Обо мнеОтзывыКонтакты
Система Orphus

Избранные темы
Новинки в моих статьях
Популярное в «Мои статьи»
Новые темы форума
Популярное на форуме
Голосование
Понравился ли Вам сайт?
 
Информация как элемент повседневности Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Просмотров: 5440
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 

 Ходяков В.В.   

Аннотация. Речь идет об информации как об одном из элементов повседневной жизни общества, главном объекте адаптации и трансформации социального пространства и всей социальной структуры. Информация повседневности предполагает наличие двух объектов – источника и потребителя информации, между которыми происходит постоянное взаимодействие. Автор рассматривает виды повседневной информации, ее восприятие и обработку человеческим сознанием. Рассматривается проблема передачи информации и влияние внешних и внутренних факторов на ее достоверность, проблема СМИ в современном обществе.

 

Ключевые слова: информация, повседневность, элементы культуры повседневности.

 

 

 

 

Такое слово как «информация» известно всем и, наверняка, каждый может дать ему свое определение. Информация сопровождает все отрасли человеческой деятельности, а само понятие информации наполнено громаднейшим смыслом. В данной статье я попытаюсь показать, может ли информация выступать в качестве одного из важнейших элементов повседневности и как она влияет на человека? Прежде чем ответить на этот вопрос, попытаемся коротко дать определение повседневности.

 

Это бытовая сторона жизни, т.е. это совокупность обыденных, привычных, обычных будничных явлений и предметов. Слово «повседневность» обозначает само собой разумеющуюся реальность, мир, который окружает человека. Повседневный мир – это мир, в котором мы живем каждый день и час. В нем мы рождаемся и в нем умираем.

 

Изо дня в день человек узнает что-то новое, накапливает опыт и обменивается им. Совершая какие-либо действия (движения, мысли, речь) в повседневной жизни, каждый из нас приходит к какому-либо результату. Все сведения, которые человек получает от окружающего мира с помощью пяти органов чувств: вкуса, обоняния, осязания, зрения, слуха – это и есть информация повседневности. Все в мире несет информацию благодаря так называемой памяти объектов. Будь это обычный камень или живой организм. Информация сопровождает нас всегда и независимо от того, спим мы или бодрствуем. По мнению Николая Сергеевича Леонова, «человек не отдавая себе отчета ежесекундно, ежеминутно пользуется громадным количеством информации, которую мы получаем от внешнего мира». Теперь с полной уверенностью можно утверждать, что информация может выступать в качестве одного из важнейших элементов повседневности.

 

Существует два вида повседневной информации: целенаправленная и фоновая. Целенаправленная информация целенаправленно достигает человека и проходит процесс обработки. Фоновую же информацию мы практически игнорируем, так как она играет второстепенную роль. В качестве фоновой информации могут выступать такие явления как шум машин, время суток, погода и т.п. На протяжении всей жизни информация повседневности помогает каждому из нас сориентироваться в определенном месте и в определенной ситуации. Информация повседневности предполагает наличие двух объектов – источника и потребителя информации, между которыми происходит постоянное взаимодействие. Для того чтобы информация могла быть передана от источника к потребителю, состояние источника обязательно должно быть отражено во внешней среде, воздействующей на приемные органы чувств. Источником информации может выступать не только окружающий нас мир, но и сам человек.

 

Какую информацию повседневности мы получаем и правильно ли мы ее обрабатываем? Приведем простой пример обработки повседневной информации. Предположим, что вам нужно перейти перекресток с оживленным движением автотранспорта. В этой ситуации вы, не отдавая себе отчета, автоматически получаете информационные сигналы. В зависимости от полученной информации вы просчитываете скорость движения автомобилей, погодные условия и скорость, с которой вам нужно прийти. За мгновение вы принимаете решение ваших действий. Быстрота принятия решений зависит от восприятия информации. «Восприятие информации – процесс преобразования сведений, поступающих в техническую систему или живой организм из внешнего мира, в форму, пригодную для дальнейшего использования. Благодаря восприятию информации обеспечивается связь системы с внешней средой (в качестве которой могут выступать человек, наблюдаемый объект, явление или процесс и т.д.)» [1].

 

Вся обработка поступающей информации проходит три этапа: получение информации, ее обработка и получение результата. Благодаря такой способности обработки информации человечество и выживает на свете весьма успешно. В зависимости от поступающей информации человек может отбрасывать не нужные (второстепенные) информационные сигналы. Каждый информационный сигнал имеет свой смысл, отличный от смысла самого факта поступления сигнала. Сигнал красного цвета светофора информирует о том, что нужно остановиться. Смысл информации повседневности складывается в аппарате мышления человека, после того как он ее получает. Как было сказано выше, когда информация достигает адресата, она моментально обрабатывается и может быть преобразована с целью последующего использования. У каждого субъекта общества есть свой смысл поступающей информации, но смысл, который интерпретируется обществом, уже понимается как знание, а знание – есть опыт. Под словом опыт понимается автоматизированный сбор и процесс извлечения знаний, посредством получения повседневной информации через взаимодействие с людьми и окружающей нас природы. «С точки зрения индивидуального человеческого сознания информация – это то, что поступает в наш мозг из многих источников и во многих формах и, взаимодействуя там, образует нашу структуру знания» [2].

 

Информация повседневности стала главным объектом адаптации и социальным пространством трансформации всей социальной структуры общества. Благодаря всему, что нас окружает, тому, что мы слышим, видим и чувствуем, мы формируем и накапливаем опыт.

 

Темп современной жизни велик, поэтому информация повседневности возрастает в объеме, следовательно, и знания стремительно увеличиваются. Общество приспосабливается к такой среде перемен и количеству вариантов выбора. Как мы принимаем решения путем обработки информации – является одним из фундаментальных способов приспособления. «Человек — это информационное животное» – такое определение сформулировал известный физик С.П. Капица. Человек не может жить без информации, и как только прекращается поступление информации, он умирает. По роду происхождения информацию повседневности можно разделить на два вида: информация, существующая независимо от человека, т.е. биологическая информация, и информация, созданная самим человеком для человека, иными словами, это процесс социальной коммуникации, при которой происходит обмен социальной информации. Мир информации созданный человеком, т.е. искусственно, ученые называют «ноосферой». Это особый мир, который человек ощущает в виде абстрактных понятий, например, средства массовой информации, где мы узнаем последние новости о происходящем в стране и за ее пределами, это всевозможные научные статьи, пресса, телевидение или информация, получаемая через общение с другим человеком. Получение информации путем общения между людьми является главным аспектом извлечения информации, поскольку такой метод определяет эффективность и успешность взаимодействия источника и получателя информации. Но существует проблема передачи такой информации, и она заключается в том, что во время общения велика вероятность потери достоверности. Пример передачи информации, при которой теряется часть достоверности: студент на лекции по ходу беседы с преподавателем ведет конспект, и как всегда присутствуют определенные недостатки во время записи – это быстрая речь преподавателя, и в итоге студент не успевает записывать и пропускает часть мыслей, или когда студент, выслушав лектора, по памяти пытается на листке бумаге восстановить сказанное преподавателем. Потеря части достоверной информации зависит от многих внешних и внутренних факторов. Факторы, влияющие на эффективность передачи информации: память; наблюдательность; сосредоточенность; воображение; общительность; настроение; окружающая обстановка. Все они строятся на психологическом уровне, и проблема передачи информации зависит от психологического состояния человека.

 

Е.А. Орлова данный процесс обмена информации через общение называет коммуникативной стороной. «Коммуникативная сторона – обмен информацией между общающимися сторонами. При этом нельзя рассматривать общение как простое «движение» информации, так как мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации, цели, мотивы, установки его самого и другого участника. Также информация должна быть не только просто принята, но и понята, осмысленна» [3, с. 7].

 

При просмотре телепередач, чтении книг мы принимаем данные, которые становятся информацией. Как правило, такую информацию повседневности нам навязывают, и мы впитываем и обрабатываем ее одним из важных рецепторов – мозгом. Получая новые данные, и имея накопленные старые, мы формируем свое мировоззрение. Искусственно созданную информацию можно классифицировать по трем направлениям:

 

1. Государственная информация повседневности – общественнополитическая, исследования и опросы социологов, политологов, проведение выборных компаний, данные, касающиеся внешней и внутренней политики. Она создается нашим правительством и государственными структурами с целью управления народом, а также мобилизации экономических, людских ресурсов в интересах страны.

 

2. Досуговая информация повседневности – информация, созданная для занятия свободного времени общества: информатизация сферы отдыха и творчества, распространение средств массовой информации и вся индустрия развлечений в целом.

 

3. Нормативная информация повседневности, моделирующая сознание – нормы и правила поведения человека в обществе, информатизация сферы образования, информация, формирующая стереотипы социального поведения людей, качество их жизни, новые привычки. Обычно такая повседневная информации создается для обработки массового сознания, путем влияния на психику человека, а также целых общественных объединений. Информация такого рода играет исключительно важную роль в стабилизации общества. Все три направления повседневной информации могут изменяться в зависимости от состояния общественного строя. Как известно, правильная власть государства является жизненной основой общества.

 

Благополучие человека во многом связано с условиями и качеством повседневной информации как естественной, так и искусственно созданной. Угроза глобального информационного кризиса, вставшая перед человечеством на современном этапе развития, оказывает влияние на все стороны общественной жизни, модернизируя направления деятельности людей и изменяя их сознание. Человек все интенсивней взаимодействует с информацией, которая в результате взаимодействия проявляет не только полезные, но и вредные факторы.

 

Информация повседневности охватывает такие сферы сознания духовного производства как познание, нравственность, воспитание и образование, а также философию, этику, эстетику, право, религию, науку, искусство, литературу, мифологию. Но если присмотреться к качеству получаемой искусственно созданной информации, становится ясно, что она не настолько качественна, как хотелось бы. Это является сложной проблемой, которая требует много усилий, для своего решения. Можно говорить лишь о некоторых источниках информации повседневности и в частности о СМИ. Все культурно-духовные основы развития общества подвергнуты влиянию СМИ. Средства массовой информации создают общественную проблему, влияющую на межличностные отношения и на общественное мнение. Данные, поступающие от средств массовой информации, довольно-таки многообразны и имеют большие объемы. Огромное количество информации образует некоторую неопределенность в структуре общества. Все зависит, как информация повседневности воспринимается субъектом общества, как она обрабатывается. Приведем пример. Молодое поколение значительно отличается от своих родителей как духовно, так и социально. Это происходит потому, что поколение родителей во время формирования их сознания и мировоззрения получало информацию, заметно отличающуюся от нынешней. Свобода слова и действий СМИ всех направлений на современном жизненном этапе, на мой взгляд, пагубно влияет на подрастающее поколение. Здесь нужно учитывать практически полное отсутствие цензуры, которое искажает взгляды на мировоззрение (данные официальной статистики, социологических опросов и пр.). Такая дисгармония в информационном содержании приводит к культурному и социальному дисбалансу на уровне общества и личности. Существует интересное замечание Н. Бердяева, он писал, что в поднявшемся «мировом вихре в ускоренном темпе движения» все смещается со своих мест. Но в этом вихре могут погибнуть и величайшие ценности, может «не устоять человек», он «может быть разодран в клочья».

 

Неравномерность развития культуры повседневной информации становится главной проблемой современности. Выход из кризиса основывается прежде всего на устранении всего того, что мешает развертыванию грамотно созданной информации. Но в информации ли, созданной человеком, проблема? Данная проблема осознается философами и социологами, они считают, что за ней кроется страшная угроза, которая нависает над человечеством, и решение этой проблемы лежит в политике и самих людях. Этого можно достигнуть путем восстановления информационного порядка и законосообразности социальной жизни.

 

Помимо отрицательных факторов, как было сказано выше, существует и множество положительных. Искусственная информация повседневности является базисом, на котором строятся бытие и отношения среди людей. Это передача знаний, ценностей, норм и образцов индивидам, социальным группам и общностям. В какой-то степени она корректирует сознание человека. Коррективы вносятся на основе исследований информации при наличии негативных последствий. Идет постоянная регулировка информационных процессов. Предполагается учет социокультурной информации, целей, задач и построение идеальной модели развития информации повседневности путем знаний, ценностей, норм и образцов. Информация становится строительным материалом для построения взглядов на общество.

 

Современная жизнь отличается от всех прежних времен поразительными достижениями в увеличении роста информации в ее объеме. Общество должно адаптироваться к нынешним условиям. Но будем надеяться, что человечество со временем справится с нависшей проблемой коммуникативной информации. Человек – это не машина и ему присущи такие прерогативы как выбор, принятие обдуманных решений, т.е. мы получаем только те сигналы повседневной информации, которые играют определенную ценность для нас. Мы сами для себя выбираем важность получаемой информации.

 

В заключение хотелось бы сделать вывод. Любая повседневная информация создается обществом для удовлетворения его жизненных потребностей. Взаимодействуя друг с другом, человек передает и получает информацию для достижения своей цели. Накапливая информацию, общество формирует базу знаний, которая будет передаваться из поколения в поколения до тех пор, пока человечество не потеряет интерес к наполнению и развитию знаний.

 

Литература


1. Семенов М.В. Информатика: экзаменационные ответы для студентов вузов. Ростов-н/Д, 2000.
2. Фридланд А.Я. Информатика: процессы, системы, ресурсы. М., 2003.
3. Орлова Е.А. Я и другой (искусство общения). Тула, 1995.

 

 


 

Источник: analiculturolog.ru ИНФОРМАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ПОВСЕДНЕВНОСТИ, Ходяков В.В.

АНАЛИТИКА КУЛЬТУРОЛОГИИ №2(14), 2009

Ходяков В.В.
доцент МГПУ

 


 

Опубликовано на www.vakurov.ru
17.09.2009
Последнее обновление ( 17.09.2009 )
Просмотров: 5439
< Пред.   След. >
 

Того, кто не задумывается о далеких трудностях, непременно поджидают близкие неприятности.

Конфуций (Кун-Цзы)

Просмотров: