтах
Учись думать сам!
Саморазвитие
Психотерапия
Психология
Пригодится!
Философия
Бизнес
Тренинги
Продажи
Переговоры
Маркетинг и реклама
НЛП и Эриксоновский гипноз
Стихи других авторов
Словари
Карта Сайта
Контакты
Мои статьи неоконченное
Ссылки
Ссылки 2
Поиск
Стихи других авторов
Система Orphus

Избранные темы
Новинки в моих статьях
Популярное в «Мои статьи»
Новые темы форума
Популярное на форуме
Голосование
Понравился ли Вам сайт?
 


Статьи других авторов
Хомячки и принцип фальсификации Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 7044
Рейтинг: / 0

 Б. Козловский   

Хорошо было натурфилософам: высказал максиму про человеческую природу — и спорь с такими же, как ты сам, не оглядываясь на заблуждения простолюдинов. Ученому-естественнику из современной экспери-ментальной науки стоит трижды подумать, прежде чем взяться исследовать людей. Этика и полит-корректность загоняют ученого в узкий коридор, где быть непредвзятым не получится. Выход один: писать басни. Даже если те и выглядят как научные статьи.

 

Встретишь в новостной ленте заголовок «Ученые опровергли миф: беременность не делает глупее» и сразу понимаешь — что-то здесь не так. Хотя с первого взгляда придраться вроде не к чему. Статью напечатал авторитетный The British Journal of Psychiatry. Несколько сотен женщин-добровольцев отобрали по всем правилам науки. В течение нескольких лет — до беременности, во время и после — им предлагали тесты, проверяющие разные аспекты умственной активности. И, наконец, заключили, что «поглупения» не происходит.

23.04.2010
Последнее обновление ( 28.05.2010 )
Подробнее...
Естественная история власти Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 7386
Рейтинг: / 0

 В.Р. Дольник   

       Полезно подчас обратиться к нашему вероятному генетическому багажу. Мы убеждаемся, что в нем есть наследство, доставшееся нам от предков человека. И оно срабатывает, задавая определенную направленность некоторым сторонам нашего социального поведения, ограничивая возможность свободного выбора. Слепое или полуслепое следование ему, этому наследству, небезвредно для человеческого общества. Это надо знать и не только для того, чтобы лучше понять историю и события, современниками и участниками которых мы стали. Главное — это уроки на будущее. Осведомленный человек не станет надеяться на спасительность стихийного прихода к власти сильной личности: он заранее знает, какой «порядок» эта личность наведет. Не может он надеяться и на то, что «авось, все само собой образуется»,- ведь он знает, что сам собой образуется худший сценарий. Наконец, он не увлечется призывами ни нацистов, ни религиозных фундаменталистов, ни анархистов, ни коммунистов. Ибо первые и вторые откровенно исповедуют жесткую иерархию, построенную на соответствующих инстинктах, а третьи и четвертые неизбежно отдают общество в полную власть тех самых биологических инстинктов, существование которых они столь яро отрицают в теории.

23.04.2010
Подробнее...
Как мы принимаем решения, или что такое субъективная вероятность Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 7938
Рейтинг: / 0

 Наталья Коган   

Что такое математическая вероятность случайного события?

 

Понятие математической вероятности сформировалось в науке в середине XVII века, благодаря работам французских учёных Б.Паскаля и П.Ферма и голландского учёного X. Гюйгенса, и было связано с подсчётом различных вероятностей в азартных играх. С тех пор математическую вероятность определяют как числовую характеристику степени возможности появления какого-либо определённого события в тех или иных определённых условиях, которые могут повторяться неограниченное число раз.

 

Численное значение вероятности рассчитывается из классического определения, по которому вероятность равна отношению числа случаев, «благоприятствующих» данному событию, к общему числу «равновозможных» случаев. Математическую вероятность случайного события сопоставляют с частотой повторения этого события, т.е. имеется в виду следующее: при конечном числе n повторений заданных событий доля числа случаев m равна частоте m/n, которая, как правило, мало отличается от вероятности этого случая р. Чем больше число повторений n, тем реже встречаются сколько-либо значительные отклонения частоты m/n от вероятности р. Для пояснения этого обстоятельства рассмотрим пример подбрасывания монеты, в котором вероятность появления орла и решки одинаковы и равны 1/2. При десяти подбрасываниях (n = 10) появление десяти орлов или десяти решек очень мало вероятно. Но и утверждать, что орел выпадет ровно пять раз, нет достаточных оснований. Более того, утверждая, что решка выпадает 4, 5 или 6 раз, мы, все равно, сильно рискуем ошибиться. А вот при ста подбрасываниях монеты можно уже без практически ощутимого риска заранее утверждать, что число выпавших орлов будет от 40 до 60.

23.04.2010
Последнее обновление ( 23.04.2010 )
Подробнее...
Поведение человеческой группы: взгляд этолога Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 8075
Рейтинг: / 0

 И.И. Шереметьев   

Этология, как наука о поведении животных, обращает внимание на самые разные биологические виды. Сравнение поведения различных видов само по себе является очень важным методом анализа, позволяющим выявить сходство и различие в поведении родственных видов, а затем понять, как эти дивергенции и конвергенции возникли в ходе эволюции. Например, изучение поведения примитивных животных позволяет исследовать такие простые формы поведения, как рефлексы, которые, впрочем, сохраняются в поведении высокоорганизованных животных, и составляют основание для более развитых форм поведения.

 

Очевидно, что исследование особенностей поведения отдельного вида не возможно без некоторой визитной карточки этого вида, краткого представления о нормальной модели поведения, присущего исследуемому виду. Для животных, помимо человека, мы обычно довольствуемся весьма краткими описаниями, например:

 

Японский макак (Мacaca fuscata) — ареал обитания расположен севернее, чем у других приматов. Крупное, плотное животное, массой 15-18 кг. Стая состоит из 30 до 150 особей, такая группа занимает территорию от 2 до 15 кв. км. Стая организована строго иерархично. Но среди самцов высшего ранга нельзя выделить единственного вожака. Ранг самки определяется той степенью симпатии, которую к ней питает самец высокого ранга. Дети женского пола наследуют ранг своей матери, молодые самцы должны после ухода от матери бороться за свой ранг в стае самостоятельно. В заботе о потомстве часто принимает участие самец. Молодые самцы могут приблизиться к взрослым самкам оказывая опеку их более юным детенышам. Японские макаки выносят снежные зимы, нередко купаются в природных горячих источниках, прекрасно плавают и ныряют. При общении члены стаи используют различные звуки, жесты, мимику.

18.04.2010
Последнее обновление ( 08.11.2010 )
Подробнее...
Чему нас учат обезьяны? Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 7163
Рейтинг: / 0

 Светлана Кузина, Игорь Черкасов   

Сядь выше, надуй щеки

 

Звериные начальники, как правило, самцы. Выглядят солидно и представительно, то и дело хмурятся на подчиненных, огрызаются на них, надувают щеки и похлопывают себя по гениталиям.

 

- Особенно усерден в этом смысле какой-нибудь павиан, занимающий высокий пост и не желающий с ним расставаться, - смеется профессор Дольник. - Он долго боролся, устранял конкурентов и вот стал самым главным. Сидит он всегда на возвышении, вид говорит сам за себя: пышная грива, широкая седая мантия, суровый взгляд из-под бровей и крупные желтые клыки.

18.04.2010
Подробнее...
Миф: хаос и логос Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 7265
Рейтинг: / 0

 Наталья Автономова   

Для начала несколько цитат. Вот, например, из «Старшей Эдды»:


В начале времен,
когда жил Имир,
не было в мире
ни песка, ни моря,
земли еще не было
и небосвода,
бездна зияла,
трава не росла...
Тогда сели боги
на тропы могущества
и совещаться
стали священные,
ночь назвали
и отпрыскам ночи —
вечеру, утру
и дня середине —
прозвище дали
чтоб время исчислить.

18.04.2010
Последнее обновление ( 18.04.2010 )
Подробнее...
Инициированная проекция символов Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 6811
Рейтинг: / 0

 Елена Петрова   

Приложение 1 ко второму модулю семинара "Символические методы в гештальт-терапии"

(по Р. Ассаджиоли, "Психосинтез", Москва, 1994 г.)

 

Инициированная проекция символов (ИПС) – это психодиагностический и психотерапевтический инструмент.  ИПС используется  в Германии с 1948 года как психотерапевтическая методика. Предполагается, что выполнение упражнений по направленному воображению с использованием  этих образов способствует проработке бессознательных тенденций.  Эта методика отражает в образной форме феноменологию  психических процессов.

 

С терапевтической точки зрения, проекция символов относится к методикам катарсиса, но ее можно проводить без гипноза или в состоянии очень легкого гипноза.  Когда человек представляет себе эти символы,  с ним происходит то, что  можно было бы назвать "символическим ка­тарсисом". Этот катарсис вызывается  психологическим опытом, фантазиями, полученными во время инициированной визуализации.  Что следует отличать от традиционного катарсиса, связанного с повторным переживанием ранее происшедшего травматического события.

09.01.2010
Подробнее...
Нарциссизм Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 7661
Рейтинг: / 0

 Харм Сименс (Нидерланды)   

Дорогие коллеги,

 

В этой лекции я поговорю с вами о феномене нарциссизма в перспективе Гештальт-терапии. Я обрисую некоторые дистрессы и потребности, существующие в опыте нарциссически функционирующего клиента и свяжу эти проблемы с определенным опытом и процессами развития в его раннем детстве. Далее я в общих чертах намечу гештальтистский взгляд и методологию в связи с нарциссизмом.

 

Позвольте мне начать с короткой истории молодого человека, которого звали Нарцисс. Эта история была рассказана нам римским поэтом Овидием в его труде "Метаморфозы" около 2000 лет назад.

 

Прекрасный Нарцисс влюбился в свое отражение в кристально чистой воде пруда. В этом зеркале он мог видеть лишь свой прекрасный образ, но никогда не видел свое собственное Я. Он не осознавал того факта, что наружность обманчива. Нарцисс не мог удовлетворить свою любовь, поскольку если бы он потянулся вперед, то утонул бы в пруду. Он стал очень печальным и зачах. На этом месте появился цветок нарцисса.

09.01.2010
Последнее обновление ( 09.01.2010 )
Подробнее...
Инициация и смерть Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 6912
Рейтинг: / 0

 Томми Вестланд   

 

 

Что такое инициация на самом деле? Раньше я использовал термины вроде «перерождение» и «новое начинание» в самых разных вариантах, и хотя я по-прежнему считаю их верными, более важными стали иные аспекты. Прежде всего, то, что инициация представляет собой глубокую смерть, и драматическую, и физическую – алхимическое состояние нигредо, которое с необходимостью предшествует грядущему процессу перерождения. Как Феникс, мы должны пасть и сжечь наши элементы в прах, чтобы затем восстать как адепты магического пути. В алхимических терминах мы должны найти нашу prima materia и следовать обманчиво простому принципу V.I.T.R.I.O.L и Solve et Coagula. Для большинства людей умереть, однако, не просто, потому что против этого восстает все чувство бытия. Надеюсь, что моя статья поможет тем, кто еще не прошел через процесс смерти, но движутся в этом направлении.

08.01.2010
Последнее обновление ( 08.01.2010 )
Подробнее...
Архетип сезонности в волшебных сказках: новое прочтение Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 6876
Рейтинг: / 0

 Галина Бедненко   

Теория архетипа сезонности в русскоязычном пространстве была опубликована Е. Лопухиной, в ее статье "Архетип сезонности", вышедшей в журнале "Урания" в 1998 году. В ней автор показывает смысл периодов, согласно Джону Мойшеру, следующим образом: весна - время включенности в нечто новое, или симбиоза; лето - время наивысшего расцвета и игровой двусмысленности; осень - время борьбы и самоопределения; зима - время отстраненности от мира и погружения в себя. Между сезонами определяются точки перехода: от зимы к весне - точка инкорпорации, от весны к лету - точка континуальности, от лета к осени - точка сепарации, от осени к зиме - точка трансформации.

 

Д. Мойшер предлагает свою теорию, опираясь на ритуалы североамериканских индейцев. Не имея доступа к исследованию этого автора и ознакомившись с ним только в пересказе отечественного психолога, мы не можем выяснить, с какими именно ритуалами и каких именно североамериканских племен ознакомился Д. Мойшер, а также какова методика его исследования и логика умозаключений. Судя по пересказу его концепции, речь идет все же о групповой обрядности, о годовом цикле целого общества (племени) как единого организма. И нам не кажется, что эти выводы могут быть напрямую перенесены на произвольные внутренние циклы индивидуальной жизни представителя современной западной цивилизации.

08.01.2010
Последнее обновление ( 08.01.2010 )
Подробнее...
<< В начало < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > В конец >>

Всего 71 - 80 из 392
 

Некоторые люди так боятся умереть, что просто не начинают жить.

Ван Дейк