Обо мнеОтзывыКонтакты
Главная
Форумы
Мои статьи
Зарисовки с натуры
Мои тренинги
Отзывы с моих тренингов
Мои стихи
Статьи других авторов
Семейная психология и психотерапия
Трансперсональное
О психотерапевтах
Учись думать сам!
Саморазвитие
Психотерапия
Психология
Пригодится!
Философия
Бизнес
Тренинги
Продажи
Переговоры
Маркетинг и реклама
НЛП и Эриксоновский гипноз
Стихи других авторов
Словари
Карта Сайта
Контакты
Мои статьи неоконченное
Ссылки
Ссылки 2
Поиск
Стихи других авторов
Система Orphus

Избранные темы
Новинки в моих статьях
Популярное в «Мои статьи»
Новые темы форума
Популярное на форуме
Голосование
Понравился ли Вам сайт?
 
Метонимическое мышление Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 7564
Рейтинг: / 1
ХудшаяЛучшая 

 Д.Трунов   

Метонимическое мышление // Антропологические основания теоретического мышления: Материалы научной конференции (16-17 ноября 2004). Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2005. С. 173-176.
--------------------------------------------------------------------------------

Существуют два основных механизма иносказательного мышления — метафорический и метонимический. Они участвуют в образовании всех остальных иносказательных феноменов языка и культуры (символических, знаковых и т.д.).

 

Если иносказательность метафоры основана на отождествлении объектов, явлений, понятий по их сходству, то иносказательность метонимии основана на связи (сопричастности) вещей (объектов, явлений, понятий). Метонимия есть результат обозначения одной вещи через другую, ассоциирующуюся с ней по смежности.

 

Различение метафорических и метонимических взаимоотношений между знаками существует в главным образом в рамках филологических дисциплин. В то же время, говоря словами П.Рикёра, существует возможность придать полярному отношению между метафорой и метонимией более общий функциональный смысл, свидетельствующий о полярности метафорического и метонимического процессов мышления [Рикёр П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М.: Медиум, 1995. С. 109]. По мнению Р.Якобсона, "конкуренция" между метафорическим и метонимическим механизмами проявляются в любой символической деятельности, будь то речевой, внутриличностной, социальной или какой-либо другой [Якобсон Р. Два аспекта языка и два типа афатических нарушений // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. С. 129].

 

В данном случае мы рассмотрим только один из полюсов иносказательного мышления — метонимическое мышление — и некоторые результаты его работы в различных сферах человеческой жизни.

 

Язык и речь. Вот некоторые академические примеры проявления метонимического мышления в языке и речи. Метонимия места: "Весь город спал", где "город" означает "жители города"; метонимия времени: "Это был счастливый день", где "день" означает "чувства, пережитые за этот период"; метонимия принадлежности: "Мы поехали туда на извозчике", где "извозчик" означает "транспортное средство, управляемое извозчиком" и пр. Метонимический механизм можно проследить в таких обыденных языковых актах, как определение качества объекта через его действия ("умный человек", где "умный" означает "я знаю ситуацию, в которой он умно поступил") или события ("тяжелая дорога", где "тяжелая" означает "в дороге было тяжело"). Даже в использовании абревиатур есть определенная метонимичность. Среди различных видов метонимии на особом месте стоит синекдоха, или количественная метонимия. В этом случае целое может обозначаться через его часть: "Не хватает рабочих рук", где "руки" означает "люди"; множество — через одно: "Медведь в этих горах не водится".

 

Магическое мышление. Метонимическое мышление нашло свое выражение в магии. Дж.Фрэзер разделил все магические обряды на две большие группы: "контагиозную" магию и "гомеопатическую" магию [Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: Исследования магии и религии. М.: Политиздат, 1983. С. 19]. Исходя из определений двух основных видов тропов (метонимии и метафоры), контагиозную магию можно рассматривать как проявление метонимического мышления, поскольку в ней один объект замещается другим, смежным объектом, а гомеопатическую магию — как проявление метафорического мышления, так как в ее основе лежит принцип подобия. Примером контагиозной магии является предписание пифагорейцев тщательно поправлять постель после вставания, с тем чтобы оставшийся там отпечаток тела не мог быть использован во вред человеку. С.А.Токарев выделял типы магических обрядов в зависимости от способов передачи магической силы [Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990. С. 404-507]. Вот некоторые из них, основанные на принципе смежности: контактная магия — магическая сила передается через соприкосновение с ее источником; инициальная магия — выполнение начала действия магически побуждает к исполнению всего действия; парциальная магия — воздействие магической силой на часть объекта заменяет воздействие на весь объект; апотропеическая магия — избегание мест, где происходили неблагоприятные события; катартическая магия — омовение или окропление поверхности тела приводит к очищению всего тела.

 

Мифология. Мифы содержат множество примеров проявления метонимического мышления. Вот один из них. Юнона распространяет вину Париса на город, в котором он живет и на всех его жителей, пытаясь их уничтожить. Как маслянное пятно чувство, связанное с одним человеком, переходит на живущих рядом соотечественников и городские строения (метонимическое смещение). Она приходит в бешенство, узнав, что горстка троянцев, сумевших избежать ее мщения, помышляет о возрождении в другом месте ненавистного ей города (Вергилий. "Энеида").

 

Религия. Религиозные верования — как развившиеся из магии и мифа — насквозь пронизаны метонимическим мышлением: за грех двух людей — Адама и Евы — отвечает все человечество; благотворное воздействие святого имени, святых мощей, святой воды и другие примеры.

 

Социальные отношения. Аналогичные метонимические механизмы мы можем наблюдать в разнообразных социальных (в том числе обыденных) отношениях. Здесь в одном ряду стоят такие социальные феномены, как передача власти по родству, институт кровной мести, преследование родственников "врагов народа", негативный "ореол" вокруг человека, который просто приветливо пообщался с моим врагом; сюда же мы поместим такие клинические феномены, как проявления фетишизма и фобии. Очень много позитивных метонимических "переносов" экплуатируют изготовители рекламы и имиджмейкеры, поскольку наша память часто использует метонимические ассоциации.

 

Нетрудно заметить, что метонимическое мышление иррационально по своему характеру. Возможно, оно еще белее иррационально, чем метафорическое, поскольку последнее человек может осознать и даже рационализировать в модусе "сходства". Метонимическое мышление действует в несознаваемом режиме и весьма трудно поддается осмыслению. Ниже кратко очерчены основные уровни (формы) осмысления метонимического мышления.

 

1. Отношение. Человек просто чувствует, что его куда-то тянет, или ему что-то или кто-то не нравится, что ему страшно или, наоборот, очень хорошо; он не может осознать причину своих чувств, своего поведения.

 

2. Ритуализация. Человек не углубляется в понимание своего отношения, а просто принимает это отношение как данность и оформляет его в некое стандартное повторяющееся действие (внутреннее или внешнее), что не исключает последующей рационализации или рефлексии.

 

3. Рационализация. Человек пытается найти объяснение своим чувствам, ощущениям, поступкам. Например, он осмысляет свое влечение или неприятие к чему-либо как следствие некой невидимой и непонятной силы, "энергии", "кармы" и т.д.

 

4. Критическая рефлексия. Через воспоминания, через самонаблюдение, через непредвзятый анализ человек осознает свои ощущения как результат метонимического мышления, то есть как следствие процесса ассоциативного распространения какого-либо отношения на смежные объекты.


Источник: Д.Трунов "Метонимическое мышление"


 

Опубликовано на www.vakurov.ru
14.01.2009
Просмотров: 7563
< Пред.   След. >
 

Мать ненавидит ребенка задолго до того, как ребенок начинает ненавидеть мать, и до того, как он узнает, что мать его ненавидит.

Дональд Винникотт

Просмотров: