Обо мнеОтзывыКонтакты
Главная
Форумы
Мои статьи
Зарисовки с натуры
Мои тренинги
Отзывы с моих тренингов
Мои стихи
Статьи других авторов
Семейная психология и психотерапия
Трансперсональное
О психотерапевтах
Учись думать сам!
Саморазвитие
Психотерапия
Психология
Пригодится!
Философия
Бизнес
Тренинги
Продажи
Переговоры
Маркетинг и реклама
НЛП и Эриксоновский гипноз
Стихи других авторов
Словари
Карта Сайта
Контакты
Мои статьи неоконченное
Ссылки
Ссылки 2
Поиск
Стихи других авторов
Система Orphus

Избранные темы
Новинки в моих статьях
Популярное в «Мои статьи»
Новые темы форума
Популярное на форуме
Голосование
Понравился ли Вам сайт?
 
Психологические механизмы чувства сиротства у мужчин перенесших первичную психологическую травму Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 8398
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 

 Е.В. Шелкопляс    

Одной из важнейших задач современной психологической науки является углубленное исследование условий достижения гармонии в отношениях полов, базовых закономерностей взаимодействия двух основополагающих и во многом дополняющих друг друга начал человеческого сообщества. При создании семьи, союза мужчины и женщины, у каждой из сторон существует настоятельная необходимость правильного понимания свойств и интересов «другой половины», правил функционировании новой развивающейся системы, объединения более высокого уровня, чем формальное взаимодействие пары людей различных типов психической организации.


Понятие гармонии подразумевает наличие связи, соразмерности, согласия, равновесия и соответствия частей (подсистем) в большей системе, в сущности, в целом, состоящем из этих частей [1].Идея гармонии лежала в основе пифагорейского учения, а в новой философии в основе учений И.Кеплера, А.Шефтсбери, Д.Бруно, Г.Лейбница и других авторов. В античной мифологии существовало предание о том, что перволюди были существами, достигавшими высочайшей степени гармоничного единства за счет неразделимости в них двух противоположных начал, мужских и женских качеств, «андрогинами», что и давало им постоянное счастье. Зевс наказал «андрогинов», казавшихся олимпийским богам излишне гордыми, тем, что разделил их на две половины. Считалось, что с этого момента, люди ищут утраченную половину и если находят ее – восстанавливается потерянная гармония, возникает любовь.


В соответствии с положениями разрабатываемой нами теории системного оптимума развития индивида и социальных групп [5], основными условиями гармоничного взаимодействия являются требования двойной комплементарности, с одной стороны - целей и смыслов, с другой - свойств подсистем, входящих в данную социально-психологическую систему (семья, социальные группы).


Устойчивые эмоциональные отношения представляют собой чувства, одну из основных форм переживания значимости своего отношения к событиям окружающего мира. Предметами чувств, прежде всего, становятся условия, от которых зависит удовлетворение потребностей человека [2]. В свою очередь, смыслы есть высокие чувства, осознанные частично или полностью. Человеком реализованные смыслы переживаются как состояние воспринятых, на уровнях и сознания и подсознания, условий в достижении гармонии, реализующих программу самоактуализации человека.


Переживание единства, связи, принадлежности, идентификации и взаимного дополнения - одно из ведущих в иерархии неосознаваемых чувств. Оно противоположно крайне тягостному для человека чувству одиночества. В сущности, это три-Единство, переживаемое, во-первых, как Смысл, как крайняя нужда целого в своей части, как эмоционально и рационально переживаемая витальная потребность. Во вторых, это единство как Любовь, реализуемое через второй, третий и четвертый базовые мотивы в каждой из трех основных групп потребностей, состоящий в идентификации, комплементарной интеграции с другим человеком или социумом, и постижении законов Гармонии отношений. В третьих, это гарантия сохранению Индивидуальности, антитеза разрушающему течению перемен и бесконечного времени, росту энтропии и исчезновению личности в социальной недифференцированности. Это единство, достигаемое через дополнительность индивидов и всего сущего, являющейся главной предпосылкой сохранения неповторимости, уникальности любого индивида, находящегося в гармоничных отношениях со значимыми другими.


Противоречия, прежде всего неосознаваемые, типичные конфликты, возникающие из взаимодействия мужчины и женщины в повседневной жизни семьи, относятся к категории проявлений универсальных законов жизни, и проистекают, прежде всего, из двойственности самой природы человека, разделенной по признаку пола.


Различия мужской и женской психики объективны и во многом представляют собой симметрично противоположные свойства, создающие фундамент потенциальной комплементарности. Однако, особенности конституциональных свойств мужчины и женщины [6], типа воспитания и характеристик актуальной социальной среды, могут снижать реальную комплементарность супругов до уровня делающего удовлетворенность браком недостаточной.


Следует отметить, что в современных представлениях населения о различиях психической организации полов культурные нормы крайне бедны. В этих взглядах существует масса иллюзий. Типичным примером распространенного заблуждения являются суждения об эмоциональной бедности, черствости, и даже ущербности мужчин в сравнении с женщинами, об их почти тотальной рациональности, следствием которой является способность быть, якобы, почти полностью эмоционально независимыми даже от самых близких людей.


На деле различия между мужчинами и женщинами гораздо существеннее во внешних проявлениях эмоций. Социальные нормы предписывают значительно более строгие ограничения проявлений эмоциональных переживаний при реализации мужской роли. А поскольку эмоциональное напряжение облигатно (анатомически и физиологически) связано с напряжением вегетативных отделов нервной системы, то через эмоционально-вегетативный шунт [4] формирование психогенных соматических и невротических расстройств, в ответ на подавленные переживания, у мужчин наступает существенно быстрее, чем у женщин. Иллюзия малой значимости эмоций в душевной жизни мужчин отнюдь не безобидна, т.к. она распространена и среди педагогов, и среди медицинских работников соматической сети. Результатом такой недостаточной информированности населения и специалистов является высочайший уровень психосоматических расстройств у мужчин, низкое качество профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий, существенно более короткий средний срок жизни мужской части населения России [3].


Наша многолетняя психотерапевтическая практика демонстрирует реальное значение ситуаций переживания мужчинами оскудения эмоциональных отношений с близкими людьми, как в родительской, так и в собственной семье. Один из наших пациентов, в возрасте тридцати семи лет, имевший высшее образование, хорошо оплачиваемую работу, детей в социально санкционированном браке, отмечал, что, по его ощущениям, эти переживания могут временами достигать степени «острого чувства сиротства».


Следует отметить, что в рамках данной работы не ставился вопрос об исследовании причин эмоциональной неудовлетворенности браком у женщин, т.к. это отдельная большая и важная тема изучения проблемных отношений супругов, которой должны быть посвящены другие публикации. На наш взгляд классические представления о «комплексе Эдипа» и «комплексе Электры» дают не полное представление об истоках психологических проблем в браке, важнейшие дополнения при объяснении эмоциональных дисгармоний, по нашему опыту, дает теория «первичной травмы» А.Янова. Практика семейного консультирования и психотерапии показывает, что «теория оптимума развития» [3] дает новые дополнительные возможности профилактики и эффективной коррекции дисгармонии отношений в семье.


Нами был проведен психологический анализ ситуации в 38 дисгармоничных семьях, выбранных по признаку неудовлетворенности браком мужчины, который показал, что в 36 случаях эти мужчины в детстве перенесли ситуации, определяемые А.Яновым как «первичная травма». Ее основным содержанием являлся дефицит эмоциональных контактов с матерью, время которой было занято другими детьми, чаще младшими, тяжелой работой, контактами за пределами семьи. Отцы таких мужчин в большинстве случаев не являлись лидерами в семье. Более чем в половине случаев матери были ровесницами отцов или старше их по возрасту. Во всех исследованных случаях матери не демонстрировали отцам нежности и восхищения, их сыновья полагали, что мама не достаточно любила отца.


В соответствии с культурной нормой общества, мальчик обычно теряет постоянный телесный, а вместе с ним интенсивный эмоциональный контакт с мамой в возрасте около одного года. При этом, по существу, он теряет в значительно большей степени чем его сестра, т.к. мальчику не суждено рожать и вскармливать детей (т.е быть с ними в теснейшем эмоциональном и телесном контакте), а социальные нормы запрещают ему и визуальный контакт с обнаженным женским телом. Однако, полноценная эмоциональная экспрессия для человека не возможна без визуального и тактильного контакта со значимым другим. Таким образом, длительное время до наступления возраста половой и социальной зрелости, когда мужчина обретает супругу, эмоциональные переживания, требующие разнообразных форм контакта, у него резко ограничены и носят преимущественно виртуальный характер.


Начальный период семейной жизни мужчины обычно снимает длительную фрустрацию в реализации потребности близких, эмоционально положительных отношений, т.к. существовавшие ранее социальные ограничения одномоментно отменяются. Некоторые из пациентов, указанной выше группы, сравнивали этот период времени с «весенним половодьем чувств» или с «прорывом плотины, позволяющим утолить долго мучившую жажду душевной и физической близости с другим человеком».


Вместе с тем, у многих молодых мужчин вхождение семейной жизни в повседневное размеренное течение, также как и наступление беременности, вызывает ощущение потери эмоциональной близости с супругой. Восемь мужчин из указанной группы отмечали, что супруга прямо заявляла им о большей значимости для нее ребенка и переносила на новорожденного основную часть нежности и эмоциональных контактов. Одна из женщин в исследовавшихся семьях иллюстрировала ситуацию с появлением ребенка в семье следующим образом: «Я преодолела свое одиночество только с рождением сына. Это мое продолжение. Ведь замуж я выходила не по любви. Мой отец не любил маму, а она меня считала гадким утенком. Лишь ребенок мне принадлежал всецело». В дальнейшем, двое ее сыновей в подростковом и юношеском возрасте вступили в конфликт с родителями, прежде всего с матерью, искренне их любившей, полагая, что ее чувства к ним «были не настоящими», т.к. видели ее холодное отношение к их отцу.


Другая женщина, из указанной группы, достигшая высокого социального статуса, воспитанная в свое время эмоционально холодной, тиранической матерью, признавалась, что всю свою любовь она направила не на мужа, а на сына и дочь и отчетливо осознавала, что «хотела бы никогда не разрывать с ними связывавшей от их рождения пуповины». Детям она предлагала «сдать ее в дом престарелых, как только она, по возрасту, не сможет приносить им пользы».


Двадцать восемь мужчин, входивших в исследуемую группу, до вступления в брак имели большое количество сексуальных контактов не связанных с чувством любви. Ведущим мотивом этого поведения они называли стремление «понять слабый пол» и «наказать женщин за страдания, полученные от них в детстве». В пяти случаях, мужчины, считавшие себя «недостойными любви» под влиянием воспитания в родительской семье, говорили о своем терпимом отношении к возможным изменам жены, а в двух случаях даже считали их желательными. Аналогичная мотивация низкой самооценки прослеживалась и в тех случаях, когда мужчины, входившие в группу исследования, ценили лишь тех женщин, которых они называли «стервозными», подразумевая под этим их эгоистичность и пренебрежительное отношение к супругу. Они же полагали, что верная, не помышляющая об измене супруга – малоценна в принципе, т.к. сделала ставку на них, мужчин, не верящих в свою ценность для «настоящих» женщин.


В двадцати случаях мужчины отмечали, что их жена после вступления в брак сохраняла тесные эмоциональные отношения со своими родителями, тогда как он сам эти отношения со своими родителями утрачивал в значительной степени. Пять мужчин, заявили, что единственной возможностью сохранить внимание и позитивное отношение супруги к себе они считали высокую сексуальную активность, несмотря даже на то, что супруга реагировала на это как на обременительное обстоятельство. Один из них отмечал, что во время coitus он временами переживал «чувство восстановления давно утраченной пуповины».


В десяти случаях отцы мужчин, входивших в группу исследования, умерли, не достигнув пенсионного возраста в результате самоубийств, несчастных случаев и заболеваний имевших характер психосоматических расстройств. Мужчины из группы исследования, во всех этих случаях, характеризовали отношения отца с матерью как «холодность матери», «незавоеванность матери отцом». Подобная закономерность ранней смерти мужчин, не добившихся тесных положительных эмоциональных отношений с супругой, нам приходилось наблюдать в ходе семейного консультирования многократно. Создается впечатление, что мужчины, не завоевавшие любимую женщину, зачастую, уходят из жизни не только совершая самоубийство, но и под различными «предлогами» в виде болезней и других якобы объективных причин, суть которых, между тем, та же – отказ от жизни, потерявшей главный смысл существования, гармоничную любовь. Кроме того, мужчине, в отличие от женщины, в большинстве случаев, не доступна возможность компенсации отсутствия гармонии в браке яркой любовью к детям.


В тридцати случаях в указанных семьях женщины также испытывали в детстве недостаточность родительской любви к ним, что приводило к отказу обоих супругов от роли эмоционального донора, стремлению конкурировать за роль «любимого ребенка» у своего супруга. Это обстоятельство свидетельствует, на наш взгляд, о том, что формирование большинства дисгармоничных семей происходит на почве не полной, а частичной комплементарности, основанной на единстве целей будущих супругов, но не на комплементарности свойств. Каждый из них ощущает и часто осознает сходство проблем пережитых в детстве. При этом, по указанной причине, каждый из супругов, с одной стороны, рассчитывает на взаимопонимание, с другой же, неосознанно, - стремится не столько отдавать (не хватает необходимого опыта, конструктивных стереотипов, сформированных в детстве), сколько получать от другого психологические вознаграждения и позитивные эмоции.


Наша многолетняя практика и вышеизложенные наблюдения доказывают, что главным фактором неудовлетворенности браком и для женщины и для мужчины является дефицит той эмоциональной поддержки, которую мы определяем как безусловную. В отличие от условной эмоциональной поддержки (которую супруги получают на время и, обычно, в зависимости от тех или иных социальных успехов), безусловная поддержка стабильна, и определяется не социальными, а психологическими факторами, отражая существование высокого уровня комплементарности по отношению к человеку вызывающему чувство любви. Женщина обладает, природным талантом отдавать безусловную любовь родным, т.е. тем, кто с нею и с предыдущими поколениями женщин семьи связан событием родов. Признаком преодоления мужчиной чувства эмоционального, т.е. во многом не осознаваемого, сиротства, одиночества среди родственников, есть присвоение мужчине его любимой женщиной качества «мой родной».


Один из наших пациентов, успешный бизнесмен, имевший в браке двоих детей, высказывал сожаление: «не справедливо, что мужчины не могут рожать детей; иначе бы я легко обошелся без брака». В основе его переживаний было чувство обиды на мать, которая рано рассталась с мужем, вскоре печально закончившим свою жизнь. Пациент считал, что его мама и бабушка по материнской линии никогда не любили ни своих мужей, ни, в достаточной степени, своих детей. Недоверие к женщинам долгое время мешало ему создать гармоничную семью.


Не случайно то, что родственные отношения в семьях значительно чаще выстраиваются по женской линии. Природой определена такая привилегии женщин как способность к рождению детей, к переживанию яркого чувства родства. Именно она является основным источником чувства эмоциональной близости в семье. Поэтому успех в семейной психотерапии во многом зависит от того, готова ли супруга, в качестве первого шага к гармонизации отношений в семье, рассматривать повышение ею уровня эмоциональной поддержки и вознаграждения мужа, а не ужесточение, пусть и вполне резонных, требований к поведению мужчины. Наш многолетний опыт показывает, что акцентирование внимания супругов на различии их второстепенных по значимости интересов, попытки декларировать иллюзорное равенство полов, вместо признания дополнительность их свойств, также как и игнорирование одного из базовых законов психологии и законов природы – единства противоположностей, обычно приводят к снижению уровня эмоциональных связей в семье, формируют условия для потери удовлетворенности браком.

 

Литература:


1. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА –М, 2005. – 576 с.
2. Шелкопляс Е.В. К вопросу о социально-психологических аспектах психиатрии в профилактике пограничных нервно-психических расстройств и реадаптации психически больных. //Материалы областной научно-практической конференции «Вопросы социальной и клинической психиатрии». Вологда, 1982. –с.10-18.
3. Шелкопляс Е.В. Индивидуальный оптимум адаптации как основа лечебно-профилактических и реабилитационных программ в психиатрии и психосоматической медицине. //Материалы Российской конференции "Психотерапия и клиническая психология в общемедицинской практике". Иваново , 1999.-с.185-191.
4. Шелкопляс Е.В. Теоретические и практические аспекты влияния психогенных конституциональных факторов на клинические проявления вегетативных дисфункций центрального генеза. //Вестник Ивановской медицинской академии. Т 7. 2002.-с. 17-25.
5. Шелкопляс Е.В.Введение в психологию оптимума. «Траст Сервис», 2003.110 С.
6. Шелкопляс Е.В. Концепция индивидуального оптимума адаптации и психосоматическая конституция человека. //Вестник Ивановской медицинской академии.Т.9. 2004.-с. 87-97.

 

 


 

"О психологических механизмах чувства сиротства у мужчин перенесших первичную психологическую травму"

Е.В. Шелкопляс


НИИ здоровьесберегающих технологий и социальной адаптации в образовании ШГПУ, НПЦ изучения проблем адаптации и психосоматической медицины.

 


 

 

Опубликовано на www.vakurov.ru
26.06.2009
Последнее обновление ( 26.06.2009 )
Просмотров: 8397
< Пред.   След. >
 

"Если набраться терпения и достаточно подождать, человек тебя удивит"

С просторов интернета

Просмотров: