Однажды наблюдал картину: Молодой, начинающий руководитель пытался заставить своего подчинённого (лет на десять старше и опытнее в деле, которым они вместе занимались) сделать что-то. Тот сопротивлялся, капризничал, и фактически открыто отказывался делать то, чего хотелось руководителю. Что делал молодой начальник? Он продолжал настаивать на том, чего требовал, и когда до него доходил тот факт, что его действия не приносят результатов - продолжал делать то, что делал до этого, но более активно, более настойчиво, более громко, с большим нажимом и напряжением, с ещё более, фактически, оскорбительным тоном. Вы догадываетесь, какие были результаты такой управленческой тактики. Всё понятно, парень молодой, неопытный. Но в его действиях проявлялась стандартная и одна из типичных и самых опасных ошибок руководителей - как начинающих, так и маститых. Причём, подобная ошибка у начинающего не так опасна, как у маститого, ибо начинающий лишь получит нелояльного сопротивляющегося подчинённого, и всё. А маститому - всё-таки, удастся его настойчивое попрошайничество/угроза/шантаж, и фактически, проблема будет загнана внутрь, спрячется, и рванёт позже (иногда намного позже, через недели, месяцы и годы), когда руководитель совершенно её не ожидает, не готов к ней, и вообще - в самый неподходящий момент. Поэтому я рекомендую опытным руководителям не давить на подчинённых, ибо себе опаснее и дороже будет. Загнанный в угол непредсказуем! Это закон. Но что делать молодым и неопытным руководителям? Мы начинаем цикл материалов по эффективности управления - в основном ориентируясь на молодых начинающих руководителей. И скажу, что старым и опытным зубрам сии материалы не помешают в качестве прочистки заскорузлых и замшелых мозгов.
Один из законов эффективности управления гласит:
Знай, что у тебя получается хорошо, что плохо. Не занимайся тем, что у тебя плохо получается.
Делай лишь то, что находится в зоне твоей эффективности.
Делай лишь то, на что у тебя ЛЕГКО хватает ресурсов влияния.
А что если вам ресурсов влияния не хватает в данной конкретной точке, а дело делать надо?
Хороший вопрос.
Наиболее общий ответ - брось то, что ты собирался делать. Не делай того, на что у тебя не хватает прямо сейчас ресурсов влияния (властных, личностных, коммуникативных, манипулятивных, силовых, интеллектуальных, физических, финансовых, и так далее)
Сделай паузу, подожди, пока ресурс влияния придёт (вернётся, подвернётся, появится, придумается, создастся, закупится, привлечётся и так далее).
Если пауза не помогает - ищи другие средства, пути и способы. Осознай, что данный способ (как в данном примере - крик и нажим) НЕ РАБОТАЕТ. Он и не будет работать, расслабься, прими это, и чем скорее до тебя это дойдёт (тщетность делания того, на что у тебя ЛЕГКО не хватает ресурсов влияния), тем лучше для твоего развития, нервов, здоровья и карьеры (не говоря об уважении подчинённых и начальства).
Александр Вакуров Иваново, 2009
|