Обо мнеОтзывыКонтакты
Система Orphus

Избранные темы
Новинки в моих статьях
Популярное в «Мои статьи»
Новые темы форума
Популярное на форуме
Голосование
Понравился ли Вам сайт?
 
О примитивных социальных группах Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 10162
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 

 Шелкопляс Е.В.   

Предисловие. Читателю представляется фрагмент лекции ивановского психотерапевта Евгения Валентиновича Шелкопляса. Этому тексту более десяти лет, и многое современному читателю может показаться архаичным (язык, или имена гремевших в прошлом политиков), дело не в этом. Я хочу представить уважаемому читателю этот труд, ибо в нём сделана попытка структурирования микросоциальных групп по очень верным на мой взгляд и базовым критериям.

 

Александр Вакуров

 

М и к р о с о ц и у м - это семья, это друзья и ближайшие сотрудники. Вот где мы счастливы или несчастливы. Вряд ли кто-то повесился из нормальных людей от того, что обижают его брата по классу. А от того, что изменил муж, жена, от того, что начальник сожрал или друзья бросили, можно и запить, и повеситься, или запросто впасть в меланхолию: "Я никому не нужен". Вот это страшнее всего. И все отдашь, лишь бы меня любили в близком окружении, а в дальнем окружении, как говорится "прогрессивное человечество", это еще можно посмотреть-подумать. Важно то, что близко, а потом уже все остальное. Это потребность идентификации, она распространяется прежде всего на близкое окружение. А потом - на дальнее окружение. Для нас важна, конечно, галактика и метагалактика, но прежде всего - солнечная система и близкие наши спутники. Так и в человеческой жизни. Так вот, зачем же нам эти малые группы - так называется наше ближайшее окружение. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, я должен, ну хотя бы немного определить, что такое малая группа.


Малая группа - это люди, общающиеся между собой нормально, численностью от 2-х до 10 человек. Меньше 2-х - уже нет группы, больше 10-ти нам не удержать в поле своего тяготения. Наше сознание устроено так, что мы не можем много информации держать в оперативной памяти. 7 бит информации, утверждают нейропсихологи, мы можем удержать в сознании. Подсознание у нас огромно – миллиарды бит информации, а сознание очень узкое. Как фонарик в отличие от разлитого света. Он выхватывает отдельные детали и не дает общую картину. Так вот, хоть в семье большой, хоть на работе, хоть в дружбе, если большая компания, люди разбиваются на подгруппы: всегда не меньше 2-х и никогда не больше 10-ти. Вот эта малая группа называется "референтной". Многие из вас, наверное, слышали это слово.


Референт - судья, эталон. Группа нам прежде всего дает эталоны поведения. Для каждого из нас писаны законы. И в библии, или в другом священном документе: не убей, не укради, и т.д. и т.п. Есть законы, которые запрещают разглашать государственную тайну, запрещают что-то еще делать, жить без прописки пока запрещают. Но есть законы неписаные. Это мораль. Мораль - неписаный закон, который сплошь и рядом бывает сильнее, чем писаный закон. Если сантехник пришел на работу и предложил коллегам выпить, я думаю, они его не осудят. Если ректор института пришел на работу, собрал преподавателей и говорит: "Ну-ко, братцы, по стакану, и на лекцию" - скажут: "Ну, что-то крыша поехала, пора менять ректора". Если манекенщица говорит о своем очередном увлечении, в котором очень важная сторона для нее - материальный успех, я думаю, подруги ее не осудят. Если женщина-педагог, рассказывает старшеклассницам о своем очередном увлечении, которое имеет меркантильную подоплеку, ее вряд ли поймут, т.е. один и тот же поступок в разных референтных группах имеет разную оценку. Если работник торговли по ночам не спит и думает, как обеспечить покупателей дефицитным товаром по низким ценам, ему в торговле делать нечего, он ошибся со своим призванием. и т.д. и т.п. То есть, в каждой социальной группе разная мораль. И даже в отношении таких, казалось бы, простых вещей, как супружеская верность, разная мораль. Есть семьи, где жена подает на развод с мужем, если он придержал за руку постороннюю даму, если он с кем-то танцевал на вечере. Есть женщины, которые говорят: "Ну, не ночевал, ну, подумаешь. Завтра моя очередь. Семья-то от этого не пропадет". И это ни в одном законе юридическом не записано. Это определяется референтными группами: как себя вести, что нормально, что не нормально. Разные нормы морали в кругах деловых и в кругах художественных; в кругах деловых и в тех кругах, которые с них снимают излишний жир, т.е. рэкет и те структуры, которые называют криминальными. Это так же естественно, как то, что бывает лето, бывает весна цветущая, бывает холодная грязная осень и совершенно стылая зима. Есть жизнь, а есть и смерть; что естественно, то и не стыдно. Это нужно принимать, как рекомендует Эльдар Рязанов. Все естественное - естественно. Оно не подлежит моральной оценке, если подход, конечно, научный, но возможны другие оценки.

 

Так вот, референтные группы, во-первых, дают нам мораль, т.е. нормы поведения.

Во-вторых, они нас оценивают. И это очень важно. Они нас могут поощрять и могут наказывать, но всегда добиваются конформного поведения, т.е. в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Куда мы пришли: с волками жить - по волчьи выть, пришел в приличное общество - в кулак не сморкайся, и т.д.

 

В каждом месте - свое. Т.е., если нам начальник объявил выговор, это еще не значит, что все ужасно.

 

Если референтная группа за нас, то она скорее всего съест начальника. И все совсем не так страшно. А если начальник дал нам премию и объявил благодарность, то все может обстоять ужасно, потому что референтная группа говорит: "Подхалим, предатель, негодяй. Мы его с потрохами съедим." И такое вознаграждение не нужно.

 

Следовательно, референтная группа определяет очень много; и если нас не понимают и не поддерживают в семье, в дружеском окружении и в ближайшем окружении сотрудников, то нам жить скверно, даже если мы живем по закону, может быть, даже по кодексу, моральному кодексу строителя коммунизма. В конце концов смеяться над коммунизмом не так уж и сложно. Можно смеяться над христианством, над мусульманством, над любой другой идеологией.

 

В ней, в общем, все одно и то же: все должно быть хорошо, все должны быть богаты и справедливы, но подходы совершенно разные. И получается, что в разных референтных группах подходы очень могут отличаться. Но еще одно важное обстоятельство, когда мы говорим о малых группах, а это наша ближайшая социальная атмосфера, то, что они - живые и они состоят из неравных людей. Среди иллюзий, о которых мы говорили на первой нашей встрече, есть иллюзии великие.

 

Вот те иллюзии, которые принесло просвещение французское; великие энциклопедисты-просветители впустили нам ложные идеи. Идеи свободы, равенства, братства. Все до одной из этих идей ложные с позиций психологии, но идеи очень красивые; и не одна женщина согласится быть обманутой, но красиво. И люди, когда они собираются в большие сообщества, тоже любят, чтобы их обманывали. Мы этому будем посвящать специальную лекцию, следующую - "Психология масс". И в политике обман красивый - важнейший инструмент достижения успеха, но в массах.

 

Так вот, почему эти идеи ложны.

 

Братство невозможно уже потому, что даже между братьями и сестрами далеко не всегда бывает лад. Хотя это чаще бывает, чем среди людей, не являющихся родственниками.

 

Равенство - люди не равны по росту, по весу, по взглядам, по очень многим параметрам, по способностям. И незачем их делать равными, потому что равные люди слишком конкурентно одинаковы. Они все на одно и то же претендуют - некому заниматься другим. Разные люди - это как раз хорошо. Равенство не нужно. И мы в этом убедились наконец-то за 70 лет существования уравнительной справедливости.

 

Еще Аристотель призывал, чтобы справедливость была распределенной, а не уравнительной. Мы за 70 лет это поняли. Неплохой у нас народ, и трудности не прошли зря; корить трудности вообще дурной тон. Средневековье и мракобесие , в отличие от античной свободы, выковало эксперимент. Наука, мысль была закрепощена, зато эксперимент был разрешен, и алхимия родила очень многие эксперименты современной науки. Так и наши трудности во многом пошли на пользу, а не только во вред. Но почему не нужна человеку свобода, мы тоже говорили, потому что она означает одиночество, ненужность, независимость. Человек предпочитает сладкую несвободу, терпимую несвободу от хорошего начальника, от хорошего соседа и избегает только неприемлемой или мало приемлемой несвободы от плохого начальника, плохого президента, плохого соседа и т.д. Ну, и поскольку вот это так, то нужно признать существование еще одной иллюзии: нет равенства не только в обществе, нет равенства и в малых группах. И не нужно. В семье нет, не должно быть равенства, на работе с сотрудниками нет, не должно быть равенства, и с друзьями нет и не должно быть равенства, хотя иллюзия нам подсказывает: мы равны. Да ничего подобного.

 

70 лет пытались сделать равными, ничего не получилось. Женщин сделали мужеподобными, мужчин - женственными.

 

Но, слава богу, природа берет свое. Как раньше говорили аристократы, спасибо бабушкам, темперамент которых спас нас от вырождения. Т.е. их адюльтер сохранил аристократию. Так вот, наши отступления от предписанных норм и почти воспринятых, впитавшихся в кровь, все-таки не дали нам стать совершенно одинаковыми. И сейчас происходит ренессанс, маятник качается в другую сторону, опять принимает какие-то утрированные, крайние формы. Но тем не менее, ни в семье, ни на работе, ни в дружбе равных людей нет.

 

Группа состоит из неравных людей. Так же как организм состоит из неодинаковых частей, также как автомобиль не может состоять из одних только прекрасных моторов, из одних только прекрасных колес, или еще других замечательных деталей. Они должны быть разными, дополняющими друг друга.

 

И вот структура группы - следующий важный момент.

 

Структура группы


Всякая группа имеет лидера, соратника, средний слой и нижний слой. Но группы можно разделить условно на группы примитивные и социальные. В чем их отличие? В принципе жизни.

 

Для социальных групп существует принцип: "Я заслуживаю уважения также, как и другие люди, и в моей группе, и за ее пределами".

 

В примитивных группах: "Умри ты сегодня, а я умру завтра. Человек человеку волк. Никто не заслуживает уважения, если он не способен подавить меня. И ни одна группа не заслуживает уважения за пределами нашей, если она не способна нас подчинить. Плевать мы на всех хотели."

 

Отсюда все остальные различия.

 

Итак, в социальной группе, лидер - это главный человек, человек, который больше всех определяет мораль, принципы поведения, законы жизни группы, и человек, который несет наибольшую ответственность за самоактуализацию, за реализацию потребностей каждого члена группы. Т.е. лидером можно быть только тогда, когда способен не только свои интересы вызывать (?), но интересы всех тех, кто пришел под твои знамена, и делать это не один день, не неделю, а постоянно.

 

До тех пор, пока человек способен делать – он лидер. Нет - извините, нужно менять лидера. Лидер - тот, кто отвечает больше всех, тот, кто думает обо всех. Ну, и при этом имеет определенные преимущества и определенные обязанности. Иначе претензии на лидерство не обоснованы, они будут приносить человеку одни только болячки, невзгоды. Но лидеры в социальной группе и примитивной - разные.


В социальной группе лидер - это человек, обладающий наибольшими способностями, ответственностью и опытом, в примитивной группе лидер - это человек, который обладает самой большой агрессивностью. Именно агрессивность делает человека лидером примитивной группы. Ум - качество второстепенное. Он может быть вполне заменен хитростью, жестокостью и коварством. Без этого лидером быть невозможно.


В примитивных группах, в группах подростков, обычно таковым лидер и является. И не только там. И у взрослых, относительно порядочных людей, сплошь и рядом лидер тот, кто более жесток, кто способен подавить всех остальных.

 

Второй человек - соратник.

Соратник несет вторую по степени ответственность за успех группы в жизни. Но он лишь советник, заместитель, заменяющий, не имеющий того опыта или тех способностей в социальной группе, а в примитивной группе он может быть выше по интеллекту, чем лидер, который в примитивной группе зовется еще "главарь" или "бугор" или есть и другие названия. Я небольшой специалист по "фене", но думаю, что сейчас это стало литературной нормой, и многие из вас могут меня заткнуть за пояс в знании фольклора. Второй человек в примитивной группе зовется "авторитет". Он может быть умнее лидера, но всегда уступает ему по агрессивности, и поэтому не способен занять его место. Но у него есть специфическая функция в группе - он обязан разрабатывать легенду агрессивности и примитивности. Именно эти люди сочиняют великолепные, щемящие душу блатные песни. И Розенбаум, и Высоцкий, и многие другие попроще отдали этому дань. А смысл такой - все люди свиньи, ни один человек, который исповедует высокую мораль, ей не соответствует: попы - пьяницы, развратники и т.д., коммунисты - тоже, начальники - тоже. Все, кто имеет возможность, воруют, все женщины изменяют. И верить можно только матери. Вот отсюда символ "Не забуду мать родную". Только ей можно верить. Хотя она тоже женщина, и хотя тут тоже есть масса исключений, но именно всеобщей испорченностью, низостью они оправдывают свою собственную низость. А это не так. Если человек дожил до зрелости, до знаний, до ума, от поймет, что в человеке святое и грешное перемешано точно поровну, но не пополам, а просто дополняет одно другое. Но, к сожалению, многие этого так никогда и не узнают. Получив колоссальные капиталы, колоссальную власть, они проигрывают, потому что ценность жизни - близость с другим человеком, с другими людьми, и физическая, и духовная. Капитал и власть являются средством. Жизнь тиранов тому доказательство. Они приходят к финалу проигравшими, уничтожают всех за то, что те счастливы, более счастливы, чем они.

 

Так вот, главарь и авторитет, лидер и соратник - это первые люди в группе.

 

Дальше идут люди, примыкающие к лидерам.

 

Это прежде всего человек, наделенный особым чувством юмора - юморист. В примитивной группе это шут. Их задача - снимать излишнее напряжение и в шутливой форме разрешать конфликты. Т.е. выставлять себя в смешной форме или еще кому-нибудь в шутливой форме подсказывая суть конфликта и его преодоление, они снимают агрессию, и в этом их неоценимая заслуга. Но кроме того, они выполняют некоторые другие функции. В примитивной группе шут - единственный человек, имеющий право критиковать короля, лидера, главаря и т.д., всем остальным это воспрещается. Но многие неопытные, не знающие морали примитивной группы, говорят, что это демократия. Если кто-то, пусть шут, смеется над главарем, значит, и мне тоже можно. В этом случае шут выполняет роль провокатора. Тот, кто испытывает агрессию к главарю, проявляет ее и получает по заслугам. Ну, по-разному. Мера наказания выбирается в соответствии с моралью группы, и он получает по заслугам. Т.е. иллюзион справедливости и выявление недовольных и расправа с ними - вот еще одна функция шута в примитивной группе. Там даже авторитет не имеет права смеяться над главарем, он вне критики. А шут может это делать, потому что он имеет талант на это и специальные полномочия для поддержания стабильности примитивной группы.

 

Далее следует группа ведомых - людей со средним статусом, которые не несут большой ответственности за разработку морали. Они выполняют то, что предписывается и живут по принципу: "Любо, братцы, любо, любо, братцы, жить. С нашим атаманом не приходится тужить.". Т.е. начальству виднее, у него голова большая, он газеты читает. Мы свое дело сделали, получили по заслугам - и все.

 

Но в примитивной группе есть еще один человек с неопределенным статусом - подхалим. Он то поднимается на животе к верху, то под всеобщий хохот сбрасывается вниз. Это одновременно демонстрация ложной справедливости, и демонстрация того, как полезно ладить с главарем. И того, и другого одновременно. Это люди, не способные на то, чтобы быть "мужиками" (так называются люди со средним статусом в примитивной группе) и в тюрьме, и в жизни говорят: "во - мужик!". Не рассуждает, не выпендривается, делает свое дело и получает шубу с барского плеча, или то, что ему положено, свой кусок. И больше ни на что не претендует: на то, чтобы понимать жизнь и вмешиваться туда, куда нос совать не следует.

 

Внизу находятся новички - в социальной группе это или дети, или юноши и девушки, или просто люди с небольшим стажем и опытом, у которых прав больше, чем обязанностей. Им группа авансирует полезность, с тем, чтобы они потом отдали свое, когда приобретут опыт.

 

В примитивной группе, кроме новичков, внизу находятся "козлы отпущения" и изгои. Слово "козел" из блатного жаргона означает человека или опущенного, или предельно униженного, или очень жалкого. Но это еще и "козел отпущения", в травле которого должны принимать участие все. Горбачев - президент СССР - козел отпущения. Т.е. все неудачи и все наши несостоявшиеся надежды на перестройку были великолепно использованы Геннадием Эдуардовичем Бурбулисом для того, чтобы весь коллективный грех был переключен на него, и сказать "Ату!". Недостатки Горбачева известны каждому из вас, но говорить о том, что он развалил страну... Он ее развалил вместе с нами. И сегодня мы не говорим о большой политике.

 

Мы говорим о малой политике, о малых группах, о малом социуме. Так вот, "козел отпущения" идет из времен древних. Говорят, что у еврейских племен был такой обычай: на жертвенное животное - козла - символически передавать грехи всего рода и бросать его в пропасть. Тогда все племя очищалось. Когда начальник говорит: "Вот кто виноват, что нам плохо!" - мы все должны кидаться в охоту. Он говорит: "Да, этот человек недоперевыполнял наших повышенных социалистических (капиталистических) обязательств, и тем самым наш коллектив поставил в странное положение. Когда весь советский народ, весь российский народ единым строем идет за демократами, он позволяет себе говорить, что есть что-то хорошее в других вариантах и подходах. Это, конечно, не более, чем игра на примитивных чувствах, а высокое и низкое в человеке нормальном переплетено, и когда мы позволяем этому примитивному дать волю, начинается 37-й год. Собирается собрание и говорит: "Кто за то, чтобы расстрелять вот этого шпиона? Большинство. А вы почему воздержались? Ах, вы не считаете, что он шпион? Ах, вы против того, чтобы у нас было идеальное общество? А может быть, вы тоже сотрудничаете с разведкой с Ямайкии одновременно с Огненной Земли? Это нехорошо, за это полагается расстрел.". Итак, или участвуйте в травле, или сами будьте гонимыми.

 

Вот что такое принципы примитивной группы.

 

И кроме того, несколько простеньких принципов легко заменить в повседневной жизни, относящихся к примитивным группам.

 

Первый принцип - проявляй агрессию тогда, когда можешь. То, что нам предлагают сегодня и называют "демократией". Якобы, демократия - это свобода. Нет. Свободы, во-первых, нет. Во-вторых, она не нужна. Есть осознанная, выбранная одна из несвобод - необходимость. И если дать свободу, всем равную, это будет свобода для сильных, в ущерб слабым. При социализме и по христианской традиции, как говорил Ницше и Достоевский - все ради слабого. Слабым, инвалидам, убогим - все, сильным - полный зарез. При том варианте демократии, который предлагают нам, все - для сильных, слабые выживайте как хотите, а если вы не способны - это ваши проблемы. И то, и другое – крайность и, по сути дела, неумный подход. Соотношение сильных и слабых – оно видно даже в семье. Если все для сильных, тогда дети и старики - помеха. Тогда нужно подходить так, как подходили спартанцы, так, как подходят якуты, раньше подходили; как подходили японцы, вообще народы, жившие бедно. Стариков - душить, младенцев неполноценных - уничтожать. То, что это несовременно, то, что это нам не нужно, думаю, не требует доказательств. А вот то, чтобы и сильным было хорошо, и чтобы слабые при этом не вытаптывались напрочь, вот это проблема для умных политиков, время которых, видимо, завтра. Но крайности - нормальное явление для всего молодого, и мы их наблюдаем и в политической жизни, и в экономике - всюду; хотя все от этого стонут, от такой свободы, доже сильные, потому что им тоже тошно.

 

Цинизм - это то, что не украшает человека, даже если это его индивидуальная мораль. Человек мучается и пытается спастись в церкви, а там тоже циник - нормально. Что посеяли.

 

Так вот, примитивные группы исповедуют принцип силы, но сами же от этого и проигрывают. И вверх можно подняться только тогда, когда каждый день, каждую минуту готов к агрессии. Но завтра найдется кто-то сильней, агрессивней. И хотя Сталин сумел подавить все, и был самым великим тираном, но кончил он в одиночестве, и жена его была застрелена то ли им, то ли еще кем-то, любимая жена. И никто не пришел, и не подал ему руки, и не подал ему лекарства, хотя он 10-летиями методично уничтожал и лучше, чем Гитлер, уничтожал тех, кто помог ему подняться - не помогло. Счастья это не дало. И то же самое Чаушеску, и то же самое Ким-Ир-Сен, и то же самое Фидель Кастро, и то же самое любой диктатор всех времен и народов. И то же самое - самый преуспевающий "крестный отец" любой из криминальных групп. Поклоняются - да, но не искренне, боятся, заискивают. И любви ни за какие деньги, и ни каким пистолетом не купить. И всегда он проигрывает простому человеку, который говорит: "У меня денег нет, и много мне не нужно. Меня любят - вот мой капитал." Но хорошо смеется тот, кто смеется последним.

 

Еще один принцип примитивных групп - это принцип незаинтересованности. Т.е. человек, принявший подданство в примитивной группе, должен демонстрировать незаинтересованность: меня не интересует ничего. Я не верю ни во что: в женскую верность, в порядочность людей, я не верю в справедливость и т.д. и т.п., потому что, если я показал свои ценности, я сразу же подставил свое слабое место: ах, у тебя есть любимая женщина - мы ее опорочим, ты веришь в религию - мы тебе покажем попа-развратника. Ты еще во что-нибудь веришь - мы и это опошлим, испачкаем, и ты будешь наш, ты будешь подчинен.

 

Еще один из принципов - принцип круговой поруки. Примитивная группа, для того, чтобы удержать человека в сфере своего влияния, должна или вознаграждать человека безмерно, незаслуженно, или втянуть его в такую ответственность, которую он тоже не заслужил. Человек приходит в торговлю. Ему говорят: "Ты чего такой бледный, ты чего такой худой, в школе что ли работал? Или в райкоме комсомола? Вот тебе деньги, оденься, отъешься, у нас так не принято - ... А? - У нас так не принято, потом отдашь." И человек становится участником круговой поруки. Или говорят, как в фильме "Джентльмены удачи": "Проходи скорей, проходи, а то снег башка попадет - совсем мертвый будешь". Он говорит: "Чего смотришь - квартиру ограбили." И тот, кто стоял на стреме, несет такую же ответственность, как и тот, кто взял всю сумму; м всякий раз, когда мы закрываем глаза или когда мы берем незаслуженное вознаграждение: комплимент, деньги, подарок и т.д., мы становимся обязаны жить по закону этой примитивной группы. Потом уж из нас можно веревки вить. И устоять очень трудно. Чем массивнее давление, тем сложнее. Чем больше вовлечен в нее государственный аппарат, как это было при Сталине, трудно было тогда быть святым - идти на смерть, вот что это означало. Сейчас проще, конечно, и то не многие способны на это. Так вот, это еще один из принципов.

 

Ну, и принцип участия в гонении козла отпущения - еще один из принципов. Их может быть названо и больше, но я думаю, что мы не должны увлекаться только этим. Вывод отсюда такой: человек имеет возможность выбрать, в какой группе жить: примитивной или социальной. Но принуждать его не может, по сути дела, никто. Наша исправительная система не дает таких выборов. А кроме того, очень многое зависит от его склада характера.

 

Интроверты - они более альтруистичны, они меньше ориентированы на материальные ценности, им легче отказаться от богатства и власти.

 

Экстраверты, особенно яркие - они созданы для власти, для финансового успеха, но они жестоко мучаются, иной раз они идут в скит и берут на себя такой обет, такой тяжелый подвиг, что другие ими восхищаются, их признают святыми.

 

В этом диалектика души человека, об этом можно говорить много и это очень интересная тема, которую мы не можем раскрыть полностью. Но кроме того, я хотел бы вам кратко отметить то, что группа имеет свою диалектику. Она живая, она рождается, созревает и она умирает, так же, как и человек.

 

Группа рождается, когда поступает заявление: "Прошу зарегистрировать мой брак". Рождается референтная группа - семья.

 

Или заявление: "Прошу принять меня на работу" - рождается референтная группа производственного общения.

 

Или устное заявление: "Предлагаю свою дружбу".

 

С этого момента начинается жизнь группы. Она начинается с конфликта, обычно. Кто будет лидером.

 

Без лидера группа не существует, как не существует организм без сердца или без мозга. Если претендентов на лидерство много, вопрос о выборе лидера затягивается. Если претендентов мало, группа тоже не созревает. И пока не закончилось решение этого вопроса, пока не найден подходящий лидер - идет конфликт: на работе, в семье, в дружеской компании.

А когда это выяснено, наступает вторая фаза развития группы и ее созревания. Это фаза распределения остальных ролей.

 

Когда все роли распределены приемлемым для участников образом, тогда наступает фаза зрелости группы.

 

Хоть в семье, хоть в дружбе, хоть в производственных отношениях, возникает такой момент, когда один человек говорит другому: "сделай, пожалуйста" - "с удовольствием, для тебя - с удовольствием, никаких проблем". А до этого говорят: "сделай, я тебя награжу; сделай, я тебя накажу". Это группа незрелая. Это может продолжаться всю жизнь; всю жизнь упреки, угрозы, подкуп, в общем примитивные отношения в семье, в дружбе и в производственных отношениях. Когда группа созрела, вот тогда человек и счастлив. Это те немногие сегодня счастливые семьи, это довольно часто встречающееся дружеское отношение, гармоничное, или хороший производственный коллектив, где всех устраивают их роли, и лидер, и все остальные люди так же. Ну, группа может существовать очень долго. Но все-таки не бесконечно.

 

И смерть группы - это уход кого-то, уход из жизни, уход с работы, уход из семьи, уход из дружеской компании. В результате может родиться новая группа, она может распасться, ее осколки - войти в другие группы, но жизнь неуничтожима, и в той или иной форме группа продолжает жить в других группах. Вот что я должен был вам рассказать сегодня о влиянии микросоциального окружения на поведение человека, и теперь я хочу перейти к очень важной и сложной теме - ПСИХОЛОГИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО.

 


 

Обсуждение темы примитивных социальных групп на форуме Александра Вакурова

 


 

Опубликовано на www.vakurov.ru
14.03.2009
Последнее обновление ( 14.03.2009 )
Просмотров: 10161
< Пред.   След. >
 

Ищите и найдёте - то, что не ищут, останется незамеченным.

Софокл

Просмотров: