Одна из проблем любого руководителя коммерческой фирмы, или отдела продаж - выбор программы обучения для своих продавцов. В современной профессиональной среде существует целое созвездие мифов о том, чему следует обучать продавцов и что им стоит уметь.
Мифы эти рождаются из-за тривиального подхода к анализу потребности в обучении, основывающемся на линейных, примитивных логических связях. -
На что жалуются продавцы? -
Что им мешает быть эффективными? -
Какие основные проблемы и пожелания они заявляют своим руководителям и тренерам на профессиональных тренингах? Основываясь собранной именно такими способами информации и составляются программы обучения. Это программы, на которых продавцов учат "эмоциональной устойчивости", "способам эмоциональной и энергетической защиты", "техникам работы с агрессивным клиентом", "способы разрешения конфликтных ситуаций", "обработка возражений", "техники убеждения клиентов", и т.д. Эти мифы и подходы к обучению продавцов рождены поверхностным пониманием процесса продажи - как процесса "обработки" клиента, а так же - представлениями о продаже, как манипулятивным взаимодействием двух и более субъектов. Они базируются на одной парадигме - коммуникативной. Её суть: "Процесс продажи - это коммуникация". Другими словами, это манипулятивно-коммуникативная парадигма процесса продажи. Ей на смену приходит другая парадигма - парадигма компетентности. Её суть: "Продавец должен быть компетентен в первую очередь в своём предмете продажи, а лишь потом - в коммуникации" Данная статья - всего лишь набросок, зарисовка. Это - перепечатка моего "выступления" на одном из профессиональных интернет -форумов. Уважаемый читатель может обоснованно ждать полноценного варианта этой статьи на тему войны парадигм продажи, и связанных с нею вопросов обучения торгового персонала. Началось с вопроса представителя одной ихз торговых фирм на форуме консультантов: "Уважаемые коллеги нужен тренинг личной эффективности, либо эмоциональной компетентности. Регион не имеет значение. Хотелось бы найти хорошего тренера. Жду Ваших рекомендаций, заранее благодарна. Я расскажу всю ситуацию, если честно, выразилась не точно. Данное обучение - приз в конкурсе "Лучший по продажам". Мы провели опрос наших продавцов, у них очень остро стоит вопрос, как контролировать свои эмоции при работе в конфликте. Как успокаивать клиента и как самому оставаться спокойным." Я не мог остаться безучастным, и написал следующий текст. Эмоциональная стабильность продавцов (или способность "управлять своими эмоциями") - лишь маленькая часть того, что необходимо торговому персоналу. Ведь для того, чтобы "управлять" - надо ещё знать, куда управлять. Что необходимо: А. По умолчанию: 1. Чётко обозначенная политика Компании по отношению к Клиентам. 2. Конгруэнтность Компании в отношении своей политики (Чтобы слова и заявления не расходились с делом; очень часто компании заявляют о лояльности к клиентам, о заботе о них, а на самом деле - не поддерживают персонал, работающий по заявляемым компанией же стандартам, или того хуже - наказывают сотрудников, осмелившихся "поверить" заявлениям руководства. 3. Так же необходимо обучение продавцов по предмету продажи Компании: - продавцы должны великолепно знать то, что продают: свойства, характеристики, параметры, особенности, детали и нюансы, разница между аналогами, ценовая картина на рынке, и т.д. - особенно им важно знать конкурентные преимущества данного товара (магазина, фирмы и т.д.). С этим вопросом не так просто. Обычно компании снабжают своих продавцов списком "конкурентных преимуществ", которые на самом деле ни конкурентными, ни преимуществами не являются. Как правило - это набор стандартных заявлений, ничуть не отличающихся от заявлений, что делают своим покупателям любые другие их конкуренты. Когда я на своём корпоративном тренинге или тренинге продаж задаю вопрос о конкурентных преимуществах товара, продаваемого теми, кто находится у меня на тренинге, они ТАКОЕ начинают мне плести! Я обычно говорю им: "А вы сами - то верите тому, что мне сейчас говорите? Это что, ПРЕИМУЩЕСТВА, или - расхваливание товара?" И, как правило, почти ни один, не понимает сначала, о чём я. А когда до них доходит, что на самом-то деле, конкурентных преимуществ своего товара они и не знают, то обычно, в группе - шок. "Так как же быть?", "А как узнать, каковы преимущества?" И тогда мы зачастую, вместо того, чтобы изучать манипулятивные техники, или техники работы с конфликтом - изучаем принципы составлеиня списка конкурентных преимуществ Компании, товара и т.д. - то есть перечня реальных и выгодных отличий "нашего" пердложения от предложения конкурентов. Изучаем источники конкурентных преимуществ. Их, к стати, три: а) товар (фирма-производитель), б) фирма - продавец (магазин), и в) сам продавец. - они должны великолепно ориентироваться в в критериях выбора конкретного товара, который продают. Вопросы: "А как выбирают даный товар? На что необходимо обращать внимание при выборе данного товара? Что важно при выборе данного товара? Что должен учесть покупатель при выборе или продавец при подборе и предложении товара покупателю?" А теперь о главном: Вместо того, чтобы обучать продавцов "контролировать свои эмоции в конфликте" - стоит обучить их даже не техникам предотвращения конфликта (что достаточно легко; ведь клиент задолго до "разгорания" конфликтной ситуации подаёт сигналы о том, что "скоро будет конфликт"!) а - техниками и технологиям УПРАВЛЕНИЯ КОНТАКТОМ - от начала и до конца взаимодействия. Часто продавец не только не умеет "погасить" конфликт, он его провоцирует и раздувает. Пропускает минимальные сигналы от покупателя о грядуем конфликте. Это раз. Второе. Контакт контактом, но кроме управления контактом важнейшей вещью является профессиональность поведения и ВЫБОРОВ продавца. Профессионализм и честность. Я говорю о ДЕЙСТВИЯХ продавцов. Продавец должен выполнить свою ФУНКЦИЮ - проконсультировать Клиента - выявить его потребности и подобрать СООТВЕТСТВЕННО ИМ товар или услугу. Это - сразу две компетенции: а) способность выявлять потребности Клиента (не заявляемые, а - истинные), и б) способность (в своей голове) подобрать ему товар, максимально удовлетворяющий этим потребностям. Данные компетенции я называю профессиональными. Третья компетенция - способность ПОЗНАКОМИТЬ клиента с предлагаемым товаром. Это называют презентацией, но, по моему, у этого слова много вирусных значений, которые отвлекают продавца и сводят презентацию к банальному расхваливанию товара, гипнозу и впариванию. Я здесь - о другом. Мало кто из продавцов умеет именно ЗНАКОМИТЬ покупателя с товаром: снабдить качественными и "правильными" критериями выбора, ознакомить с конкурентными преимуществами, снабдить информацией о важных разницах в выбираемых (и предлагаемых) линейках товаров, помочь клиенту разобраться в собственных критериях, предпочтениях, ограничениях и потребностях (особенно будущих и - неосознанных), помочь клиенту сопоставить массу событий, деталей, данных и процессов, и - мягко и осторожно СОПРОВОДИТЬ Клиента в его выборе. Это - коммуникативная компетенция. Продавец - профессиональный коммуникатор. (Прошу заметить: не манипулятор, а - коммуникатор) Ещё важнее - корректность в отношении Клиента (осторожность, бережность, честность). Это уже больше не профессиональные компетенции - а - ЛИЧНОСТНЫЕ. Здесь задействовано ОТНОШЕНИЕ продавца к клиентам вообще и к данному клиенту. Это - четвёртая компетенция. Ей невозможно обучить. Но - можно ознакомить с этим, как с Требованиями Компании - и просто СЛЕДИТЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ и просто ТРЕБОВАТЬ от продавцов их выполнения. И последняя - пятая компетенция - способность организовывать деловые отношения с Клиентом. Для справки: Отношения и Контакт - вещи совершенно различные. Их связь здесь нелинейна. И отношения не являются простой суммой контактов. Деловые отношения с клиентами - интегральная составляющая профессиональной деятельности и компетентности продавца. За этим словом ("отношения") стоит и ответственность, и - честность, и - корректность, и - внимательность к сигналам и микросигналам Клиенат, и - способность соотносить свои слова и свои действия, и - слова Клиента и его действия. А так же - слова клиента с другими его словами. Это вопросы Ролей и Статусов. Это особое мышление - мышление категориями ПОСЛЕДСТВИЙ. Это мышление долгосрочными категориями (даже, если продавец продаёт в магазине хлеб или зеркала). И как думаете - у ТАКИХ продавцов - будут проблемы с клиентами? О каких конфликтах при такой постановке дела можно будет говорить?
ПРОФИ НЕ КОНФЛИКТУЮТ! Они либо - ведут себя так, что конфликту просто не на чем возникнуть. Либо - предвидят массу вариантов развития событий заранее, и - управляемо ведут Клиента туда, где кофликта просто быть не может. Либо - тек реагируют на происходящее, что конфликт просто РАСТВОРЯЕТСЯ в той реальности, которую НАВЯЗЫВАЕТ Клиенту Профи. И о контроле эмоций тут тоже не идёт речь. Вам на вечеринке или игре в боулинг надо контролировать эмоции? :-) Александр Вакуров Иваново, 2007 =============== Понравилась, помогла статья? Поддержите сайт vakurov.ru: Яндекс-кошелёк: 410011863704905 ===============
|