Обо мнеОтзывыКонтакты
Система Orphus

Избранные темы
Новинки в моих статьях
Популярное в «Мои статьи»
Новые темы форума
Популярное на форуме
Голосование
Понравился ли Вам сайт?
 
О коррупции или перепутанные «ХОРОШО и ПЛОХО» Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 8572
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 

 Александр Вакуров   

Мне было очень мало лет, когда мама произнесла ТЕ САМЫЕ СЛОВА, повлиявшие на всю мою последующую жизнь. Я помню, как мы шагали по ТОЙ тропинке, помню ТЕ САМЫЕ СОЛОМИНКИ, что вспоминались мне потом в различные моменты моей жизни, в те моменты, когда я пробовал пересмотреть свои принципы, свои убеждения, - то, во что я верю, то, что вплетено в основу моего мировоззрения и моей системы ценностей. «Пробовал» – потому что жизнь предъявляла мне требования несовместимые с тем, во что и чему я верил. Жизнь всегда проверяет нас на прочность, и зачастую именно в такие моменты, когда, казалось бы, эта проверка как раз и не нужна именно сейчас.

 

Я помню момент, когда (много лет спустя) я поставил под вопрос систему своих ценностей. Я тогда усомнился в её уместности в определённом контексте. Я вдруг (ну не вдруг же, конечно!) решил, что «вот здесь, вот с этими людьми и в этих ситуациях» мною должны и могут двигать другие ориентиры и силы. Что мне должно быть важно совершенно другое, я должен следить за совершенно другими вещами, и соблюдать другие принципы.

 

 

Речь шла о честности. И когда мама вела разговор со мною, ведя маленького Сашу за ручку по тропинке, и когда Саша вырос и ему пришлось принимать трудные деловые и жизненные решения.

 

И в том и в другом случае речь шла по большому счёту о честности, хотя:

 

- в первом случае мама вела с сыночком разговор о том, что нельзя брать чужое («Видишь, лежит соломинка, - она не твоя, значит, её нельзя брать. Вот идёшь, видишь, лежит монетка – она не твоя, нельзя её брать». Этими фразами мама тогда давала мне понять, что вне зависимости от размеров, ЧУЖОЕ ЭТО ЧУЖОЕ. Будь то маленькое, неценное, или наоборот, очень ценное и дорогое, чужое нельзя брать, это нехорошо.),

 

- а в другом взрослый Александр решал, стоит ли вести дела честно, и нет ли причин, по которым МОЖНО обманывать тех, с кем ты ведёшь дела и переговоры, система убеждений Александра (моя) испытывала невероятные проверки и напряжения.

 

Первый момент – это момент моего осознания одного из важнейших ориентиров в моей жизни.


Второй – момент, когда эта моя система главных ориентиров подверглась нападению, риску разрушения, вирусной атаке, проверке на прочность и уместность моему тогдашнему образу жизни.

 

Кстати сказать, в тот второй момент многое из выстроенного и охраняемого мною годами не выдержало. Это бывает с людьми, когда под угрозой оказываются ещё более важные ценности и потребности, люди ставят под сомнение свои системы ориентиров, они сомневаются, стоит ли придерживаться тех принципов, которые вели их по жизни многие годы.

 

На восстановление своей собственной системы ценностей мне потребовалось не так уж и мало времени. Сорвалась она в одночасье (никто не знает, сколько времени требовалось на её подтачивание перед этим), а восстанавливалась она как минимум два года. И лишь через пять лет я снова заметил за собою и понял, что вера моя в то, во что я хочу верить, снова крепка и ведёт и защищает меня по жизни.

 

Нет, я уже не о религии, я снова о честности и о системе наших ценностей.

 


Когда Алексей Машкевич обратился ко мне с тем, чтобы я написал статью о коррупции, я сначала обрадовался новой для себя теме, потом испугался, потому что понял, что этот материал не возбуждает меня и мои креативные структуры. Не вызывает любопытства и восторга, что присутствуют когда работаешь над любой близкой тебе теме.

 

Коррупционеры всегда для меня являлись людьми из другого мира, образ хищного паука или спрута всегда был неотделим от понятия «коррупционер». Заметьте, образ паука или спрута, но не тигра, не слона, и не ястреба.

 

Но о чём я?

 

Место совести в ежедневном функционировании цивилизованного человека несколько (да что там – «несколько», ОЧЕНЬ ДАЖЕ) умалено. Совесть, как ориентир и как направлятель наших действий, восприятия и решений в современной жизни, в делах, в бизнесе уже долгое время считается чем-то мешающим и даже опасным.

 

Совестливый и честный «гаишник» с голодными и истощёнными женой и ребёнком уже стал юмористическим персонажем в известном на всю страну шоу.

 

Взятки, поборы, вымогательство денег лицами, ОБЯЗАННЫМИ выполнять свои функции совершенно бесплатно, являются уже необходимым по мнению многих элементом нашей каждодневной жизни.

 

Вспоминается случай лет пятнадцать назад. Я тогда исполнял обязанности заведующего терапевтическим отделением в пониклинике №1 славного города Фурманов. Осуществлял организацию деятельности врачей и медсестёр на участке. Однажды вижу стоит в регистратуре наш доктор - молодая, красивая и умная женщина, стоит округлив глаза, и рассказывает, что случилось только что на вызове. Вызывает её дочка пациента, уже давно наблюдающегося этим доктором. Пациента она знает, дедушка с известным уже набором болезней. Дочка приехала из Москвы, где живёт много лет. Наш доктор поговорила с дочкой о пациенте, осмотрела пациента, поворачивается к дочке чтобы обсудить план лечения, а та – суёт ей денежку (неплохую, я вам скажу, денежку по тем временам!). Доктор отвергает протягиваемые ей деньги, не знает как реагировать, смущена и возмущена, и вдруг видит, что у дочки пациента в глазах слёзы. Дочка вдруг говорит: «Так Вы что, отказываетесь папе моему помочь?» Доктор конечно денег не взяла, пациенту помогла, но случай тот шокировал весь наш персонал.

 

Представьте, какова реальность. «Либо я беру деньги, либо я не помогаю». В такой реальности жила дочка пациента, и такая реальность пришла уже сегодня и в Иваново. Не только Москва поражена этой духовной коррозией (обратите внимание, части слова КОР сходны и у КОРРупции и у КОРРозии), уже и у нас, и даже в медицине (для меня как врача катастрофичное осознавание!) это стало совершенно нормально – торговать тем, что тебе не принадлежит. Торговать тем, что ты должен делать бесплатно. Я уж и не говорю о случаях, когда за деньги, например, можно получить права, или заплатив, ты получаешь льготу за счёт того, кто не заплатил. И естественно вообще молчу (ибо говорить могу много) о практике вымогательства взяток – когда от тебя ничего не зависит, пока ты не заплатишь, ты не получишь того, что тебе и так положено.

 

Коррупция охватила ВСЕ слои общества. Поборы и нечестность уже абсолютно нормальны. Уже выходят книги, разъясняющие, как конкретно дать взятку.

 

Что могу точно сказать: большинство взяточников не испытывает мук совести. Большинство взяточников считает свой поступок - взять деньги - нормальным. Система психологических защит великолепно срабатывает у них, находя качественные оправдания и нет, скажем более по "взяточниковски" - основания для того, чтобы деньги или их заменители перешли во владение взяточника. Причин находится много и они могут быть экзотическими, но результат один: взяточник спит спокойно и деньги берёт спокойно. Кто-то из них сразу, с первого момента был готов к этому, не испытывая никаких проблем с совестью. А кто-то мучился, переживал сначала - до момента потери девственности чести. А потом привык. Жажда нашла способ объяснить совести, кто тут главный.

 

Для меня коррупция это воровство. Если говорить о конкретных людях – это воры. Если они вымогают деньги – они бандиты.

 

Но мне сейчас важнее не отдельные человеки. Человек во многом представляет из себя то, чем его наполнили его родители.

 

Представление о человеке, как подверженному соблазнам имеет место быть, но мне больше нравится другой взгляд на человека. Я считаю, что человек сам выбирает себе ориентиры. И даже слово «соблазн» - уже говорит о том, какая система ценностей у него присутствует и доминирует, что конкретно управляет им в его восприятии, внимании, чувствах, реакциях, выборах и решениях.


Если в смысловом поле человека УЖЕ появилось слово «соблазн», конкретный соблазн – значит, в этом месте у него есть неведомая ему же лакуна информированности. Он сам не знает про себя, что данная «вещь» для него ценна, хоть он и считает обратное.

 

Полезно в себе ориентироваться, из чего же «на самом деле» я состою.

 

Но я о другом. Человек выбирает, что ему ДОЛЖНО БЫТЬ важным и ценным, и на мой взгляд, он имеет на это право.

 

Но ведь есть ОБЩЕСТВО. Есть сообщество человеков, которые решают (вот тут уж точно решают), что ДОЛЖНО быть среди них признано ХОРОШИМ и ПЛОХИМ.

 

И наше общество поражает меня более всего, потому что как раз коррупция и не осуждаема в нашем обществе. Нет, конечно, формально и официально мы поругиваем коррупцию и коррупционеров, точно так же, как, например, поругиваем алкоголизм, но фактически русская женщина всегда (очень надеюсь, что это становится отживающим признаком русской женщины) посочувствует пьяному мужчине. Пьяному в автобусе и место уступят (не каждой беременной или старику уступят, а пьяного пожалеют).

 

То же и с коррупцией и коррупционерами. Их, формально и официально осуждая, фактически – ПОНИМАЮТ!

 

Наш народ ПОНИМАЕТ, что «без этого нельзя», и – свыкся, смирился с этим.

 

«Все воруют!» - вот лозунг, кочующий по всем людским слоям. Всё больше и больше вопросы с воровством и коррупцией мне напоминают алкоголизм, хотя бы и по этому признаку: любой алкоголик считает и говорит: «Все пьют!»

 

Планета потихоньку сходит с ума. Человечество забилось в угол, и судорожно переживает кризис за кризисом* – финансовый, духовный, гуманитарный, экологический, и много-много других кризисов треплют сейчас многострадальный род человеческий. Выходов из сложившейся ситуации может быть не так уж и много, но мне почему-то кажется, что требования, предъявляемые реальностью к конкретным людям и конкретным сообществам, уже начинают заставлять нас пересматривать наше отношение к привычным вещам.

 

Не только красота спасёт мир, считаю я. Честность. Честность во взгляде на себя и вокруг себя. Честность в принятии решений и в отношениях. Ей нужно учиться. Учиться её познавать и жить с нею.

 

Однажды я сказал:

 

«Честностью нельзя воспользоваться. Ибо если твоей честностью воспользовались другие, то это была не честность твоя, а глупость. А если твоей честностью воспользовался ты, то это опять же была не честность, а хитрость»

 

Осознавать, что ты делаешь, во что ты веришь, и что делают и во что верят люди вокруг себя – это одна из основных задач, стоящих перед каждым человеком в наше непростое время.

 

-------------------------------

 

* - и не понятно, от ли это эпилептческие судороги, то ли множественные патологические оргазмы.

 

 


 

О коррупции или перепутанные «ХОРОШО и ПЛОХО»

 

Иваново 2009

 

Специально для журнала "1000 экземпляров"

 

 


 

 

Опубликовано на www.vakurov.ru
25.07.2009
Последнее обновление ( 25.07.2009 )
Просмотров: 8571
< Пред.   След. >
 

Позволение критики и способность признавать, но не повторять свои ошибки обеспечивают нам доверие пациентов. Как будто это особое достижение – совершать ошибки, а потом в них признаваться.

Шандор Ференци

Просмотров: